Эволюция налоговой системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 17:15, курсовая работа

Описание

Цель работы – исследование теоретических и практических основ становления и развития налоговой системы Российской Федерации и разработка рекомендаций по ее совершенствованию. В связи с поставленной целю необходимо решить следующие задачи:

1. Раскрыть теоретические и исторические аспекты формирования налоговой системы от Древнерусского государства до советского периода.

2. Провести сравнительный анализ налоговых систем РФ и развитых зарубежных стран.

3. Исследовать состояние налоговой системы РФ в условиях мирового финансового кризиса.

4. Проанализировать налоговую систему на региональном уровне на примере Республики Мордовия.

5. Рассмотреть перспективы развития налоговой системы РФ.

Содержание

Введение 5
1 Теоретические и исторические аспекты формирования налоговой системы
7
1.1 Возникновение и развитие налоговой системы от Древнерусского государства до Российской империи
7
1.2 Формирование налоговой системы в России в XVIII – XIX вв. 12
1.3 Исследование особенностей налоговой системы в советский период 17
1.4 Этапы формирования действующей налоговой системы в РФ 22
2 Анализ современного состояния и особенностей развития налоговой

системы в РФ
27
2.1 Сравнительный анализ налоговых систем РФ и развитых зарубежных

стран
27
2.2 Налоговая система РФ в условиях мирового финансового кризиса 33
2.3 Анализ налоговой системы на региональном уровне (на примере РМ) 39
3 Перспективы развития налоговой системы РФ 44
3.1 Основные направления совершенствования налоговой системы в современных условиях
44
3.2 Перспективы и пути развития налоговой системы на региональном

уровне (на примере РМ)
49
3.3 Зарубежный опыт реформирования системы налогообложения и

практика его применения в России
55
Заключение 71
Список использованных источников 75
Приложение А 79
Приложение Б 81

Работа состоит из  1 файл

курсовая эволюция налоговой системы.DOC

— 561.50 Кб (Скачать документ)
 

      В Республике Мордовия за период 2006-2008 годы отмечена постоянная тенденция  роста коэффициента мобильности (в 1,21 раза к уровню  2006 года). В числе муниципальных образований, обеспечивших в этот период наибольший рост коэффициента мобильности, и, следовательно, проделавших работу по привлечению дополнительных налоговых поступлений следует отметить Зубово-Полянский, Кочкуровский, Ромодановский и Темниковский район.

     Налоговыми  органами Мордовии в течение июня-сентября этого года проведена колоссальная работа по составлению прогноза с  расчетами, необходимыми для составления проекта республиканского и консолидированного бюджетов Республики Мордовия на 2010 год и на плановый период на 2011 - 2012 гг. По словам начальника отдела учета, анализа налоговых поступлений и отчетности Управления Владимира Корнилова, республиканская экономика достигнет своего «докризисного» состояния в 2011 году. В связи с этим перед налоговиками была поставлена задача повысить уровень собираемости налоговых поступлений во все уровни бюджетной системы Российской Федерации.

      В целом можно сделать вывод, что нестабильность налоговой  системы РФ отрицательно сказывается на экономику  страны и на инвестиционную привлекательность России. Налоговое бремя в России высоко по сравнению с зарубежными странами. В условиях мирового финансового кризиса необходимо пересмотреть российское налогообложение как на федеральном так и региональном уровне. Что касается Мордовии, то динамика поступления налоговых платежей в территориальный бюджет РМ увеличилась в 2008 году. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3 Перспективы развития  налоговой системы РФ 

     3.1 Основные направления  совершенствования  налоговой системы  в современных  условиях 

     На  стадии становления налоговой системы, когда сама налоговая материя  эмпирична, подвижна и нестабильна, правовая форма налогообложения  не может быть совершенной. Пожалуй, и сегодня нельзя ещё утверждать, что российская налоговая система миновала стадию становления. Идут разговоры о «корректировке» курса реформ, о приоритете социальных аспектов в их проведении. В этих условиях оценка системы налогообложения на макроуровне, как справедливо отмечают многие экономисты, может быть дана лишь при наличии чётко сформулированных целей социально-экономической политики, проводимой государством на определённом этапе развития общества. Только при «совместимости» налоговой системы с общеэкономическими целями и задачами, которые ставят перед собой и пытаются решить общество и государство, возможна её относительная стабилизация, что в свою очередь является важнейшей предпосылкой для того, чтобы не повторить ошибок в конструировании правовой формы налогообложения, допущенных на ранних стадиях становления налоговой системы. К настоящему моменту всё же возобладало мнение о том, что экономический каркас налоговой системы сформирован, и она не должна подвергаться в этом отношении серьёзным изменениям. Тогда на первый план выдвигается задача улучшения её правовой формы, главным образом, за счёт повышения роли законов в регулировании налоговых отношений.

     Сложная ситуация, связанная с применением  нулевой ставки НДС, которая в настоящее время зачастую используется недобросовестными налогоплательщиками для ухода от уплаты НДС и получения необоснованных налоговых вычетов, предполагает необходимость уточнения перечня документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки налога. Разработана и в ближайшей перспективе будет введена Концепция создания системы контроля вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации и контроля правомерности применения ставки 0 % по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров.

     Одновременно для добросовестных налогоплательщиков предполагается внести в НК РФ изменения, направленные на сокращение сроков и упрощение процедуры возмещения НДС при использовании нулевой ставки налога.

     Совершенствование акцизного налогообложения в  перспективе связывается прежде всего с механизмом предотвращения ухода от их уплаты. Необходимо отметить, что у предпринимателей в наличии в настоящее время достаточное количество соответствующих легальных схем. В частности, зачастую используется так называемая спиртосодержащая схема, по которой налогоплательщик с целью получения налоговых вычетов в большом объеме в качестве сырья для производства алкогольной продукции используют не этиловый спирт, а спиртосодержащую продукцию. Эту проблему предполагается устранить следующим образом: в действующий порядок будут внесены изменения, которые продекларируют возможность получения налоговых вычетов только в том случае, если использованное для производства алкогольной продукции исходное сырье будет соответствовать ГОСТ и другой нормативной документации, регулирующей процесс производства конкретной алкогольной продукции. Кроме того, чтобы предотвратить существующие злоупотребления, связанные с возвратом алкогольной продукции производителю, предполагается предусмотреть восстановление полученных налоговых вычетов и уплату соответствующих сумм в бюджет в этом случае, а также и в случае утраты (недостачи) алкогольной продукции и в случае уничтожения налогоплательщиком произведенной им алкогольной продукции.

     На  протяжении нескольких лет не утихают споры вокруг такого налога, как  налог на доходы физических лиц. Недовольства, прежде всего, связаны с единой для всех ставкой данного налога. 

     Однако, ставку налога на доходы физических лиц  в ближайшей перспективе пересматривать не предполагается, хотя в Государственную Думу и в другие компетентные органы неоднократно вносились предложения о введении прогрессивной шкалы налогообложения, что соответствует мировой практике и принципу справедливости налогообложения. Однако уже начавшаяся тенденция «теневой» выплаты заработной платы такой подход делает пока нерациональным.

     С 2010 года планируется внесение в налоговое  законодательство изменение, которое  касается переноса убытков на будущее  при реорганизации или приобретении компаний. Проведение реорганизации широко используется как механизм минимизации налога на прибыль, причем не только у нас в стране, но и за рубежом. Важное перспективное направление совершенствования налогового законодательства по налогу на прибыль связано с тем, что начиная с 2010 года предполагается установление отчетного периода по налогу равным налоговому периоду, то есть календарному году ( вместо 1 квартала, полугодия, девяти месяцев). Эта мера значительно упростит расчет авансовых платежей по налогу на прибыль, поскольку он будет рассчитываться в соответствии с показателями предыдущего года  и не потребует ежемесячного или ежеквартального определения налоговой базы; естественно, что в конце налогового периода платежи будут скорректированы в соответствии с реальным финансовым результатом [28, с.13].

       В  течение ряда последних  лет надежным источником федерального  бюджета субъектов Российской  Федерации был налог на добычу  полезных ископаемых (НДПИ), который  неизменно рос более высоким  темпами, чем налоговые поступления  в целом, и вышел на второе место по значению в налоговой  системе Российской Федерации, что в основном можно объяснить правилами определения  налоговой базы, поставившими величину налога в зависимости от стоимости добытых полезных ископаемых. С середины 2008  рост цен на полезные ископаемые прекратился и началось их существенное падение, соответственно упали и размеры налоговых поступлений. С 2009 года существенно расширен диапазон применения нулевой ставки НДПИ.

     Перспективное направление реформирования законодательства по НДПИ связывается с совершенствованием системы налогообложения в отраслях, где образуются значительные рентные доходы. В то же время на ближайшие три года намечается ряд предприятий, которые продолжают  уже начатые в предыдущем году изменения налогообложения затратных месторождений.

     Предполагается  дальнейшее стимулирование разработки месторождений с высоким уровнем  затрат, в частности введение «налоговых каникул» при добыче нефти на новых  месторождениях, расположенных в  Черном и Охотском морях. Прорабатывается внесение в налоговое законодательство изменений, касающихся характеристик показателей, используемых при расчете НДПИ, отражающих инфляционные процессы.

     Одновременно  с некоторым реформированием  существующего налогового механизма, как очевидно, приводящего к дифференциации и  индивидуализации налоговых ставок, начинается работа по переходу к налогообложению добавочного дохода нефтедобывающих отраслей. Поскольку сам механизм для России является абсолютно новым и сложным, ясно, что переход на новую систему в одночасье нецелесообразен, поэтому в ближайшей перспективе можно рассчитывать только на пилотный проект, связанный с внедрением налога на отдельных месторождениях.

     Действующая практика использования льгот при  налогообложении природных ресурсов показала, что налогоплательщики используют налоговое законодательство для получения необоснованной налоговой выгоды, поэтому в ближайшей перспективе предлагается отменить нулевую ставку НДПИ с фактических потерь нефти и при налогообложении добытой нефти на устье скважины, создать при этом соответствующую систему учета нефти и попутного газа.

     Необходимо  также внести изменения, касающиеся упрощенной системы налогообложения, которые несколько ограничат круг потенциальных налогоплательщиков за счет организации и индивидуальных предпринимателей, занимающихся торгово-посреднической деятельностью, и некоммерческих организаций, поскольку именно в этих сферах деятельности чаще всего отмечались злоупотребления полученными преимуществами при помощи различных налоговых схем.

     Справедливым  является то, что с 2009 года принято  решение ограничить сферу применения ЕНВД теми налогоплательщиками, среднесписочная  численность работников у которых  за предшествующий календарный год  не превысила 100 человек. В то же время  организация с численностью работников далеко не всегда является микробизнесом – все зависит от объема ее деятельности. Поэтому в ближайшей перспективе намечается еще одно ограничение для перехода на уплату ЕНВД – выручка от реализации товаров (работ, услуг) не должна будет превышать 60 млн. р., установленных законодательством о развитии малого и среднего предпринимательства для микропредприятий.

     Одной из важнейших проблем налогового законодательства остается проблема введения главы «Налог на имущество физических лиц» в НК РФ, при этом есть основания полагать, что в ближайшем будущем предвидятся существенные изменения в обложении местными налогами. Естественно, любые изменения законодательства направлены на повышение роли и значения местных налогов в доходной базе местных бюджетов.

     В бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2009-2011 годах» указывается на необходимость  ввести в НК РФ главу, регулирующую налогообложение жилой недвижимости граждан.

     Предполагалось, и соответствующая работа уже  ведется несколько лет, что два  местных налога – налог на имущество  физических лиц и земельный налог  – будут объединены в налог  на недвижимость, при этом в двух регионах Российской Федерации налог  на недвижимость  был экспериментально введен. В то же время отсутствие единой методике оценки недвижимости, несформированность кадастра недвижимость имущества, порядка государственной кадастровой оценки объектов недвижимости не позволяет надеяться, что 2010 году новый налог будет введен.

     Таким образом, учитывая современное состояние экономики нельзя воспринимать налоговую систему только лишь как инструмент наполнения бюджета финансовыми ресурсами.

     Конечной  целью налоговой политики государства  должно стать создание эффективной налоговой системы, обеспечивающей условия для устойчивого экономического роста и повышение благосостояния населения.  

     3.2 Перспективы и  пути развития  налоговой системы  на региональном  уровне (на примере РМ) 

     Роль  финансов в социально-экономическом развитии современной России реализуется прежде всего через проводящуюся налогово-бюджетную политику. Предметом рассмотрения является проблема соответствия складывающейся налоговой системы реальному состоянию финансовых, экономических, социальных, природоохранных процессов в Российской Федерации.

       Исследование проблемы нагрузки в разрезе субъектов РФ (в части налоговых доходов федерального бюджета) показало, что эти показатели значительно отличаются друг от друга и находятся  в пределах  от 4  до 23%  по  отношению  к  валовому  региональному продукту.

     Более 60 % поступлений в федеральный бюджет приходится на 8-10 регионов и около 40 % – на остальные субъекты Федерации.

     Это объясняется прежде всего большой  дифференциацией субъектов Российской Федерации по социально-экономическим условиям, существенными различиями в экономическом развитии, отраслевой структуре хозяйства, интенсивности региональных и межрегиональных потоков товаров, финансовых ресурсов и услуг, а также наличием льготных налоговых режимов, привлекающих налогоплательщиков, и т.д.

     При этом движение финансовых потоков сосредоточилось  в основном в центральных регионах, что связано с внутрикорпоративными интересами крупных налогоплательщиков, приводящими к концентрации денежных средств в финансовых центрах России и недостаточным развитием банковского сектора в регионах.

     Следовательно, задача состоит в относительном  выравнивании налоговой нагрузки по субъектам РФ.

     Рассмотрим  показатели,  которые формируют  налоговый  потенциал  Республики Мордовия. Поскольку базой оценки потенциала являются налоги, собранные на территории республики во все уровни бюджетов, то финансовая помощь и доходы целевых бюджетных фондов не учитываются. Это обусловлено тем, что распределительные отношения еще не завершены, и бюджет республики не сформирован.

Информация о работе Эволюция налоговой системы РФ