Налоги, их необходимость, виды. Проблемы совершенствования налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 21:03, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – раскрыть не только сущность, роль и необходимость налогов в условиях рыночной экономики, но и дать представление об особенностях системы налогообложения России, выявить проблемы и тенденции развития и совершенствования.

Работа состоит из  1 файл

Курс. работа Налоги.doc

— 863.50 Кб (Скачать документ)

      Налоговая реформа в настоящее время  осуществляется по следующим направлениям:

  • сокращение количества налогов;
  • объединение разных мелких однородных налогов и сборов в один;
  • отмена неэффективных налогов, т.е. таких налогов, по которым расходы по сбору превышают поступления.

      Современный этап налоговой реформы отличается высокой динамичностью: приняты кардинальные поправки в отдельные виды налогов, активно реализуется общая концепция развития налоговой системы. В этих условиях важно своевременно фиксировать и оценивать наиболее существенные сдвиги в налогообложении, а вместе с ними и качество налоговой политики. Вот некоторые общие характеристики налогов, наиболее ярко проявившиеся в последние годы.

      Снижение  налоговой нагрузки:

      Смыслом и главной характеристикой налоговой  системы является «доставка» средств в бюджет, поэтому рассмотрение российской системы налогов естественно начать с налоговых платежей.

      Явный рост налогового бремени происходит на фоне экономического роста. Парадоксальность этой ситуации состоит еще и в том, что повышение налоговой нагрузки идёт вопреки реальным шагам по снижению налогов.

      Либеральная классическая схема взаимосвязи  налогов и экономики выглядит так: снижение налогов – активизация  производства – увеличение налоговой  базы – рост налоговых платежей. В этой схеме, столь популяризируемой некоторыми идеологами реформ, нет и не может быть места повышению налогового бремени, тогда как именно это повышение на сегодняшний день и наблюдается.

      Объяснение  этого факта состоит в следующем.

      В действительности реализуется не указанная  схема, а другая, где исходным пунктом выступает не снижение налогов, а рост производства. Именно оживление экономики послужило причиной роста налоговых платежей, причём роста ускоренного за счёт более быстрого расширения налоговой базы (в том числе роста цен) и появившейся возможности выплаты накопившихся долгов по налогам, что и вело к увеличению нагрузки.

      Вывод – сегодня в России работает не либеральная схема, как бы ни хотели её сторонники связать с ней рост налоговых поступлений, а напротив, оживление экономики обусловливало ускоренный рост налогов и повышение налогового бремени. В свою очередь, рост нагрузки стал дополнительным аргументом в пользу снижения налогов. Сегодняшнее снижение налогов носит подчинённый характер: в связке налоги – производство, оно является определяемым, зависимым, несамостоятельным фактором, а, следовательно, не может быть устойчивым. Рост производства не связан с уменьшением налогов, их параллельное движение случайно. Надо ясно понимать, что сегодня есть возможность снижать налоги, но возводить эту представившуюся благоприятную возможность в концепцию развития налогов – ошибочно. Не исключено, что вскоре ситуация может поменяться, и налоги придётся повышать. При таком развитии событий, не говоря уже о бюджете, серьёзный удар будет нанесён по доверию к провозглашаемой налоговой политике [6].

      Общий курс на снижение налогов абсолютно  правилен в долгосрочной перспективе, но как актуальный лозунг он должен быть снят на сегодняшний день. Только что понижены налоги с доходов физических лиц и предприятий, объявлено о снижении ставок НДС, активно обсуждается сокращение платежей в социальные фонды. Всё это чрезвычайно многообещающе звучит, но надо видеть, что стоит на противоположной стороне.

      Потребность государства в дополнительных ресурсах в конце 90 гг. была огромна: внешний долг, социальная сфера, армия – всё требовало значительных расходов. Крайне пессимистично выглядела перспектива страны на фоне утечки капиталов и чахлого инвестиционного процесса. С последним дело обстояло критически. Еще в 2002 г., российская экономика с нетерпением ждала иностранных инвестиций, но кто тогда желал идти в страну, в которой почти весь её собственный бизнес не в ладах с законом и из которой бежит национальный капитал: в крайнем случае, можно вложить в скорую отдачу – спекуляцию, торговлю, нефть. В такой ситуации государство не имеет права оставаться пассивным, оно обязано взять на себя запуск инвестиционного процесса, обеспечить его не только декларациями, но и собственными ресурсами, для чего ему также нужны налоги.

        На сегодняшний день ситуация поменялась координально, инвестиционная привлекательность России одна из самых высоких в мире, темп роста экономики приближается к 10%.

      Реформирование  налоговой системы осуществляется посредством снижения налоговой  нагрузки на производителя и обеспечения достаточной доходности бюджетной системы. В первом случае результатом может быть стимулирование производства и предпринимательства, а во втором, полнота доходной части бюджета, которая служит ресурсом инвестирования во все сферы экономики.

      Снижение  налогового бремени на производство и сферу услуг наиболее эффективно путём уменьшения прямых налогов, т.к. именно прямое налогообложение в отличии от косвенного в большей степени носит безвозвратный характер. Снижение ставок налога на прибыль, НДФЛ позволяет экономическому субъекту получить больше средств в собственное распоряжение и соответственно возможность маневрировать ими.

      Косвенные налоги имеют привлекательность  по многим позициям: это и возвратный характер при реализации для производителей и предпринимателей; и стабильный источник поступления в бюджетную систему, а при наличии набора косвенных налогов и дифференцированных ставок по ним, получаем прогрессивный, а, следовательно, справедливый метод налогообложения доходов различных социальных групп.

      Необходимо  совершенствовать и налог на добавленную  стоимость. На протяжении длительного  периода времени он рассматривался как один из наиболее надёжных налогов, скрыть который затруднительно. Однако резкое повышение экспортной выручки в связи с благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой привело к росту возврата НДС экспортёрам из федерального бюджета. В таких условиях следует рассмотреть возможность альтернативного подхода к его зачёту. При экспорте товаров суммы уплаченного НДС не возвращать из бюджета, а относить на себестоимость продукции. Конечно, это приведёт к сокращению налога на прибыль, но такая процедура позволит ограничить число злоупотреблений с возмещением НДС. Другой подход заключается в отказе от НДС и переходе к налогу с продаж, однако целесообразность данного шага должна основываться, прежде всего, на детальных экономических расчётах.

      Комиссия  правительства РФ по вопросам подготовки проекта федерального бюджета еще на 2006 год и трехлетнюю перспективу сообщило о снижении налоговых ставок.

      Продолжение налоговых реформ должно свести к  минимуму возможности незаконного  уклонения от налогов. Если мелкий и  средний бизнес зачастую работает в «тени», то крупные компании широко используют трансфертное ценообразование.

      Минфин  РФ предлагает ряд мер по совершенствованию налогового регулирования в сфере трансфертного ценообразования (применяемого при сделках между взаимозависимыми компаниями, при внешнеторговых и бартерных сделках). Как заявил замминистра финансов РФ Сергей Шаталов, выступая на «круглом столе» в Совете Федерации, необходимо, в частности, четко определить в законодательстве формальные признаки, по которым кампании могут быть признаны взаимозависимыми. Кроме того, по словам замминистра, необходимо обозначить ориентиры, которыми должны руководствоваться суды при рассмотрении таких дел, «чтобы не признавать взаимозависимыми всех и вся только на том основании, что кампании начали переговоры о совершении сделки» [4].

      Следует совершенствовать механизмы установления ставок и налоговой базы. Необходимо разрабатывать налоговое законодательство, чтобы взимать платежи, налоговой базой которых являются нескрываемые объекты, и чтобы размер платежей варьировался в зависимости от трудности извлечения сырья и степени использования месторождений.

      Вступление  России в ВТО повлечёт за собой  снижение гос. пошлин, поэтому целесообразно использовать налог на дополнительный доход от добычи углеводородов. Выплату его можно осуществлять после возмещения капитальных затрат, позволяя сохранить благоприятный налоговый режим и использовать налог в качестве дополнительного стимула к разработке добычи месторождений с высокой степенью выработки.

      Объективным фактором рассогласования налоговой  политики является ведомственная разобщенность  налогов. Бесспорно, что выработка налоговой политики должна быть за Министерством Финансов РФ. В то же время важная роль сохраняется у Министерства Экономического Развития и ФНС.

      Что касается Министерства Экономического Развития и торговли, то оно, откровенно спекулируя абстрактной идеей о пользе любого сокращения налогов, по существу пытается с её помощью оправдать просчёты в экономическом курсе.

      Сложнее с ФНС. Налоговые органы реально  ведут всю практическую работу, постоянно  связаны с налогоплательщиком, законодательством, судами. Обладая огромным опытом, они способны внести ощутимый положительный вклад в улучшение налоговой политики. Однако их понимание налогов часто ограничивается контрольной функцией ведомства [14].

      Срединное положение Министерства Финансов, единственного звена, которое ответственно ставит и решает финансовые задачи, обрекает его на неизбежную критику со всех сторон. Такая критика естественна и даже полезна до известного предела, но она не может перехлёстывать через край, когда ставится под сомнение осмысленность налоговой политики.

      Возможно  в стабильной обстановке некоторая  разногласица пошла бы на пользу налогам, но в сегодняшней ситуации необходима концентрация идеологической и практической работы в области налогообложения.

      Лучшим  решением для налогов было бы следующее: ограничение влияния на налоговую политику Министерства Экономического Развития и торговли, сближение Министерства Финансов с МНС и нахождение взаимопонимания с судами в трактовке и применении налогового законодательства. Проведение в жизнь такого решения – задача невероятной трудности, для которой хороши любые средства. Ибо речь идёт о налогах – материальной основе существования государства.

        В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция к упрощению налоговой системы. Это и понятно. Чем проще налоговая система, тем, проще определять экономический результат, меньше забот при составлении отчетных документов и тем больше остается времени у предпринимателей на обдумывание того, как снизить себестоимость продукции, а не на то, как снизить налоги. Налоговым же органам проще следить за правильностью уплаты налогов, что позволяет уменьшить число работников в финансовых органах.

      Такая тенденция подтверждается тем, что  в некоторых странах вообще существует один единственный налог на добавленную стоимость.

      В нашей же стране система налогов  имеет очень сложную структуру. В ней присутствуют различные налоги, отчисления, акцизы и сборы, которые по сути почти ничем друг от друга не отличаются. Однако такая масса платежей приводит к тому, что бухгалтерия предприятий очень часто ошибается при отчислениях налогов, в результате чего предприятие платит пени за несвоевременную уплату налога. Такое впечатление, что налоговую систему специально усложняют, чтобы получать пени от налогов.

      Кроме того многие законы, в которых установлены ставки налогов, и доходы из которых они отчисляются, очень не однозначно указывают все необходимые элементы налогов. Поэтому спустя несколько месяцев после опубликования Закона (который тоже не всегда можно найти) начинают появляться инструкции Министерства Финансов с разъяснениями того, как этот налог правильно считать.

      Еще один недостаток нашей налоговой системы - это ее нестабильность. Налоги вводятся и тут же отменяются, не проработав и года.

      Несомненно  вся эта неразбериха с налогами приводит к нестабильному положению в нашей экономике и еще больше усугубляет экономический кризис. поэтому я считаю, что для выхода из кризисного состояния необходимо наладить налоговую систему, что позволит предприятиям работать в нормальных условиях.

      К настоящему времени в России за период от начала развертывания рыночных реформ уже стала отчетливо ясно необходимость  серьезной корректировки налоговой  системы. В процессе работы над Налоговым  кодексом РФ, как известно, было подготовлено несколько вариантов кодексов с диапазоном обновления налоговой системы от кардинального варианта до максимально приближенного к действовавшей до 1998 года. Тем не менее, после бурных обсуждений принят вариант кодекса, предполагающий в основном сохранение действовавших налогов.

      Проблема  создания налоговой системы, обеспечивающей баланс, гармонию социальной справедливости и экономической эффективности  таким образом - оставалось нерешенной.

      Отметим, что совершенствование налоговой  системы в целом неразрывно связано  с упорядочением межбюджетных отношений и оптимальным распределением бюджетных ресурсов между федеральным, региональным и муниципальным уровнями. Это обусловлено тем, что важнейшим направлением укрепления государственности в РФ является обеспечение как целостности государства, так и необходимой самостоятельности субъектов федерации и органов местного самоуправления. Последнее требует обоснования и четкого разграничения функций и полномочий между федеральным, региональным и муниципальным уровнями. Таким образом, для каждого уровня управления должны быть обоснованы и зафиксированы необходимыми нормативно-правовыми актами триады “функции-полномочии-ресурсы”.

Информация о работе Налоги, их необходимость, виды. Проблемы совершенствования налогообложения