Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 22:12, курсовая работа
Целью данной работы является изучение налога на добавленную стоимость, как одного из основных налогов формирующих бюджет в Российской Федерации, его экономической роли, а также механизм исчисления и взимания налога на добавленную стоимость.
В процессе проводимого курсового исследования решаются следующие задачи:
- ознакомление с историей развития НДС в мире и в России;
- исследование экономической природы налога на добавленную стоимость, характеристика его основных элементов;
- анализ изменений в порядке взимания и исчисления НДС;
- анализ НДС как основного налога формирующего бюджет РФ.
Введение………………………………………………………………………………………...…3
1. Теоретические аспекты обложения НДС в Российской Федерации………. 5
1.1 История возникновения и развития НДС в мире и в России…………..……. 5
1.2 Экономическое содержание НДС, его место и роль в налоговой системе РФ………………………………………………………………………………………………… 10
2. Методика действующего порядка исчисления и взимания НДС в РФ….. 17
2.1 Плательщики НДС……………………………………………………………………..…18
2.2 Объект налогообложения по НДС…………………………………………………… 21
2.3 Налоговая база по НДС…………………………………………………………….……23
2.4 Порядок исчисления и уплаты НДС……………………………………….…………24
Заключение……………………………………………………………………..……………….32
3. Расчетная часть…………………………………………………………………………..34
3.1. Налог на доходы физических лиц ………………………………………………….. 34
3.2. Единый социальный налог ………………………………………………………..…. 41
3.3 Налог на добавленную стоимость ……………………………………………….….. 47
3.4. Налог на имущество организаций ………………………………………………….. 59
3.5. Транспортный налог …………………………………………………………………... 64
3.6. Налог на прибыль организаций ……………………………………………..……… 65
Список использованных источников …………………………………………………… 68
Приложение 1 ………………………………………………………...…………………….…. 70
Приложение 2 ………………………………………………………...…………………….…. 71
Приложение 3 ………………………………………………………...…………………….…. 72
Анализируя данные таблицы, нетрудно сделать вывод, что в основном ставки, применяемые в зарубежных странах, установлены на уровне 12–18 %, что несколько ниже ставки, действующей в Российской Федерации. В то же время в Дании и Финляндии размер ставки налога на добавленную стоимость превышает общеевропейский и составляет 22 - 24%.
Необходимо отметить, что количество применяемых ставок налога различно в разных странах: в Великобритании и Германии - две, во Франции - три, в Италии - четыре. В Великобритании, Ирландии и Португалии используется также нулевая ставка. Товары, облагаемые по данной ставке, отличаются от товаров, освобожденных от налога, тем, что владелец товаров в первом случае не только не платит налог при их реализации, но ему вдобавок возмещаются суммы НДС, уплаченные поставщикам.
Широкое распространение НДС в зарубежных странах с рыночной экономикой создало почву для появления его в России. Налог был введен 1 января 1992 года. Он пришел на смену налогу с оборота, просуществовавшего в стране около 70 лет, и так называемого «президентского» налога с продаж, введенного в декабре 1990 года. Оба предшественника НДС были эффективны только в условиях жесткого государственного контроля за ценообразованием. Налог с оборота взимался в основном в виде разницы между твердыми, фиксированными государственными оптовыми и розничными ценами, и его ставка колебалась от 20 до 300 % для различных видов продукции. Налог с продаж устанавливался в процентах к объему реализации и фактически увеличивал цену товаров на 5 %.
В связи с возросшей инфляцией налог с оборота утратил свою жизнеспособность и вместе с налогом с продаж был заменен налогом на добавленную стоимость. Новый налог выгодно отличался от ранее действовавших. Он был более эффективен для государства, так как обложению им подлежал товарооборот на всех стадиях производства и обращения. Можно было ожидать, что с расширением налоговой базы и ставок поступления будут расти. Также необходимо отметить, что НДС является менее обременительным для отдельного производителя, поскольку обложению подлежит не весь товарооборот, а лишь прирост стоимости, и тяжесть налога может быть распределена по всей цепи товарооборота. Это являлось немаловажным фактором в достижении равенства всех участников рынка. Следует также обратить внимание на такой факт, что налог на добавленную стоимость являлся более простой и универсальной формой косвенного обложения, так как для всех плательщиков устанавливался единый механизм его взимания на всей территории страны.
Первоначально ставка НДС была установлена на уровне 28 %. Спустя год она была снижена до 20%, и была введена льготная ставка в размере 10 % для продуктов питания и детских товаров по перечню. В этом виде налог и просуществовал до наших дней.
Можно отметить, что объективная необходимость введения НДС в Российской Федерации была обоснована рядом факторов:
1. пополнение доходов бюджета, испытывающего острый финансовый кризис и нуждающегося в стабильных налоговых поступлениях;
2. создание новой модели налоговой системы в соответствии с требованиями рыночной экономики;
3. присоединение к международному сообществу, широко применяющему данный налоговый механизм[4].
1.2 Экономическое содержание НДС, его место и роль в налоговой системе РФ
В развитых зарубежных странах существуют различные методики определения добавленной стоимости. Одна из них рассматривает ее как сумму заработной платы и получаемой прибыли. Согласно другой - добавленную стоимость можно определить как разницу между выручкой от реализации товаров и произведенными затратами. Можно заметить, что второй вариант определения добавленной стоимости значительно шире первого, так как помимо прибыли и заработной платы в расчет включаются также оперативно-хозяйственные расходы. Основываясь на этих двух методиках, можно выделить четыре механизма расчета НДС:
1) R * ( V + M ),
где R - ставка НДС;
V - величина заработной платы;
M - величина получаемой прибыли;
2) R * V + R * M;
3) R * ( O - I ),
где O - выручка от реализации товаров, работ, услуг;
I - произведенные затраты при производстве продукции;
4) R * O - R * I.
Как видно из формул первые две относятся к первой методике расчета добавленной стоимости на основе заработной платы и прибыли, а третья и четвертая формулы соответственно - ко второй методике исходя из выручки и произведенных затрат. Между собой первая и вторая формулы (как третья и четвертая) различаются по способу и последовательности расчета. Необходимо отметить, что порядок исчисления НДС в Российской Федерации основывается на второй методике определения добавленной стоимости, и расчет налога производится на основании четвертой формулы.
С появлением НДС и акцизов в налоговой системе РФ косвенные налоги стали открыто играть решающую роль при мобилизации доходов в бюджет. В консолидированном бюджете РФ поступления от НДС уступают только налогу на прибыль и составляют около четверти всех доходов. В то же время в федеральном бюджете РФ налог на добавленную стоимость стоит на первом месте, превосходя по размеру все налоговые доходы. Поступление в федеральный бюджет основных налоговых платежей за период с 1998 по 2002 г. можно проследить на основе данных, приведенных в таблицах №2 и №3.
Табл. 2. Поступление в федеральный бюджет основных налоговых платежей в 1998 - 2002 гг. (млрд. руб)[5]
| 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 |
Налоговые доходы | 309,97 | 399,50 | 942,91 | 1115,32 | 1726,31 |
в т.ч. НДС | 141,27 | 143,72 | 366,75 | 516,44 | 773,51 |
Налог на прибыль | 48,14 | 36,03 | 171,00 | 172,65 | 207,44 |
Подоходный налог | - | 25,23 | 27,54 | 1,90 | 207,44 |
Платежи за пользование природными ресурсами | 8,45 | 9,49 | 17,84 | 37,18 | 183,72 |
Табл. 3. Поступление в федеральный бюджет основных налоговых платежей в 1998 – 2002 гг. (в % к налоговым доходам[6])
| 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 |
НДС | 45,58 | 36,97 | 38,89 | 46,31 | 44,81 |
Налог на прибыль | 15,53 | 9,03 | 18,14 | 15,47 | 12,02 |
Платежи за пользование природными ресурсами | 2,72 | 2,34 | 1,89 | 3,33 | 10,64 |
Тенденции развития налога на добавленную стоимость в последнее время позволяют сделать вывод, что за ним сохранится ведущая роль среди прочих налогов и платежей в Российской Федерации.
В настоящее время перед Россией стоит проблема выбора пути дальнейшего развития, а перед учеными - задача разработки концепции, которая, основываясь на положительном опыте экономического развития и профессиональной оценке негативных последствий проводимых реформ, умело сочетала бы исторический опыт развития экономики России, ее особенности с перспективой прогрессивного экономического роста и решения проблемы выхода из финансового кризиса.
Одним из самых противоречивых в методологическом аспекте для российской налоговой системы является налог на добавленную стоимость (НДС). НДС введен в российскую налоговую систему в 1992 г. и действует в настоящее время в соответствии с гл. 21 Налогового кодекса РФ (НК РФ)[7].
Как недостатком в НК РФ считаем отсутствие правовой дефиниции "добавленная стоимость" и ее экономического содержания, нет и алгоритма исчисления добавленной стоимости.
Анализ и оценка суждений финансистов-налоговедов, критические статьи специалистов в области налогового права (С.В. Овсянникова, И.А. Майбурова, А.Ю. Гаганова, Ю.М. Лермонтова, Б.А. Минаева, Е.В. Кудряшовой, И.В. Трунина, В.А. Кашина) подтверждают, что изучение вопросов, касающихся нормативно-правового регулирования НДС, имеет огромную теоретическую и практическую значимость.
Налог на добавленную стоимость - косвенный налог, и необходимо учитывать три критерия отнесения налогов к косвенным: их перелагаемость, способ взимания налога и способ определения платежеспособности (согласно последнему критерию косвенные налоги причисляются к налогам на потребление).
В действующей редакции гл. 21 НК РФ существует противоречие между названием налога и фактическим механизмом его исчисления, которое в практике приводит к отрицательным последствиям.
Из названия налога - "налог на добавленную стоимость" - следует, что предметом его обложения является такая экономическая категория, как "стоимость", представляющая собой, согласно экономическому учению, оценку потребительским рынком результатов абстрактного труда и являющаяся (как количественное выражение такой абстракции) составной частью меновой стоимости реализуемого товара.
Структура меновой стоимости имеет агрегированную (сложную) природу и состоит из двух компонент - фиксированной и вариативной. Фиксированная компонента сторонами сделки не согласуется, поскольку использованные при создании нового товара сырье, материалы, услуги, орудия и средства производства как привходящие потребительные стоимости уже имели свои меновые стоимости в момент их приобретения и были перенесены на стоимость вновь произведенного товара, т.е. изначально подлежали учету при формировании размера его меновой стоимости.