Этапы становления налоговой системы РФ и ее реформирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 13:46, курсовая работа

Описание

Целью работы является подведение итогов реформирования налоговой системы Российской Федерации, выявление проблем ее функционирования.

В соответствии с поставленной целью в работе рассматривались следующие вопросы: раскрытие понятия и содержания налоговой системы и ее основных структурных элементов; проведение анализа действующей системы налогообложения в Российской Федерации; исследование основных этапов развития налоговой системы в России.

Объектом исследования, является процесс формирования современной налоговой системы Российской Федерации. Предмет - налоговая система России, а также совокупность теоретических и практических вопросов, связанных с её формированием и реформированием.

Работа состоит из  1 файл

НАЛОГИ Галенко П.С. Эуб-81 2003.doc

— 191.00 Кб (Скачать документ)

     В частности, единый налог на вмененный  доход взимается с потенциально возможного валового дохода плательщика данного налога за вычетом потенциально необходимых затрат, рассчитываемого с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение такого дохода, на основе данных, полученных путем статистических исследований, в ходе проверок налоговых органов, а также оценки независимых организаций. При этом базовая доходность представляет собой условную доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя (единица площади, численность работающих, и другие), характеризующего определенный вид деятельности в различных сопоставимых условиях [6, с. 45].

     Одновременно  при исчислении единого налога на вмененный доход используются повышающие (понижающие) коэффициенты базовой  доходности - коэффициенты, показывающие степень влияния того или иного фактора (место деятельности, вид деятельности) на результат предпринимательской деятельности, осуществляемой на основе свидетельства об уплате единого налога. Следует отметить, что единый налог на вмененный доход пока еще "не нашел себя" в российской налоговой системе ни в фискальном, ни в стимулирующем смысле.

     По  способу обложения налоги российской налоговой системы классифицируются по трем группам в зависимости  от способов взимания налогового оклада: "у источника", "по декларации" и "по кадастру". Исчисление и изъятие налога "у источника" обычно осуществляется органом, который выплачивает доход. Этим способом в российской налоговой системе взимается налог на доходы физических лиц, а также облагаются отдельные виды доходов по налогу на прибыль организаций (акциям и другим ценным бумагам). В данном случае налог удерживается фактически одновременно с выплатой дохода, что исключает возможность уклонения от его уплаты. Сумма изъятого налога переводится сборщиком - налоговым агентом непосредственно в бюджет. Этот способ нередко сопровождается подачей декларации в налоговые органы. В частности, такое сочетание в российской налоговой системе широкое распространение получило до 2001г. по налогу на доходы физических лиц, когда в условиях обложения совокупного годового дохода по прогрессивной шкале обложения при изъятии у налогоплательщика налога по месту его получения многие из них по истечении налогового периода представляли в налоговый орган декларацию о совокупном годовом доходе.

     Российское  налоговое законодательство предусматривает  взимание налога "по декларации", в частности при уплате налогов  физическими лицами, занимающимися  предпринимательской деятельностью  без образования юридического лица (нефиксированные доходы). В отношении юридических лиц применение этой формы уплаты налога предусматривается по таким видам налогов, как налог на прибыль, налог на имущество, НДС, акцизы. Способ взимания налогов "по кадастру" применяется в российской налоговой системе при обложении транспортным налогом, налогом на отдельные виды имущества [10, с. 62].

     В зависимости от применяемых ставок налогообложения налоги подразделяются на прогрессивные, регрессивные, пропорциональные и кратные минимальному размеру  оплаты труда [10, с. 437].

     В отличие от налоговых систем других стран в России редко используется прогрессивное налогообложение. Прогрессивные ставки применяются в отношении лишь отдельных налогов, не играющих существенной фискальной или регулирующей роли. До 2001г. в налоговой системе России обложение доходов физических лиц строилось на основе прогрессивных ставок, при этом диапазон прогрессии в отдельные годы достигал от 12 до 45%. Начиная с первого года нового тысячелетия, в России установлена практически единая ставка обложения в размере 13%.

     В настоящее время прогрессивное  налогообложение применяется фактически в двух случаях. Во-первых, при налогообложении  имущества физических лиц, когда  ставки налога возрастают в зависимости  от стоимости принадлежащего гражданам  недвижимого имущества. Во-вторых, прогрессивные ставки применяются при налогообложении транспортных средств в зависимости от мощности двигателя. Регрессивное налогообложение возникло в России с принятием НК РФ и начало действовать с 2001-2009 гг. в отношении одного налога - ЕСН. По данному налогу ставка уменьшалась по мере возрастания размера денежных выплат и других форм компенсаций работникам организации. Введение регрессивных ставок было вызвано необходимостью стимулирования работодателей в части реального отражения производимых работникам выплат и ликвидации получивших широкое распространение в стране теневых форм выплаты заработной платы и других вознаграждений работникам.

     В российской налоговой системе преимущественно  устанавливаются и применяются  пропорциональные ставки налогообложения. При данном налогообложении ставка действует в одинаковом проценте к объекту обложения, т. е. без учета изменений его величины. Такие ставки применяются в отношении НДС, акцизов, налога на доходы физических лиц, таможенной пошлины. Налогообложение прибыли юридических лиц также осуществляется на пропорциональной основе.

     В зависимости от назначения налоги в  налоговой системе Российской Федерации  подразделяются на общие (обезличенные) и специальные (целевые). Отличительной  особенностью общих налогов является то, что они после поступления в бюджет любого уровня обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.

     В отличие от них специальные налоги, имея строго целевое назначение, закреплены за определенными видами расходов. Примером специального налога мог служить ЕСН, поступления от которого зачислялись не только в федеральный бюджет, но и во внебюджетные государственные социальные фонды. При этом ставка ЕСН, учитывая его целевой характер, предусматривала его распределение, как в федеральный бюджет, так и по каждому фонду - Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования [6, с. 52-56].

     Экономическое единство системы налогов - непременное условие реализации принципа обоснованности в макроэкономическом масштабе. При разработке системы налогов должно учитываться влияние налогообложения на экономику страны в целом. Наиболее обобщенным показателем, характеризующим это влияние, является налоговый гнет (налоговое бремя). Он определяется как отношение общей суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту. Иными словами, налоговое бремя показывает, какая часть произведенного обществом продукта перераспределяется через бюджетные механизмы [4, с. 84].

 

1.3. Этап становления налоговой системы  России (1991-1998 гг.)

     До  начала перестройки, в условиях жестко централизованной системы управления и преобладания в экономике государственного сектора в СССР фактически отсутствовала налоговая система, хотя и существовали отдельные ее элементы. Налоги как таковые были установлены исключительно для кооперативного и частного секторов, доля которых в экономике была исключительно мала и не играла практически никакой роли, а также для личных доходов граждан. В частности, поступления подоходного налога с населения составляли не более 5-6% доходов государственного бюджета страны. При этом основным предназначением указанного налога являлось перераспределение доходов лиц, не относящихся к категории рабочих и служащих. Это обеспечивалось тем, что для большинства физических лиц применялась налоговая ставка в размере 8,2-13%. Тогда как налог с доходов лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, взимался по значительным ставкам. Например, для кустарей и ремесленников ставка подоходного налога составляла 81%. Все другие формы платежей государственных предприятий в бюджет, хотя нередко и имели налоговое звучание (налог с оборота, плата за трудовые ресурсы и другие), налогами по своей экономической сути не являлись. Это связано с тем, что почти все предприятия, являясь государственной собственностью, не имели практически никакой финансовой самостоятельности и их взаимоотношения с государством носили сугубо индивидуальный характер. В связи с отсутствием основополагающих принципов налогообложения неуместно говорить о наличии в СССР налоговой системы. Речь может идти исключительно о системе изъятия финансовых ресурсов, политика которой по отношению к конкретному предприятию менялась ежегодно. Одновременно необходимо отметить, что в Советском Союзе налоги в идеологическом аспекте считались чуждым элементом для социалистического общества. И это естественно, поскольку в рамках единой социалистической собственности экономически абсурдными представлялись налоговые отчисления предприятий государству - доход, созданный предприятиями, фактически изначально полностью являлся государственным. Именно эти положения исторически предопределяют и до настоящего времени являются главными причинами отсутствия общепринятой налоговой культуры в Российской Федерации.

     Первые  ростки налоговой системы появились  в конце 80-х годов, когда начали зарождаться другие формы собственности. Стали образовываться акционерные  и совместные предприятия, а также  предприятия с участием иностранного капитала. Именно зачаточные признаки рыночных отношений и неуклонная трансформация монопольного положения государственной собственности под воздействием иных форм собственности вызвали необходимость введения налоговой системы. Ведь в своей экономической первооснове налог - это смена собственности. В этих условиях 1 января 1991г. был введен в действие Закон СССР "О налогах с предприятий, объединений и организаций", в соответствии с которым были установлены следующие общесоюзные налоги: налог на прибыль, налог с оборота, налог на экспорт и импорт, налог на фонд оплаты труда колхозников, налог на прирост средств, направляемых на потребление, налог на доходы и некоторые другие. Следует отметить следующие характерные особенности реализации действовавшего налогового законодательства. На территории России была установлена "одноканальность" сбора налогов, т. е. суммы налоговых поступлений предварительно централизовывались в российском бюджете, а затем их часть предусматривалось перечислять в союзный бюджет на согласованные расходы. Одновременно для налогоплательщиков, перешедших в российское подчинение, устанавливались более льготные условия налогообложения. В частности, российская ставка налога на прибыль составляла 35%, тогда как союзная - 45% [16].

     В дальнейшем в развитии налоговой  системы России можно выделить два  основных этапа: до принятия части первой НК РФ, (1991-1998) и после введения его  в действие (с 1999г).

     Прежде  всего, был этап становления. С принятием  в конце 1991г. и вступлением в  действие с 1 января 1992г. Закона "Об основах налоговой системы в РФ" и соответствующих законов по конкретным видам налогов, в России впервые за многие десятилетия была создана налоговая система. Необходимость сведения действующих налогов в единую систему была вызвана тем, что проводившиеся экономические преобразования потребовали выработки принципиально иной современной финансовой политики, которая должна была стать одним из важнейших действенных инструментов регулирования развивающихся рыночных отношений. Налоговая система была призвана ограничить стихийность рыночных отношений, активно воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, снизить инфляцию [17].

     Вступившая  в действие с 1 января 1992г. российская налоговая система была построена на отдельных, не увязанных в единое целое принципах, важнейшими из которых являлись следующие:

    • равенство всех налогоплательщиков, включая предоставление налоговых льгот и защиту экономических интересов;
    • разграничение прав по введению и взиманию налогов между различными уровнями власти;
    • однократность налогообложения (один и тот же объект может быть обложен налогом одного вида только один раз за установленный период);
    • приоритет норм, установленных налоговым законодательством, над иными законодательными и нормативными актами, не относящимися к нормам налогового права, однако в той или иной мере затрагивающими вопросы налогообложения;
    • установление конкретных прав и обязанностей налогоплательщиков и государства, но с чрезмерным преобладанием прав налоговых органов.

     В условиях высокой инфляции и глубоких структурных изменений в экономике  в первые годы реформ российская налоговая  система в определенной степени  выполняла свою роль, обеспечивая  минимальные потребности государства  по поступлению в бюджеты всех уровней финансовых ресурсов. Вместе с тем по мере дальнейшего углубления рыночных преобразований недостатки действующей налоговой системы становились все более и более заметными, а ее несоответствие происходящим в экономике изменениям все более и более очевидным.

     Поэтому следующий этап развития налоговой  системы можно характеризовать  как этап неустойчивого налогообложения. Не случайно на протяжении последующих  лет экономических реформ в законодательство о налогах ежегодно, а нередко  и по несколько раз в год, вносились многочисленные поправки. К сожалению, не всегда вносимые законодательные изменения были обоснованными. Так, в первые два года функционирования налоговой системы России, региональные и местные налоги весьма жестко регламентировались. Статья 20 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" позволяла представительной власти субъектов Федерации собирать четыре налога. А статья 21 того же Закона перечисляла 23 местных налога. По большинству из них Закон устанавливал и предельные ставки налога. Затем на три года (1994-1996 гг) ограничения были отменены, Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2268 "О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с субъектами РФ с 1994 г.”.  В дополнение к налогам, установленным федеральным законодательством, органы власти субъектов Федерации и местные органы власти могли устанавливать и вводить в действие любые налоги без ограничения их размера. Цель отмены ограничений была ясна: дать возможность региональным и местным властям самим поискать источники доходов и пути выхода из финансового кризиса. Это был своего рода экономический эксперимент. Надо сказать, что в целом он получился с отрицательным результатом, т. к. на местах власти переусердствовали - попытки заткнуть все прорехи региональных и местных бюджетов привели к появлению весьма экзотических налогов - в различных местностях, например, вводились налог на ввоз товаров, налог на вывоз товаров, налог на снижение объемов производства, налог с продаж, местные акцизы, налог на содержание футбольной команды и т. д. Особенный вред наносили внутренние таможенные пошлины, взимаемые на границах некоторых областей [15].

Информация о работе Этапы становления налоговой системы РФ и ее реформирование