Этапы становления налоговой системы РФ и ее реформирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 13:46, курсовая работа

Описание

Целью работы является подведение итогов реформирования налоговой системы Российской Федерации, выявление проблем ее функционирования.

В соответствии с поставленной целью в работе рассматривались следующие вопросы: раскрытие понятия и содержания налоговой системы и ее основных структурных элементов; проведение анализа действующей системы налогообложения в Российской Федерации; исследование основных этапов развития налоговой системы в России.

Объектом исследования, является процесс формирования современной налоговой системы Российской Федерации. Предмет - налоговая система России, а также совокупность теоретических и практических вопросов, связанных с её формированием и реформированием.

Работа состоит из  1 файл

НАЛОГИ Галенко П.С. Эуб-81 2003.doc

— 191.00 Кб (Скачать документ)

     Социальная (перераспределительная) функция налогов. Посредством налогов в государственном  бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так  и социальных, финансирование крупных  межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и т. п. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, добывающие отрасли и др.). Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

     Последняя функция налогов - стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Действительно, грамотно организованная налоговая система предполагает взимание налогов только со средств, идущих на потребление. А средства, вкладываемые в развитие производства, освобождаются от налогообложения полностью или частично. У нас в России это правило чаще не выполняется. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего, в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения. Эта льгота, конечно, очень существенная. Во многих развитых странах освобождаются от налогообложения затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Делается это по-разному. Так, в Германии указанные затраты включаются в себестоимость продукции и тем самым автоматически освобождаются от налогов. В других странах эти затраты полностью или частично исключаются из облагаемой налогом прибыли. Было бы целесообразно установить, что в состав затрат, освобождаемых от налога, полностью или частично, входят расходы на НИОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы). Другой путь - включать эти расходы в затраты на производство [8, с. 27-31].

     Пошлины и сборы. В отличие от налогов, при уплате пошлины или сбора всегда присутствуют специальная цель (за что конкретно уплачивается пошлина) и специальные интересы (плательщик в той или иной мере непосредственно ощущает возмездность платежа). Налоги тоже могут иметь специальную цель (целевые налоги), однако они никогда не бывают индивидуально (непосредственно) возмездными. Цель взыскания пошлины или сбора состоит лишь в покрытии без убытка, но и без чистого дохода, издержек учреждения, в связи с деятельностью которого взимается пошлина. Размер пошлины или сбора определяют исходя из характера и размера услуги (принцип эквивалентности) и устанавливают, как правило, в конкретной сумме.

     Виды  пошлин различны. Выделяют пошлины, взимаемые  в связи с предоставлением  административных услуг (например, за рассмотрение ходатайства о получении или прекращении гражданства); пошлины, взимаемые за предоставление какого-либо права (например, за выдачу разрешений на право охоты); пошлины, взимаемые как компенсация за определенные расходы общества в интересах конкретных лиц (например, пошлины с владельцев крупнотоннажных транспортных средств, оказывающих повышенное разрушающее действие на автодороги).

     В российском законодательстве существуют три вида пошлин:

  • Государственная;
  • Регистрационная;
  • Таможенная.

     Государственная пошлина взимается за ряд услуг в пользу плательщика - принятие исковых заявлений и других документов судом, регистрация актов гражданского состояния, выдача документов и др., а также за предоставление особого права (например, право на охоту).

     Регистрационные пошлины взимаются при обращении лица с заявкой о выдаче патентов на изобретение, промышленный образец, полезную модель и др. Таможенные пошлины взимаются при совершении экспортно-импортных операций.

     В соответствии с НК РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений. К категории "сборы" можно отнести предусмотренные НК РФ (ст. 13-15) государственную пошлину, таможенные сборы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, а также федеральные, региональные и местные лицензионные сборы.

     К понятию "другие платежи" относят  обязательные отчисления в государственные  внебюджетные фонды, такие, как Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Фонд занятости, Фонд социального страхования, дорожные федеральный и территориальные фонды. По своей социально-экономической сущности отчисления во внебюджетные фонды носят сугубо налоговый характер [9, с. 72].

 

1.2. Виды налогов Российской налоговой  системы

     Группировка налогов по методам их установления и взимания, характеру применяемых ставок и объектов обложения и ряду других признаков представляет собой классификацию налогов. В первую очередь налоги классифицируются в зависимости от того, какой уровень власти устанавливает важнейшие элементы налога и вводит его в действие. По этому признаку налоги подразделяются на государственные и местные. Исходя из федерального устройства Российской Федерации, государственные налоги подразделяются на федеральные и региональные (налоги субъектов Федерации). В связи с этим систему налогов Российской Федерации необходимо характеризовать как совокупность федеральных, региональных и местных налогов.

     Федеральные налоги в России установлены НК РФ и являются обязательными к уплате на всей территории страны. Региональные налоги вводятся в действие законами субъектов Федерации и являются обязательными к уплате на территории соответствующего субъекта Федерации. При этом перечень указанных налогов также установлен НК РФ. Устанавливая региональные налоги, представительные органы субъектов Федерации определяют налоговые ставки по соответствующим видам налогов, но в пределах, установленных НК РФ, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налогов. Все остальные элементы региональных налогов установлены соответствующей главой НК РФ. Таков же порядок введения в действие местных налогов.

     При этом важно отметить, что разделение налогов на федеральные, региональные и местные не означает, что они  жестко закреплены и должны полностью  перечисляться исключительно в соответствующий бюджет. Распределение большинства налогов между бюджетами разных уровней в Российской Федерации осуществляется бюджетным законодательством, и происходит это, как правило, ежегодно при утверждении соответствующих бюджетов. Именно в ходе бюджетного планирования в Российской Федерации устанавливаются доли каждого налога, поступившего на данной территории, в соответствующих бюджетах с целью осуществления регулирования доходной базы всех бюджетов.

     Первой  частью НК РФ в России установлено  в целом 26 налогов и сборов, в том числе 14 федеральных, 7 региональных и 5 местных налогов. При этом для конкретного налогоплательщика количество уплачиваемых налогов несравненно меньше, чем это предусмотрено в Кодексе, поскольку в их числе достаточно много специфических налогов, уплата которых возложена на ограниченное число предприятий. К таким налогам относятся, в частности, акцизы, налог на добычу полезных ископаемых, лесной налог и ряд других. Кроме того, значительное число включенных в налоговую систему России налогов уплачивается физическими лицами. Одновременно с этим установленный в Кодексе перечень налогов содержит для организаций-налогоплательщиков и альтернативные виды налогов. В частности, добывающие предприятия получают возможность вместо акцизов на природный газ уплачивать по новым скважинам налог на дополнительные доходы от добычи углеводородов, который возникает при достижении определенного уровня окупаемости затрат в добычу газа и прогрессивно возрастает по мере увеличения добычи. Одновременно с этим следует отметить, что из всего многообразия видов налогов, установленных в налоговой системе России, фактически пять налогов (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины и налог на доходы физических лиц) с фискальной точки зрения являются решающими. Они играют на протяжении всех лет создания основ механизма рыночных отношений в России, решающую роль в формировании доходов российской бюджетной системы. Вместе с тем первые четыре налога являются определяющими с точки зрения налоговой нагрузки на налогоплательщиков - юридических лиц.

     Важно подчеркнуть, что перечень региональных и местных налогов, с принятием  НК РФ, стал исчерпывающим, т. е. ни один орган законодательной власти субъекта Федерации и представительный орган местного самоуправления не имеет права ввести ни одного налога, не предусмотренного Кодексом. Это качественно изменило условия хозяйствования для предприятий, достаточно резко повысило их уверенность в незыблемости налоговой системы. Вместе с тем в части федеральных налогов их перечень, хотя и установлен в Кодексе, может существенно изменяться решением федеральной законодательной власти. Так, с момента вступления в действие части первой НК РФ были введены и через непродолжительное время отменены такие экзотические налоги, как сбор за пограничное оформление, налог на отдельные виды транспортных средств. Это является возможным исключительно потому, что Кодекс не запрещает этого делать, а также в связи с тем, что в нем отсутствует положение о том, что введение нового налога должно сопровождаться отменой одного из действующих [7, с. 18].

     В зависимости от метода взимания, налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика. В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. Примером прямого налогообложения в российской налоговой системе могут служить такие налоги, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налоги на имущество как юридических, так и физических лиц, и ряд других налогов. В данном случае основанием для обложения служат владение и пользование доходами и имуществом.

     Косвенные налоги взимаются в процессе движения доходов или оборота товаров, работ и услуг. Эти налоги включаются в виде надбавки в цену товара, а также тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем-покупателем. Владелец (производитель или продавец) товара, работы или услуги при их реализации получает с потребителя одновременно с ценой и налоговые суммы, которые затем перечисляет государству. Поэтому косвенные налоги нередко называют налогами на потребление. Таким образом, указанные налоги в основном предназначаются для перенесения реального налогового бремени с производителя на конечного потребителя и как следствие - для более равномерного распределения общей фискальной нагрузки между всеми налогоплательщиками. Примером косвенного налогообложения могут служить НДС, акцизы, таможенные пошлины [3, с. 19-20].

     Исключительные особенности имеет российская налоговая система в части классификации налогов по субъекту уплаты. Анализ структуры налоговой системы России в зависимости от субъекта уплаты налогов свидетельствует о преобладании налогов, уплачиваемых юридическими лицами. Из 23 видов налогов (без лицензионных сборов), установленных налоговой системой России, 15 налогов уплачиваются юридическими лицами, уплата 5 налогов возложена как на юридических, так и на физических лиц, и только 3 налога платят исключительно физические лица. Специфика структуры российской налоговой системы в части субъекта уплаты налогов вызвана следующими обстоятельствами. Во-первых, это связано с низким жизненным уровнем абсолютного большинства населения Российской Федерации и вызванной этим недостаточной налоговой базой. Во-вторых, в структуре населения страны высокий удельный вес занимают лица предпенсионного и пенсионного возраста, доходы которых объективно ниже остальной части населения. В-третьих, существенную роль играет и созданная в стране система уклонения от уплаты налогов, используемая преимущественно лицами, имеющими наиболее высокий уровень доходов. В результате этого отсутствует реальная налоговая база налогоплательщиков - физических лиц. При этом важно подчеркнуть, что в России степень сокрытия личных доходов значительно выше, чем доходов корпораций.

     По  принадлежности к звеньям бюджетной  системы налоги подразделяются на регулирующие и закрепленные. На основании бюджетного законодательства РФ при утверждении  соответствующих бюджетов осуществляется распределение большинства налогов между бюджетными уровнями. Иными словами, в ходе бюджетного планирования регулируются доходные базы бюджетов путем установления доли каждого налога, поступившего на данной территории, в соответствующих бюджетах. В связи этим указанные налоги называются регулирующими. Таким образом, регулирующие налоги - это те налоги, от которых в процессе бюджетного планирования производятся отчисления в бюджеты нижестоящего уровня с целью улучшения их сбалансирования.

     В отличие от них закрепленные налоги, на постоянной основе закреплены за бюджетами соответствующего уровня и не могут зачисляться в бюджеты другого уровня. Ярким примером закрепленных налогов являются местные налоги, которые зачисляются исключительно в местные бюджеты. Регулирующую же роль выполняют в основном федеральные и региональные налоги. Исключение составляют те из них, доли или ставки которых в налоговом законодательстве закреплены за тем или иным бюджетом. Примером закрепленного федерального налога может служить налог на прибыль [3, с. 28].

     По  объекту обложения налоги также  подразделяются на несколько видов. Среди прямых налогов выделяют реальные (имущественные), ресурсные (рентные), личные, вмененные и взимаемые с фонда  оплаты труда. Реальными налогами облагаются продажа, покупка или владение имуществом, и их взимание не зависит от индивидуальных финансовых возможностей налогоплательщика. К ним, в частности, относятся земельный налог, налог на имущество, налог на недвижимость и другие. С реальными налогами тесно связаны ресурсные платежи, взимание которых определяется разработкой, использованием и добычей природных ресурсов. К этой группе налогов следует отнести налог на добычу полезных ископаемых, акцизы по подакцизным видам минерального сырья, земельный налог и некоторые другие. В отличие же от реальных налогов личные налоги учитывают финансовое положение налогоплательщика и его платежеспособность. Они взимаются с доходов физических и юридических лиц способом "у источника" или "по декларации". Примером личного обложения могут служить налог на прибыль, налог на доходы физических лиц. Отличительной особенностью налогов, включенных в группу вмененных, является то, что здесь объектом обложения выступает доход, определяемый государством, который не зависит от фактических финансовых показателей деятельности и определяется потенциальными возможностями налогоплательщика, связанными с владением и распоряжением имеющегося у него имущества [3, с. 17-19].

Информация о работе Этапы становления налоговой системы РФ и ее реформирование