Налогообложение прибыли иностранных организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2011 в 00:18, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение теоретических вопросов о налогообложении прибыли иностранных организаций; умение применить теоретические знания на практике; проанализировать практические примеры.
Для ее достижения необходимо решить ряд конкретных задач:
1. Изучить законодательное регулирование деятельности иностранных организаций на территории РФ;
2. Ознакомиться с составом доходов, являющихся объектом налогообложения для иностранных организаций;
3. Разобрать ставку налога на прибыль для иностранных организаций;
4. Рассмотреть понятие «строительной площадки иностранной организации на территории России»;
5. Ознакомиться особенностями в порядке уплаты налога на прибыль у иностранных организаций.

Содержание

Введение
Глава I. Исторические аспекты развития налогообложения прибыли иностранных организаций
1.1. Экономическая природа и история развития налога на прибыль в России
1.2. Налог на прибыль в зарубежных странах
Глава II. Теоретические основы налогообложения прибыли иностранных организаций
2.1. Законодательное регулирование деятельности иностранных организаций на территории РФ
2.2. Определение прибыли по отношению к иностранным организациям, являющимся плательщиками налога на прибыль
2.3. Объект налогообложения у иностранных организаций, получающих доходы от источников в РФ
2.4. Ставки налога на прибыль для иностранных организаций
2.5. Понятие «строительной площадки иностранной организации на территории России»
2.6. Совершенствование налогообложения прибыли иностранных организаций
Глава III. Практика и проблемы исчисления налога на прибыль иностранных организаций
3.1. Проблемные вопросы, связанные с налогообложением прибыли иностранных организаций
3.2. Перспективы развития налогообложения прибыли иностранных организаций
3.3.
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

ФНС (Восстановлен).doc

— 402.00 Кб (Скачать документ)

    Необходимо  предоставить налогоплательщикам право  использовать для расчета налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций  не только цены, которые сложились на организованных рынках, но и данные о ценах, полученных из иных источников, например, на основании котировок в соответствующих информационных системах, таких как Reuters, Bloomberg, а также публичные котировки дилеров. Это важно для расширения операций с ценными бумагами с низкой биржевой ликвидностью, для которых реальная рыночная цена формируется на внебиржевом рынке.

    С участием заинтересованных ведомств необходимо решить вопрос об отказе от использования  оценки ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке, на основе цен на аналогичные обращающиеся ценные бумаги. По сути, каждая ценная бумага является уникальной, так как выпущена различными эмитентами, поэтому критерий аналогичности  зачастую неприменим.

    Организации-налогоплательщики должны иметь возможность:

    а) определять налогооблагаемую базу по операциям с ценными бумагами совокупно, без разделения по операциям  с ценными бумагами, обращающимися  на организованном рынке ценных бумаг  и операциями с ценными бумагами, не обращающимися на рынке ценных бумаг;

    б) уменьшать свою налоговую базу, определяемую в соответствии с статьей 274 Налогового кодекса Российской Федерации, на суммы  расходов и убытков по операциям  с ценными бумагами.

    Сначала необходимо распространить указанные  преимущества, прежде всего, на институциональных инвесторов (кредитные организации, не имеющие статуса профессионального участника рынка ценных бумаг, страховые компании, акционерные инвестиционные фонды), совершающих операции за свой счет.

    Затем приведенный режим налогообложения налогом на прибыль организаций может быть распространен и на иные юридические лица.  Эта мера приведет к перемещению на российский рынок операций не только с российскими финансовыми активами, но и с финансовыми активами других стран (в первую очередь, стран СНГ и Восточной Европы).

    В соответствии с раннее утвержденной концепцией федерального закона «О внесении изменений и дополнений во вторую часть Налогового Кодекса Российской Федерации» (в части налогообложения  налогом на добавленную стоимость, налогом на доходы физических лиц, а также налогом на прибыль организаций операций с финансовыми инструментами срочных сделок) необходимо закрепить в главе 25 Налогового кодекса Российской Федерации порядок определения налоговой базы клиринговых организаций при осуществлении функций центрального контрагента.

    При определении доходов (расходов) клиринговой  организации не должны учитываться:

- денежные средства/ценные бумаги получаемые (передаваемые) центральным контрагентом участникам клиринга во исполнение сделок с участием центрального контрагента;

- имущество, переданное клиринговой организации в качестве обеспечения исполнения сделок или взносов в страховые (гарантийные) фонды клиринговой организации, а также денежные средства, полученные от реализации такого обеспечения. Объектом налогообложения должен признаваться доход от оказания услуги центрального контрагента (комиссия за оказание клиринговых услуг).

    В настоящее время для целей  налогообложения центральный контрагент рассматривается как покупатель или продавец финансовых инструментов, что не отражает сути его деятельности, направленной на оптимизацию расчетов и управления рисками.

    Необходимо  синхронизировать внесение изменений  в законодательство о ценных бумагах  в части регулирования секьюритизации финансовых активов с корректировкой порядка налогообложения операций по уступке прав требования долга, а также при совершении операций с закладными.

    Требуется внесение дополнений в главу 25 Налогового кодекса Российской Федерации в  целях урегулирования особенностей определения налоговой базы по займам ценными бумагами, в целях урегулирования особенностей определения налоговой базы по операциям с производными финансовыми инструментами, срок обращения которых превышает один налоговый период, а также в целях включения инвестиционных паев и иностранных эмиссионных ценных бумаг в перечень ценных бумаг с которыми совершаются сделки РЕПО, а также предоставления возможности зачета обязательств по операциям РЕПО с сохранением налоговых последствий, предусмотренных статьей 282 Налогового кодекса Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА III. ПРАКТИКА И ПРОБЛЕМЫ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 

3.1. Проблемные вопросы,  связанные с налогообложением  прибыли иностранных  организаций 

    Проблемы удержания доходов налоговыми агентами 

    В том случае, если иностранная организация  получает доходы от источников в РФ, эти доходы облагаются налогом у  источника выплаты. Это значит, что  налог уплачивает не сама иностранная  организация, а российский плательщик дохода (это может быть российская организация или представительство иностранной компании в РФ), который в данном случае является налоговым агентом. Здесь является важным, какие именно виды доходов считаются для налоговых целей доходами от источников в России. Раньше существовал довольно длинный список работ и услуг, которые по определению признавались выполненными и предоставленными на территории РФ и соответственно попадали под налог у источника. В частности, в него входили услуги «интеллектуального» характера – консультационные, управленческие, и т.п. В налоговом кодексе такого списка нет – доходы от услуг, оказанных российским резидентам иностранной компанией, не имеющей постоянного представительства в России, не подлежат российскому налогообложению. Для сравнения, в главе 21 Налогового кодекса, посвященной налогу на добавленную стоимость, сходный вопрос о месте реализации услуг для целей обложения НДС решен совершенно иначе. А именно, целый ряд услуг (включающие «интеллектуальные» услуги), считается реализованным в России, если покупатель –российская организация. В том случае, если поставщик услуг не зарегистрирован на НДС в РФ, то обязанность по уплате налога также лежит на покупателе как на налоговом агенте. Цель такого подхода – обеспечение экономической нейтральности НДС.

    Первым  шагом в анализе объема налогообложения  дохода нерезидента в Российской Федерации является установление факта  получения данного дохода от источников в Российской Федерации. Общий принцип  политики налогообложения доходов иностранной организации заключается в том, что источником налогообложения дохода должна признаваться страна, к которой данный доход имеет существенное экономическое отношение. В правилах определения источников дохода традиционно различают доходы «активные» и «пассивные». Под «активным доходом» понимают доход, полученный в результате какой-либо деятельности налогоплательщика. Источником такого дохода считается место осуществления деятельности, из которой извлекается доход. Источником «пассивного дохода», т.е. такого дохода, который не связан с какой-либо существенной деятельностью налогоплательщика, в большинстве случаев признается место нахождения источника выплаты такого дохода.

    Как правило в отношении источника  дохода зачастую указывают налоговые  соглашения, по крайней мере косвенно, через предоставление одной из сторон соглашения права на налогообложение определенных категорий дохода, полученного резидентами другой стороны соглашения. Так, например, дивиденды, выплачиваемые корпорацией, организованной в одной стране, резиденту другой страны, подлежат налогообложению в первой стране. Данная страна, таким образом, признается источником этих дивидендов.

    Перечень  правил для установления источника  для определенных категорий доходов  содержится в статье 309 НК РФ. Правила в целом соответствуют принятой в других странах практике и налоговым соглашениям. Не хватает в статье 309 НК РФ общего правила определения доходов, полученных из источников в России. Последним пунктом в списке указаны «иные аналогичные доходы». При этом виды доходов, вошедшие в этот перечень, очень конкретны и разнообразны, так что термин «аналогичные» здесь не уместен, что повлекло практическую неприменимость данной нормы.

    Согласно  статье 309 НК РФ, некоторые категории  доходов, полученных нерезидентами, не подлежат налогообложению. В частности, необлагаемыми являются доходы от продажи товаров или иного имущества, доходы от исполнения работ или оказания услуг на территории  РФ, «которые не ведут к образованию постоянного представительства» (п. 2 ст. 309 НК РФ). Таким образом, настоящим положением любые потенциальные доходы от предпринимательской деятельности без образования постоянного представительства освобождаются от налогообложения в РФ. Такой подход полностью соответствует подходу налоговых соглашений.

    Одним из важнейших аспектов правил установления страны-источника доходов и удержания  налогов является определение соответствующих  типов доходов. Значительная доля трудностей в администрировании правил удержания  налогов связана с проблемой  установления истинного характера доходов. В отношении разных доходов применяются разные ставки налогообложения, в результате чего у налогоплательщиков появляется соблазн придать одному виду доходов формальные признаки другого и таким образом воспользоваться льготной ставкой, предусмотренной для доходов от роялти. Так, например, доход, фактически полученный от роялти, может быть формально представлен как часть дохода от продажи программного обеспечения, что дает право получателю такого дохода воспользоваться освобождением от налога, предусмотренным для доходов от продажи товаров при ведении предпринимательской деятельности без образования постоянного представительства (п. 2 ст. 309 НК РФ). Доход от роялти также может быть представлен как доход от ренты с вытекающим из этого снижением применяемой в отношении такого дохода ставки с 20% до 10%. Или же налогооблагаемый доход от процентов, где роялти может быть представлен как доход от выполнения работ или оказания услуг, который вообще является необлагаемым.

    Не  возникает проблем с определением лица, обязанного удержать налог иностранной компании, в случаях, когда российское лицо является единственной обязанной стороной по внешнеэкономическому контракту и осуществляет платеж непосредственно в адрес этой компании. Однако ситуация осложняется, когда выплата по каким-либо причинам отменяется, производится в натуральной форме либо ее осуществляет третье лицо.

    Целесообразно выделить две группы проблем, которые  часто являются предметом споров между налоговыми органами и иностранными организациями.

    К первой группе относятся споры, возникающих  в связи с определением налоговых  обязательств иностранных компаний, осуществляющих в Российской Федерации  деятельность, связанную с реализацией  своих товаров по внешнеторговым контрактам. При осуществлении иностранной фирмой деятельности на условиях краткосрочных внешнеторговых контрактов может возникнуть вопрос о ее налоговом статусе. Дело в том, что при осуществлении регулярной внешнеторговой деятельности многие иностранные компании открывают в России свои представительские офисы (представительства), которые предназначены для представления и защиты интересов фирмы на территории Российской Федерации. Такая деятельность представительств не может рассматриваться как предпринимательская в соответствии с определением ст. 55 ГК РФ. В то же время, если отделение иностранной фирмы, созданное для гражданско-правового представления ее интересов, активно участвует и помогает в осуществлении ее внешнеторговых контрактов, такая деятельность представительства может быть признана налоговыми органами как предпринимательская, направленная на систематическое получение прибыли и приводящая к образованию постоянного представительства для целей налогообложения. Участие постоянного представительства в осуществлении внешнеторговых контрактов иностранных юридических лиц дает основание налоговым органам считать, что такие операции осуществляются от имени иностранных юридических лиц. Аналогичная ситуация может возникнуть при осуществлении иностранной фирмой-экспортером своих внешнеторговых операций через уполномоченное лицо. В ряде случаев такое лицо может быть признано зависимым налоговым агентом.

    Вторая  группа проблем, которую следует  выделить во взаимоотношениях иностранных  налогоплательщиков и налоговых  органов, связана исключительно с иностранными организациями, на которых распространяется действие налоговых соглашений России и которые имеют претензии к сложившейся в Российской Федерации практике получения льгот, предусмотренных соглашениями, при налогообложении их дохода у источника выплаты. В связи с отечественной практикой предоставления льгот по соглашениям представители иностранных организаций неоднократно поднимали вопрос о несоответствии российского законодательства нормам международного права, имея в виду принцип добросовестного выполнения международных обязательств вытекающих из международных договоров. Текущее законодательство регламентирует два способа применения положений налоговых соглашений: предварительное освобождение от налогообложения пассивных доходов иностранных юридических лиц из источников в РФ и возврат налогов на доходы иностранных фирм из этих источников. Иностранные организации, имеющие право на льготы по налоговым соглашениям, при налогообложении их доходов у источника выплаты должны получить официальное разрешение налоговых органов на освобождение (полное или частичное) от уплаты данного налога.

Информация о работе Налогообложение прибыли иностранных организаций