Формы и методы налогового контроля организаций при исчислении федеральных налогов и сборов в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 12:56, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является исследование форм и методов налогового контроля организаций при исчислении федеральных налогов и сборов в РФ. В соответствии с поставленной целью, в работе необходимо решить ряд задач:
- раскрыть понятие и сущность налогового контроля;
- рассмотреть теоретические аспекты форм и методов налогового контроля организаций при исчислении федеральных налогов и сборов в РФ;

Содержание

Введение……………………………………………………………………….....
3
Глава 1. Теоретические аспекты форм и методов налогового контроля организаций при исчислении федеральных налогов и сборов в РФ…………
5
1.1. Понятие и сущность налогового контроля………………………………...
5
1.2. Классификация форм и методов налогового контроля в РФ…………….
11
1.3. Налоговые проверки, как основная форма налогового контроля организаций при исчислении федеральных налогов и сборов в РФ………….
17
Глава 2. Налоговый контроль исчисления федеральных налогов и сборов в РФ и направления его совершенствования……………………………………..
23
2.1. Анализ поступления администрируемых ФНС России налогов и сборов в консолидированный бюджет РФ………………………………………………
23
2.2. Возможности повышения результативности проверок исчисления федеральных налогов и сборов и направления совершенствования налогового контроля в РФ……………………………………………………….
26
Заключение……………………………………………………………………….
33
Список литературы……………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа №4.docx

— 87.98 Кб (Скачать документ)

1) инвентаризация;

2) осмотр;

3) истребование

документов;

4) выемка документов;

5) проведение опроса;

6) экспертиза;

7) осуществление

перевода

Применение специальных приемов экономического анализа:

1) прием сравнений показателей;

2) детализация сводных показателей;

3) метод группировок;

4) метод факторного анализа.

 

 

Рис. 1. Система форм и методов  налогового контроля

 

Таким образом, вопрос об определении методов и  форм налогового контроля и их соотношении  продолжает оставаться дискуссионным. Так, Налоговый кодекс РФ определил  формы проведения налогового контроля, причем некоторые из них ранее  обычно относили к методам осуществления  налогового контроля (например, осмотр помещений и территорий).

Анализ классификаций, предложенных различными авторами научных  работ, был сделан вывод о том, что метод налогового контроля в  отличие от формы выражает собой отдельную теоретическую или практическую операцию или группу последовательно совершаемых операций.

 

1.3. Налоговые проверки, как основная  форма налогового контроля организаций  при исчислении федеральных налогов  и сборов в РФ

 

Налоговый контроль в России выражается в виде проведения налоговых проверок, основным составляющими  элементами которых являются иные контрольные  мероприятия, регламентированные положениями  ст.ст. 90-98 НК РФ. При этом следует согласиться с выводами исследований, проведенных А.А. Ялбулгановым, о том, что налоговые проверки обладают своими только им присущими специфическими чертами, которые позволяют отличать их от других видов проверок, проводимых уполномоченными контролирующими органами, согласно положениям главы 14 НК РФ. При этом условия для признания налоговой проверки следующие [45]:

  1. Проверка должна проводиться независимо от видов налогов и сборов должностными лицами налоговых органов в пределах их компетенции.
  2. Целью проверки должен быть контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
  3. Налоговые проверки проводятся в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.

Согласно  положениям ст. 87 НК РФ к налоговым  проверкам относятся камеральная  и выездная налоговые проверки.

Основные  элементы налоговых проверок, предусмотренные  Налоговым кодексом РФ:

- сроки проведения;

- проверяемый  период;

- проверяемые  налоги;

- место проведения;

- мероприятия  налогового контроля в рамках  проверки;

- основания  проведения проверки;

- документальное  оформление результатов проверки.

Необходимость проведения камеральных проверок возникает  в момент представления налогоплательщиком налоговой декларации или расчета  по какому-либо налогу по месту своего учета. С этого же момента исчисляется, установленный ст. 88 НК РФ срок проведения камеральной проверки равный трем месяцам. Проверяемый период, равно как  и проверяемый налог по камеральной  налоговой проверке будет соответствовать  налоговому или отчетному периоду, по которому представлена налоговая  декларация или расчет.

Сроки проведения и период, охватываемый выездной налоговой  проверки установлены ст. 89 НК РФ и  существенно отличаются от сроков, предусмотренных для камеральной  проверки. Период, за который возможно проведение выездной налоговой проверки включает в себя три календарных  года, предшествующих году проверки. Выездная налоговая проверка может быть комплексной  и охватывать все существующие налоги, или тематической - по определенному  налогу. На проведение выездной налоговой  проверки отводится два месяца. На первый взгляд, учитывая значительный проверяемый период, сроки проведения выездной проверки меньше, по сравнению  со сроками проведения камеральной  проверки. Но, с учетом особенностей данной формы налогового контроля и  в силу п. 6 ст. 89 НК РФ срок проведения выездной проверки решением вышестоящего налогового органа может увеличиваться  до шести месяцев по основаниям, предусмотренными Приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892, в том  числе [6]:

  1. проведение проверок налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших;
  2. получение в ходе проведения выездной налоговой проверки от внешних источников информации, свидетельствующей о наличии у проверяемого лица нарушений налогового законодательства и требующей дополнительной проверки;
  3. наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и т.п.) на территории, где проводится проверка;

4) проведение  проверок организаций, имеющих  в своем составе несколько  обособленных подразделений;

  1. непредставление проверяемым лицом документов, необходимых для проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки, в установленный п. 3 ст. 93 НК РФ срок;
  2. иные обстоятельства.

Таким образом, данный перечень оснований, по своей  сути, является открытым, и в целом  налоговому органу можно увеличить  срок проведения выездной налоговой  проверки в отношении любого налогоплательщика, мотивировав такую необходимость  у вышестоящего налогового органа.

Кроме того, выездная налоговая проверка в силу п. 9 ст. 89 НК РФ может быть приостановлена на общий срок, не превышающий 6 месяцев, по перечню оснований указанных  той же законодательной нормой, в  том числе:

  1. истребование документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ;
  2. получение информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;
  3. проведение экспертиз;
  4. перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

При этом, в случае не получения в течение шести месяцев приостановления информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации срок приостановления может быть дополнительно увеличен до трех месяцев.

В отношении  же камеральной проверки Налоговым  кодексом РФ или другими нормативно-правовыми  актами продление или приостановления  сроков проведения проверки не предусмотрено.

Камеральная налоговая проверка проводится на территории налогового органа, а выездная, как правило, на территории налогоплательщика.

В рамках проведения налоговых проверок налоговые  органы оперируют различными приемами и способами, в целях выполнения основной задачи контроля - установление соответствия фактического исполнения обязательств налогоплательщиками, плательщиками  сборов и налоговыми агентами положениям законодательства о налогах и  сборах, а также выявление и  предотвращение налоговых правонарушений. При этом всю совокупность применяемых  методов можно представить в  виде схемы (прил. 1) [41, с. 308].

В процессе проведения налоговых проверок организаций  при исчислении федеральных налогов  и сборов налоговые органы применяют  как общенаучные, расчетно-аналитические  методы, используемые также для иных видов контрольной деятельности, так и специально установленные  НК РФ методы для осуществления контроля исполнения налогоплательщиками, плательщиками  сборов и налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах.

Проведение  налоговых проверок - это фактически применение налоговыми органами совокупности различных групп методов, кроме  того, преобладание и эффективность  той или иной группы методов при  совершении проверки будет зависеть от специфики деятельности подконтрольного  субъекта, его налогового статуса, от вида проводимых проверок, от предмета проверки в целом. Тщательное планирование налоговых проверок путем изучения и подборки, наилучших в той  или иной ситуации методов позволит собрать необходимые данные о  степени своевременности и полноты  исполнения налоговых обязательств подконтрольными субъектами, выявить  или предотвратить, таким образом, правонарушение, сократив время проведения самой проверки.

Налоговое законодательство и его постоянные изменения предусматривают  при проведении камеральных проверок ряд значительных ограничений для  налоговых органов.

Так, например, в ходе камеральных проверок налоговых  деклараций по налогу на добавленную  стоимость (НДС) налоговые органы имеют  право требовать у налогоплательщика документы, подтверждающие налоговые вычеты, только в случае, если в налоговой декларации по НДС сумма налога исчислена к возмещению из бюджета. В других случаях, налоговые органы в рамках камеральных проверок имеют право требовать у налогоплательщика документы и пояснения, только для обоснования использования налогоплательщиком налоговых льгот, либо в случаях выявления ошибок в налоговой декларации или расчете и /или установления противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах.

Необходимо  отметить, что весомым отличием выездных проверок от камеральных является основание  проведения выездной налоговой проверки.

Камеральная налоговая проверка заключается  в проверке налоговых деклараций и расчетов, представленных налогоплательщиком по месту своего учета, в течение  трех месяцев с момента представления, то есть проведение камеральной проверки обусловлено представлением налоговой  декларации или расчета по какому-либо налогу в налоговый орган и  не требует оформления специального разрешительного документа на проведение проверки.

Проведение  выездных проверок налогоплательщиков осуществляется на основании квартального плана выездных проверок, который  составляется каждым налоговым органом, проводящим выездные налоговые проверки, то есть практически любой инспекцией, кроме инспекций по централизованной обработке данных (ЦОД) и управленческого  аппарата - управления ФНС по субъектам  РФ и ФНС России. Управленческий аппарат Федеральной налоговой  службы, под которыми в данном случае подразумеваются управления ФНС  по субъектам РФ и непосредственно  ФНС России, проводит повторные выездные проверки в рамках контроля за нижестоящими налоговыми органами [30, с. 231].

Обобщая вышеизложенное, можно выделить основные отличия выездных налоговых проверок от камеральных.

Во-первых, выездные налоговые проверки позволяют охватить большой период финансово-хозяйственной  деятельности (три календарных года). Во-вторых, возможность и рамки проведения выездной налоговой проверки не ограничены налоговой отчетностью, представленной налогоплательщиком по месту своего учета, то есть выездная налоговая проверка охватывает всю деятельность проверяемого лица. В результате могут быть произведены доначисления по тем налогам, которые налогоплательщиком не исчислялись и не уплачивались. В-третьих, только в рамках выездных налоговых проверок у налоговых органов есть возможность проводить определенные  мероприятия  налогового  контроля,  такие  как:  осмотр,  выемка, инвентаризация, а также включать в состав проверяющих сотрудников органов внутренних дел и таможенных органов и т.д. В-четвертых, на выездную налоговую проверку предусмотрено больше времени, чем на камеральную налоговую проверку, кроме этого, допускается приостановление и продление сроков проведения выездной налоговой проверки.

Таким образом, налоговый контроль в России выражается в виде проведения налоговых проверок, основным составляющими элементами которых являются иные контрольные мероприятия, регламентированные положениями ст.ст. 90-98 НК РФ.

Согласно  положениям ст. 87 НК РФ к налоговым  проверкам относятся камеральная  и выездная налоговые проверки.

В процессе проведения налоговых проверок организаций  при исчислении федеральных налогов  и сборов налоговые органы применяют  как общенаучные, расчетно-аналитические  методы, используемые также для иных видов контрольной деятельности, так и специально установленные  НК РФ методы для осуществления контроля исполнения налогоплательщиками, плательщиками  сборов и налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах.

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Налоговый контроль исчисления федеральных налогов  и сборов в РФ и направления  его совершенствования

2.1. Анализ поступления администрируемых ФНС России налогов и сборов в консолидированный бюджет РФ

Условия эффективного функционирования налоговой системы страны - устойчивый сбор налогов, своевременное выявление  потенциальных нарушителей налогового законодательства и дальнейший налоговый  контроль над ними, а также анализ его результатов.

Исходя из важности этих условий, проанализируем деятельность ФНС России по контролю за поступлением доходов в консолидированный бюджет (табл. 1).

 

Таблица 1

Поступления администрируемых ФНС  России налогов и сборов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2011-2012 гг.

Показатель

Январь - апрель 2011 г., млрд. руб.

Январь - апрель 2012 г., млрд. руб.

Абсолютное отклонение (+, -)

Темп роста/ снижения, %

Всего доходов консолидированного бюджета

3186

3494

308

109,67

из них:

Налог на добавленную стоимость (НДС)

604

663

59

109,77

Акцизы

174

229

55

131,61

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

558

637

79

114,16

Налог на прибыль организаций

855

706

-149

82,57

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

613

839

226

136,87

Имущественные налоги

244

255

11

104,51

Прочие налоги

138

165

27

119,57

Информация о работе Формы и методы налогового контроля организаций при исчислении федеральных налогов и сборов в РФ