Формы и методы налогового контроля организаций при исчислении федеральных налогов и сборов в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 12:56, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является исследование форм и методов налогового контроля организаций при исчислении федеральных налогов и сборов в РФ. В соответствии с поставленной целью, в работе необходимо решить ряд задач:
- раскрыть понятие и сущность налогового контроля;
- рассмотреть теоретические аспекты форм и методов налогового контроля организаций при исчислении федеральных налогов и сборов в РФ;

Содержание

Введение……………………………………………………………………….....
3
Глава 1. Теоретические аспекты форм и методов налогового контроля организаций при исчислении федеральных налогов и сборов в РФ…………
5
1.1. Понятие и сущность налогового контроля………………………………...
5
1.2. Классификация форм и методов налогового контроля в РФ…………….
11
1.3. Налоговые проверки, как основная форма налогового контроля организаций при исчислении федеральных налогов и сборов в РФ………….
17
Глава 2. Налоговый контроль исчисления федеральных налогов и сборов в РФ и направления его совершенствования……………………………………..
23
2.1. Анализ поступления администрируемых ФНС России налогов и сборов в консолидированный бюджет РФ………………………………………………
23
2.2. Возможности повышения результативности проверок исчисления федеральных налогов и сборов и направления совершенствования налогового контроля в РФ……………………………………………………….
26
Заключение……………………………………………………………………….
33
Список литературы……………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа №4.docx

— 87.98 Кб (Скачать документ)

Приостановленные к взысканию  платежи с каждым годом уменьшаются, на начало 2012 года их число сократилось  на 8,94% (больше чем вполовину) по сравнению  с началом 2008 года, и это, безусловно, положительная динамика для налоговой  системы страны.

Реструктурированная задолженность  с 2007 по 2008 гг. увеличилась в три  раза, а с начала 2009 года прослеживается плавная тенденция убывания. Отсроченные (рассроченные) платежи составляют около 0,1% на протяжении пяти лет, что  говорит о стабильности данного  показателя в удельном весе задолженности  перед бюджетом по налогам и сборам.

Анализируя показатель задолженности  перед бюджетом по пеням и налоговым  санкциям, можно сделать вывод  о его изменчивости и постоянных колебаниях. С 2007 по 2008 гг. он снизился на 6,66%, затем увеличился на 4,14% в 2009 году по сравнению с 2007 годом, а в 2010-2011 гг. снизился в среднем на 17% по сравнению с 2007 годом.

Таким образом, необходимо разработать  и реализовать комплекс мер по сокращению задолженности перед  бюджетом по налогам, сборам, пеням  и налоговым санкциям, главным  образом, усовершенствовать и ужесточить процедуры контрольных мероприятий, что будет способствовать стабильности экономики и финансовой самостоятельности  государства.

В целом, исходя из проведенного анализа, можно сделать вывод: за счет проведения камеральных и выездных налоговых проверок увеличиваются  поступления налогов в бюджетную  систему России. Однако существуют и отрицательные моменты, а именно нежелание части налогоплательщиков исполнять свои обязанности и  сотрудничать с налоговыми органами. Возникает задолженность, в результате чего не в полной мере выполняются различные государственные программы. Налоговые органы должны адаптироваться к меняющейся экономике, повышать эффективность налогового контроля и совершенствовать его процедуры, выявлять резервы увеличения налоговых поступлений в бюджет и улучшать налоговую дисциплину [17, с. 48].

В частности налоговые  органы не могут обеспечивать всесторонний контроль правильности исчисления, полноты  и своевременности перечисления налоговых платежей в бюджет, к  тому же существуют лазейки для уклонения  от уплаты налогов. Для исправления  и улучшения ситуации следует:

- включить в обязанности  сотрудников отдела камеральных  проверок проведение мониторинга  финансово-хозяйственной деятельности  организаций;

- управлениям ФНС России  разработать, составить и согласовать  единые методики проведения выездных  налоговых проверок с описанием  конкретных методов и приемов;

- создать в инспекциях  ФНС России подразделения внутреннего  аудита для рассмотрения возражений  на акты выездных налоговых  проверок;

- в рамках основных  направлений работы налоговых  органов с налогоплательщиками  внедрить в практику электронный  документооборот, в результате  чего сократится численность  инспекторского состава отделов  по работе с налогоплательщиками,  т.е. снизятся затраты на проведение  налогового контроля;

- объединить на основе  налогового учета все виды  государственного, включая и паспортный  учет;

- усовершенствовать нормативно-правовую  базу налогообложения и налогового  контроля для оперативного перекрытия  возможных источников возникновения  налоговых нарушений;

- внедрить новые информационные  и образовательные технологии  в процесс подготовки кадров  инспекций ФНС;

- ввести соответствующую  систему поощрений для сохранения  качественного состава инспекций  и повышения заинтересованности  ее сотрудников в результатах  своего труда.

Данные мероприятия по совершенствованию налогового контроля будут способствовать стабильному  поступлению налогов и сборов в бюджеты всех уровней, а также  выполнению своей работы налоговыми органами на более высоком уровне.

В заключение отметим, что  условия эффективного функционирования налоговой системы страны - устойчивый сбор налогов, своевременное выявление  потенциальных нарушителей налогового законодательства и дальнейший налоговый  контроль над ними, а также анализ его результатов.

В целом поступления в  консолидированный бюджет в январе-апреле 2012 г. увеличились на 9,67% по сравнению  с январем-апрелем 2011 г. Это свидетельствует  о выполнении налогоплательщиками  своих обязательств по налоговым  платежам и повышении их добросовестности, а также об эффективности проведенных  налоговыми органами контрольных мероприятий.

Анализ данных проверок соблюдения норм законодательства о налогах  и сборах, позволил отметить, что  изменения происходят именно в те периоды, когда возникают какие-либо проблемы в системе налогового контроля или проводится ее совершенствование. Исходя из этого, необходимо повышать эффективность контроля, т.к. преобразования в налоговой системе без ущерба для доходной базы бюджета возможны лишь в сочетании с эффективным  налоговым администрированием.

Задолженность по налогам  и сборам за пять исследуемых лет  в динамике увеличилась, темп ее роста  в 2010 году составил 120,55% по сравнению  с 2007 годом, что выступает негативным фактором для доходной части бюджета.

Таким образом, необходимо разработать  и реализовать комплекс мер по сокращению задолженности перед  бюджетом по налогам, сборам, пеням  и налоговым санкциям, главным  образом, усовершенствовать и ужесточить процедуры контрольных мероприятий, что будет способствовать стабильности экономики и финансовой самостоятельности государства.

 

Заключение

 

Налоговый контроль – это  система общественных отношений, урегулированная  нормами различных отраслей права, по предупреждению, выявлению, пресечению отклонений в сфере финансовой деятельности государства по взиманию денежных средств  за счет налогов, сборов и таможенных пошлин, а также деятельность в  лице уполномоченных законодательством  органов по контролю за соблюдением  налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов налогового законодательства в порядке, установленном  НК РФ.

Вопрос об определении  методов и форм налогового контроля и их соотношении продолжает оставаться дискуссионным. Так, Налоговый кодекс РФ определил формы проведения налогового контроля, причем некоторые из них  ранее обычно относили к методам  осуществления налогового контроля (например, осмотр помещений и территорий).

Анализ классификаций, предложенных различными авторами научных работ, был сделан вывод о том, что  метод налогового контроля в отличие  от формы выражает собой отдельную  теоретическую или практическую операцию или группу последовательно  совершаемых операций.

Налоговый контроль в России выражается в виде проведения налоговых  проверок, основным составляющими элементами которых являются иные контрольные  мероприятия, регламентированные положениями  ст.ст. 90-98 НК РФ. Согласно положениям ст. 87 НК РФ к налоговым проверкам относятся камеральная и выездная налоговые проверки.

В процессе проведения налоговых  проверок организаций при исчислении федеральных налогов и сборов налоговые органы применяют как  общенаучные, расчетно-аналитические  методы, используемые также для иных видов контрольной деятельности, так и специально установленные НК РФ методы для осуществления контроля исполнения налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах.

Условия эффективного функционирования налоговой системы страны - устойчивый сбор налогов, своевременное выявление  потенциальных нарушителей налогового законодательства и дальнейший налоговый  контроль над ними, а также анализ его результатов.

В целом поступления в  консолидированный бюджет в январе-апреле 2012 г. увеличились на 9,67% по сравнению  с январем-апрелем 2011 г. Это свидетельствует  о выполнении налогоплательщиками  своих обязательств по налоговым  платежам и повышении их добросовестности, а также об эффективности проведенных  налоговыми органами контрольных мероприятий.

Анализ данных проверок соблюдения норм законодательства о налогах  и сборах, позволил отметить, что  изменения происходят именно в те периоды, когда возникают какие-либо проблемы в системе налогового контроля или проводится ее совершенствование. Исходя из этого, необходимо повышать эффективность контроля, т.к. преобразования в налоговой системе без ущерба для доходной базы бюджета возможны лишь в сочетании с эффективным  налоговым администрированием.

Задолженность по налогам  и сборам за пять исследуемых лет  в динамике увеличилась, темп ее роста  в 2010 году составил 120,55% по сравнению  с 2007 годом, что выступает негативным фактором для доходной части бюджета.

Таким образом, необходимо разработать  и реализовать комплекс мер по сокращению задолженности перед  бюджетом по налогам, сборам, пеням  и налоговым санкциям, главным  образом, усовершенствовать и ужесточить процедуры контрольных мероприятий, что будет способствовать стабильности экономики и финансовой самостоятельности  государства.

.

 

 

Список литературы

 

Законодательные, нормативные акты

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята  всенародным голосованием 12.12.1993) (с  учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции  РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СПС «КонсультантПлюс»
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.07.2012) // СПС «КонсультантПлюс»
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 03.12.2012) // СПС «КонсультантПлюс»
  4. Федеральный закон от 27.07.2006 № 137-ФЗ (ред. от 29.06.2012) «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013) // СПС «КонсультантПлюс»
  5. Федеральный закон от 27.07.2010 № 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования» // СПС «КонсультантПлюс»
  6. Приказ ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@ (ред. от 23.07.2012) «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению Акта налоговой проверки» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.02.2007 N 8991) // СПС «КонсультантПлюс»
  7. Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» // «КонсультантПлюс»
  8. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов (одобрено Правительством РФ 20.05.2010) // «КонсультантПлюс»
  9. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов (одобрено Правительством РФ 07.07.2011) // «КонсультантПлюс»
  10. Лимская декларация руководящих принципов контроля (Принята в г. Лиме 17.10.1977 - 26.10.1977 IX Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ)) // СПС «КонсультантПлюс»

 

Учебники, учебные пособия и  статьи

 

  1. Алехин А. П. Административное право России: учебник / А. П. Алехин, А. А. Кармолицкий; под ред. A. П. Алехина. - М.: Зерцало, 2007. - 686 с.
  2. Аронов А. В. Налоговая политика и налоговое администрирование: учебное пособие / А. В. Аронов, B. А. Кашин. - М.: Экономистъ, 2012. - 591 с.
  3. Белов Н. П. Контроль и ревизия в сельскохозяйственных предприятиях / Н. П. Белов. – М: Агропромиздат, 1988. - 67 с.
  4. Богданкевич Е. В. Налоговый контроль в сегодняшних условиях развития налоговой системы / Е. В. Богданкевич // Финансы и кредит. - 2010. - № 3. - С. 69-74.
  5. Бутынец Ф. Ф Организация и проведение ревизии в условиях механизации учета в потребкооперации / Ф. Ф. Бутынец. - М.: Статистика, 1976. - 28 с.
  6. Бычкова С. М. Налоговый контроль: виды и содержание / С. М. Бычкова // Аудиторские ведомости. - 2009. - № 2. - С. 39-43.
  7. Гализдра С. В. Налоговое администрирование необходимо совершенствовать / С. В. Гализдра // Финансы. - 2010. - № 3. - С. 47-48.
  8. Гончаренко Л. М. Налоги и налогообложение: Учебник для вузов / Л. М. Гончаренко. - М.: Финансы, 2011. - 469 с.
  9. Гончаренко Л. И. Налоговое администрирование: учебное пособие / Под науч. ред. Л. И. Гончаренко. - М.: КНОРУС, 2009. - 446 с.
  10. Дадашев А. З. Налоговый контроль в Российской Федерации / А. З. Дадашев, И. Р. Пайзулаев. - М.: КноРус, 2009. - 128 с.
  11. Дорофеева Н. А. Налоговое администрирование: учебник / Н. А. Дорофеева, А. В. Брилон, Н. В. Брилон. - М.: Дашков и К., 2010. - 296 с.
  12. Зрелов А. П. Формы налогового контроля / А. П. Зрелов // Налоги и налогообложение. - 2005. - № 6. - С. 29-33.
  13. Качанова Н. Н. Направления совершенствования организации налогового контроля в России для обеспечения его эффективности / Н. Н. Качанова, И. В. Линькова // Налоги и налоговое планирование. - 2012. - № 7. - С. 10-13.
  14. Кваша Ю. Ф. Организация и методы проведения налогового контроля / Ю. Ф. Кваша, М. Ф. Харламов // Налоги. - 2011. - № 31. - С. 6-8.
  15. Кормилицын А. С. Формы и методы налогового контроля / А. С. Кормилицын // Административное и муниципальное право. - 2008. - № 6. - С. 52-54.
  16. Красницкий В. А. Налоговый контроль в системе налогового администрирования / В. А. Красницкий. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 168 с.
  17. Миронов О. А. Налоговое администрирование / О. А. Миронов, Ф. Ф. Ханафеев. - М.: Омега-Л, 2009. - 288 с.
  18. Налоги и налоговое право: Учебное пособие / Под ред. А. В. Брызгалина. - М.: Аналитика-Пресс, 2011. - 638 с.
  19. Налоговый контроль и ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах / И. И. Кучеров, О. Ю. Судаков, И. А. Орешкин; под ред. И. И. Кучерова. - М.: Юринфор, 2001. - 256 с.
  20. Невская М. А. Налоговое администрирование: учебное пособие / М. А. Невская, М. А. Шалагина. - М.: Омега-Л, 2009. - 249 с.
  21. Новоселов К. В. Контроль налоговых органов за налогообложением прибыли организаций : автореф... канд. экон. наук: 08.00.10 / К. В. Новоселов. - Екатеринбург : Изд-во УрГЭУ, 2005. - 22 с.
  22. Ногина О. А. Налоговый контроль: вопросы теории / О. А. Ногина. - СПб.: Питер, 2012. – 160 с.
  23. Осокина И. В. Методические аспекты совершенствования выездных налоговых проверок крупнейших налогоплательщиков: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.10 / И. В. Осокина. - М., 2006. - 201 с.
  24. Пономарев А. И. Налоги и налоговое администрирование в Российской Федерации: учебное пособие / А. И. Пономарев, Т. В. Игнатова, М. А. Богатырев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 392 с.
  25. Попонова А. Н. Особенности расчета налогооблагаемой прибыли в Германии / А. Н. Попонова // Налоговое планирование. - 2007. - № 7. - С. 7-9.
  26. Поролло Е. В. Налоговый контроль: Принципы и методы проведения / Е. В. Поролло. – М.: Гардарика, 2006. – 280 с.
  27. Родионова В. М. Финансовый контроль: учебник / под ред. В. М. Родионовой, В. И. Шлейникова. - М.: ФБК-Пресс, 2002. – 320 с.
  28. Сигутов П. В. Направления совершенствования налогового контроля: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.10 / П. В. Сигутов. - Иркутск, 2005. - 219 с.
  29. Солярик М. А. Налоговый контроль по налогу на прибыль организаций / М.А. Солярик // Экономические науки (научно-информационный журнал). – 2007. - № 4. – С. 29-31.
  30. Сомоев Р. Г. Общая теория налогов и налогообложения: Учебное пособие / Р. Г. Сомоев. - М.: Прибор, 2010 – 176 с.
  31. Тимошенко В. А. Проверки налоговых органов: учебно-практическое пособие / В. А. Тимошенко, Л. В. Спирина. - М.: Дашков и Ко, 2009. - 400 с.
  32. Черник Д. Г. Налоги в рыночной экономике. - М.: Финансы, 2007. - 383 с.
  33. Шохин C. O. Бюджетно-финансовый контроль и аудит. Теория и практика применения в России: Научно-методическое пособие / С. О. Шохин, Л. И. Воронина. - М.: Академия, 2007. - 234 с.
  34. Яцков А. Ф. Налоговая система и налоговый контроль на субфедеральном уровне: автореф... канд. экон. наук: 08.00.10 / А. Ф. Яцков. – Саратов: Издательский центр Сарат. гос. соц.-экон. ун-та, 2004. - 18 с.

Информация о работе Формы и методы налогового контроля организаций при исчислении федеральных налогов и сборов в РФ