Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 10:20, дипломная работа
Целью данной бакалаврской работы является изучение сущности налогового контроля, его необходимость и принципы организации.
На основе этого можно определить задачи данной работы:
а) определение понятия государственного налогового контроля, принципов организации;
б) изучение основ организации контрольной работы налоговых органов;
в) изучение действующих форм и методов налогового контроля;
г) изучение действующих систем налогового контроля за рубежом.
Введение
Теоретические основы осуществления государственного налогового контроля
Введение 3
Сущность государственного налогового контроля 5
Виды и принципы организации государственного налогового контроля 12
Основные формы и методы государственного налогового контроля 20
Государственный налоговый контроль на современном этапе
Органы, осуществляющие государственный налоговый контроль в России и за рубежом
Опыт зарубежных стран по осуществлению государственного налогового контроля
Совершенствование государственного налогового контроля в России и за рубежом
Заключение
Метод налогового контроля представляет собой конкретный способ, прием проверки законности хозяйственных операций, правильности их отражения в документах, обнаружения правонарушений и преступлений (Титов А.С. Формы, методы, виды налогового контроля и их юридическое содержание // Финансовое право. 2005. N 6. С. 3.)
Н.В. Ковалев, М.В. Харламов, а также Ю.Ф. Кваша выделяют в качестве методов налогового контроля «формальную, арифметическую и нормативную проверку, а также встречную проверку» (Налоговый контроль: Учебное пособие Под ред. Ю.Ф. Кваши.- М.:Юрист,2007. - C. 184)ю
Группа соавторов Г.Г.Нестеров, А.Н.Попонова и А.В. Терзиди выделяют несколько иные группы методов государственного налогового контроля:
- методы документального контроля;
- методы фактического контроля;
- расчетно-аналитические методы;
-информативные.
В группу методов
документального контроля включаются
две основные подгруппы: организационно-правовые
методы (истребование и выемка документов)
и собственно методы документального
контроля (проверка соблюдения правил
составления, достоверности и подлинности
документов; нормативная проверка; арифметическая
(счетная) проверка документов и учетных
регистров; сличение документов с учетными
записями; изучение обоснованности бухгалтерских
проверок). Методы документального контроля
играют основную роль при проведении контрольно-проверочных
мероприятий. Они значительно трудоемки,
требуют знания законодательства, бухучета,
к ним трудно применить автоматизацию
(Демин А.В. Налоговое право России: Учебное
пособие. М., 2006. С. 118.)
Группа методов
фактического контроля
К расчетно-аналитическим
методам контроля относятся
Информативные
методы включают получение
(Налоговый контроль: научно-практический
комментарий положений законодательства
о налогах и сборах с обзором судебной
практики / Под. ред. А.А. Ялбулганова. Подготовлен
для системы "КонсультантПлюс". 2010.
С. 2.)
Многие
авторы формы и методы контроля употребляют
как взаимозаменяемые: трактуют формы
контроля как слагаемые его метода либо
методы контроля возлагают в основу классификации
его форм.
Е.Ю. Грачева и Э.Д. Соколова
не разделяют формы и методы налогового
контроля, представляя их как синонимы
(Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Налоговое право.
М., 2010. С. 90.)
Предлагаю
разделить понятия форм и методов налогового
контроля.
Под формами предлагаю понимать налоговые
проверки (выездную и камеральную) как
таковые. Под методами - действия налоговых
органов (комплекс мероприятий), осуществляемые
при проведении налоговых проверок (выездной
и камеральной): получение объяснений
налогоплательщиков, налоговых агентов
и плательщиков сбора, проверка данных
учета и отчетности, осмотр помещений
и территорий, используемых для извлечения
дохода (прибыли), и другие.
По мнению Е.В. Поролло, форма налогового контроля выражает содержание контрольного процесса, а в предложенной ею классификации налогового контроля присутствуют уже обозначенные применительно к финансовому контролю формы в зависимости от времени проведения, то есть предварительный, текущий и последующий контроль (Поролло Е.В. Налоговый контроль: принципы и методы проведения. М., 2007. С. 12.)
По мнению А.С. Титова, следует признать правильным понимание формы налогового контроля как способа конкретного выражения и организации контрольных действий. Специалистами, придерживающимися аналогичной точки зрения, выделяются такие основные формы налогового контроля, как:
а) Ревизия охватывает все (или почти все) стороны деятельности объекта контроля.
б) Проверка проводится по определенному кругу вопросов или теме путем ознакомления с определенными сторонами деятельности.
в) Надзор (наблюдение, мониторинг) производится контролирующими органами за хозяйствующими субъектами на предмет соблюдения последними установленных правил и нормативов.
В настоящее время
в ст. 82 Налогового кодекса РФ
устанавливаются следующие
Также многие ученые к методам налогового контроля как в форме государственного финансового контроля, к примеру, В.В. Бурцев, И.И. Кучеров, относят «ревизию, проверку, надзор, экспертизу нормативно-правовых актов и иных документов (включая касающиеся государственных программ, международных договоров и т.п.), в том числе их проектов», что, в настоящее время подвергается большим спорам, так, О.А. Ногина полагает, что «ревизия и надзор не могут быть формами контроля. Объектом налогового контроля являются денежные отношения публичного характера, для которых не характерна какая-либо «деятельность», охватываемая ревизией».
Однако все авторы сходятся
в одном - «налоговые проверки являются
основной, наиболее эффективной формой
контроля за соблюдением законодательства
о налогах и сборах» (Михайлова
О.Р. Выездная налоговая проверка как форма
налогового контроля // "Ваш налоговый
адвокат". 2008. N 3).
Основная форма
проведения налогового контроля из перечисленных
выше - налоговая проверка, которая
подразделяется на камеральную и выездную.
Согласно ст. 87 НК РФ, налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.
Если при проведение камеральных
и выездных налоговых проверок у
налоговых органов возникает
необходимость получения
Запрещается проведение налоговыми
органами повторных выездных налоговых
проверок по одним и тем же налогам,
подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком
за уже проверенный налоговый
период, за исключением случаев, когда
такая проверка проводится в связи
с реорганизацией или ликвидацией
организации –
Выездная налоговая проверка
является наиболее эффективной формой
налогового контроля, так как она
основана на изучении объективных, фактических
данных, которые не всегда предоставляются
налогоплательщиками в
Выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогоплательщика исключительно на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Выездная проверка не может продолжаться более 2-х месяцев, в исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной проверки до 3-х месяцев. При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение выездной проверки каждого филиала и представительства. Срок проведения выездной проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, за исключением времени с момента вручения требования о предоставлении документов и до момента их предоставления проверяющим.
Выездные проверки не могут проводиться в течение одного календарного года две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Данное правило совсем не исключает возможности проведения двух и более выездных налоговых проверок в течение одного календарного года в отношении одного и того же налогоплательщика, но по разным налогам или за разные периоды времени.
Выездная налоговая проверка одновременно является и наиболее трудоемкой проверкой, требующей больших затрат рабочего времени сотрудников и высокого уровня их квалификации. В связи с этим ее проведение целесообразно в первую очередь в тех случаях, когда затраты на ее проведение многократно перекрываются суммами дополнительно начисленных налогоплательщику налогов.
Заканчивается выездная налоговая проверка составлением справки о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и акта выездной налоговой проверки.
Камеральная проверка состоит
в выявлении ошибок, допущенных при
заполнении налоговых деклараций и
противоречий между сведениями, содержащимися
в представленных документах. Камеральная
проверка проводится налоговым инспектором
на основе налоговой, бухгалтерской
отчетности и других документов, которые
должны к ней прилагаться. К документам
налоговой и бухгалтерской
Налоговая отчетность должна быть представлена в налоговый орган по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде. Исключение касается налогоплательщиков, у которых среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превышает 100 человек. Такие налогоплательщики с 01.01.2008г. обязаны представлять налоговую отчетность только в электронном виде.
Срок проведения камеральной проверки составляет 3 месяца со дня предоставления налоговой декларации и последнего из документов, подтверждающих правильность расчетов и обоснованность запрашиваемых вычетов.
Направления, по которым проводится камеральная проверка, позволяют выделить следующие ее виды:
- формальную проверку;
- арифметическую проверку;
- нормативную проверку;
- непосредственную камеральную проверку.
Формальная проверка включает в себя проверку наличия всех установленных законодательством форм отчетности и документов (например, документов, подтверждающих предоставление налоговых льгот или подтверждающих экспорт продукции и т.д.). Проверяется также наличие и четкое заполнение всех предусмотренных правовыми актами обязательных реквизитов. Заполнение отчетности должно осуществляться ручкой, фломастером или методами машинной обработки. Не допускаются неоговоренные исправления. В случае отсутствия каких-либо данных в соответствующей строке ставится прочерк или делается ссылка об отсутствии оснований по заполнению определенных строк (форм). В ходе формальной проверки проверяется также наличие подписи налогоплательщика (руководителя и главного бухгалтера) и соответствии этих подписей имеющимся образцам. На представляемом втором экземпляре налоговой отчетности ставится отметка налогового органа о дате получения отчетности.
Информация о работе Государственный налоговый контроль в России и за рубежом