Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 21:03, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть не только сущность, роль и необходимость налогов в условиях рыночной экономики, но и дать представление об особенностях системы налогообложения России, выявить проблемы и тенденции развития и совершенствования.
Затем подушный налог был заменен подоходным налогом по единой ставке, то есть в одной и той же пропорции к доходу. Та же таблица показывает, что такой налог, безусловно, более справедлив, так как абсолютная величина налога оказывается небольшой у бедняка и весьма значительной у богача. Но очевидно, что для бедняка изымаемая у него в виде налога сумма кажется совсем не маленькой. Вот почему более справедливым считается прогрессивный налог, предполагающий возрастающую в определенной прогрессии налоговую ставку на высокие и сверхвысокие доходы. Здесь возможно освобождение от налога небольших доходов и повышенное обложение больших доходов, как это показано в таблице. В современной России класс богатых людей прогрессивный налог счел несправедливым и добился установления единого подоходного налога в 13% [3].
2. Принцип постоянства налогов.
Данный принцип требует того,
чтобы число налогов, их
3.
Простота налоговой системы,
Кроме того, нужно, чтобы плательщик не тратил время на уплату налогов (для этого, например, бухгалтерия предприятий при определении выдаваемой на руки заработной платы сразу же вычитает из нее подоходный налог). Для плательщика также удобно, когда налоги берут не раз в год, а ежемесячно - размер налога кажется не столь значительным.
4.
Принцип экономичности
В современных условиях принцип экономичности рассматривается более широко. Он предполагает экономическую эффективность налогообложения.
Практика показала, что объем налоговых поступлений зависит и от ставки налогов. Чрезмерно высокая ставка может обернуться меньшим объемом поступлений, чем невысокая ставка. Зависимость объема налоговых поступлений от уровня налоговой ставки иллюстрируется с помощью кривой Лаффера (рис. 1).
Рис. 1. Кривая Лаффера
Кривая хорошо показывает, что ставка налога не должна превышать 50%, так как дальнейшее ее повышение влечет снижение налоговых поступлений. Последние могут опуститься до нуля, если установить 100%-ю ставку. Эта тенденция обусловлена тем, что у плательщиков исчезает стимул иметь высокие доходы, так как все равно большую часть их придется отдать. Кроме того, получаемые доходы плательщики начинают скрывать. Наиболее выгодная величина налоговой ставки зависит от конкретных условий в той или иной стране. Она может быть довольно высокой в военное время. Если в стране процветает казнокрадство, налоги идут на строительство роскошных дач государственных чиновников, то даже не очень высокая ставка вызывает возмущение плательщиков [8].
5.
Кривая Лаффера выводит еще
на один принцип, который
К предложенным А.Смитом принципам налогообложения в современных условиях добавляются также принципы обязательности и всеобщности налогообложения, смысл которых ясен из их названия. Поскольку налог предстает как обязательный платеж, то его должны платить все, кому положено. Для этого, например, в РФ созданы специальные органы в виде налоговых инспекций и налоговых полиций, которые следят за уплатой налогов, выявляют и наказывают неплательщиков.
Выделяют также еще один принцип - системность налогообложения.
Суть его заключается в том, что совокупность всех видов налогов, их ставки, способы изъятия, налоговое законодательство и налоговые органы образуют налоговую систему страны и эта система должна быть непротиворечивой, все её элементы должны быть взаимосвязаны и взаимодополнять друг друга. В этом случае налоги будут органично вписываться в национальную экономику, усиливая ее, обеспечивая ей необходимый динамизм.
В
настоящее время эти принципы
расширены и дополнены
Современные принципы налогообложения таковы [28]:
2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.
3.Обязательность
уплаты налогов. Налоговая
4.
Система и процедура выплаты
налогов должны быть простыми,
понятными и удобными для
5.
Налоговая система должна быть
гибкой и легко адаптируемой
к меняющимся общественно-
6.
Налоговая система должна
Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного или тройного обложения.
Заканчивая обзор сущности налогов, необходимо отметить, что налогам присуща одновременно стабильность и подвижность. Чем стабильнее система налогообложения, тем увереннее чувствует себя предприниматель: он может заранее и достаточно точно рассчитать, каков будет эффект осуществления того или иного хозяйственного решения, проведенной сделки, финансовой операции. Неопределенность — враг предпринимательства. Предпринимательская деятельность всегда связана с риском, но степень риска, по крайней мере, удваивается, если к неустойчивости рыночной конъюнктуры прибавляется неустойчивость налоговой системы, бесконечные изменения ставок, условий налогообложения, а тем более — самих принципов налогообложения. Не зная твердо, каковы будут условия и ставки налогообложения в предстоящем периоде, невозможно рассчитать, какая же часть ожидаемой прибыли уйдет в бюджет, а какая достанется предпринимателю.
Стабильность налоговой системы не означает, что состав налогов, ставки, льготы, санкции могут быть установлены раз и навсегда. «Застывших» систем налогообложения нет и быть не может. Любая система налогообложения отражает характер общественного строя, состояние экономики страны, устойчивость социально-политической ситуации, степень доверия населения к правительству — и все это на момент ее введения в действие. По мере изменения указанных и иных условий налоговая система перестает отвечать предъявляемым к ней требованиям, вступает в противоречие с объективными условиями развития народного хозяйства. В связи с этим в налоговую систему в целом или отдельные ее элементы (ставки, льготы и т. п.) вносятся необходимые изменения.
Сочетание стабильности и динамичности, подвижности налоговой системы достигается тем, что в течение года никакие изменения (за исключением устранения очевидных ошибок) не вносятся; состав налоговой системы (перечень налогов и платежей) должен быть стабилен в течение нескольких лет. Систему налогообложения можно считать стабильной и, соответственно, благоприятной для предпринимательской деятельности, если остаются неизменными основные принципы налогообложения, состав налоговой системы, наиболее значимые льготы и санкции (если, естественно, при этом ставки налогов не выходят за пределы экономической целесообразности). Частные изменения могут вноситься ежегодно, но при этом желательно, чтобы они были установлены и были известны предпринимателям хотя бы за месяц до начала нового хозяйственного года. Например, состояние бюджета на очередной год, наличие бюджетного дефицита и его ожидаемые размеры могут определить целесообразность снижения на 2-3 пункта или необходимость повышения на 2-3 пункта ставок налога на прибыль или доход. Такие частные изменения не нарушают стабильности системы хозяйствования, но вместе с тем не препятствуют эффективной предпринимательской деятельности.
Стабильность
налогов означает относительную
неизменность в течение ряда лет
основных принципов системы
Налоговая система России, ориентированная на начавшиеся в ней рыночные преобразования была введена в хозяйственную практику с 1 января 1992 года. Федеральным законом «Об основах налоговой системы РФ» от 27 декабря 1991 года № 2118. Указанным законом были определены принципы и условия организации системы налогообложения РФ, её структурные элементы, категории налогоплательщиков, льготы и т.д., т.е. всё то, что составляет основы налогообложения и конкретный механизм функционирования национальной налоговой системы. До 1 января 1999 года этот закон играл ключевую роль в системе правового обеспечения налоговых отношений в РФ [3].
С 1 января 1999 года правовое обеспечение налогового процесса в России обеспечивается НК РФ. В соответствии с положениями НК пункт 1 статья 1 законодательство РФ и налогах и сборах состоит из самого НК и принятого в соответствии с ним пакета федеральных законов о налогах и сборах. В НК закреплены основополагающие принципы налогообложения, состав системы налогообложения, участники налоговых отношений, установлены основания возникновения, изменения и прекращения обязанностей по уплате налогов и сборов, а также порядок исполнения налогоплательщиками этих обязанностей.
Налоги как живой организм, поэтому по ним законодательные органы вносят изменения и дополнения применительно к современным экономическим условиям. И так как система налогообложения на сегодняшний день отнюдь не представляет собой идеально функционирующий механизм, то необходимо проводить эффективные реформы. Замминистра министра финансов РФ Сергей Шаталов, курирующий в финансовом ведомстве вопросы налоговой политики, согласился с мнением министра экономического развития и торговли РФ Германа Грефа, что вторая часть Налогового кодекса (НК) требует существенной корректировки.
Ранее сообщалось, что, по словам Г. Грефа, вторая часть НК значительно уступает по качеству его первой части, ни одно из ее положений не может трактоваться однозначно, и она требует полной переработки. «Я не согласен может быть с тем, что первая часть Налогового кодекса много лучше, чем вторая», - сказал журналистам в среду С. Шаталов, который является одним из авторов НК. »Я считаю, что и первую, и вторую части можно было бы очень существенно, с учетом накопленного опыта, скорректировать», - отметил он, отвечая на вопрос «Интерфакс-АФИ». При этом, по его словам, вторая часть НК содержит много проблемных вопросов, которые не решены до конца. «Она содержит большое количество оценочных категорий, которые в налоговом законодательстве, по-видимому, останутся», - сказал С.Шаталов [11].
Информация о работе Налоги, их необходимость, виды. Проблемы совершенствования налогообложения