Эволюция налоговой системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 17:15, курсовая работа

Описание

Цель работы – исследование теоретических и практических основ становления и развития налоговой системы Российской Федерации и разработка рекомендаций по ее совершенствованию. В связи с поставленной целю необходимо решить следующие задачи:

1. Раскрыть теоретические и исторические аспекты формирования налоговой системы от Древнерусского государства до советского периода.

2. Провести сравнительный анализ налоговых систем РФ и развитых зарубежных стран.

3. Исследовать состояние налоговой системы РФ в условиях мирового финансового кризиса.

4. Проанализировать налоговую систему на региональном уровне на примере Республики Мордовия.

5. Рассмотреть перспективы развития налоговой системы РФ.

Содержание

Введение 5
1 Теоретические и исторические аспекты формирования налоговой системы
7
1.1 Возникновение и развитие налоговой системы от Древнерусского государства до Российской империи
7
1.2 Формирование налоговой системы в России в XVIII – XIX вв. 12
1.3 Исследование особенностей налоговой системы в советский период 17
1.4 Этапы формирования действующей налоговой системы в РФ 22
2 Анализ современного состояния и особенностей развития налоговой

системы в РФ
27
2.1 Сравнительный анализ налоговых систем РФ и развитых зарубежных

стран
27
2.2 Налоговая система РФ в условиях мирового финансового кризиса 33
2.3 Анализ налоговой системы на региональном уровне (на примере РМ) 39
3 Перспективы развития налоговой системы РФ 44
3.1 Основные направления совершенствования налоговой системы в современных условиях
44
3.2 Перспективы и пути развития налоговой системы на региональном

уровне (на примере РМ)
49
3.3 Зарубежный опыт реформирования системы налогообложения и

практика его применения в России
55
Заключение 71
Список использованных источников 75
Приложение А 79
Приложение Б 81

Работа состоит из  1 файл

курсовая эволюция налоговой системы.DOC

— 561.50 Кб (Скачать документ)

     Конец 1980-х годов можно назвать периодом возрождения налоговой системы в России. Налоговая политика вновь становится орудием политической борьбы: в России Борис Ельцин вводит особый суверенный режим налогообложения.

      В целом можно сделать вывод, что  принижение значения товарно-денежных отношений практически уничтожило созданную в дореволюционной России налоговую систему. Налоги перестают здесь быть экономическим воплощением существования государства. Налоги некоторым образом начали возрождаться при НЭПе. 

      1.4 Этапы формирования  действующей налоговой  системы в РФ 

      Действующая налоговая система в Российской Федерации имеет относительно короткую историю. В ее развитии можно выделить следующие этапы: становления, неустойчивого налогообложения, подготовки налоговой реформы, реформирования налоговой системы.

      Первые  признаки формирования налоговой системы появились во второй половине 80-х годов прошлого столетия, когда существовало еще союзное государство, но началось постепенное изменение экономического строя общества. Кроме государственных начали образовываться предприятия других форм собственности: акционерные, с участием иностранного капитала, совместные и другие.

      С 1 января 1991 года был введен в действие Закон СССР от 14 июня 1990 г. «О налогах с предприятий, объединений и организаций», в соответствии с которым были установлены следующие общесоюзные налоги:

      − налог на прибыль;

      − налог с оборота;

      − налог на экспорт и импорт;

      − налог на фонд оплаты труда колхозников;

      − налог на прирост средств, направляемых на потребление;

      − налог на доходы и другие.

      На  территории Российской Федерации была установлена «одноканальность» сбора налогов. Это означало, что все налоговые платежи предварительно поступали в российский бюджет, а затем часть их предусматривалось перечислять в союзный бюджет на согласованные расходы.

      Основы  становления современной налоговой системы в Российской Федерации были заложены в конце 1991 года. Был принят Закон РФ от 27.12.91 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», который устанавливал общие вопросы налоговых взаимоотношений между государством и налогоплательщиками.

      Этот  закон впервые в новейшей истории  России установил общие принципы построения налоговой системы, определил  перечень налогов, сборов, пошлин и  других обязательных платежей, права  и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов. В него были включены положения о правилах установления и введения в действие новых налогов.

      С 1 января 1992 года вступили в действие соответствующие законы по конкретным видам налогов: «О плате за землю», «Налог на добавленную стоимость», «Акцизы», «Подоходный налог с физических лиц», «Налог на прибыль предприятий и организаций», другие налоги и пошлины.

      С принятием выше названных законов  впервые в России была создана  налоговая система. Необходимость  ее создания была вызвана экономическими преобразованиями, переходом к рыночной экономике. Налоговая система должна была ограничить стихийность рыночных отношений, активно воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, способствовать снижению инфляции.

      Созданная налоговая система в первые годы реформ в экономике России в определенной степени выполняла свою роль. Она обеспечивала минимальные потребности государства в финансовых ресурсах на всех уровнях бюджетной системы.

      Однако  по мере углубления рыночных преобразований все очевиднее выявлялись недостатки действующей налоговой системы, она все более становилась несоответствующей происходящим изменениям в экономике.

      Поэтому следующий этап развития налоговой  системы характеризуется как  этап неустойчивого налогообложения. В течение ряда лет экономических реформ в законодательство о налогах ежегодно, а нередко и по несколько раз в год вносились многочисленные поправки. Они решали лишь узкие вопросы и не затрагивали основные положения построения налоговой системы. При этом вносимые изменения в налоговое законодательство не всегда были обоснованными.

      Так, в декабре 1993 года было предоставлено  право региональным и местным  органам власти вводить неограниченное число налогов. Таким образом  был нарушен один из основных принципов построения налоговой системы − принцип ее единства. В результате налоговая система, которая сложилась к концу 90-х гг. в России, из-за несовершенства ее отдельных элементов стала препятствовать экономическому развитию страны.

      Имела место высокая налоговая нагрузка на законопослушных налогоплательщиков. Большое количество льгот, многочисленные лазейки для сокрытия доходов и неуплаты налогов создали в стране атмосферу отсутствия честной конкуренции законопослушних и незаконопослушных налогоплательщиков. Это способствовало развитию теневой экономики. Все более проявлялась фискальная функция налогов, а налоговые поступления в бюджет государства сократились, что приводило к росту бюджетного дефицита. Налоги все в меньшей степени стали выполнять функцию регулятора производства. Возникла необходимость изменения налоговой политики государства.

      Поэтому с середины 90-х годов начинается этап подготовки налоговой реформы. С 1996 года последовательно сокращалось число многочисленных налоговых льгот, отменялись отдельные налоги, которые искажали суть налоговой системы.

      Был восстановлен принцип единства налоговой  системы, ликвидировано право региональных и местных органов власти устанавливать  новые налоги. Одновременно с этим шла разработка и подготовка к  принятию Налогового кодекса, как единого налогового документа.

      После названного этапа начался этап реформирования налоговой системы. В 1998 году была принята и с 1 января 1999 года начала действовать первая часть Налогового кодекса. Это общая часть, которая регламентирует важнейшие положения налоговой системы России, в частности перечень действующих налогов и сборов в России, порядок их введения и отмены, а также весь комплекс вопросов взаимоотношений государства с налогоплательщиками и их агентами.

      С 1 января 2001 года вступила в действие вторая часть Налогового кодекса, которая регламентирует вопросы конкретного применения основополагающих налогов.

      По  состоянию на 1 января 2004 г. из предполагаемых примерно тридцати глав второй части Налогового кодекса действует четырнадцать.

      Налоговый кодекс − это единый взаимосвязанный и комплексный документ, который учитывает всю систему налоговых отношений в Российской Федерации.

      Новый этап реформирования налоговой системы  РФ начался с наступлением финансового  кризиса в 2008 г. и продолжается по сей день.

      Таким образом, и по сей день нельзя говорить о том, что налоговая система  РФ полностью сформировалась. Существует еще множество недостатков налоговой  системы, которые, возможно, будут исправлены в результате нового этапа реформирования, связанного с наступлением финансового кризиса. 

      Эволюция  налоговой системы РФ скалывалась  долго и упорно. Начиная с древних  времен и развивается по сей день. Налоговая система начиналась с  дани вносимо крестьянами в царскую  казну. Во время татаро-монгольского нашествия дань собиралась русскими князями и отправлялась  в Орду.

      Петр I ввел огромное количество налогов для увеличения казны, в целях увеличения обороноспособности РФ. Екатерина многие налоги отменила. В СССР реформирование налоговой системы практически прекратилось.

      Действующая налоговая система РФ начала формироваться  сравнительно недавно и притерпела в своем развитии несколько этапов реформирования, последний из которых осуществляется в настоящее время и связан с мировым финансовым кризисом.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       
 
 
 
 

     2 Анализ современного  состояния и особенностей  развития налоговой  системы в РФ 

     2.1 Сравнительный анализ  налоговых систем  РФ и развитых  зарубежных стран 

     Несмотря  на довольно большое количество налогов, и иных обязательных платежей, наиболее весомую часть в доходах бюджетов всех уровней составляют налог на прибыль, НДС, акцизы, платежи за пользование природными  ресурсами и подоходный  налог с граждан.  На  их  долю  приходится  свыше 4/5  всех налоговых доходов консолидированного бюджета.

     В целом в развитых зарубежных странах сложилась похожая структура налогообложения, включающая:

     − подоходный налог с физических лиц,

     − подоходный налог с юридических лиц,

     − налог с оборота, 

     − взносы в фонды социального страхования,

     − особые виды налогов на потребление,

     − налоги, базирующиеся на обложении накопленного богатства (поимущественный налог и налог на наследства и дарения).

     Анализ  научной литературы показал, что  всем налоговым системам Запада свойственны  следующие основные черты:

     − поиск путей увеличения налоговых доходов государства;

     − выработка таких форм налоговой политики, которые способствовали бы формированию и усилению стимулов экономической деятельности;

     − учет в формировании систем налогообложения соображений простоты расчета тех или иных налогов, возможностей их эффективного сбора, возможностей сохранения стабильности налогообложения;                                                                        

     − построение налоговых систем на базе общепринятых принципов экономической теории о равенстве, справедливости и эффективности налогообложения.

     Налоги  подразделяются в Западной Европе на:

     − личные,

     − реальные.

     Личные  налоги учитывают финансовое положение налогоплательщика и его платежеспособность, реальные же налоги подвергают обложению деятельность или товары (как вещи), т. е. продажу, покупку или владение имуществом (собственностью) независимо от индивидуальных финансовых обстоятельств налогоплательщика. Реальными налогами могут облагаться как физические, так и юридические лица. Личными налогами облагаются только доходы населения.

     Рассматривая  далее вопрос об общих принципах построения налоговых систем стран Запада, можно отметить, что они находят конкретное выражение в общих элементах налогов, которые включают субъект, объект, источник, единицу обложения, ставку, льготы и налоговый оклад.

     Экономическая (регулирующая) функция налоговой  системы России в целом реализуется весьма слабо, механизм налогового регулирования экономики на практике почти не используется, хотя определенные возможности для этого имеются.

     Инвестиционный  потенциал налоговой системы  России включает такие элементы, как ускоренная амортизация, льготы по налогу на прибыль, идущую на развитие хозяйствующего субъекта, и возможность получения инвестиционного налогового кредита. Однако использование этих рычагов стимулирования инвестиций на практике затруднено, во-первых, излишне сложной административной процедурой их задействования и, во-вторых, общей тенденцией завышения издержек для уклонения от уплаты налогов.

     Региональный  потенциал системы налогообложения  России следует оценивать с двух точек зрения: во-первых, требования НК РФ оставляют весьма ограниченные возможности для проведения хотя бы в узких пределах самостоятельной региональной налоговой политике, а во-вторых, отдельные автономные территории получают значительные налоговые льготы, которые оформляются вне рамок налогового законодательства. Последнее обстоятельство означает, что наличие возможностей регионального стимулирования является не сильной, а слабой стороной налоговой системы.

     Отраслевой  потенциал как элемент российской системы налогообложения представлен  фактически только практикой ее функционирования, которая свидетельствует о том, что предоставление отраслевых налоговых льгот имеет бессистемный характер и часто лишено экономического смысла.

Информация о работе Эволюция налоговой системы РФ