Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 12:56, курсовая работа
Целью данной работы является исследование форм и методов налогового контроля организаций при исчислении федеральных налогов и сборов в РФ. В соответствии с поставленной целью, в работе необходимо решить ряд задач:
- раскрыть понятие и сущность налогового контроля;
- рассмотреть теоретические аспекты форм и методов налогового контроля организаций при исчислении федеральных налогов и сборов в РФ;
Введение……………………………………………………………………….....
3
Глава 1. Теоретические аспекты форм и методов налогового контроля организаций при исчислении федеральных налогов и сборов в РФ…………
5
1.1. Понятие и сущность налогового контроля………………………………...
5
1.2. Классификация форм и методов налогового контроля в РФ…………….
11
1.3. Налоговые проверки, как основная форма налогового контроля организаций при исчислении федеральных налогов и сборов в РФ………….
17
Глава 2. Налоговый контроль исчисления федеральных налогов и сборов в РФ и направления его совершенствования……………………………………..
23
2.1. Анализ поступления администрируемых ФНС России налогов и сборов в консолидированный бюджет РФ………………………………………………
23
2.2. Возможности повышения результативности проверок исчисления федеральных налогов и сборов и направления совершенствования налогового контроля в РФ……………………………………………………….
26
Заключение……………………………………………………………………….
33
Список литературы……………………………………………………
Источник: Статистика и аналитика
/ Официальный сайт Федеральной налоговой
службы (http://www.nalog.ru/ nal_statistik/sprav_analit/
В целом поступления в консолидированный бюджет в январе-апреле 2012 г. увеличились на 9,67% по сравнению с январем-апрелем 2011 г. Это свидетельствует о выполнении налогоплательщиками своих обязательств по налоговым платежам и повышении их добросовестности, а также об эффективности проведенных налоговыми органами контрольных мероприятий.
Анализируя данные по каждому виду налогов, можно сделать следующие выводы.
Поступления НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в консолидированный бюджет увеличились на 9,77% в январе - апреле 2012 г. по сравнению с соответствующим периодом 2011 г. Это связано с повышением качества администрирования данного налога. В числе основных мероприятий, касающихся совершенствования НДС, можно выделить следующие. Во-первых, со 2 сентября 2010 г. введена возможность обмена электронными счетами-фактурами (п. 1 ст. 169 НК РФ). Во-вторых, с начала 2010 г. в п. 2 ст. 169 НК РФ дополнительно установлено, что нельзя отказать покупателю в принятии предъявленных сумм НДС к вычету, если ошибки, допущенные при заполнении счетов-фактур, не препятствуют идентификации продавца или покупателя, наименований товаров (работ, услуг, имущественных прав), их стоимости, а также налоговой ставки и суммы налога. Эти меры способствовали сокращению числа претензий со стороны налоговых органов к заполнению счетов-фактур и, как следствие, снижению количества судебных разбирательств.
Поступления акцизов увеличились на 31,61% за счет повышения акцизных ставок, что обусловлено рядом причин. Во-первых, переиндексацией ставки по отношению к росту инфляции, что является нормой для интенсивного экономического развития страны. Во-вторых, повышением ставок на алкоголь и табак в свете реализации государственной социальной программы, направленной на оздоровление нации.
Суммы НДФЛ также выросли в анализируемом периоде: в январе-апреле 2012 г. в бюджет поступило 637 млрд. руб., что на 14,16% больше, чем в соответствующем периоде предыдущего года. Данная тенденция обусловлена ростом доходов населения.
Поступления налога на прибыль организаций, напротив, снизились на 149 млрд. руб., или 17,43%, по сравнению с 2011 г. Это связано, прежде всего, с тем, что большая часть суммы налога, подлежащая уплате в апреле 2012 г., была зачислена в бюджеты всех уровней в мае.
Сумма НДПИ увеличилась на 36,87%, что обусловлено повышением цены на нефть и индексацией ставок.
Поступления имущественных налогов выросли на 11 млрд. руб. вследствие увеличения ставок по ним. Исключение - налог на имущество физических лиц, сумма которого сократилась в 2,4 раза в январе-апреле 2012 г. по сравнению с январем-апрелем 2011 г., что связано с изменением с 1 января 2011 г. срока его уплаты.
Поступления транспортного налога снизились на 46,1% по сравнению с январем-апрелем 2011 г. Это также вызвано изменением с 1 января 2011 г. срока его уплаты.
Приведенные данные свидетельствуют,
что налоговая система в
Таким образом, условия эффективного
функционирования налоговой системы
страны - устойчивый сбор налогов, своевременное
выявление потенциальных
В целом поступления в консолидированный бюджет в январе-апреле 2012 г. увеличились на 9,67% по сравнению с январем-апрелем 2011 г. Это свидетельствует о выполнении налогоплательщиками своих обязательств по налоговым платежам и повышении их добросовестности, а также об эффективности проведенных налоговыми органами контрольных мероприятий.
2.2. Возможности повышения результативности проверок исчисления федеральных налогов и сборов и направления совершенствования налогового контроля в РФ
В настоящее время
Таблица 2
Результаты проверок налоговыми органами соблюдения законодательства о налогах и сборах в 2007-2010 гг.
Показатель |
На 01.01.2008 |
На 01.01.2009 |
На 01.01.2010 |
На 01.01.2011 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Доначислено по результатам камеральных проверок организаций и физических лиц, включая пени, тыс. руб. |
175 806 179 |
165 673 300 |
193 324 050 |
131 200 232 |
Продолжение табл. 2
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Из них по всем видам налогов (сборов), включая пени и штрафные санкции, тыс. руб. |
107 125 234 |
105 056 205 |
120 685 561 |
70 356 027 |
в том числе налогов, тыс. руб. |
94 407 237 |
93 312 015 |
106 710 563 |
61 503 015 |
Доначислено по всем видам налогов (сборов), включая пени и штрафные санкции, по результатам выездных проверок организаций, тыс. руб. |
160 461 640 |
192 633 585 |
240 622 685 |
240 392 147 |
в том числе налогов, тыс. руб. |
115 081 766 |
141 662 137 |
177 707 256 |
179 480 534 |
Доначислено по всем видам налогов (сборов), включая пени и штрафные санкции, по результатам выездных проверок физических лиц, тыс. руб. |
13 486 148 |
13 6 74 633 |
14 921 903 |
14 426 688 |
в том числе налогов, тыс. руб. |
7 457 184 |
7 531 155 |
9 950 338 |
10 006 571 |
Количество выездных налоговых проверок организаций |
67 431 |
55 030 |
55 479 |
51 439 |
Количество выездных налоговых проверок физических лиц |
30 569 |
25 140 |
22 375 |
17 451 |
Доначислено на одну выездную проверку организаций, тыс. руб. |
2379,64 |
3500,51 |
4337,18 |
4673,34 |
Доначислено на одну выездную проверку физических лиц, тыс. руб. |
441,17 |
543,93 |
666,90 |
826,69 |
Источник: Уточненные данные статистической
налоговой отчетности по форме №
2-НК (III раздел) по состоянию на 01.01.2012
в целом по Российской Федерации, а также
в разрезе субъектов Российской Федерации/
Официальный сайт Федеральной налоговой
службы (http://www.nalog.ru/nal_
Из данных табл. 2 следует, что показатель доначислений по результатам камеральных проверок организаций и физических лиц, включая пени, изменяется скачкообразно. Самый высокий результат доначисления приходится на 1 января 2010 г. Следовательно, 2009 год был самым результативным по данной процедуре. Этот скачок может быть обусловлен рядом причин, в частности совершенствованием законодательства.
Камеральных налоговых проверок проводится больше, чем выездных, т.к. охват налогоплательщиков по ним почти 100%, но темп их роста снижается, и, как следствие, снижаются доначисления: в 2009 году темп их роста составил 116,69%, а в 2010 году - 67,87%.
Анализируя показатель доначислений
по всем видам налогов (сборов), включая
пени и штрафные санкции, по результатам
выездных проверок организаций, можно
сказать, что в целом наблюдается
его увеличение примерно в 1,5 раза на
1 января 2011 г. по сравнению с 1 января
2008 г. Сумма этих начислений растет
с каждым годом из-за невыполнения
налогоплательщиками своих
Что касается показателя доначислений
по результатам проверок физических
лиц, то с 1 января 2008 г. по 1 января 2010 г.
он вырос на 10,6%, а с 1 января 2010 г.
по 1 января 2011 г. произошло его снижение.
Это могло быть вызвано дальнейшим
совершенствованием налогового администрирования,
а также нестабильностью
Суммы доначислений на одну выездную проверку организаций и физических лиц заметно увеличиваются в динамике за три года. Темп роста доначислений на одну проверку организаций с 1 января 2008 г. по 1 января 2011 г. увеличился на 96,39%, а на проверку физических лиц - на 87,39%. Это свидетельствует о большей эффективности проведения выездных налоговых проверок и означает, что по результатам практически каждой из них происходит доначисление налогов, пеней и штрафов.
Таким образом, проанализировав данные проверок соблюдения норм законодательства о налогах и сборах, можно отметить, что изменения происходят именно в те периоды, когда возникают какие-либо проблемы в системе налогового контроля или проводится ее совершенствование. Исходя из этого, необходимо повышать эффективность контроля, т.к. преобразования в налоговой системе без ущерба для доходной базы бюджета возможны лишь в сочетании с эффективным налоговым администрированием.
Соответствующими органами проводятся регулярные мероприятия по информированию налогоплательщиков и погашению имеющейся у них задолженности, однако последние тем не менее продолжают ее накапливать (табл. 3).
Таблица 3
Задолженность перед бюджетом по налогам (сборам), пеням и налоговым санкциям в 2007-2011 гг., тыс. руб.
Показатель |
На 01.01.2008 |
На 01.01.2009 |
На 01.01.2010 |
На 01.01.2011 |
На 01.01.2012 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Задолженность перед бюджетом по налогам и сборам |
574 908 979 |
559 069 470 |
689 979 842 |
693 079 807 |
653 638 705 |
В том числе: | |||||
Недоимка |
227 423 967 (39,56 %) |
223 495 936 (39,98 %) |
323 387 100 (46,87 %) |
315 489 608 (45,52 %) |
289 228 295 (44,25 %) |
Реструктурированная задолженность |
11 545 152 (2,01 %) |
38 737 985 (6,93 %) |
31 127 268 (4,51 %) |
25 409 684 (3,67 %) |
8 836 039 (1,35 %) |
Отсроченные (рассроченные) платежи |
416 725 (0,07 %) |
671 870 (0,12 %) |
463 469 (0,07 %) |
815 848 (0,12 %) |
447 680 (0,07 %) |
Задолженность, приостановленная к взысканию в связи с введением процедур банкротства |
138 402 810 (24,07 %) |
145 195 948 (25,97 %) |
151 747 527 (21,99 %) |
170 056 672 (24,54 %) |
199 135 936 (30,47 %) |
Продолжение табл. 3
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Задолженность, взыскиваемая судебными приставами по постановлениям о возбуждении исполнительного производства |
106 665 880 (18,55 %) |
85 123 155 (15,23 %) |
110 273 422 (15,98 %) |
121 186 921 (17,49 %) |
111 626 021 (17,08 %) |
Приостановленные к взысканию платежи |
90 454 445 (15,73 %) |
65 844 576 (11,78 %) |
72 981 056 (10,58 %) |
60 121 074 (8,67 %) |
44 364 734 (6,79 %) |
Задолженность перед бюджетом по пеням и налоговым санкциям |
436 887 759 |
407 793 681 |
454 953 743 |
395 513 304 |
329 417 967 |
Источник: Данные по формам статистической налоговой отчетности / Официальный сайт Федеральной налоговой службы (http://www. nalog. ru/nal_statistik/forms_stat/).
Из данных табл. 3 следует, что задолженность по налогам и сборам за пять исследуемых лет в динамике увеличилась, темп ее роста в 2010 году составил 120,55% по сравнению с 2007 годом, что выступает негативным фактором для доходной части бюджета.
Начиная с 2008 года прослеживается явная тенденция роста задолженности прошлых лет в совокупности с прибавлением новой (с 2008 по 2009 гг. она увеличилась на 23,4%), что обусловлено наступлением в августе 2008 года мирового экономического кризиса. За 2011 год задолженность сократилась на 5,69% по сравнению с 2010 годом. Причина этого - проводимые налоговыми органами мероприятия по принудительному взысканию задолженности с налогоплательщиков.
Анализируя данные табл. 3,
можно отметить, что наибольший удельный
вес в структуре задолженности
перед бюджетом по налогам и сборам
имеет недоимка. В рассматриваемом
периоде она колеблется от 39,5 до
46,9%. На втором месте в порядке
убывания задолженность, приостановленная
к взысканию в связи с
Задолженность, взыскиваемая судебными приставами по постановлениям о возбуждении исполнительного производства, так же как и задолженность, приостановленная к взысканию в связи с введением процедур банкротства, колеблется в пятилетнем периоде в интервале от 15,23 до 18,55%.