Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:13, дипломная работа
Целью дипломной работы является исследование механизма формирования налоговой базы по налогу на прибыль и разработка предложений по его совершенствованию.
Исходя из поставленной цели, были определены и решены следующие задачи:
• рассмотреть прибыль как экономическую категорию и как объект налогообложения;
• рассмотреть эволюцию налога на прибыль;
• провести анализ экономических показателей и структуры налоговых платежей на примере Муниципального унитарного предприятия города Хабаровска «Управляющая организация по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах». Далее (МУП г. Хабаровска «УО МКД»)
• рассмотреть механизм формирования налоговой базы по налогу на при-быль организаций на примере МУП г. Хабаровска «УО МКД»
• предложить основные направления совершенствования механизма формирования налоговой базы по налогу на прибыль;
• разработать рекомендации по оптимизации налога на прибыль организаций.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ………………………………………………………………………3
1.1 Сущность и значение налога на прибыль для экономики России……….6
1.2 Исторические аспекты развития налога на прибыль организации………6
1.3 Обязательные составные налогообразующие элементы …………………9
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ………………………………………..11
2.1 Характеристика деятельности муниципального унитарного предприятия г. Хабаровска «Управляющая организация по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах»…………………………………………….20
2.2 Учетная политика для целей налогообложения муниципального унитарного предприятия г. Хабаровска «Управляющая организация по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах»………………………….20
2.3 Практика формирования налоговой базы по налогу на прибыль организаций на примере муниципального унитарного предприятия «Управляющая организация по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных до-мах»……………………………………………………………………………………21
2.4 Несоответствие бухгалтерского и налогового учета…………………….33
2.5 Пути совершенствования механизма исчисления и уплаты налога на прибыль организаций…………………………………………………………………37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..45
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ……………………………
1.1 Сущность и значение налога на прибыль для экономики России……….6
1.2 Исторические аспекты развития налога на прибыль организации………6
1.3 Обязательные составные налогообразующие элементы …………………9
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ
ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО НАЛОГУ
НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ……………………………
2.1 Характеристика
деятельности муниципального
2.2 Учетная политика
для целей налогообложения
2.3 Практика
формирования налоговой базы по налогу на прибыль
организаций на примере муниципального
унитарного предприятия «Управляющая
организация по содержанию и ремонту общего
имущества в многоквартирных домах»………………………………………………………………
2.4 Несоответствие бухгалтерского и налогового учета…………………….33
2.5 Пути совершенствования механизма
исчисления и уплаты налога на прибыль
организаций…………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..45
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
Приложение
А Баланс (форма№1)…………………………………………………..
Приложение Б Отчет о прибылях и убытках (форма№2)…………………............54
Приложение В Декларация по налогу на прибыль…………………………………60
ВВЕДЕНИЕ
Налоги - важнейший
элемент экономических и
Одна из основных
задач государственной
Налог на прибыль занимает особое место в национальной бюджетно-налоговой системе, поэтому от эффективности механизма его взимания зависит результативность мер фискального воздействия государства на экономическую активность в стране.
С одной стороны, налог на прибыль - один из самых значительных элементов в общей структуре расходов организации, поэтому любое изменение налогового законодательства в части налогообложения прибыли оказывает серьезное влияние на деятельность хозяйствующего субъекта. В связи с этим стимулирующий потенциал налога на прибыль огромен и многие экономисты убеждены, что активизация его регулирующей функции должна быть одной из приоритетных задач экономической политики в ближайшие годы.
Переход экономики России на рыночные отношения потребовал создания системы налогообложения прибыли предприятий (юридических лиц). Принятие Верховным Советом Российской Федерации в 1991 году закона «О налоге на прибыль» является продолжением и углублением важнейшего элемента экономической реформы в России[1].
На сегодняшний день эта тема является актуальной, так как налог на прибыль представляет собой часть отношений экономического субъекта с государственными и контролирующими органами и нарушения в данной области могут повлечь за собой существенные последствия для экономического субъекта. Также актуальность темы подтверждается и тем фактом, что налог на прибыль является одной из основных доходных статей бюджетов большинства развитых стран, а в бюджете Российской Федерации занимает второе место после налога на добавленную стоимость.
Целью дипломной работы является исследование механизма формирования налоговой базы по налогу на прибыль и разработка предложений по его совершенствованию.
Исходя из поставленной цели, были определены и решены следующие задачи:
· рассмотреть
прибыль как экономическую
· рассмотреть эволюцию налога на прибыль;
· провести анализ экономических показателей и структуры налоговых платежей на примере Муниципального унитарного предприятия города Хабаровска «Управляющая организация по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах». Далее (МУП г. Хабаровска «УО МКД»)
· рассмотреть механизм формирования налоговой базы по налогу на прибыль организаций на примере МУП г. Хабаровска «УО МКД»
· предложить основные направления совершенствования механизма формирования налоговой базы по налогу на прибыль;
· разработать рекомендации по оптимизации налога на прибыль организаций.
Объектом исследования является прибыль, получаемая предприятием в результате хозяйственной деятельности и налог на прибыль, формируемый на предприятии.
Предметом исследования является Муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска «Управляющая организация по содержанию и ремонту общего имущество в многоквартирных домах» (МУП г. Хабаровска «УО МКД»).
Теоретической основой проведенного исследования послужили научные труды отечественных ученых, содержащих фундаментальные положения по проблеме налога на прибыль и его совершенствованию.
Методологической основой дипломной работы явились принципы диалектической логики, ретроспективный анализ, метод сравнения и аналогий, статистические методы.
Информационную базу исследования составили законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации, статистические материалы Федеральной службы государственной статистики (Росстата), Федеральной налоговой службы, бухгалтерская отчетность и налоговые декларации.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ
Налог на прибыль организаций — федеральный, прямой налог, взимаемый в Российской Федерации в соответствии с главой 25 налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ)[2]. Он играет важную роль в формировании доходной части бюджета. После НДС налог на прибыль организаций занимает второе место. Еще более значима его роль в формировании доходной базы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, где он занимает первое место в их доходных источниках.
Так как рассматриваемый налог является прямым налогом, т.е. напрямую воздействует на экономический потенциал налогоплательщика, то становятся понятными действия и устремления государства по активному воздействию на развитие экономики именно через механизм его применения. Благодаря непосредственной связи этого налога с размером полученного налогоплательщиком реального дохода через механизм предоставления или отмены льгот и регулирования налоговой ставки государство ограничивает или стимулирует ту или иную деятельность, инвестиционную активность в различных отраслях экономики и регионах. Значительную роль в регулировании экономики играет устанавливаемая государством амортизационная политика, напрямую связанная именно с налогообложением прибыли организаций.
Налог на прибыль, взимаемый с предприятий, объединений, организаций, учреждений, по существу, представляет собой плату хозяйствующего субъекта государству за использование экономического пространства, трудовых ресурсов, производственной, социальной и прочей инфраструктуры. Практически это одна из форм изъятия государством части чистого дохода предприятий.
Налог на прибыль является весьма эффективным инструментом воздействия на финансовое положение предприятий, повышающим (либо, наоборот, снижающим) их заинтересованность в развитии производства. Одновременно, как было сказано выше, налог на прибыль обеспечивает значительные поступления в государственный бюджет.
В России налог действует с 1992 года. Первоначально назывался «налог на прибыль предприятий», с 1 января 2002 года регулируется главой 25 НК РФ и официально называется «налог на прибыль организаций»[3].
Базовая ставка составляет 20 % (до 1 января 2009 года составлял 24 %): 2 % — зачисляется в федеральный бюджет, 18 % — зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Прибыль для российского налогообложения определяется согласно Налоговому кодексу РФ. Бухгалтерская прибыль и прибыль для целей налогообложения часто не совпадают из-за разницы в методах определения прибыли.
Налог на прибыль выполняет две основные функции: фискальную и регулирующую, которые взаимосвязаны и взаимозависимы, причем ни одна из них не должна развиваться в ущерб другой.
Налог на прибыль
организации выступает основным
предпринимательским налогом.
Методика исчисления налога на прибыль
организации по прошествии ряда лет показала
существенные просчеты. Налог постепенно
утратил стимулирующую функцию. Больше половины налогоплательщиков
не реагировали на уменьшение налоговых
ставок увеличением выпуска продукции.
Исчисление налога требовало пересмотра.
Налог на прибыль организаций является традиционно бюджетообразующим налогом. Фискальная природа налога и назначение его как средства финансового обеспечения деятельности государства неоспоримы. В доходах бюджетной системы Российской Федерации роль налога на прибыль организаций достаточно существенна. Также высока его роль в формировании доходной базы бюджетов субъектов РФ. Налог на прибыль организаций фактически является налогом на финансовый результат, сформированный в учете по факту совершения организацией всех хозяйственно значимых действий в истекшем периоде. На современном этапе прибыль занимает одно из важных мест в общей системе стоимостных инструментов рыночной экономики. Она обеспечивает экономическую устойчивость фирмы, гарантирует полноту ее финансовой независимости. В традиционном понимании прибыль выступает как наиболее значимый и практически единственный показатель успеха предприятия и хорошего управления им.[4]
Таблица 1 - Анализ поступлений по налогу на прибыль организаций
Показатель |
Года |
Темп роста,% | ||||
2009 |
2010 |
2011 |
2009/2010 |
2011/2010 |
2009/2011 | |
Налог на прибыль организаций в т.ч. в федеральный бюджет |
423 818,00 |
690 147,00 |
849 024,00 |
162,84 |
123,02 |
200,33 |
в консолидированный бюджет субъекта РФ |
5 267 632,00 |
10 629 935,00 |
12 751 436,00 |
201,80 |
119,96 |
242,07 |
Налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты бюджетной системы РФ , в т.ч. в федеральный бюджет |
357 537,00 |
577 882,00 |
807 541,00 |
161,63 |
139,74 |
225,86 |
в консолидированный бюджет субъекта РФ |
5 267 632,00 |
10 629 935,00 |
12 751 436,00 |
201,80 |
119,96 |
242,07 |
Налог на прибыль
организаций с доходов в федеральный бюджет |
6 085,00 |
3 654,00 |
5 666,00 |
60,05 |
155,06 |
93,11 |
Налог на прибыль организаций с доходов, полученных в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями, в т.ч. в федеральный бюджет |
45 200,00 |
76 346,00 |
13 606,00 |
168,91 |
17,82 |
30,10 |
Налог на прибыль организаций с доходов, полученных в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями, в т.ч. в федеральный бюджет |
8 148,00 |
21 988,00 |
19 453,00 |
269,86 |
88,47 |
238,75 |
Налог на прибыль организаций с доходов, полученных в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, в т.ч. в федеральный бюджет |
6 848,00 |
10 277,00 |
2 758,00 |
150,07 |
26,84 |
40,27 |