Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 21:03, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть не только сущность, роль и необходимость налогов в условиях рыночной экономики, но и дать представление об особенностях системы налогообложения России, выявить проблемы и тенденции развития и совершенствования.
Налоговая система, как известно, обеспечивает формирование основной массы финансовых ресурсов государства. Именно поэтому совершенствование налоговой системы в направлении сбалансированности между фискальной, стимулирующей и регулирующей функциями одновременно в обязательном порядке должно быть нацелено на упорядочение межбюджетных отношений.
Необходимость обеспечения реализации основных функций налоговой системы и ориентация на принцип сбалансированности фискальной и стимулирующей компонент позволяют сформулировать следующие требования к модели эффективной налоговой системы:
1. Простота и обозримость по количеству налогов и сборов.
2.
Устойчивость налогооблагаемых
баз для соответствующих
3.
Отказ от налогообложения
4. Обеспечение минимизации возможностей “ухода” от налогов.
5.
Единые ставки налогов для
всей территории страны при
предоставлении регионам и
6.
Единые пропорции “расщепления”
7. Создание условий доля формирования в расходных частях бюджетов всех уровней “бюджета текущих расходов” и “бюджета развития” с целью обеспечения равных потенциальных возможностей регионов и муниципальных образований.
На
основе сформулированных требований к
эффективной налоговой системе, а также
с учетом необходимости упорядочения
межбюджетных отношений, модель налоговой
системы РФ может быть представлена в
следующем виде Приложение 1 [25] (см. В.Г.
Садков, Л.С. Гринкевич, В.В. Кононов. Концептуальные
подходы к созданию модели эффективной
налоговой системы. \\ Финансы. - 2002. - №12.
С.21).
Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д., несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения [7].
Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.
Анализ
реформаторских преобразований в области
налогов в основном показывает, что
выдвигаемые предложения
На сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.
В принципиальном плане основные направления государственной политики в области налоговой реформы определены в Указе Президента «Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины». В частности, к ним относятся следующие задачи:
• построение стабильной налоговой системы, обеспечивающей единство, непротиворечивость и неизменность в течение финансового года системы налогов и других обязательных платежей;
• сокращение общего числа налогов путем их укрупнения и отмены целевых налогов, не дающих значительных поступлений;
• облегчение налогового бремени производителей продукции (работ, услуг);
• сокращение льгот и исключений из общего режима налогообложения.
Эти
задачи предполагают создание более
выгодных условий для
Мы рассмотрели сущность налогов, их виды и функции. И теперь в заключение работы, постараемся сделать некоторые обобщения относительно изученной темы.
Итак, применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
Налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.
Кроме того, являясь фактором перераспределения национального дохода, налоги призваны:
а) гасить возникающие «сбои» в системе распределения;
б) заинтересовывать (или не заинтересовывать) людей в развитии той или иной формы деятельности.
Сколько веков существует государство, столько же существуют и налоги и столько же экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения.
Безусловно, налогообложение в любой стране не может быть чем-то неизменным уже потому, что оно является не только фискальным механизмом, но и инструментом государственной политики, которая меняясь, обрекает на перемены и систему налогообложения. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.
Совершенствование
налогообложения неразрывно связано
с созданием прочных
Модель эффективной налоговой системы РФ
Виды налогов и сборов | Налогооблагаемая база | Ставка налога Распределение по уровням ФУ:РУ:МУ,% |
1.Федеральные
налоги и сборы
1.1.Акцизы на отдельные виды товаров(услуг) и отдельные виды минерального сырья |
В основном - действующие
ставки
40:25:35 | |
1.2.Налог с выручки (продаж) | Объем выручки | 15%
40:25:35 |
1.3.Налог на фонд потребления в прибыли предприятий | Фонд потребления в составе прибыли | 35%
40:25:35 |
1.4.Подоходный налог с физических лиц | Минимум -10%
Максимум - 35% 40:25:35 | |
1.5.Взносы в государственные социальные внебюджетные фонды | Объем выручки | 10%
40:25:35 |
1.6.Таможенная пошлина и таможенные сборы | В основном - действующие
ставки
40:25:35 | |
1.7.Федеральные лицензионные сборы | Действующие ставки
40:25:35 | |
1.8.Государственная пошлина | Действующая ставка
40:25:35 | |
1.9.Налог
на поддержку депрессивных |
5% 100% - федеральный уровень | |
2.Региональные налоги и сборы | 40:25:35 | |
2.1.Налог на имущество предприятий | 40:25:35 | |
2.2.Налог на пользование недрами | 40:25:35 | |
2.3.Лесной налог | 40:25:35 | |
2.4.Водный налог | 40:25:35 | |
2.5.Сбор
за право пользования |
40:25:35 | |
2.6.Дорожный налог | 40:25:35 | |
2.7.Региональные лицензионные сборы | 40:25:35 | |
2.8.Налог
на поддержку депрессивных |
5% в среднем
100% - региональ уровень | |
3.Местные налоги и сборы | 40:25:35 | |
3.1.Земельный налог | 40:25:35 | |
3.2.Налог на имущество физических лиц | 40:25:35 | |
3.3.Наог на игорный бизнес | 40:25:35 | |
3.4.Налог на куплю-продажу иностранной валюты | 40:25:35 | |
3.5.Налог на наследование и дарение | 40:25:35 | |
3.6.Курортный сбор | 40:25:35 | |
3.7.Экологический налог на размещение объектов на муниципальных землях и загрязнение окружающей среды | 40:25:35 | |
3.8.Местные лицензионные сборы | 40:25:35 |
Информация о работе Налоги, их необходимость, виды. Проблемы совершенствования налогообложения