Налоги как фактор экономической безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 13:46, курсовая работа

Описание

Актуальные проблемы налоговой политики государства. Характеристика налогов и определение их роли в формировании доходной базы бюджета. Пути совершенствования бюджетно–налоговой политики РФ.

Содержание

Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения роли налогов в формировании экономической безопасности 7
1.1Налоги и их роль в формировании доходной базы бюджета государства 7
1.2 Механизм формирования доходов бюджета за счет налогов 13
1.3 Проблемы формирования доходов бюджета 19
2 Исследование налоговых поступлений в доходную часть бюджетов 27
2.1 Анализ налоговых доходов федерального бюджета РФ 27
2.2 Анализ формирования республиканского бюджета РМ за счет федеральных налогов 30
2.3 Анализ формирования бюджета РМ за счет региональных налогов 33
3 Пути совершенствования бюджетно – налоговой политики РФ как фактора экономической безопасности страны 36
3.1 Основные направления бюджетно – налоговой политики на перспективу 36
3.2 Зарубежный опыт формирования налоговых доходов государственного бюджета 42
Заключение 51
Список использованных источников 53

Работа состоит из  1 файл

Налоги и эк.безопасность.doc

— 385.50 Кб (Скачать документ)

     За  2008 год в федеральный бюджет поступление налогов и сборов составило 766 339 млн.руб., темп роста - 97% к уровню 2007 года. В том числе в декабре 2008 года  поступило 85 701 млн.руб., что на 49% больше поступлений в федеральный бюджет за аналогичный период предыдущего года (декабрь 2007г. – 57 691 млн.руб.) [4, C. 211] 
 
 
 

Таблица 2.1 – Динамика налоговых доходов федерального бюджета за 2007 - 2008 год, млн.руб.

Налоги 2006 г. 2007г. 2008г. Темп роста
Всего 767 254 766 339 791 618 97
Налог на прибыль организаций 36 255 31 706 40 364 79
ЕСН в  федеральный бюджет 15 711 13 771 11 331 122
НДС 111 366 101 051 140 604 72
НДПИ 624 329 617 254 597 183 103
Остальные налоги 4 557 2 557 2 136 120
 

      Анализ  поступлений налоговых платежей за 2008 год в федеральный бюджет по основным видам налогов по сравнению с предыдущим года показал, что темп роста поступлений снизился главным образом по следующим причинам.

      В 2008 году причиной снижения поступлений является падение цен на нефть, начиная с сентября 2007 года, при одновременном росте экспортных пошлин. В январе и феврале 2008 года фактические поступления по налогу превышали аналогичные показатели прошлого года, так как авансовые платежи по налогу на прибыль на I квартал 2008 года рассчитывались по результатам III квартала 2007 года, когда цены на нефть достигли максимальных значений. По ряду предприятий в марте и апреле 2008 года платежи по налогу на прибыль не производились, так как по итогам 2007 года и I квартала 2008 года налог на прибыль был уменьшен, вследствие чего образовалась переплата, исключающая рост поступлений в ближайшие месяцы. Во втором полугодии 2008 года наблюдается снижение объемов производства основных крупнейших налогоплательщиков (ОАО Сургутнефтегаз, ОАО Самотлорнефтегаз, ОАО Славнефть-Мегионнефтегаз, ООО Лукойл-Западная Сибирь).

      Уровень поступления налогов и сборов за отчетный год относительно индикативных показателей поступления доходов  в федеральный бюджет (81 742 млн.руб.) составляет 113%. В декабре 2008 года установленный контрольный уровень сбора (7 016 млн.руб.) выполнен на 139%.

      Социально - экономическое развитие страны в  целом и в преобладающем большинстве  субъектов Российской Федерации  позволило сохранить положительную  динамику по совершенствованию налоговой системы, способствующей обеспечению поступлений налогов и сборов в бюджеты всех уровней.

      Согласно  отчетным данным Федеральная налоговая  служба обеспечивает мобилизацию около 70% доходов консолидированного бюджета, 60% доходов федерального бюджета, а также практически все поступления в государственные внебюджетные фонды.

      Таблица 2.2 – Обеспечение доходов бюджета  (млрд. руб.)

  2004     2005     2006     2007     2008     2009     (прогноз) 2010     (прогноз)
ВВП (млрд.рублей) 17 048 21 615 26 781 31 220 35 000 39 690 44 800
темп  к предыдущему периоду, % 128,7 126,8 123,9 144,4 114,0 113,4 112,9
Поступление доходов в бюджетную систему  4 426,4 5 779,1 6 860,7 6 792,2 8 091,7 9 313,6 10 377,3
темп  к предыдущему периоду, % 124,1 130,6 118,7 117,5 106,9 115,1 111,4
% к ВВП 26,0 26,7 25,6 21,8 23,1 23,5 23,2
в том числе:              
поступление доходов в консолидированный  бюджет  3 774,7 4 894,8 5 748,3 5 684,4 6 829,5 7 872,2 8 755,0
темп  к предыдущему периоду, % 124,3 129,7 117,4 116,1 106,3 115,3 111,2
% к ВВП 22,1 22,6 21,5 18,2 19,5 19,8 19,5
из  него:              
поступление доходов в федеральный бюджет  1 974,1 2 668,5 3 000,7 3 534,6 3 333,3 3 955,2 4 382,3
темп  к предыдущему периоду, % 117,7 135,2 112,4 132,5 108,1 118,7 110,8
% к ВВП 11,6 12,3 11,2 11,3 9,5 10,0 9,8
поступления в государственные внебюджетные фонды  651,7 884,3 1 112,4 1 107,8 1 262,2 1 441,4 1 622,3
темп  к предыдущему периоду, % 123,0 135,7 125,8 125,3 110,3 114,2 112,6
% к ВВП 3,8 4,1 4,2 3,5 3,6 3,6 3,6

      Прогноз поступления доходов, администрируемых ФНС России, в федеральный бюджет на 2007 год рассчитан исходя из макроэкономических показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2008-2010 годы, представленного Минэкономразвития России 06 апреля 2007 года. 

      2.2 Анализ формирования  республиканского  бюджета РМ  за  счет федеральных  налогов 

      Проведем  анализ исполнения бюджета РМ по статьям  доходов за 2006 – 2008 гг. по данным таблицы 2.2.

Таблица 2.2 – Структура доходов бюджета РМ 2006 – 2008 гг.

 
Доходы  регионального бюджета 
2006 год 2007 год 2008 год
млн. руб. в % к итогу млн. руб. в % к итогу млн. руб. в % к итогу
Налоговые доходы: 8533,2 100,0 12293,8 100,0 21467,7 100,0
из  них            
НДФЛ 1032,9 12,1 1339,9 10,9 1714,5 8,0
налог на прибыль (доход) предприятий и  организаций  
389,4
 
4,6
 
1966,9
 
16,0
 
13512,2
 
62,9
акцизы 293,1 3,4 927,3 7,5 1253,1 5,8
платежи за пользование природными ресурсами   
103,1
 
1,2
 
128,8
 
1,0
 
146,8
 
0,7
 

      Из  приведенной таблицы видно, что  в основном доходы регионального бюджета составляют налоговые поступления, но имеют место и неналоговые доходы, такие как поступления от продажи земли и нематериальных активов, безвозмездные перечисления , доходы целевых бюджетных фондов.

      Динамика  показывает, что НДФЛ к концу 2008 года упал на 4,1%, платежи за пользование природными ресурсами также сократились на 0,5% за весь период. Но наоборот возросли поступления от налога на прибыль предприятий (на 58,3 % за 2006 – 2008 гг.), от акцизов (на 2,4% за анализируемый период). В целом же налоговые доходы увеличились на 2517,7 млн.рублей в 2007 году, на 12515,7 млн.рублей в 2008 году, таким образом увеличение собираемости налогов по республике составило 1503,4 млн.руб, что на 618,2 % больше чем в 2006 году. Но если учесть, что с 1.01.2006 года в местный бюджет поступают только такие местные налоги как земельный налог и налог на имущество физических лиц, то следует отметить, что налоговых поступлений было бы больше (отменены транспортный налог, налог на пользование водными ресурсами, налог на рекламу, изменены ставки ЕСН и т. д.).

      Собственные доходы поступили в сумме 946 миллионов  рублей, что на 8% больше, чем было запланировано. В местные бюджеты  поступило 510 миллионов рублей, что  на 66 миллионов рублей больше, чем было запланировано. По сравнению с первым кварталом прошлого года темп роста поступления доходов составил 123%. Минимальное исполнение бюджета по муниципальным образованиям отмечено в Зубово-Полянском районе - 101%, максимальное – в Торбеевском - 158%.

      Основными источниками доходов бюджета республики по-прежнему остаются налог на прибыль, налог на доходы физических лиц и акцизы. Доля данных доходных источников в общей сумме поступлений в бюджет составляет 65%. В местные бюджеты поступило 90 миллионов рублей налога на прибыль, что в два раза больше, чем прогнозировалось. Поступления от налога на доходы физических лиц составили 341 миллион рублей, что на 32% больше, чем за аналогичный период 2007 года. Поступление в республиканский бюджет Мордовии акциза от реализации спирта, произведенного спиртзаводами, составило 43 миллиона 700 тысяч рублей, что превышает уровень прошлого года в 1,7 раза.

      По  итогам 2008 года можно отметить ряд положительных тенденций в исполнении консолидированного бюджета республики. Республиканский бюджет и бюджеты всех муниципальных образований исполнены в полном объеме по собственным доходам. Эффективно действуют механизмы предоставления трансфертов из республиканского бюджета на осуществление финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений, механизмы финансирования медицинских учреждений из фонда обязательного медицинского страхования, что позволяет, прежде всего, своевременно выплачивать заработную плату работникам бюджетной сферы.

      В целом рост доходов консолидированного бюджета республики позволил на 55% по сравнению с 2007 годом увеличить расходную часть бюджета.

      Основная  масса администрируемых ФНС России доходов территориального бюджета  обеспечена поступлениями налога на доходы физических лиц (33,6 %), налога на прибыль организаций (27,3 %), акцизов по сводной группе (18,9 %).

      

      Рисунок 2.1 – Структура налогов бюджета  РМ

        В 2008 гг.

      Поступления налога на прибыль организаций в территориальный бюджет Республики Мордовия в январе-августе 2008 года составили 1 711,8 млн. рублей. По сравнению с соответствующим периодом 2007 года поступления снизились на 544,4 млн. рублей, или на 19 %, что обусловлено снижением поступлений данного налога от налогоплательщика, состоящего на учете в МРИ ФНС России № 1 по крупнейшим налогоплательщикам (в январе-августе 2007 г. поступления налога на прибыль в территориальный бюджет республики от МРИ ФНС России №1 по КН составили 975 млн. рублей).

      Поступления налога на доходы физических лиц в январе-августе 2008 года составили 2110,2 млн. рублей и выросли по сравнению с соответствующим периодом 2007 года на 38%.[20, C. 166]

      Поступления акцизов по сводной группе в консолидированный бюджет Республики Мордовия в январе-августе 2008 года составили 1 190,3 млн. рублей, что в 2,2 раза больше, чем в соответствующем периоде 2007 года. Из них акцизов на спирт этиловый и спиртосодержащую продукцию поступило 132,2 млн. рублей, что больше на 20 % по сравнению с январем - августом 2007 года.

      Налогов на имущество в консолидированный  бюджет поступило в январе- августе 2008 года 875,9 млн. рублей. По сравнению с январем- августом 2007 года поступления выросли на 37 %.

      Поступления платежей за пользование природными ресурсами за 8 месяцев 2008 года составили 10,8 млн. рублей, что на 73 % больше поступлений соответствующего периода 2007 года.

      Единого налога, взимаемого в связи с применением  упрощенной системы налогообложения  в январе- августе 2008 года поступило 158,1 млн. рублей. К соответствующему периоду 2007 года размер поступлений составляет 128%.

      Единого налога на вмененный доход поступило 198,5 млн. рублей, что на 10 % или на 18,5 млн. рублей больше, чем в январе- августе 2007 года.

      Поступления единого сельскохозяйственного  налога за 8 месяцев 2008 года составили 7,9 млн. рублей. 

Информация о работе Налоги как фактор экономической безопасности