Этапы становления налоговой системы РФ и ее реформирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 13:46, курсовая работа

Описание

Целью работы является подведение итогов реформирования налоговой системы Российской Федерации, выявление проблем ее функционирования.

В соответствии с поставленной целью в работе рассматривались следующие вопросы: раскрытие понятия и содержания налоговой системы и ее основных структурных элементов; проведение анализа действующей системы налогообложения в Российской Федерации; исследование основных этапов развития налоговой системы в России.

Объектом исследования, является процесс формирования современной налоговой системы Российской Федерации. Предмет - налоговая система России, а также совокупность теоретических и практических вопросов, связанных с её формированием и реформированием.

Работа состоит из  1 файл

НАЛОГИ Галенко П.С. Эуб-81 2003.doc

— 191.00 Кб (Скачать документ)

Курсовая  работа

По дисциплине: Налоги и налогообложение

На тему: Этапы становления налоговой системы РФ и ее реформирование 
 
 

Содержание 

 

      Введение

     Проводимая  в России с 1998 года налоговая реформа, подошла к своему завершению с принятием последних глав второй части Налогового кодекса РФ. И новая налоговая система в полном объеме начала действовать с 2006 года.

     Оценивая  прошедшие годы, следует помнить, что налоговая система России возникла и с первых же дней своего существования развивается в  условиях экономического кризиса. Но, тем не менее, она обеспечивает функционирование всего хозяйственного аппарата страны, позволяет, хотя и не без перебоев, финансировать неотложные государственные потребности, в основном отвечает текущим задачам перехода к рыночной экономике.

     Таким образом, актуальность темы обуславливается  необходимостью подведения итогов налоговой реформы, важностью продолжения оптимизации налоговой системы и налогового законодательства.

     Целью работы является подведение итогов реформирования налоговой системы Российской Федерации, выявление проблем ее функционирования.

     В соответствии с поставленной целью в работе рассматривались  следующие вопросы: раскрытие понятия и содержания налоговой системы и ее основных структурных элементов; проведение анализа действующей системы налогообложения в Российской Федерации; исследование основных этапов развития налоговой системы в России.

     Объектом  исследования, является процесс формирования современной налоговой системы  Российской Федерации. Предмет - налоговая  система России, а также совокупность теоретических и практических вопросов, связанных с её формированием и реформированием.

     Для современной России актуальной остается задача обеспечить формирование такой  системы налогообложения, которая  способствовала бы развитию экономики, формированию полноценных субъектов  рынка, с одновременным решением проблемы полноценного наполнения государственного бюджета и снижения налогового гнета, эффективного расходования бюджетных средств, достижения финансовой стабилизации с последующим переходом к экономическому росту. Налоговая должна быть направлена, на то, чтобы наряду с фискальной ролью налоговая система в условиях становления рынка все больше выполняла активную стимулирующую функцию. Чтобы соответствовать этим требованиям налоговая система России должна учитывать как свой не очень удачный первоначальный опыт формирования, так и опыт налоговых систем развитых государств.

     Курсовая  работа состоит из введения, двух частей (теоретической и практической), заключения и списка литературы.

     В теоретической части «Налоговая система России: сущность и принципы построения» раскрывается понятие налоговой системы и ее основных элементов, дается классификация налогов и определяется их экономическое содержание, подчеркивается роль налогов для государства, раскрываются сущность и принципы построения налоговой системы в Российской Федерации, проводится анализ основных этапов становления налоговой системы, подводятся итоги государственной налоговой политики на этих этапах.

 

     

      I. Налоговая система России: сущность и принципы построения

1.1. Понятие налоговой системы и  её элементов

 

     Современная российская налоговая система начала складываться на рубеже 1991-1992 гг., в  период политического противостояния, кардинальных экономических преобразований и перехода к рыночным отношениям. Отсутствие опыта правового регулирования  реальных налоговых отношений, сжатые сроки, отпущенные на разработку законодательства, экономический и социальный кризис в стране - все эти факторы непосредственно повлияли на ее становление.

     Законодательные основы ныне действующей налоговой  системы России были заложены в 1992 г., когда был принят большой пакет законов РФ об отдельных видах налогов. За прошедшие годы было много отдельных частных изменений, но основные принципы сохраняются. Первые попытки перейти к налоговой системе, отказавшись от порочной практики установления дифференцированных платежей из прибыли предприятий в бюджет, были сделаны еще во второй половине 1990-1991 гг. в рамках союзного государства. Но плохо подготовленные половинчатые шаги в этом направлении были заменены с 1992 г. более стройной структурой российского налогового законодательства. Общие принципы построения налоговой системы, налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи были определены Законом РФ от 27 декабря 1991 г "Об основах налоговой системы, в Российской Федерации" [2, с. 52].

     Прежде  всего, дадим определение  налоговой  системе. Если исходить из значения налоговой  системы для рыночной экономики, корректно утверждать, что налоговая  система - это государственная система  мер политического, экономического, административного, правового характера, направленная на исполнение доходной части бюджета, а также стимулирования роста внутреннего валового продукта (ВВП).

     В более узком значении, подразумевающем  ее внутреннее содержание, налоговая  система представляет собой совокупность налогов и сборов, взимаемых государством, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля [7, с. 24].

     Налоговая система включает в себя шесть  взаимосвязанных элементов:

    • Налоговые органы;
    • Налоговое законодательство;
    • Налоги;
    • Пошлины;
    • Сборы;
    • Другие платежи.

     Под налоговыми органами понимаются органы, участвующие в налоговых правоотношениях  и обеспечивающие взимание налогов  с налогоплательщиков. Однако налогоплательщики  не всегда добросовестно выполняют  свои обязанности перед государством, допускают различные нарушения налогового законодательства - от несвоевременного внесения в соответствующий бюджет налогов до умышленного уклонения от их уплаты. Поэтому в любом государстве любой общественно-экономической формации создается определенная система учета налогоплательщиков и контроля над полнотой и своевременностью уплаты ими начисленных налогов и обязательных платежей. В Российской Федерации эту функцию выполняют налоговые органы РФ. Их правовое положение определено Законом РФ "О налоговых органах Российской Федерации", НК РФ, и рядом других нормативно-правовых актов. Так, согласно ст. 30 НК РФ - налоговыми органами в РФ являются Министерство РФ по налогам и сборам и его подразделения в РФ. В случаях, предусмотренных законодательством РФ, полномочиями налоговых органов обладают таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов [3, с. 29].

     Первоначально, Государственная налоговая служба РФ, была создана 21 ноября 1991 года Указом президента РФ. В дальнейшем, 23 декабря 1998 г. - Указом Президента РФ Государственная налоговая служба России была преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, а в марте 2004 года - в Федеральную налоговую службу.

     Второй  элемент налоговой системы - налоговое  законодательство. Под налоговым законодательством понимают совокупность юридических норм, устанавливающих виды налогов и порядок их взимания на территории РФ и регулирующих отношения, связанные с возникновением, изменением и прекращением налоговых обязательств. Именно законодательная основа налогов, исключающая возможность неоднозначного толкования тех или иных положений, создает необходимые условия для подлинной защиты прав налогоплательщиков [6, c. 108].

     Конституционный Суд РФ отметил, что "установить налог или сбор можно только законом. Налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться "законно установленными". Конституция РФ не допускает взимания налога или сбора на основе указа, постановления, распоряжения или другого акта органа исполнительной власти.

     В действительности налоговые отношения  регулируются не только законами, но и  подзаконными актами. Однако необходимо учитывать, что только закон налагает на налогоплательщика соответствующие  обязанности. Поэтому федеральные  органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Федерации, исполнительные органы местного самоуправления, а также органы государственных внебюджетных фондов издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, только в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Эти акты не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах (ст. 4 части первой НК РФ) [1, Гл. 1, ст. 2].

     Вопрос  о налоговом законодательстве - это  не только вопрос о видах нормативных правовых актов, но и об отношениях, подлежащих урегулированию именно актами конкретного вида. По форме налоговое законодательство является совокупностью актов законодательных (представительных) органов. По содержанию налоговое законодательство является совокупностью норм, регулирующих вопросы налогообложения и сборов, отнесенные Конституцией РФ к ведению законодательных (представительных) органов власти.

     Налоговое законодательство - совокупность норм, содержащихся в законах РФ и принятых на их основе законах субъектов РФ, актов представительных органов местного самоуправления, устанавливающих систему налогов и сборов, общие принципы налогообложения и сборов, основания возникновения, изменения и прекращения отношений собственников и государства по уплате налогов и сборов, формы и методы налогового контроля, ответственность за нарушения налоговых обязательств [7, с. 49-50].

     Следующий элемент - налоги. Формирование доходов  федерального бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов РФ, а также  местных бюджетов осуществляется за счет трех основных видов источников - налогов, неналоговых доходов и прочих доходов [20].

     Налоги  представляют собой обязательные платежи, взимаемые органами государственной  власти с физических и юридических  лиц и поступающие в федеральный и местные бюджеты. Законодательное определение налога дано в ст. 8 части первой НК РФ. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований [9, с. 54].

     Налоги  выражают обязанности юридических  и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Главные принципы налогообложения - это равномерность и определенность. Равномерность - это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что порядок налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство так же определяет меры взыскания за невыполнение данного закона.

     Денежные  средства, вносимые в виде налогов, не имеют целевого назначения. Они  поступают в бюджет и используются на нужды государства. Государство  не предоставляет налогоплательщику  какой-либо эквивалент за вносимые в бюджет средства. Безвозмездность налоговых платежей является одной из черт составляющих их юридическую характеристику [5, с. 8].

     Внутреннее  содержание налогов проявляется  через их функции. Налоги выполняют  четыре важнейшие функции:

    • Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция);
    • Государственное регулирование экономики (регулирующая функция);
    • Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция);
    • Стимулирующая функция.

     Во  всех государствах, налоги в первую очередь выполняют фискальную функцию - изъятие части доходов предприятий  и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития (фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т. п.).

     Важную роль играет функция, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись - регулирующая. Рыночная экономика в развитых странах - это регулируемая экономика. Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций и т. п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей, способствует решению актуальных для общества проблем.

Информация о работе Этапы становления налоговой системы РФ и ее реформирование