Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 18:17, курсовая работа
Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого. С давних времён бюджет волнует и будоражит умы профессиональных политиков, экономистов и многих других великих мира сего. На протяжении столетий его формирование и распределение вызывает жаркие споры и постоянные дискуссии.
Введение…………………………………………………………………………………….…... 2
Глава 1. Теоретические основы налогов как инструмента бюджетного регулирования .4
1.1. Понятие и сущность налогов……………………………………………………………….4
1.2 Виды налогов………………………………………………………………………………..5
1.3.Налоги в системе государственного финансового и бюджетного регулирования……...7
Глава2. Анализ использования налогов как инструмента бюджетного регулирования…...13
2.1.Анализ налоговых поступлений в федеральный бюджет…………………………….…13
Глава 3. Основные проблемы налоговой системы РФ на современном этапе и направления совершенствования налоговой системы РФ…………………………………..19
3.1. Основные проблемы налоговой системы…………………………………………….…19
3.2. Основные направления совершенствования налоговой системы РФ………………....24
Заключение………………………………………………………………………………….….27
Список литературы…………………………………………………………………………….30
Таблица 2.3 Динамика доходов Федерального бюджета на 2008 –2010г.г.(млрд.руб)
Наименование | Абсолютное изменение | Относительное изменение | Темп изменения | Характер изменения |
Налоги на прибыль, доходы | -546,42 | 0,282 | -71,8 | спад |
Налоги и взносы на социальные нужды | -487,74 | 0,037 | -96,24 | спад |
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ | 224,53 | 1,199 | 19,9 | рост |
Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ | -204,04 | 0,825 | -17,45 | спад |
Налоги, сборы, регулярные платежи за пользование природными ресурсами | -533,06 | 0,674 | -32,55 | спад |
Государственная пошлина | 23,28 | 1,69 | 69 | рост |
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам | -0,87 | 0 | -100 | спад |
Доходы
от внешнеэкономической |
-834,65 | 0,767 | -23,28 | спад |
Доходы
от использования имущества, находящегося
в государственной и |
113,33 | 1,753 | 75,3 | рост |
Платежи при пользовании природными ресурсами | -49,64 | 0,56 | -44 | спад |
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства | 9,23 | 1,08 | 8,09 | рост |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов | -6,06 | 0,726 | -27,4 | спад |
Административные платежи и сборы | 0,72 | 1,158 | 15,8 | рост |
штрафы, санкции, возмещение ущерба | -2,86 | 0,65 | -35 | спад |
Прочие неналоговые доходы | -27,54 | 0,304 | -69,6 | спад |
Доходы бюджетов бюджетной системы РФ от возврата остатков субсидии, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, Прошлых лет | -5,52 | 0,115 | -88,5 | спад |
Безвозмездные поступления | -1,34 | 0 | -100 | спад |
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности | 2,71 | 136,5 | 13550 | рост |
Итого: | -2325,94 | 148,32 | 13032,27 | - |
Налог на прибыль. Эта статья в динамике уменьшается. В абсолютном выражении мы видим, что к 2009 году происходит уменьшение поступлений на 595,48 млрд. руб., к 2010 ещё на 49,06 млрд. руб., что составит 636,28 млрд. руб., в общем, этот показатель к 2010 году уменьшился в 0,3 раза по темпам роста. Удельный вес этого показателя снижается от 8,2% - 3,09%.
Уменьшение поступлений в основном связано со снижением с 1 января 2009 года ставки для зачисления налога в федеральный бюджет с 6,5 до 2%. При этом, в соответствии с законодательством, ежемесячные авансовые платежи (за исключением платежей по фактически полученной прибыли) в I квартале 2009 года уплачивались по ставке 6,5%.
Налоги и взносы на социальные нужды. Из данных таблицы (см. Приложение 1.), видно, что удельный вес этого показателя увеличивается, но только с 2008 по 2009 год. Далее следует резкое уменьшение от 7,39% – 0,27%. Суммы поступлений уменьшаются. В 2008 году в размере 506,77 млрд.руб., в 2010 году уменьшается в 0,4 раза по отношению к 2008 году, составив 487,74 млрд.руб.
Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территорию РФ. Доля этого раздела составляет 12,11% в 2008 году, в 2009 году составляет 17,25%. В 2010 году увеличивается на 2,15%.В 2010 году сумма показателя возрастает на 224,53 млрд. руб. по отношению к 2008 году.
Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ. В динамике этого показателя, мы видим, что сумма этого показателя уменьшается от 1169,07 – 965,03 млрд. руб. на 204,04 млрд.руб.. Удельный вес этого показателя растет к 2010 году составит 13,89% увеличившись на 1,29% к 2008 году.
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами. Поступления налога на добычу полезных ископаемых на 2008 год составляет сумму 1637,52млрд. руб., на 2009 и 2010 год 974,83 млрд. руб. и 1104,46 млрд. руб. В относительном выражении происходит снижение данного показателя. Т.к. результаты были подсчитаны самостоятельно, возможно, есть небольшая погрешность этого показателя. Данный показатель полностью зависит от цен на природные ресурсы.
Государственная пошлина. При расчете государственной пошлины, подлежащей уплате в федеральный бюджет, применялись установленные бюджетным законодательством нормативы распределения платежей между уровнями бюджетной системы Российской Федерации. На 2008 год поступления составляют сумму в 33,68 млрд. руб., на 2010 год 56,96 млрд. руб. Сумма этого показателя в 2010 году возрастает на 23,28 млрд.руб. по отношению к 2008году.
Доходы
от внешнеэкономической
Доходы
от использования имущества, находящегося
в государственной и
Платежи при пользовании природными ресурсами. Поступления платежей при пользовании природными ресурсами на 2008 год составляет сумму 111,77млрд. руб., на 2009 и 2010 год 59,66 млрд. руб. и 62,13млрд. руб. В 2009 году относительно 2008 года происходит снижение данного показателя на 52,11 млрд. руб. , в 2010 году идет небольшое увеличение суммы на 2,47 млрд.руб.
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства. В динамике этого показателя, видно, что сумма этого показателя в 2010 году увеличивается от 114,03 – 123,26 млрд. руб. относительно 2008 года. Удельный вес этого показателя растет, к 2010 году составляя 1,77% увеличившись на 0,54% к 2008 году.
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов. Суммы поступлений уменьшаются. В 2008 году в размере 22,12 млрд.руб., в 2010 году уменьшается в 0,7 раза по отношению к 2008 году, составив 16,06 млрд.руб. Удельный вес этого показателя в 2010 году уменьшается на 0,01% по отношению к 2008 году.
Административные платежи и сборы. Сумма этого показателя составляет 4,54 млрд.руб. в 2008 году, в 2010 году сумма показателя возрастает на 0,72 млрд. руб. по отношению к 2008 году., составляя 5,26 млрд.руб.
штрафы, санкции, возмещение ущерба. Эта статья в динамике уменьшается. В абсолютном выражении мы видим, что к 2009 году происходит уменьшение поступлений на 2,88 млрд. руб., к 2010 ещё на 0,02 млрд. руб., что составит 5,32 млрд. руб. Удельный вес этого показателя практически не изменяется.
Прочие неналоговые доходы. Сумма доходов на 2008 год составляет 39,56 млрд. руб., на 2009 год на 16,58 млрд. руб. меньше, а в 2010 году уменьшается ещё на 10,96 млрд. руб.
Доходы
бюджетов бюджетной системы РФ от
возврата остатков субсидии, субвенций
и иных межбюджетных трансфертов, имеющих
целевое назначение.Сумма
Доходы
от предпринимательской и иной приносящей
доход деятельности
Таким образом, за 2 года , 2008 по 2010 доходы Федерального бюджета уменьшились на 2325,94 млрд.руб.
Проведем сравнительный анализ налогов, сборов, и регулярных платежей за пользование природными ресурсами, а также доходов от внешнеэкономической деятельности Федерального бюджета 2008 – 2010 годов. Для этого используем данные Приложение№3 к Заключению Счетной палаты РФ на проект федерального закона " о федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2010-2012 годов" и Федеральный закон от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов". Затем, по данным этих документов подсчитаем удельный вес доходов, абсолютное, относительное изменение, темп изменения и определим характер изменения доходов.
Налог на добычу полезных ископаемых. Эта статья в динамике уменьшается относительно 2008. В абсолютном выражении мы видим, что к 2009 году происходит уменьшение поступлений на 651,34 млрд. руб., но к 2010 она растет на 120,84 млрд. руб., что составит 1074,15 млрд. руб.Удельный вес этого показателя снижается от 33,06%-32,9%.
Налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья
В динамике этого показателя, мы видим, что сумма этого показателя уменьшается от 1591,83 – 1059,20 млрд. руб. на 531,63 млрд.руб.. Удельный вес этого показателя к 2010 году составляет 32,5% .
Нефть . Данный показатель уменьшается от 1492,99 – 971,03 млрд.руб. на 521,96 млрд.руб. Удельный вес уменьшается незначительно, от 30,6%- 29,8%.
Газ
горючий природный из всех видов
месторождений углеводородного сырья.Эта
статья в динамике уменьшается на -11,07
млрд.руб. от 90,47 млрд.руб. – 79,40 млрд.руб.Удельный
вес увеличившись на 0,58% составляет 2,44%.
ГЛАВА3.
Основные проблемы налоговой системы РФ
на современном этапе и направления совершенствования
налоговой системы РФ.
3.1. Основные проблемы налоговой системы
Анализ исполнения
консолидированного бюджета
Бывшим президентом России В.В. Путиным в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 9 марта 2007 года «О бюджетной политике в 2008-2010 годах» в настоящее время требуется дальнейшая модернизация налоговой системы, в целях создания комфортных налоговых условий для перехода отечественной экономики на инновационный путь развития. Реформы, проводимые в российском обществе в последние годы, обусловили необходимость совершенствования налогового законодательства, а избыточные обязательства государства породили высокие и слишком сложные налоги [16, с.24].
Обобщив результаты исследований, можно выделить следующие «узкие места» в налоговой системе нашей страны:
1) переоценка роли налога на
прибыль, от уплаты которого можно уклониться,
зная особенности налогообложения, условия
и механизм его исчисления и уплаты. В
частности, в зависимости от вида и формы
предприятия, политики руководства, механизма
уплаты налога в организации создаются
условия, при которых прибыль как таковая
отсутствует, особенно когда руководство
преследует цель обанкротить предприятие
или уйти от налогообложения.
2) сохранение целевых отчислений
во внебюджетные фонды,
- не нужно будет содержать
- уменьшится число инструкций и писем соответствующих органов, упростится информационная база налоговой и бюджетной систем;
- упростятся функции отдельных
органов власти и
- появится возможность
3) неоправданное принижение роли
и значения налогов, взимаемых с физических лиц. В РФ доля
подоходного налога в
4) принижение роли налога на
имущество физических и
Информация о работе Налоги как инструмент бюджетного регулирования