Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 17:15, курсовая работа
Цель работы – исследование теоретических и практических основ становления и развития налоговой системы Российской Федерации и разработка рекомендаций по ее совершенствованию. В связи с поставленной целю необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические и исторические аспекты формирования налоговой системы от Древнерусского государства до советского периода.
2. Провести сравнительный анализ налоговых систем РФ и развитых зарубежных стран.
3. Исследовать состояние налоговой системы РФ в условиях мирового финансового кризиса.
4. Проанализировать налоговую систему на региональном уровне на примере Республики Мордовия.
5. Рассмотреть перспективы развития налоговой системы РФ.
Введение 5
1 Теоретические и исторические аспекты формирования налоговой системы
7
1.1 Возникновение и развитие налоговой системы от Древнерусского государства до Российской империи
7
1.2 Формирование налоговой системы в России в XVIII – XIX вв. 12
1.3 Исследование особенностей налоговой системы в советский период 17
1.4 Этапы формирования действующей налоговой системы в РФ 22
2 Анализ современного состояния и особенностей развития налоговой
системы в РФ
27
2.1 Сравнительный анализ налоговых систем РФ и развитых зарубежных
стран
27
2.2 Налоговая система РФ в условиях мирового финансового кризиса 33
2.3 Анализ налоговой системы на региональном уровне (на примере РМ) 39
3 Перспективы развития налоговой системы РФ 44
3.1 Основные направления совершенствования налоговой системы в современных условиях
44
3.2 Перспективы и пути развития налоговой системы на региональном
уровне (на примере РМ)
49
3.3 Зарубежный опыт реформирования системы налогообложения и
практика его применения в России
55
Заключение 71
Список использованных источников 75
Приложение А 79
Приложение Б 81
Эффективно было бы отказаться от установления законодательных ограничений на включение в состав расходов процентов за пользование заемными ресурсами при одновременном усилении контроля за взаимозависимостью кредитора и заемщика. Кроме того, необходимо налоговыми мерами стимулировать привлечение организациями инвестиционных кредитов.
Значительное
влияние оказывает
В России налоговые льготы для физических лиц также рассматриваются как элемент создания благоприятной налоговой среды для развития ипотечного жилищного кредитования и кредитования жилищного строительства. В Концепции развития системы ипотечного жилищного кредитования в РФ отмечается: Наличие налоговых льгот, связанных с ипотечным жилищным кредитованием, является действенным экономическим фактором, стимулирующим со стороны государства развитие первичного ипотечного рынка. Они позволяют существенно увеличить доступность долгосрочных ипотечных кредитов для населения. Меры налогового стимулирования развития жилищного кредитования направлены главным образом на предоставление имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц. Проценты по целевым кредитам (займам) вычитаются в полном объеме, что согласуется с опытом большинства развитых стран, в то время как ограничение размера налогового вычета существенно снижает его эффективность, поскольку зачастую не соответствует величине реальных расходов на приобретение жилья.
Влияние налогообложения на прочие виды кредитов менее значимо. В России отсутствуют налоговые рычаги стимулирования потребительского кредитования, хотя и в зарубежных странах данная льгота не получила столь широкого распространения, как налоговый вычет по ипотечному кредитованию. Проценты по потребительским кредитам полностью освобождаются от налога в Голландии, Дании, Ирландии и Финляндии; в определенных пределах – в Люксембурге, Нидерландах, Норвегии, Швеции и Швейцарии. В то же время льготы по потребительскому кредитованию отсутствуют в Австралии, Бельгии, Великобритании, Германии и ряде других стран.
Предлагается уменьшить налоговую нагрузку на экономику путем вычета входного НДС по капитальному строительству по схеме, применяемой к основному производству, т.е. в режиме реального времени, а не после ввода оборудования в эксплуатацию. Решение вроде бы разумное, однако его реализация: а) вряд ли в конечном счете снизит налоговую нагрузку на хозяйствующих субъектов (ибо им предлагается вернуть их же деньги, но лишь несколько раньше, чем это происходит сегодня); б) способна создать еще один канал занижения налоговой базы и ухода от налогообложения; в) чревата вышеупомянутым усложнением администрирования.
Одна из предлагаемых ныне мер – отмена НДС как такового и введение вместо него налога с продаж – вообще неприемлема с экономической и политической точек зрения. Для полной компенсации потерь бюджета в связи с отменой НДС минимальная ставка налога с продаж должна была бы составить 15 % (что, понятно, повлекло бы за собой галопирующий рост розничных цен). При установлении же этой ставки на уровне 5 % (как и было до отмены данного налога) бюджет страны понес бы огромные потери. Наконец, если собираемость налога с продаж в связи с проблемами учета розничной выручки примерна такая же, что и НДС (70-75 %), то администрирование первого вовсе не проще, чем второго.
Например, в налоговой системы Германии вместо НДС используется налог с продаж. В государственных доходах он составляет примерно 28 % – второе место после подоходного налога и служит регулирующим источником. Его общая ставка – 14 %. Но основные продовольственные товары, а также книжно-журнальная продукция облагаются по ставке 7 %. Налог на доходы корпораций взимается с балансовой прибыли компании. Ставка налога на нераспределенную прибыль – 50 %, а на прибыль, распределенную по дивидендам – 36 %.
О завершении налоговой реформы не может быть и речи до устранения легитимных механизмов существенного занижения хозяйствующими субъектами налоговой базы, соответственно – налоговых обязательств. Одним из таких механизмов, по мнению контролирующих органов, является трансфертное ценообразование, применяемое в различной степени жесткости интегрированных корпоративных структурах (прежде всего холдингах и финансово-промышленных группах), представляющих собой объединения юридических лиц. Феномен такого ценообразования подчас даже трактуется как чуть ли не основной канал ухода крупного бизнеса от налогообложения (соответственно «утечки» бюджетных средств), как главная преграда на пути совершенствования налогового администрирования. При этом ссылаются на конкретные факты занижения холдинговыми структурами нефтяной и других отраслей корпоративных цен в целях уменьшения налоговой базы и минимизации («оптимизации») своего налогового бремени.
Думается,
борьба с занижением отпускных цен
производителей, в том числе путем
использования трансфертного
В настоящее время отсутствуют и законодательно регламентированные методика определения рыночных цен, и перечень источников информации о последних применительно к конкретным регионам и товарам. А это способствует занижению ценовых параметров сделок далеко не только в рамках интегрированных корпораций. Нет непреодолимых юридических препятствий для этого, чтобы конкретные лица, создав предприятия на территории РФ и в оффшорных зонах, продавали продукцию себе самим по ими же установленным заниженным ценам. Что касается арбитражных судов, то в связи с неопределенностью соответствующих положений статьи 40 Налогового кодекса РФ они, как правило, принимают решения по определению ценовых параметров сделок в пользу налогоплательщиков.
Хотя Налоговый кодекс РФ в принципе не исключает возможность использования для определения рыночной цены «официальных источников информации», в нем нет ни слова о том, что конкретно следует под ними понимать, информация каких государственных и муниципальных органов или коммерческих организаций может быть использована. Нет ясности и в том, можно ли использовать официальные зарубежные источники. Кодекс не определяет в качестве возможного источника и биржевые цены.
В зарубежных странах налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны. При налоговом планировании не следует ориентироваться только на размеры налоговых ставок. Напротив, размеры налоговых ставок с точки зрения обложения налоговой деятельности имеют второстепенное значение.
На самом деле и в странах с нормальными (не пониженными) ставками налогов компании с хорошо поставленным налоговым правительством платят налоги по эффективной налоговой ставке не свыше 20-25 %.
Снижение высоких нормальных налоговых ставок до пониженных эффективных в западных странах в принципе доступно для всех компаний, хотя и носит избирательный характер.
Практически во всех странах существуют значительные налоговые льготы (или даже прямые субсидии и компенсации) для экспортной деятельности, для инвестиций в новые промышленные мощности, в создание новых рабочих мест, для предприятий, создаваемых в относительно менее развитых районах и т.д.
Многие страны (США, Великобритания, Франция и т.д.) предоставляют своим компаниям отсрочку от налогообложения доходов, полученных за рубежом до тех пор, пока они не будут реально репатриированы в страну. Такая отсрочка может фактически иметь бессрочный характер, а при современном уровне процентных ставок отсрочка в уплате налогов на 7-8 лет равносильна полному освобождению от налога.
Компании с международным масштабом деятельности могут даже пользоваться весьма существенными льготами, предусмотренными международными налоговыми соглашениями.
Зарубежный опыт реформирования налоговой системы очень важен и показателен для России. В условиях кризиса зарубежный опыт совершенствования налоговой системы особенно ценен.
Рассмотрим антикризисные налоговые механизмы в некоторых странах.
Опыт США
Большая часть мер налогового стимулирования затрагивает не всех налогоплательщиков, а так называемый средний класс. Центральный блок налогового пакета − это налоговые вычеты в размере 400 долл. США на одного налогоплательщика и 800 долл. США на семью. Вычеты не предназначены для определенной категории налогоплательщиков, другими словами, богатые не получат выгоды от принятых мер.
Также
важными элементами пакета налоговых
поправок являются вычеты для индивидуального
налогоплательщика при
Антикризисные поправки включают в себя пакет мер, разработанных для бизнеса, например дополнительную амортизацию. Согласно общему правилу компания возмещает стоимость капитальных расходов через определенный период. По специальному решению официальных органов это можно сделать быстрее, чем предусмотрено графиком амортизации. Компаниям разрешили единовременно списывать в расходы до 50 % стоимости имущества, используемого на территории США. В целях оказания помощи малому бизнесу в восстановлении стоимости некоторых капитальных расходов принята поправка, согласно которой малые предприятия могут выбрать схему списания таких расходов полностью, сразу после приобретения без возмещения расходов посредством амортизации.
Поскольку Конгресс озабочен бюджетным дефицитом, принятые меры включают в себя план по повышению собираемости налогов с американцев, имеющих высокие доходы. Для богатейших граждан налог на доход будет составлять 39 % вместо 33. В среднем американские миллионеры потеряют 30 % стоимости своих активов.
Следующий пункт плана по повышению собираемости налогов − совершенствование налогового администрирования, а именно максимальное сокращение налоговой бреши. Этот термин употребляется в отношении разницы между суммой налогов, уплаченной налогоплательщиком добровольно, и размером его налоговых обязательств. Налоговая брешь охватывает как умышленную, так и неумышленную неуплату налогов.
Конгресс и Президент выразили заинтересованность в закрытии так называемых налоговых укрытий. Налоговые укрытия − это использование налоговых вычетов в отношении определенного вида деятельности для уменьшения налоговых обязательств. В экономическом смысле налоговое укрытие может быть определено как операция, которая уменьшает налоговые выплаты без влияния на полученную прибыль и существующие риски участников. Налоговые укрытия часто происходят с использованием различных комбинаций налоговых правил в том формате, который не предполагал законодатель. Уже появились определенные ограничения. В целом идет запрещение налоговых льгот, если принято решение о том, что операция не имеет экономического смысла.
Одной из самых проблемных мер, которая была принята, считается скорректированная налоговая норма, регулирующая налогообложение доходов, полученных американскими компаниями за пределами страны. По действующему ныне правилу компаниям, направляющим инвестиции за границу, предоставлена отсрочка по уплате налогов на доходы, полученные за пределами США, до тех пор, пока эти доходы не будут реинвестированы в зарубежные дочерние компании.
Опыт Великобритании
В Великобритании прослеживаются две основные тенденции:
− введены некоторые меры, направленные на изменение корпоративных и прочих налогов, относящихся к юридическим лицам (все они либо неэффективны, либо по-прежнему обсуждаются);
− введен особый порядок обложения доходов физических лиц.
Одна из мер, которая обсуждается, но достаточно вяло, − это изменение режима налогообложения убытков юридических лиц. В Великобритании убытки можно вычитать из налоговой базы бессрочно. Правда, есть разные правила учета убытков в зависимости от их типа, но за предыдущий период убытки вычитаются только в течение 12 месяцев. Планируется изменить этот порядок.