Налоги как инструмент бюджетного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 18:17, курсовая работа

Описание

Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого. С давних времён бюджет волнует и будоражит умы профессиональных политиков, экономистов и многих других великих мира сего. На протяжении столетий его формирование и распределение вызывает жаркие споры и постоянные дискуссии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….…... 2
Глава 1. Теоретические основы налогов как инструмента бюджетного регулирования .4
1.1. Понятие и сущность налогов……………………………………………………………….4
1.2 Виды налогов………………………………………………………………………………..5
1.3.Налоги в системе государственного финансового и бюджетного регулирования……...7
Глава2. Анализ использования налогов как инструмента бюджетного регулирования…...13
2.1.Анализ налоговых поступлений в федеральный бюджет…………………………….…13
Глава 3. Основные проблемы налоговой системы РФ на современном этапе и направления совершенствования налоговой системы РФ…………………………………..19
3.1. Основные проблемы налоговой системы…………………………………………….…19
3.2. Основные направления совершенствования налоговой системы РФ………………....24
Заключение………………………………………………………………………………….….27
Список литературы…………………………………………………………………………….30

Работа состоит из  1 файл

Содержание.doc

— 270.00 Кб (Скачать документ)

Следующим направлением деятельности правительства  на ближайшие годы является введение консолидированной отчетности по налогу на прибыль. Соответствующий законопроект вскоре планируют рассмотреть депутаты Госдумы. Теперь фирмы, которые являются по отношению друг к другу материнскими и дочерними, будут представлять общую отчетность со всех предприятий.

НДС: без изменений      

Проблема  снижения ставки НДС вряд ли решится  в ближайшие годы. Также маловероятно, что получит развитие такая идея делового сообщества, как замена НДС налогом с продаж. Сергей Шаталов объясняет такое решение различной природой налогов:

— Налог  на добавленную стоимость нейтрален, он распространяется на все части  рынка, и технология его применения уже давно отработана. В случае перехода на налог с продаж придется выделять секторы экономики, на которые он будет распространяться.      

Минус от введения налога с продаж - его высокая ставка. Только таким образом можно компенсировать 1,3 трлн. рублей, которые будут потеряны в случае такой замены. Причина этого в том, что общий объем налогооблагаемой базы налога с продаж гораздо меньше, чем с НДС. Такой вывод можно сделать исходя из опыта 2003 года, когда эти налоги действовали одновременно.     

Кроме того, вместо облегчения налогового бремени в  будущем предпринимателей ждет ужесточение  требований, по которым предприятие  может рассчитывать на нулевую ставку НДС. Изменятся и правила возмещения части налога на добавленную стоимость экспортерам. Причина нововведения очевидна: налоговики считают некоторые возвраты слишком большими и не всегда обоснованными. Таким образом, инспекторы получат право на возмещение той части суммы по НДС, с которой они согласны.

Подоходный налог  — прежний     

До 2012 года НДФЛ останется неизменным. Причина этого в том, что ставка в 13 процентов соответствует сегодняшним реалиям. Кроме этого Минфин обещает поднять вычеты по НДФЛ для работников, имеющих детей, до 800 рублей. Ранее им выплачивалось на 200 рублей меньше. Вдобавок право на вычеты получат те, чьи доходы меньше 40 тысяч рублей в год. Раньше барьер составлял 20 тысяч рублей.

Перспективы «недвижимого»  налога.     

Одним из самых спорных вопросов российской налоговой политики является предполагаемое введение налога на недвижимость. Ощутимых денежных вливаний он не принесет, уверены в Минфине. По расчетам чиновников, общая сумма поступлений в бюджет не будет сильно отличаться от существующих на сегодняшний день. Это около 50 миллиардов рублей, полученных за счет выплат налогов на землю и имущество.     

Если  налог на недвижимость введут, то на льготы по его уплате смогут рассчитывать малоимущие и пенсионеры. Ведь они  не смогут позволить платить процент  от рыночной стоимости жилья. В свою очередь, по повышенной ставке будет  облагаться элитная собственность.

Зарплатные отчисления.      

Налоговая политика 2008—2010 годов предполагает изменения и в сфере зарплатных отчислений. Чиновники предложили работодателям  разделить с ними траты на дополнительное пенсионное страхование, что позволит существенно увеличить размер пенсии. Участие в формировании отчислений будет принимать не только госбюджет, но и учреждение-работодатель. Организации согласны поддержать это начинание, но при одном условии: такие дополнительные взносы на счетах работников должны освобождаться от НДФЛ и ЕСН. Минфин согласен с этим предложением бизнеса и готов его поддержать.     

Изменения в налоговой политике коснутся не только налогоплательщиков, но и фискальные органы. Работа и вознаграждение налоговиков  все активнее будет зависеть от их оценки по определенным показателям. Одним из критериев является удовлетворенность налогоплательщиков работой ИФНС. Это весомый критерий, который дает 16 процентов от общей оценки деятельности налоговиков. Кроме того, инспекторов оценят по количеству претензий к их работе, числу судебных решений, в которых они проиграли. Учитывая все перечисленные факторы работа налоговых инспекторов стала медленно, но верно улучшаться.     

Таким образом, масштабных мер в области  налоговой политики, сопоставимых с  глобальной перестройкой налоговой системы, в среднесрочной перспективе не запланировано. Но необходимо принимать во внимание, что проведение социально-экономических преобразований, интеграция России в мировую экономику неизбежно требуют внесения поправок в налоговое законодательство. 
 
 
 

                                              Заключение. 

Подводя  итоги  рассмотрения бюджетно-налоговой политики, я пришла к выводу,

что воздействие  на экономику государственных расходов и налогов

противоречиво: с одной стороны, государственные  расходы создают

дополнительный  платёжеспособный спрос и тем  самым позволяют стимулировать

экономический рост, но с другой стороны, используемое для этой цели

налогообложение населения может сокращать его  потребительский спрос.

Государство пытается вовлечь в оборот временно свободные  средства, создать,

посредством перераспределения  оптимальные условия для воспроизводственного

процесса.

Как крупнейшая экономическая реальность, охватывающая все сферы жизни страны,

государственные расходы играют центральную роль при определении структуры

потребления, инвестиций и прибыли в экономике.

Изменение государственных  расходов и налогов оказывает влияние на величину

дохода. Это повышает возможности использования фискальной политики для

стабилизации  экономики. Когда экономика переживает спад, возможно, для

расширения выпуска  следует снижать налоги или увеличивать  государственные

расходы. А когда  экономика на подъёме, следовало  бы повышать налоги и

сокращать расходы, чтобы вернуть экономику к  состоянию полной занятости.

На практике фискальная политика активно используется в целях стаби-лизации

экономики. Расширение государственных расходов и снижение налогов

применяется, когда  надо помочь экономике выбраться  из кризиса. Снижение

расходов и  увеличение налогов практикуется, когда  надо затормозить чрезмерный

подъём.

В настоящее  время бюджетно-налоговая политика и бюджет неотделимы друг от

друга. Эта политика является важнейшим инструментом формирования

государственного  бюджета. С другой стороны она  включает в себя теоретическую

основу и на практике определяет статьи расхода  бюджетных средств.

Также хочу отметить, что через налоговую политику и бюджетное финансирование

предоставляется возможность влиять на различные  стороны хозяйствования,

способствуя ускорению  обновления производственных фондов, быстрейшему

внедрению  в  производство научно-технического прогресса.

Меры фискальной политики не всегда успешны. Порой они сопровождаются

обременительными  проявлениями, могут даже препятствовать стабилизации

национальной  экономики. Иногда это неизбежные болезни  роста, а конечный

результат будет  благотворным.

Всестороннее  изучение этого вопроса, а также грамотное использование

механизмов бюджетно-налоговой  политики позволяет обеспечить стабильные темпы

экономического  роста, возможность использования  государством экономических

рычагов регулирования.

Подводя итоги, хочу отметить, что проблема госбюджета, независимо от места и

времени, будет  оставаться актуальной. Но грамотно сформирован-ная  и

последовательно проводимая бюджетно-налоговая политика, как правило,

характеризуется достижением макроэкономической стабиль-ности,

сбалансированностью государственных финансов и ведет к стабильности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  использованной литературы: 
 

  1. Макроэкономика: Учебник. Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. – М.: Изд-во «ДИС», 1997г.
  2. Макроэкономика: И.Р. Бугаян. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000г.
  3. Все налоги России / Информационно-издательский и юридический центр Экономика и финансы. - М., 2005.
  4. Налоги и налоговое право. Учебно- методическое пособие / Под ред. А. В. Брызгалина. М.: Аналитика-Пресс, 2007.
  5. Налоговый кодекс РФ. Постатейный комментарий. Под. ред. профессора В. И. Слома. - М.: Статут, 2008. 
  6. Окунева Л.Н. Налоги и налогообложение в России. - М.: Финстатинформ, 2006 
  7. http://www.nalog.ru/ - официальный сайт Федеральной налоговой службы.
  8. Пепеляев С.Г. Правовые положения органов Государственной налоговой службы Российской Федерации. - М.: Инвест Фонд, 2005. 
  9. Люсов А.Н. Налоговая система России. Налогообложение банков / Учебный центр Банкцентр. - М., 2004. 
  10. Пепеляев С.Г. Правовые положения органов Государственной налоговой службы Российской Федерации. - М.: Инвест Фонд, 2005. 
  11. Русакова И. Г., Кашин В. А., Толкушкин А. В. и др. Налоги и налогообложение: Учебное пособие для вузов. Под. ред. И. Г. Русаковой, В. А. Кашина. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2008. 

Информация о работе Налоги как инструмент бюджетного регулирования