Налоги, их необходимость, виды. Проблемы совершенствования налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 21:03, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – раскрыть не только сущность, роль и необходимость налогов в условиях рыночной экономики, но и дать представление об особенностях системы налогообложения России, выявить проблемы и тенденции развития и совершенствования.

Работа состоит из  1 файл

Курс. работа Налоги.doc

— 863.50 Кб (Скачать документ)

      Налоговая система, как известно, обеспечивает формирование основной массы финансовых ресурсов государства. Именно поэтому совершенствование налоговой системы в направлении сбалансированности между фискальной, стимулирующей и регулирующей функциями одновременно в обязательном порядке должно быть нацелено на упорядочение межбюджетных отношений.

      Необходимость обеспечения реализации основных функций налоговой системы и ориентация на принцип сбалансированности фискальной и стимулирующей компонент позволяют сформулировать следующие требования к модели эффективной налоговой системы:

      1. Простота и обозримость по  количеству налогов и сборов.

      2. Устойчивость налогооблагаемых  баз для соответствующих налогов  и увеличение доли налогов на потребление.

      3. Отказ от налогообложения фонда  оплаты труда в целях блокирования  занижения фонда оплаты труда  на предприятиях.

      4. Обеспечение минимизации возможностей “ухода” от налогов.

      5. Единые ставки налогов для  всей территории страны при  предоставлении регионам и муниципальным  образованиям их по снижению  для стимулирования развития  приоритетных сфер, отраслей и  производств, но без уменьшения отчислений на вышерасположенные уровни.

      6. Единые пропорции “расщепления”  всех налогов по “веерной”  схеме сбора налогов между  федеральным, региональным и муниципальным  уровнями на основе принципа  “две трети на нижнем уровне”.

      7. Создание условий доля формирования в расходных частях бюджетов всех уровней “бюджета текущих расходов” и “бюджета развития” с целью обеспечения равных потенциальных возможностей регионов и муниципальных образований.

      На  основе сформулированных требований к  эффективной налоговой системе, а также с учетом необходимости упорядочения межбюджетных отношений, модель налоговой системы РФ может быть представлена в следующем виде Приложение 1 [25] (см. В.Г. Садков, Л.С. Гринкевич, В.В. Кононов. Концептуальные подходы к созданию модели эффективной налоговой системы. \\ Финансы. - 2002. - №12. С.21). 
 
 
 
 
 

Заключение

 

      Налоговая система является одним из главных  элементов рыночной экономики. Она  выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

      Нестабильность  наших налогов, постоянный пересмотр  ставок, количества налогов, льгот и т.д., несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения [7].

      Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию  налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым  налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую  массу.

      Анализ  реформаторских преобразований в области  налогов в основном показывает, что  выдвигаемые предложения касаются отдельных элементов налоговой  системы (прежде всего размеров ставок, предоставляемых льгот и привилегий; объектов обложения; усиления или замены одних налогов на другие).

      На  сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов  в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку  было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.

      В принципиальном плане основные направления  государственной политики в области налоговой реформы определены в Указе Президента «Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины». В частности, к ним относятся следующие задачи:

      • построение стабильной налоговой системы, обеспечивающей единство, непротиворечивость и неизменность в течение финансового года системы налогов и других обязательных платежей;

      • сокращение общего числа налогов  путем их укрупнения и отмены целевых  налогов, не дающих значительных поступлений;

      • облегчение налогового бремени производителей продукции (работ, услуг);

      • сокращение льгот и исключений из общего режима налогообложения.

      Эти задачи предполагают создание более  выгодных условий для предпринимательской  деятельности в России.

      Мы  рассмотрели сущность налогов, их виды и функции. И теперь в заключение работы, постараемся сделать некоторые обобщения относительно изученной темы.

      Итак, применение налогов является одним  из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

      Налоги  выражают обязанность всех юридических  и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

      Кроме того, являясь фактором перераспределения  национального дохода, налоги призваны:

      а) гасить возникающие «сбои» в системе распределения;

      б) заинтересовывать (или не заинтересовывать) людей в развитии той или иной формы деятельности.

      Сколько веков существует государство, столько  же существуют и налоги и столько  же экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения.

      Безусловно, налогообложение в любой стране не может быть чем-то неизменным уже  потому, что оно является не только фискальным механизмом, но и инструментом государственной политики, которая меняясь, обрекает на перемены и систему налогообложения. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

      Совершенствование налогообложения неразрывно связано  с созданием прочных экономических  отношений. От того, как скоро это будет создано, зависит формирование устойчивых предпосылок для постепенного превращения системы налогообложения в фактор экономического роста. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список использованных источников

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993г.).
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации: Часть первая Часть вторая. – М.: Экзамен, 2005. - 512с.
  3. Федеральный закон от 27 декабря 1991года №2118-ФЗ «Об основах налоговой системы РФ» (принят Верховным Советом).
  4. Федеральный закон от 29 июля 2004г. №95 ФЗ «Об изменениях в налоговом законодательстве» (принят Правительством РФ).
  5. Акуленок Д. Н. Налоговый портфель. Учебное пособие для вузов. - М.: Сомитек, 2006. - 286 с.
  6. Астапов К.М. Приоритеты налоговой реформы в РФ // Экономист.-2004.- №2.- с. 54-59.
  7. Басалаева Е.В. О координации и гармонизации налоговой реформы // Финансы. - 2004. - №2.- с.27-30.
  8. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: Юристъ, 2001.- 344 с.
  9. Брызгалин А.В. Налоги и налоговое право: Учебник для вузов - М.: ИНФРА-М, 2002.-232с.
  10. Булатова А. С. Экономика. Учебник для вузов. - М.: Бек, 2005. - 319 с.
  11. Горский К.В. Некоторые параметры налоговой реформы // Финансы. 2004.-№2.- с. 22-26.
  12. Грисимова Е.Н. Налогообложение – СПб: Издательство Санкт-Петербургского Университета, 2000. – 348с.
  13. Грунина Д. К., Ивченов Л. С. Основы деятельности налоговых органов. – М., Финансовая академия при Правительстве РФ, 2000. - 267 с.
  14. Дуканич Л. В. Налоговое регулирование: принципы и модели. // Роль государства в экономике/ Под ред. В. Н. Овчинникова, О. С. Белокрыловой – Ростов: Тодикс Папир, 1997. - 273 с.
  15. Дуканич Л.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие - Ростов - на- Дону.: Феникс, 2002.- 416с.
  16. Евстигнеев Е.Н. Основы налогообложения и налогового права: Учебное пособие для вузов - М.: ИНФРА-М, 2002.-120с.
  17. Евстигнеева Е. Н. Основы налогообложения и налогового права: Учеб. пособие. – М.: Инфра-М, 2006. - 389 с.
  18. Каширина М. В., Каширин В. А. Федеральные, региональные и местные налоги и сборы, уплачиваемые юридическими лицами: Учеб. пособие. – М.: БЕК, 2001. - 426 с.
  19. Лыкова Л. Н. Налоги и налогообложение в России - М: БЕК, 2002. – 384с.
  20. Мамруков О.С Налоги и налогообложение – М: Финансы и статистика, 2003. – 244с.
  21. Налоги и налогообложение. Под редакцией И.Г.Русаковой, В.А.Кашина. Москва, «ЮНИТИ», 2006. - 210 с.
  22. Налоги. Д.Г.Черник. Учебное пособие для студентов ВУЗов. Москва, «Финансы и статистика», 2007. - 189 с.
  23. Пансков В. Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник. – М.: МЦФЭР, 2001. - 308 с.
  24. Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение - М.: ИНФРА-М, 2002. - 567с.
  25. Садков В.Г., Гринкевич Л.С., Кононов В.В. Концептуальные подходы к созданию модели эффективной налоговой системы. \\ Финансы. - 2002. - №12. С.21
  26. Скворцов О. В. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие для сред. проф. учеб. заведений/ О. В. Скворцов, Н. О. Скворцова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 361 с.
  27. Худолеев В.В. Налоги и налогообложение – М: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2004. – 256с.
  28. Черник Д.Г. Налоги: Учебное пособие - М.: Финансы и статистика, 2003.- 656с.
  29. Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. Основы налоговой системы: Учебник для вузов - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.- 511с.
  30. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2007. -465 с.

Приложения

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        Модель эффективной  налоговой системы РФ

Виды  налогов и сборов Налогооблагаемая  база Ставка налога Распределение по уровням ФУ:РУ:МУ,%
1.Федеральные  налоги и сборы

1.1.Акцизы на  отдельные виды товаров(услуг)  и отдельные виды минерального сырья

  В основном - действующие  ставки

40:25:35

1.2.Налог  с выручки (продаж) Объем выручки 15%

40:25:35

1.3.Налог  на фонд потребления в прибыли  предприятий Фонд потребления  в составе прибыли 35%

40:25:35

1.4.Подоходный  налог с физических лиц   Минимум -10%

Максимум - 35%

40:25:35

1.5.Взносы  в государственные социальные  внебюджетные фонды Объем выручки 10%

40:25:35

1.6.Таможенная  пошлина и таможенные сборы   В основном - действующие  ставки

40:25:35

1.7.Федеральные  лицензионные сборы   Действующие ставки

40:25:35

1.8.Государственная  пошлина   Действующая ставка

40:25:35

1.9.Налог  на поддержку депрессивных регионов   5% 100% - федеральный  уровень
2.Региональные  налоги и сборы   40:25:35
2.1.Налог  на имущество предприятий   40:25:35
2.2.Налог на пользование недрами   40:25:35
2.3.Лесной  налог   40:25:35
2.4.Водный  налог   40:25:35
2.5.Сбор  за право пользования объектами  животного мира и водными биологическими  ресурсами   40:25:35
2.6.Дорожный  налог   40:25:35
2.7.Региональные  лицензионные сборы   40:25:35
2.8.Налог  на поддержку депрессивных муниципальных  образований   5% в среднем

100% - региональ  уровень

3.Местные  налоги и сборы   40:25:35
3.1.Земельный  налог   40:25:35
3.2.Налог  на имущество физических лиц   40:25:35
3.3.Наог  на игорный бизнес   40:25:35
3.4.Налог  на куплю-продажу иностранной  валюты   40:25:35
3.5.Налог  на наследование и дарение   40:25:35
3.6.Курортный  сбор   40:25:35
3.7.Экологический  налог на размещение объектов  на муниципальных землях и  загрязнение окружающей среды   40:25:35
3.8.Местные  лицензионные сборы   40:25:35

Информация о работе Налоги, их необходимость, виды. Проблемы совершенствования налогообложения