Налоги, их необходимость, виды. Проблемы совершенствования налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 21:03, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – раскрыть не только сущность, роль и необходимость налогов в условиях рыночной экономики, но и дать представление об особенностях системы налогообложения России, выявить проблемы и тенденции развития и совершенствования.

Работа состоит из  1 файл

Курс. работа Налоги.doc

— 863.50 Кб (Скачать документ)

      Налоги, как отмечают К. Маркс и Ф. Энгельс, появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как «взносы граждан, необходимые для содержания... публичной власти... «В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, — чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

      Таким образом, налогообложение — это  система распределения доходов  между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях [25].

      Главные принципы налогообложения — это  равномерность и определенность. Равномерность — это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что порядок налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство так же определяет меры взыскания за невыполнение данного закона.

      Денежные  средства, вносимые в виде налогов  не имеют целевого назначения. Они  поступают в бюджет и используются на нужды государства. Государство не предоставляет налогоплательщику, какой либо эквивалент за вносимые в бюджет средства. Безвозмездность налоговых платежей является одной из черт составляющих их юридическую характеристику.

      В условиях рыночной экономики любое  государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

      В переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

      В налогах заложены большие возможности  по регулированию социально-экономических процессов в стране со стороны государства. При умелом использовании они могут быть сильным регулирующим механизмом в системе социального управления.

      Так, налоги могут использоваться для  регулирования производства - стимулирования развития определенных отраслей, ограничения развития или сдерживания каких-либо экономических процессов и т.п.

      С помощью налогов возможно регулирование  потребления. Например, такой налог, как акциз, особенно высокие его размеры, влияет на спрос и покупательную способность населения в отношении тех товаров, на которые распространяется этот налог.

      В налогах заложены возможности и  регулирования доходов населения. Они могут быть нацелены на ограничение доходов высокого уровня, могут учитывать необходимость поддержки малоимущих граждан путем предоставления льгот.

      Налоги  могут быть элементом механизма, регулирующего демографические процессы, молодежную политику, иные социальные явления.

      Но  налоги это не только экономическая  категория, но и одновременно финансовая категория. Как финансовая категория налоги выражают общие свойства, присущие всем финансовым отношениям, и свои отличительные признаки и черты, собственную форму движения, то есть функции, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений.

      Под налогом понимается обязательный платеж, поступающий государству в определенных законодательством размерах и в установленные сроки.

      В практике налоги имеют вполне экономическое  содержание. Их можно рассматривать  как плату государству за те услуги, которые оно оказывает населению и другим субъектам экономики в виде внутренней и внешней безопасности, экономической и социальной стабильности и других благ, относящихся к категории общественных.

      Взимается налог по определенной ставке, представляющей собой долю облагаемых налогом средств субъектов экономики. При этом налог может быть денежным и натуральным.

      По  объектам обложения налоги делятся [9]:

      - на налог на доходы (выручку, прибыль, заработную плату, проценты, дивиденды, ренту);

      - налог на добавленную стоимость  продукции, работ, услуг;

      - налог на имущество (предприятий  и граждан);

      - налог на определенные виды деятельности и сделки (например, сделки с ценными бумагами);

      - налог за пользование природным  ресурсами.

      Налоги  могут устанавливаться на различных  уровнях государственной власти: федеральном, региональном, местном. Это означает, что они поступают в соответствующие бюджеты.

      Налоги  могут поступать не только в госбюджет, но и во внебюджетные фонды: фонд социального страхования, фонд занятости, дорожный фонд и т.д.

      Для понимания сущности налогов не малое значение имеет знание и понимание признаков налогов. К ним относятся:

      1. Императивность - то есть требование  со стороны государства обязательности налогового платежа. При невыполнении налогового обязательства, применяются соответствующие санкции.

      2. Смена собственника - в частности  через налоги, доля частной собственности  становится государственной или  муниципальной, образуя бюджетный фонд.

      3. Безвозвратность и безвозмездность  — налоговые платежи обезличиваются и не возвращаются к конкретному плательщику. Налог предстает как безвозмездное изъятие государством части средств предприятий, организаций и населения по заранее установленным нормативам и срокам. Вот почему налоги взимаются принудительно, проявляя тем самым как бы неэкономический характер.

      Налоговая система базируется на соответствующих  законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют конкретные элементы налогов. К важнейшим элементам налогов относятся [16]:

      1. Субъект налога - налогоплательщик, то есть физическое или юридическое  лицо, которое обязано в соответствии  с законодательством уплатить налог.

      2. Носитель налога - юридическое или  физическое лицо, уплачивающее налог из собственного дохода. При этом носитель налога вносит налог субъекту налога, а не государству. Классический пример этому - субъект налога - производитель или продавец товара, например, по налогу НДС, а носитель налога — покупатель товара.

      3. Объект налога - доход или имущество, измеренные количественно, которые служат базой для исчисления налога.

      4. Налоговая база - денежная или  физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

      5. Источник налога - это доход, из  которого выплачивается налог.

      6. Единица обложения - единица, в которой измеряется величина налога.

      7. Ставка налога - величина налоговых  отчислений с единицы объекта  налога. Ставка определяется либо  в виде твёрдой ставки, либо  в виде процента и называется  налоговой квотой.

      8. Оклад налога.

      9. Налоговый период - срок, в который должен быть уплачен налог, и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока.

      10. Налоговая льгота - полное или  частичное освобождение плательщика от налога.

      Способ  взимания налога - тоже достаточно существенное звено в понимании существа налогов  и налоговой системы. Дело в том, что от того каким именно образом  происходит, взимание налогов зависит, например сумма, которой распоряжается гражданин. Например, одно дело - получать заработную плату, тратить её и уже после этого платить налоги, и совсем другое дело, когда налог взимается сразу и заработная плата автоматически оказывается с вычетом налога. Налоги могут взиматься следующими способами:

  1. Кадастровый способ — (от слова кадастр — таблица, справочник) когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.

      2. На основе декларации. Декларация — документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом, получающим доход. Примером может служить налог на прибыль.

      3. У источника. Этот налог вносится лицом, выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога. Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. То есть до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.

    1. Функции и принципы налогообложения
 

      Для того, чтобы достоинства налогов  усиливались, а их недостатки нейтрализовались или ослаблялись, очень важно соблюдение основных принципов налогообложения.

      Определение и соблюдение этих принципов важно  также и для того, чтобы более  глубоко вникнуть в суть налоговых  платежей.

      Первые  пять принципов (наиболее фундаментальных), ставших классическими, с которыми, как правило, соглашались последующие авторы, в свое время выделил А. Смит. Они сводятся к следующему:

  1. Принцип справедливости налогообложения. Суть принципа заключается в обеспечении равномерного наложения налогового бремени на всех плательщиков. Правда, история свидетельствует об относительности понятия «справедливость». Так, А.Смит застал феодальный подушный налог, согласно которому каждый человек должен был платить подушный налог, который для всех был одинаков.

        Таблица 2, показывает, что для бедного человека такой налог может представлять тяжкое бремя, а для богатого — он совсем не ощутим [22].

        Таблица 2

      Влияние различных типов налогов на разные доходы

 
Тип налога
Ставка

налога,

%

Размер  дохода (р.) трёх субъектов в год
10 000 40 000 900 000
Налог Чистый

доход

Налог Чистый

доход

Налог Чистый

доход

Подушный   1000 9000 1000 39000 1000 899000
Пропорцио-

нальный

10 1000 9000 4000 36000 9000 810000
Прогрес-сивный 10 1000 9000        
  20     8000 32000    
  30         21000 690000

Информация о работе Налоги, их необходимость, виды. Проблемы совершенствования налогообложения