Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 17:29, курсовая работа
Цель курсовой работы: рассмотреть налоговую систему Республики Беларусь, определить сущность и основные направления ее совершенствования.
Задачи курсовой работы:
Определение экономической сущности налогов и неналоговых платежей:
Рассмотреть налоги, а именно: их сущность и роль в формировании доходов и расходов государства;
Классификация налогов;
Характеристика налоговой системы Республики Беларусь.
Введение……………………………………………………………….…5
Экономическая сущность налогов и неналоговых платежей.....6
Налоги - их сущность и роль в формировании доходов и расходов государства……………………………………………………............…6
Классификация налогов…………………………………………12
Характеристика налоговой системы Республики Беларусь…..19
Налоги и неналоговые платежи в себестоимости, прибыли и выручке………………………………………………………………………...28
Налоги и неналоговые платежи, включаемые в себестоимость продукции. Основные проблемы исчисления и пути их решения………...28
Налоги и неналоговые платежи, включаемые в прибыль. Основные проблемы исчисления и пути их решения………………….….....43
Налоги и неналоговые платежи, включаемые в выручку от реализации. Основные проблемы исчисления и пути их решения……….....52
Практическая часть………………………………………………..63
Заключение…………………………………………………………….73
Список использованных источников………………………………..76
Государственная налоговая служба в республике была создана постановлением Совета Министров БССР от 02.04.1990 № 78 в системе Министерства финансов БССР в составе — Главная государственная налоговая инспекция Минфина БССР и 185 государственных налоговых инспекций по областям, городам, районам и районам в городах [10].
Налоговые органы являются государственными органами, обладающими правами юридического лица, и в пределах своей компетенции проводят государственную политику и осуществляют регулирование и управление в сфере налогообложения.
В
случаях, предусмотренных
В структуру Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь входят 157 инспекций МНС, из них 7 – по областям и г.Минску, 150 – по районам, городам, районам в городах[10].
Система
органов государственной
1)Высший уровень:
- Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь(МНС);
- Таможенные и иные государственные органы, обладающие налоговыми полномочиями;
2)Средний уровень:
- Инспекция МНС пот. Минску
- Инспекции МНС по областям
3)Базовый уровень:
-
Инспекции МНС по городам,
Основу налоговой системы нашей страны составили принятые в декабре 1991 года Закон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» и специальные акты соответствующего законодательства, определяющие по каждому виду налога конкретные объекты обложения, порядок уплаты, ставки и льготы.
Первоначально существовало 15 основных налогов, а также 8 видов отчислений в различные внебюджетные фонды. Начальный этап становления отечественной налоговой системы (1992—1998 гг.) характеризовался активной нормо-творческой деятельностью с последующим совершенствованием уже принятых правовых актов. Это позволяло достаточно оперативно устранять имеющиеся в законодательстве пробелы, перекрывать каналы утечки и сокрытия платежей, а также усилить роль налогов как инструмента реализации приоритетных направлений экономического развития республики. Благодаря интенсивной работе в этом направлении к концу указанного временного отрезка законодательная база налогообложения в республике была практически полностью сформирована.
Важным моментом в развитии экономических реформ, знаменующим первый этап комплексного пересмотра всей системы налогообложения, является введение в действие 1 января 2004 года Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь. Правовая основа налогообложения получит дальнейшее развитие с принятием Особенной части Налогового кодекса, рассмотрение проекта которой на уровне заинтересованных министерств завершено. В проекте максимально оптимизирована структура налогов, в первую очередь путем сок ращения их количества за счет отмены малоэффективных сборов. Особое внимание уделено повышению роли прямых налогов. [13, ст.62 -63]
Налоговое законодательство Республики Беларусь представляет собой систему принятых на основании и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь нормативных правовых актов, которая включает:
Включение положений, регулирующих вопросы налогообложения, в другие акты законодательства запрещается, если иное не установлено Налоговым Кодексом или Президентом Республики Беларусь.
Положения нормативных правовых актов, принимаемых на основании и во исполнение Налогового Кодекса, не могут противоречить его положениям, а равно выходить за пределы содержания этих положений или предоставленных ими соответствующему органу полномочий.
Следует отметить, что в случае расхождения акта налогового законодательства с Конституцией Республики Беларусь действует Конституция.
В случае расхождения декрета или указа Президента Республики Беларусь с Налоговым Кодексом или другим законом, регулирующим вопросы налогообложения, Налоговый Кодекс или другой закон имеют верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом [9].
Основные принципы налогообложения в Республике Беларусь:
1.
Каждое лицо обязано
2. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины), а также обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов, сборов (пошлин) иные взносы и платежи, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Конституцией Республики Беларусь, настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента Республики Беларусь.
3.
Налогообложение в Республике
Беларусь основывается на
4. Не допускается установление налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате, наносящих ущерб национальной безопасности Республики Беларусь, ее территориальной целостности, политической и экономической стабильности, в том числе нарушающих единое экономическое пространство Республики Беларусь, ограничивающих свободное передвижение физических лиц, перемещение товаров (работ, услуг) или финансовых средств в пределах территории Республики Беларусь либо создающих в нарушение Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней законодательных актов иные препятствия для осуществления предпринимательской и другой деятельности организаций и физических лиц, кроме запрещенной законодательными актами.
5.
Допускается установление
К республиканским налогам, сборам (пошлинам) относятся:
К местным налогам и сборам относятся:
Плательщиками налогов, сборов (пошлин) (далее – плательщики) признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом, Таможенным кодексом Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь, международными договорами Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь, формирующими договорно-правовую базу таможенного союза, возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины):
2. Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц Республики Беларусь, имеющие отдельный баланс, которым для совершения операций юридическим лицом открыт банковский счет с предоставлением права распоряжаться денежными средствами на счете должностным лицам данных обособленных подразделений, исчисляют суммы налогов, сборов (пошлин) и исполняют налоговые обязательства этих юридических лиц, если иное не установлено настоящим Кодексом либо Президентом Республики Беларусь.
3. Участник простого товарищества, на которого в соответствии с договором о совместной деятельности между участниками возложено ведение дел этого товарищества либо который получает выручку по деятельности этого товарищества до ее распределения, исполняет налоговое обязательство этого товарищества.
4. Головная организация (центральная компания) либо участник хозяйственной группы, который в соответствии с законодательством или договором наделен полномочиями по ведению дел этой группы, исполняют налоговое обязательство этой хозяйственной группы.
5. Физические лица:
Объектами налогообложения признаются обстоятельства, с наличием которых у плательщика настоящий Кодекс, другие законы Республики Беларусь, международные договоры Республики Беларусь и (или) акты Президента Республики Беларусь либо решения местных Советов депутатов (в отношении местных налогов и сборов) связывают возникновение налогового обязательства.
Один и тот же объект может
облагаться определенным налогом, сбором
(пошлиной) у одного плательщика только
один раз за соответствующий налоговый
период [7, статья 28].
Рис. 1.2 – Объекты налогообложения [5, ст.66]
Деятельность налоговых органов в республике регламентируется Положением о Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь, утверждённым постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2001 № 1592 «Вопросы Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь», Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь, Налоговым кодексом Республики Беларусь, Типовым положением об инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, утвержденным постановлением МНС от 28.12.2001 № 136 (в редакции постановления МНС от 19.03.2010 № 17). Для обсуждения и выработки решений по наиболее важным вопросам утверждена коллегия МНС в составе 15 человек.
Величина и структура налоговой нагрузки на экономику Республики Беларусь за 2009-2010 гг.
Показатели |
2009 г. | 2010 г. | Отклонение, п.п., (+/-) |
в % к ВВП | |||
Налоговая нагрузка в том числе: |
30,1 | 27,5 | -2,6 |
косвенные налоги | 13,8 | 13,6 | -0,2 |
прямые налоги | 8,0 | 8,2 | +0,2 |
смешанные налоги | 2,3 | 1,8 | -0,5 |
прочие налоговые доходы, сборы, пошлины | 6,0 | 3,9 | -2,1 |
Информация о работе Налоги и неналоговые платежи в себестоимости, прибыли и выручке