Налогообложение физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 15:20, контрольная работа

Описание

Одним из видов налоговых льгот являются предоставляемые налоговым законодательством налоговые вычеты. Термин «налоговые вычеты» во многих налогах трактуется как суммы, на которые уменьшается размер налогового платежа. Налоговые вычеты в при¬менении к налогу на доходы физических лиц можно определить как сумму, установленную законом, на которую налогоплательщик имеет право уменьшить налоговую базу.

Содержание

1. Льготы по НДФЛ при оплате лечения………………………….………...3
2. Организация работы налоговых органов с физическими лицами-налогоплательщиками……………………………………………………..8
3. Задача № 74………………………………………………………………..26
Список использованных источников………………………………………..27

Работа состоит из  1 файл

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ФИЗ. ЛИЦ.doc

— 144.50 Кб (Скачать документ)

    Наряду  с предоставленными налоговым органам  широкими правами и полномочиями на них возложены также существенные обязанности. Основная обязанность вытекает из главной задачи и состоит в осуществлении контроля за соблюдением налогоплательщиками — физическими лицами налогового законодательства, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов. Налоговые органы и их должностные лица должны строго соблюдать законодательство о налогах и сборах, действовать в полном соответствии с НК РФ и другими федеральными законами. Право налоговых органов на проведение контрольных мероприятий, предоставленные им широкие права и полномочия налагают на должностных лиц налоговых органов важнейшую обязанность соблюдения налоговой тайны, которая представляет собой практически любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике.

    Осуществляя контроль за поступлением в бюджеты  всех уровней налоговых платежей и сборов, налоговые органы обязаны  производить возврат или зачет налогоплательщикам излишне уплаченных ими или излишне взысканных с них сумм налогов, пеней и штрафов в предусмотренном Налоговым кодексом порядке. Согласно НК РФ налоговые органы обязаны сообщать налогоплательщику о каждом ставшем известным им факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих налоговых платежей осуществляется налоговыми органами на основании письменного заявления налогоплательщика. При этом налогоплательщик имеет право заявить о направлении сумм излишне уплаченного налога на исполнение обязанностей по уплате других налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот бюджет, в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговый кодекс предоставил право налоговым органам самостоятельно проводить зачет излишне уплаченного налога в том случае, если имеется недоимка по другим налогам.

    Суммы излишне уплаченного налога должны быть возвращены налоговым органом в течение одного дня со дня подачи налогоплательщиком заявления о возврате. При несоблюдении указанного срока на эту сумму начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата в размере ставки рефинансирования Центробанка РФ, действовавшей на дни такого нарушения.

    Несколько иной порядок установлен в отношении сумм излишне взысканного с налогоплательщика налога. Налоговый орган осуществляет возврат этих сумм налогоплательщику на основании его письменного заявления. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, причитающимся тому же бюджету, возврат ему излишне взысканной суммы производится только после зачета в счет погашения недоимки или задолженности. Налогоплательщик может подать заявление о возврате суммы излишне взысканного налога в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога. В случае признания факта излишнего взыскания налога налоговый орган, рассмотрев заявление налогоплательщика, обязан возвратить излишне взысканные суммы, а также уплатить проценты на эти суммы. При этом проценты начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата в размере действовавшей в эти дни ставки рефинансирования Центробанка РФ.

    Налоговые органы согласно требованиям НК РФ обязаны вести учет налогоплательщиков, обеспечивать их формами установленной отчетности по налогам и разъяснять порядок их заполнения, а также направлять налогоплательщикам копии актов налоговой проверки и решений налогового органа по результатам проверки.

    Налоговые органы обязаны проводить разъяснительную работу среди населения по применению законодательства о налогах и сборах, предоставлять налогоплательщикам по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, давать разъяснения в средствах массовой информации и другими способами о порядке их исчисления и уплаты.

    Налоговым кодексом, а также другими законодательными актами предусмотрена ответственность налоговых, таможенных органов за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие неправомерных действий и решений, а также бездействия как самих указанных органов, так и их должностных лиц и других работников при исполнении ими служебных обязанностей. Причиненные такими неправомерными действиями убытки подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду. Возмещение осуществляется за счет средств федерального бюджета. Если же убытки были причинены налогоплательщику в результате правомерных действий должностных лиц налоговых органов, то они не подлежат возмещению из бюджета.

    В настоящее время самой проблемной сферой работы налоговых органов  является работа с налогоплательщиками, не представляющими отчетность в налоговые органы или представляющими «нулевые балансы». Так, по состоянию на 1 января 2010 года налогоплательщики этой категории составляют 16 % от общего количества зарегистрированных на подведомственной территории. Но общественная опасность, конечно, не в том, что они засоряют Единый государственный реестр налогоплательщиков и на контроль  за ними отвлекается значительное количество сил налоговой инспекции. Дело в том, что деятельность налогоплательщиков данной категории в настоящее время лежит в основе абсолютного  большинства применяемых схем уклонения от уплаты налогов. Контрольная работа в отношении налогоплательщиков, представляющих «нулевые балансы» или не представляющих налоговую отчетность, проводится налоговыми органами на постоянной основе с принятием конкретных мер по своевременному выявлению данной категории налогоплательщиков, сбору необходимой информации об их деятельности, направлению в федеральные органы налоговой полиции материалов для установления их места нахождения (места жительства), проведению проверок соблюдения ими законодательства о налогах и сборах, предъявлению исков в судебные органы о  ликвидации по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации.

    Контроль  в сфере применения налогоплательщика контрольно-кассовой техники является одной из основных  обязанностей налоговых органов. При этом, как ни странно, законодатель уделяет ей мало внимания. В частности, права и обязанности налоговых органов, связанные с проведением контроля в данной сфере, практически не затронуты НК РФ. Отсутствует подробная регламентация порядка проведения контроля за применением кассовой техники. Нечетко урегулирован порядок освобождения налогоплательщиков и предпринимателей от обязательного применения ККТ, а также порядок привлечения плательщиков к ответственности за нарушение законодательства, регулирующего использование ККТ при реализации товаров за наличный расчет.

    Таковы  основные проблемы, стоящие перед  налоговыми органами на текущем этапе. От их эффективного решения в определяющей степени зависит обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других обязательных платежей в государственную казну.

    В целях обеспечения выполнения своей  главной задачи - контроля за соблюдением  налогового законодательства - налоговые инспекции целенаправленно и на постоянной основе осуществляют мероприятия по усилению налогового контроля.

    Важнейшим фактором повышения эффективности  контрольной работы налоговой инспекции  является совершенствование действующих  процедур контрольных проверок.

    Анализ  экономической литературы показал, что необходимыми признаками любой  действенной системы налогового контроля являются:

    - наличие эффективной системы  отбора налогоплательщиков для  проведения документальных проверок, дающей возможность выбрать наиболее оптимальное направление использования ограниченных кадровых и материальных ресурсов налоговой инспекции, добиться максимальной результативности налоговых проверок при минимальных затратах усилий и средств, затрачиваемых на их проведение, за счет отбора для проверок таких налогоплательщиков, вероятность обнаружения налоговых нарушений у которых представляется наибольшей;

    - применение эффективных форм, приемов  и методов налоговых проверок, основанных как на разработанной  налоговым ведомством единой комплексной стандартной процедуре организации контрольных проверок, так и на прочной законодательной базе, предоставляющей налоговым органам широкие полномочия в сфере налогового контроля для воздействия на недобросовестных налогоплательщиков;

    - использование системы оценки работы налоговых инспекторов, позволяющей объективно учесть результаты деятельности каждого из них, эффективно распределить нагрузку при планировании контрольной работы.

    Совершенствование каждого из данных элементов позволит улучшить организацию налогового контроля.

    Проблема  рационального отбора налогоплательщиков для проведения контрольных проверок приобретает особую значимость в  условиях массовых нарушений налогового законодательства, характерных для  современного этапа экономического развития России. Система отбора разработана центральным аппаратом ГНС России с учетом мирового опыта. Подобная система наиболее эффективна, так как использует два способа отбора налогоплательщиков для проведения документальных проверок: случайный и специальный отбор, что позволяет наиболее полно охватить документальными проверками налогоплательщиков, обеспечивает профилактику налоговых правонарушений за счет внезапности и непредвиденности контрольных проверок, а также проведение целенаправленной выборки налогоплательщиков, у которых вероятность обнаружения налоговых нарушений представляется наиболее высокой.

    Основной  задачей совершенствования форм и методов налогового контроля является повышение его эффективности. Но этого невозможно достичь без  улучшения работы с кадрами. В этой связи хотелось бы выразить надежду на скорейший перевод сотрудников налоговой инспекции в ранг государственных служащих. Такая мера значительно повысит заинтересованность налоговых инспекторов в результатах своей работы. Одновременно необходимо ввести систему бальной оценки работы налоговых инспекторов, осуществляющих проверки. Сущность такой оценки, состоит в том, что в зависимости от категории каждого проверенного налогоплательщика, - исходя из классификации на крупные, средние и мелкие налоговому инспектору засчитывается определенное количество баллов. При этом за отчетный период каждый налоговый инспектор должен набрать определенное количество баллов. Количество набранных баллов может служить основанием для вывода о его служебном соответствии. Кроме того, бальный норматив может служить основой на предстоящий отчетный период в части наиболее оптимального распределения нагрузки между персоналом.

    Особенно  актуальным представляется применение косвенных методов исчисления налогооблагаемой базы, использование которых может принести большую пользу в условиях массового уклонения от уплаты налогов и усложнения применяемых российскими налогоплательщиками форм сокрытия объектов налогообложения. Как показывает анализ практики контрольной работы налоговых органов России, в настоящее время получили мировое распространение факты уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов посредством неведения бухгалтерского учета, ведения его с нарушением установленного порядка, которые делают невозможным определение размера налогооблагаемой базы. Особая сложность работы с данной категорией плательщиков связана с отсутствием эффективных механизмов борьбы с подобными явлениями. Не имея достаточного времени и кадровых ресурсов, необходимых для фактического восстановления бухгалтерского учета, сотрудники налоговой инспекции вынуждены брать за основу для исчисления налоговых обязательств налогоплательщика данные, декларированные в налоговых расчетах и вытекающие из бухгалтерской документации, даже в тех случаях, когда анализ иной имеющейся информации дает основания сделать вывод, что указанные документы искажаются. Налоговый кодекс РФ представляет налоговым органам право в случаях учета определять суммы налогов, подлежащих внесению в бюджет, расчетным путем на основании данных его аналогичным плательщиком. Но право использовать косвенные методы исчисления налоговых обязательств не применяются, если налогоплательщик представляет налоговому органу документы и сведения заведомо искаженные. Как показывает анализ зарубежного опыта, применение косвенных методов является общепринятой в мировой практике. Например, в Германии законодательство прямо санкционирует применение указанных методов, а существующая в этой стране судебная практика свидетельствует о безоговорочном признании судами доказательств размера налогооблагаемой базы, основанных на применении косвенных методов исчисления. Наиболее распространенными из них являются следующие:

    Метод общего сопоставления  имущества. Методика исчисления налогооблагаемого дохода данным методом подразделяется на две части: 1) учет изменения имущественного положения за отчетный период; 2) учет произведенного и личного потребления за отчетный период. Сумма имущественного прироста, с одной стороны, и производственного и личного потребления, с другой, сопоставляются с декларированными доходами за отчетный период. На основании прироста имущества неизвестного происхождения делается вывод о том, что он стал следствием незадекларированных доходов за отчетный период.

    Метод, основанный на анализе  производственных запасов. Используя данный метод, можно дать оценку достоверности отраженного в отчетности объекта продаж с затратами на производство.

    Целесообразность  законодательного закрепления данных методов многократно возрастает в связи со сложностями текущей ситуации в стране с собираемостью налогов. И первые шаги уже сделаны в этом направлении. ГНС России с учетом мирового опыта, внесла соответствующее предложение в законодательный орган, решение данного вопроса наделило бы налоговые органы эффективным средством увеличения налоговых поступлений в бюджет, а также мощным рычагом укрепления налоговой дисциплины посредством стимулирования налогоплательщиков к обеспечению надлежащего ведения учетной документации.

    Важное  направление в деятельности налоговых органов – проведение на постоянной основе углубленного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. Одним из инструментов данной работы должно стать формирование электронного досье налогоплательщика (ЭДН). Его использование приводит к увеличению числа проверок для одних налогоплательщиков и к уменьшению – для других (проверяют тех, кто, судя по данным электронного досье, чаще нарушает закон).

    В настоящее время создано мощное информационное обеспечение налоговых  органов, которое включает большое число баз данных внешних источников: таможенных органов, банков, лицензионных органов, органов государственной регистрации прав недвижимости, органов местного самоуправления, ГИБДД, МВД России и т.д., - позволяющих налоговым органам получать оценки достоверности заявленных налогоплательщиком объектов налогообложения и налоговых баз.

    Разработанные форматы автоматизированного обмена информацией между ФНС России и внешними источниками, такими как  ГИБДД, фонды социального страхования, лицензионные органы и т.д., позволяют не только оперативно получать сведения из внешних источников, но и использовать их в рамках проверки налоговой и бухгалтерской отчетности налогоплательщиков в соответствии с разработанными критериями автоматизированного междокументного контроля (контрольными соотношениями) для оценки достоверности представленной налогоплательщиком информации.

Информация о работе Налогообложение физических лиц