Эволюция налоговой системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 17:15, курсовая работа

Описание

Цель работы – исследование теоретических и практических основ становления и развития налоговой системы Российской Федерации и разработка рекомендаций по ее совершенствованию. В связи с поставленной целю необходимо решить следующие задачи:

1. Раскрыть теоретические и исторические аспекты формирования налоговой системы от Древнерусского государства до советского периода.

2. Провести сравнительный анализ налоговых систем РФ и развитых зарубежных стран.

3. Исследовать состояние налоговой системы РФ в условиях мирового финансового кризиса.

4. Проанализировать налоговую систему на региональном уровне на примере Республики Мордовия.

5. Рассмотреть перспективы развития налоговой системы РФ.

Содержание

Введение 5
1 Теоретические и исторические аспекты формирования налоговой системы
7
1.1 Возникновение и развитие налоговой системы от Древнерусского государства до Российской империи
7
1.2 Формирование налоговой системы в России в XVIII – XIX вв. 12
1.3 Исследование особенностей налоговой системы в советский период 17
1.4 Этапы формирования действующей налоговой системы в РФ 22
2 Анализ современного состояния и особенностей развития налоговой

системы в РФ
27
2.1 Сравнительный анализ налоговых систем РФ и развитых зарубежных

стран
27
2.2 Налоговая система РФ в условиях мирового финансового кризиса 33
2.3 Анализ налоговой системы на региональном уровне (на примере РМ) 39
3 Перспективы развития налоговой системы РФ 44
3.1 Основные направления совершенствования налоговой системы в современных условиях
44
3.2 Перспективы и пути развития налоговой системы на региональном

уровне (на примере РМ)
49
3.3 Зарубежный опыт реформирования системы налогообложения и

практика его применения в России
55
Заключение 71
Список использованных источников 75
Приложение А 79
Приложение Б 81

Работа состоит из  1 файл

курсовая эволюция налоговой системы.DOC

— 561.50 Кб (Скачать документ)

       Община могла разверстать положенный ей подушный налог между своими членами так, как считала необходимым. А с 1797 г. уже после смерти императрицы российские губернии были разделены на четыре класса в зависимости от плодородия почвы и их хозяйственного значения и для каждого класса были назначены отдельные подушные оклады.

       В это время в России прямые налоги в бюджете играли второстепенную роль по сравнению с налогами косвенными. Так, подушной подати собиралось в 1763 г. 5667 тыс. р. или 34,3 % всех доходов, а в 1796 г. − 24 721 тыс. р. или 36 % доходов. Косвенные налоги давали 42 % в 1764 г. и 43 % в 1796 г. Почти половину этой суммы приносили питейные  налоги [17, с.201].

     Через несколько лет после «плана финансов»  появился в России первый крупный  труд в области налогообложения: «Опыт теории налогов» Николая Тургенева (1818 г.). Книга свидетельствует, что в России хорошо знали работы западных экономистов, практику налогообложения. Имелся и отечественный опыт. Все богатства народные, − считает Н. Тургенев, − проистекают из двух главных источников, кои суть: силы Природы и силы человеческие. Но для извлечения богатства из сих источников нужны средства. Сии средства состоят в различных орудиях, строениях, деньгах и так далее. Ценность сих орудий, строений, денег называется капиталом. Все налоги вообще проистекают из трех источников дохода общественного, а именно:

     − из дохода от земли,

     − из дохода от капиталов,

     − из дохода от работы.

     Налог должен быть всегда взимаемым с дохода и притом с чистого дохода, а  не с самого капитала; дабы источники  доходов государственных не истощались. Этот постулат Н. Тургенев считает общим правилом при взимании налогов, которое должно дополнить основополагающие принципы А. Смита.

     Н. Тургенев выдвигает новую в условиях России того времени задачу. Он требует заранее изучать и прогнозировать возможные последствия от введения или изменения налогов. Он пишет: «От недостатка предварительного исследования выбор налогов бывает часто невыгоден для Правительства. Желая наложить подать на одного, Правительство налагает оную на самом деле на другого. Желая введением подати ограничить прибыль купца, оно вместо того только заставляет потребителя платить за покупаемые товары дороже, выигрыш же купца не уменьшается [41, с.123].

     Н. Тургенев призывает к крайне осторожному  обращению с налогами. Он постоянно  напоминает, что налоги уменьшают народное богатство, ибо часть дохода издерживается, не умножая сего дохода. Отнимая у промышленности часть капиталов, налоги сдерживают ее развитие. Высокие налоги болезненно сказываются даже на семьях со средними достатками.   Разные формы податей, без которых не могло обойтись ни одно государство, можно классифицировать по трем группам: промысловый доход (домен); регалии; собственно налоги в их современной трактовке.

     Во  второй половине XIX века большое значение приобретают прямые налоги. Основной являлась подушная подать, замененная в 1882 году налогом с городских строений. Вторым по значению налогом выступал оброк-плата крестьян за пользование землей.

     С 1898 года Николай II ввел промысловый налог. Большое значение играл налог с недвижимого имущества. Появляются новые налоги, порожденные новыми экономическими видами деятельности: сбор с аукционных продаж, сбор с векселей и заемных писем, налоги на право торговой деятельности, налог с капитала для акционерных обществ, процентный сбор с прибыли, налог на автоматический экипаж, и т.д.

     Таким образом, во время царствования Петра налоги увеличивались по мере возникновения и возрастания потребностей казны и, несмотря на огромные издержки, государство обходилось собственными доходами и «не сделало ни копейки долгу». Екатерина II отменила все частные промысловые налоги и подушную подать с купцов и сохранила подушный налог на основное население. Николай II ввел промысловый налог.  

     1.3 Исследование особенностей  налоговой системы  в советский период 

     Классовый характер марксистского учения о  государстве, природе стоимости, смысле и целях распределения, товарно-денежных отношениях был положен в основу реформирования производственных отношений в СССР начиная с конца 20-х годов. Советский Союз, приступив к построению социализма, отошел от пути налоговых преобразований, по которому пошли США, Великобритания, Германия, Франция, Япония.

     Советские ученые М.М. Агарков, А.В. Бачурин, Г.Л. Марьяхин, М.И. Пискотин, Г.Л. Рабинович, Н.Н. Ровинский, С.Д. Цыпкин и другие доказывали имманентность налогов капитализму, а не социализму. Экономическая мысль о налогах советского периода сводилась к констатации текущих событий, рекомендации вырабатывались в соответствии с резолюциями партийных съездов, всецело определявших финансовую политику.

       Принижение значения товарно-денежных  отношений практически уничтожило  созданную в дореволюционной России налоговую систему. Советские ученые утверждали, что социалистическая система хозяйствования обеспечивала государственному бюджету принципиально иные источники доходов, чем система капитализма. Налоги перестают здесь быть экономическим воплощением существования государства.

     Государство в условиях социализма опирается  на всю постоянно растущую в своем  объеме социалистическую собственность и социалистическое производство, поэтому оно получает основную часть доходов от социалистического хозяйства [38, с.15].

     Большинство ученых советского периода призывали вести «марксистский анализ налогов». Стремление к уничтожению налогов приняло в 30-е годы характер закономерности. Об этом свидетельствует принятие Закон СССР «Об отмене налогов с заработной платы рабочих и служащих» от 7 мая 1960 г. Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 22 сентября 1962 г. сроки освобождения рабочих и служащих от налогов с заработной платы были перенесены, а затем эта идея была вовсе забыта.

     Другие  кардинальные преобразования в системе  производственных отношений продолжались. В 1917 году учреждается Народный комиссариат  финансов (Наркомфин). Начало жесточайшей централизации финансовых ресурсов, подчинившей впоследствии региональные экономические интересы целям и задачам центрального аппарата власти, было положено принятием постановления ЦИК и СНК СССР от 21 декабря 1931 г. «О республиканских и местных бюджетах».

     Региональные  бюджеты были переведены с собственной  доходной базы на формирование подавляющей части доходов за счет ежегодно устанавливаемых отчислений от общесоюзных государственных налогов и доходов. Эта система оказалась чрезвычайно живучей. В видоизмененной форме она действует до сих пор, позволяя центру определять экономическую политику на местах. Во всем мире развитие регионов основано на собственной налоговой базе, что обеспечивает их хозяйственную самостоятельность.

     В 1917 году закончилась эпоха естественных качественных преобразований налогов. Революция 1917 г. породила революционный налог на буржуазию и кулачество. В октябре 1918 г. введен чрезвычайный 10-миллиардный налог. Вместе с тем налоги как правовая система перестали играть главную роль в финансировании государственных потребностей. Эту роль выполняли контрибуции, эмиссия денег и продразверстка [23, с.94].

     Налоги  некоторым образом начали возрождаться при НЭПе. Однако их возрождение  происходило в специфических условиях. Экономическая политика без денежных налогов − парадокс. Идею натурализации налога развили в работе «О продовольственном налоге». Целью перехода от продразверстки к продналогу было создание у крестьян стимулов к восстановлению и расширению хозяйства, увеличению производства и реализации сельскохозяйственной продукции. Продналог был значительно меньше продразверстки. В этот период были заложены основы советской финансовой системы.

     В 1922 г. был осуществлен переход  к единому натуральному налогу на продукты сельского хозяйства, который исчислялся в единой весовой мере (пуде). С 1923 г. к уплате сельскохозяйственного налога были привлечены колхозы. На жителей деревень был распространен трудгужналог, заменивший трудовую и гужевую повинность 1919 г., денежный подворный налог и еще два гражданских целевых налога для борьбы с эпидемиями.

     Кроме того, взимались дополнительные налоги: квартирный, военный и др.  В целом налоговая политика, в то время представлявшая собой политику борьбы за построение нового общества, была сведена к чрезвычайным мерам по наведению порядка.

     Но  из-за просчетов в экономической  и финансовой политике, прямого административного  диктата к концу 20-х годов сформировалась громоздкая бюджетная система, в  казну поступило 86 видов платежей. В период НЭПа основным источником доходов государства являлись прямые налоги. В 1921 г. были введены промысловый налог, которым облагались обороты частных промышленных и торговых предприятий, а также акцизы на спирт, вина, пиво, спички, табачные изделия, гильзы и другие товары. В 1922 г. для регулирования размеров накоплений частнокапиталистических элементов был введен подоходно-поимущественный налог.

     Наряду  с ним взималось несколько  налогов: с грузов, перевозимых железнодорожным  и водным путем, со строений, рента  с городских земель, гербовый сбор со сделок, документов, счетов, векселей и других государственных бумаг, плата за пользование государственными угодьями и др. В 1923 г. был введен подоходный налог с первоначальной ставкой 10 %,     затем − 20 % прибыли предприятий. Кроме этого налога предприятия после утверждения годового отчета перечисляли в бюджет дифференцированную процентную долю отчислений от прибыли.

     С 30-х годов налоги превращаются в  орудие политической борьбы. Налоговая  система была заменена административными методами изъятия прибыли, амортизационных отчислений, имущества в государственное пользование, дополняемыми административно-командным распределением финансовых ресурсов по отраслям и территориям [37, с.61].

     В 1930 году основным законодательным актом-постановлением ЦИК и СНК от 2 сентября 1930 года «О налоговой реформе» были проведены кардинальные преобразования состава и структуры платежей, поступающих в государственное пользование.

     В 1931 году принимается еще несколько  постановлений, корректирующих ход налоговой реформы. Два обязательных платежа государственных предприятий и организаций − налог с оборота и отчисления от прибыли − стали основными платежами в бюджет. Налог с оборота вобрал в себя: акцизы, промысловый налог, лесной доход, страховой и другие платежи, ранее уплачиваемые предприятиями. Отчисления от прибыли предприятий также стали включать  подоходный налог, платежи с векселей и некоторые другие.

     Налоговая реформа не затронула колхозов, продолжавших после 1930 г. платить сельскохозяйственный налог. Вместе с тем с этого  года к ним стал применяться пропорциональный метод обложения, который действовал при взимании налогов с кооперации. Постепенно колхозы стали переводиться на обложение по доходам, исчисленным  не по нормам доходности, а на основе данных отчетности соответствующих хозяйств.

     После преобразования системы платежей государственных  предприятий и колхозно-кооперативного сектора были начаты изменения налогов с населения. Подоходный налог с граждан вобрал в себя некоторые другие налоги с населения, а часть таких налогов была отменена.

     Потерявший  свое назначение как средство борьбы с частным сектором промысловый налог постепенно трансформировался в налог с кустарей и ремесленников, сборы на колхозных рынках, разовые казначейские сборы. С 1931 года стали вводиться повсеместные сборы на культурно- хозяйственное и жилищное строительство, преобразованное в 1933 году в культжилсбор [49, с.15].

     Доход государства формировался  не за  счёт налогов,  а за счёт прямых изъятий  валового  национального  продукта, производимого  на основе государственной  монополии.

     Дальнейшая  трансформация налогов была связана  с Великой Отечественной Войной. В 1941 г. был введён военный налог (отменён в            1946 г.), в том же году для поддержки одиноких матерей был введён налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, который просуществовал до 90-х годов. Налог с оборота был в то время основным платежом в бюджет, он составлял 41 % от суммы всех доходов бюджета в 1954 г.

       Провозглашались тезисы об отмене  подоходного налога с населения  и введения системы платежей  из прибыли, платы на фонды  и нормируемые оборотные средства, помимо налога с оборота. В начале 1960-х годов от уплаты подоходных налогов освобождаются некоторые группы лиц и предприятий, занятых научно-техническим обслуживанием военной промышленности.

       Система нормативных платежей  предприятий и отчасти граждан  в бюджет, сформированная к началу 1970-х годов, явилась прототипом налоговой системы образца 1991 года. Ориентируясь на западные налоговые системы и объем государственных расходов в 1990 году, Правительство М.С. Горбачева приступило к созданию концепции налоговой системы РСФСР.

     Эта концепция была модифицирована в 1991 году в налоговую систему РФ. Общий состав платежей в бюджет государства, взятый как прототип при формировании структуры налоговой системы на начало 90-х годов.

Информация о работе Эволюция налоговой системы РФ