Налогообложение прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 20:53, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение теоретических аспектов налога на прибыль, его роли в формировании бюджета, рассмотрение перспектив его развития.
В соответствии с проблемой, целью и предметом исследования поставлены следующие задачи:
выявить актуальность темы;
рассмотреть теоретические основы налога на прибыль;
проанализировать основные проблемы функционирования налогообложения прибыли в РФ;
определить перспективы развития налога на прибыль предприятий или хозяйствующих субъектов в РФ.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…...1
Глава 1. Характеристика налогообложения налогом на прибыль
1.1.Налог на прибыль как элемент налоговой системы…………....….3
1.2. Плательщики налога на прибыль………………………...……..…..4
1.3. Объекты налогообложения……………………………………...…..6
1.5. Налоговые льготы……………………………………………..……..7
1.6. Классификация доходов организации……………………...……....7
1.7. Классификация расходов организации………………………….…9
2. Методика расчета налога на прибыль организаций
2.1. Общие положения …………………………………………….…….17
2.2. Порядок исчисления налога на прибыль и авансовых платежей..18
2.3. Влияние размера дохода на уплату ежемесячных авансовых платежей…………………………………………………………………………19
2.4. Сроки и порядок уплаты налога на прибыль и авансовых платежей..21
2.5. Представление налоговой декларации по налогу на прибыль…22
3. Проблемы и перспективы развития налога на прибыль
3.1 Современные проблемы функционирования налога на прибыль организаций…………………………………………………………………....25
3.2. Совершенствование налогообложения прибыли организаций..32
Заключение……………………………………………………………………....41
Список использованной литературы………………………………………….44

Работа состоит из  1 файл

курсач 3.docx

— 80.32 Кб (Скачать документ)

Необходимо уточнить, что  конкретно относится к понятию «доход» согласно Налоговому Кодексу РФ.

Доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка  от реализации имущественных прав.

Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных  с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права.

Выручка должна быть учтена как полученная в денежной форме, так и полученная в натуральной форме.

Выручка учитывается в зависимости от выбранного налогоплательщиком метода признания доходов. Метод признания доходов и расходов устанавливается налогоплательщиком в учетной политике принятой на предстоящий год. Этими методами в соответствии со статьей 271 или статьей 273 Налогового кодекса РФ могут быть или метод начисления или кассовый метод.

Показатель выручки рассчитывается на основании данных отраженных по строке 010 в листе 02 декларации по налогу на прибыль «Доходы от реализации» (Приложение 1). Строка 010 листа 02 декларации заполняется на основании приложения № 1 «Доходы от реализации и внереализационные доходы» к листу 02. Здесь следует отметить, что эти показатели могут не совпадать с показателем «Выручка» по строке 2110 «Отчета о финансовых результатах» из-за различий правил бухгалтерского и налогового учета.

Например, по правилам бухгалтерского учета выручка от реализации основных средств и иного имущества отражается в составе прочих доходов на счете 91/1 «Прочие доходы» и отражается в отчете о финансовых результатах по строке 2340 «Прочие доходы». В то время как согласно налоговому учету она будет относиться к внереализационному доходу.

 

2.4. Сроки и порядок  уплаты налога на прибыль и  авансовых платежей

 

Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи за соответствующий налоговый период декларации в соответствии со статьей 289 Налогового кодекса РФ.

Налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности  по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога по истечении каждого отчетного и налогового периода обязаны представлять декларации в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения.

Налоговые декларации (налоговые  расчеты) представляются не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

Налогоплательщики, исчисляющие  суммы ежемесячных авансовых  платежей по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации в сроки, установленные для уплаты авансовых платежей.

Налоговые декларации (налоговые  расчеты) по итогам налогового периода  представляются налогоплательщиками (налоговыми агентами) не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Так, налоговая декларация за 2012 год должна быть представлена не позднее 28 марта 2013 года.

Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее срока, установленного для  подачи налоговых деклараций за соответствующий  отчетный период.

Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного  периода, уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода.

Налогоплательщики, исчисляющие  ежемесячные авансовые платежи  по фактически полученной прибыли, уплачивают авансовые платежи не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога.

По итогам отчетного (налогового) периода суммы ежемесячных авансовых  платежей, уплаченных в течение отчетного (налогового) периода, засчитываются  при уплате авансовых платежей по итогам отчетного периода.

Авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются  в счет уплаты налога по итогам следующего отчетного (налогового) периода.

 

2.5. Представление  налоговой декларации по налогу  на прибыль

 

Форма и формат представления  налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и порядок  ее заполнения утверждены приказом ФНС России от 22 марта 2012 г. № ММВ-7-3/174@.

При заполнении декларации за первый квартал, полугодие и девять месяцев, организации, уплачивающие месячные авансовые платежи внутри квартала, должны заполнить в листе 02 декларации строки 290, 300, 310. А в декларации за девять месяцев кроме этих строк  должны быть заполнены строки 320, 330, 340, в которых указываются суммы ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате в первом квартале следующего налогового периода. Но, к сожалению, многие налогоплательщики строки 320, 330, 340 не заполняли.

Так как данные о месячных авансовых платежах, подлежащих уплате внутри квартала, переносятся из листа 02 в подраздел 1.2 раздела 1, то при  заполнении декларации за первый квартал, в первом полугодии вопросов не возникает. А вот при заполнении декларации за 9 месяцев возникает вопрос: можно ли заполнить подраздел 1.2 раздела 1 в два листа? Один лист – с кодом квартала 21 (первый квартал), другой – с кодом квартала 24 (четвертый квартал). Но в бланке год не предусмотрен, и это нелогично.

Реквизит «Квартал, на который  исчислены ежемесячные авансовые  платежи» заполняется в декларациях  за девять месяцев, только когда в  состав декларации включаются две страницы подраздела 1.2 Раздела 1 с кодами «21» (первый квартал) и «24» (четвертый  квартал) в связи с отличием суммы  ежемесячных авансовых платежей на 1 квартал следующего налогового периода от суммы ежемесячных  авансовых платежей на 4 квартал  текущего налогового периода (закрытие обособленных подразделений, реорганизация организаций, вхождение в состав консолидированной группы налогоплательщиков и т.п.).

В принципе можно воспользоваться этими разъяснениями и представить два подраздела 1.2 раздела 1 декларации.

Налогоплательщики должны понимать, что если в декларации за 9 месяцев  не будут заполнены строки 320, 330, 340 и не будет представлен по этим суммам подраздел 1.2 раздела 1, то в налоговой  карточке не будет отражен и долг за налогоплательщиком по месячным авансовым  платежам на первый квартал. До определенного  момента в налоговой инспекции уплаченные авансовые платежи будут числиться в переплате. А это грубая ошибка.

Чтобы исправить эти различия, необходимо, согласно статье 81 Налогового кодекса РФ, подать уточненную декларацию по налогу на прибыль (в нашем случае за 9 месяцев 2012 года).

Согласно статье 81 Налогового кодекса РФ, при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан:

  • внести необходимые изменения в налоговую декларацию;
  • представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию.

При обнаружении налогоплательщиком в представленной в налоговый  орган налоговой декларации недостоверных  сведений, или сведений, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе:

  • внести необходимые изменения в налоговую декларацию;
  • представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию.

При этом уточненная налоговая  декларация, представленная после истечения  установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.

Налог на прибыль – неотъемлемая часть функционирования экономики  любой страны. Во всех ведущих экономически развитых странах мира один из таких  видов налога с предприятий, как  налог на прибыль, является основной частью дохода федерального бюджета. Поэтому  очень важно правильно его  рассчитать и вовремя уплатить. Это  обязанность всех налогоплательщиков.

 

3. Проблемы и  перспективы развития налога  на прибыль

3.1 Современные  проблемы функционирования налога  на прибыль организаций

 

Существующий механизм налогообложения прибыли приобрел свои новые черты в связи с введением главы 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового Кодекса РФ, что можно сравнить с «революцией» в налогообложении. На протяжении первого года существования новых правил исчисления налога на прибыль и ведения налогового учета были неизбежны проблемы в толковании тех или иных моментов новой главы Налогового Кодекса РФ, как со стороны налогоплательщиков, так и со стороны налоговых органов. Основной причиной возникающих споров между сторонами является то, что правила применения законодательства по налогу на прибыль, которыми руководствовались бухгалтеры в своей работе много лет, изменились, а также произошло введение налогового учета. Пришлось перестраиваться и переходить от привычной корректировки данных бухгалтерского учета к ведению отдельного налогового учета.

С момента начала функционирования главы 25 Налогового Кодекса РФ в нее постоянно вносились поправки, уточняющие и изменяющие некоторые пункты закона. Однако на практике постоянно происходят нестыковки с нормативными документами других отраслей права, а также подзаконными актами, имеющими разъяснительный характер, которые приводят к неоднозначной трактовке норм главы, и как следствие - неправильному исчислению налога на прибыль организаций.

Анализ действующей системы налогообложения прибыли организаций должен также выявить положения, требующие немедленного пересмотра, изменения на законодательном уровне или детальной проработки в существующих нормативных актах.

Можно выделить четыре группы проблем в современной практике применения налога на прибыль организаций.

1. Проблемы, связанные с недоработками законодательства.

  1. Проблемы, связанные с порядком определения налоговой базы по налогу на прибыль (включают в себя вопросы предоставления льгот отдельным категориям налогоплательщиков, формирования амортизационной политики, определения налоговых баз по отдельным видам операций и т.д.).
  2. Проблемы, связанные с организацией системы налогового учета;
  3. Проблемы, связанные с неэффективной системой контроля за начислением и сбором налога со стороны государства.

При этом проблемы второй и третьей групп непосредственно должны решаться на предприятиях в соответствии с действующим законодательством. Проблемы первой группы касаются законодательного исправления допущенных неточностей и ошибок и должны решаться на уровне государства. В макроэкономическом смысле проблемы второй группы также касаются государства, если речь идет об изменениях в механизме исчисления налога на прибыль. В конечном итоге недостаточная проработанность вопросов первой-третьей группы ведет к проблемам по неверному начислению и перечислению налога. Четвертая группа проблем, стоящая перед государством, сводится к необходимости повышения эффективности налогового администрирования налога на прибыль. Четвертая группа проблем не будет рассматриваться, поскольку данный вопрос требует отдельного детального исследования.

Рассмотрим основные группы проблем, выделяя те из них, которые мы считаем значимыми и которые окажут влияние на выработку основных предложений по совершенствованию действующей практики налога на прибыль организаций.

Первая группа проблем касается применения главы 25 Налогового Кодекса РФ как закона прямого действия, который не должен иметь никаких подзаконных документов, разъясняющих порядок его применения. Это нормальная законодательная практика, принятая в большинстве развитых стран. Для эффективного применения такого принципа законы прямого действия должны быть лишены внутренней противоречивости, их статьи должны быть сформулированы предельно ясно и не расходиться с нормами законодательства, принятого ранее. В настоящее время этот принцип нарушается, во-первых, потому, что глава 25 Налогового Кодекса РФ имеет много недоработок, и, во-вторых, существуют Методические рекомендации по применению данной главы, в которой некоторые положения трактуются не так, как в законе. Приведем некоторые их них.

  1. Глава 25 Налогового Кодекса РФ предусматривает открытый перечень расходов налогоплательщика, которые уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль. К расходам в целях обложения налогом на прибыль относятся обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Для уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль расходы должны удовлетворять следующим условиям: обоснованность, документальное подтверждение, производство расходов для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Данные требования установлены ст. 252 Налогового Кодекса РФ. Введя это требование, законодатели не определили критерии, в соответствии с которыми можно считать расходы экономически оправданными. Поэтому наверняка вопрос, не завышены ли расходы, будет одним из ключевых в ходе налоговых проверок. На наш взгляд, со стороны законодателей было неразумно оставлять такой вопрос на полное усмотрение налогоплательщиков. Это может привести только к тому, что налогоплательщики будут все имеющиеся расходы подводить под такое определение и доказывать экономическую обоснованность таких расходов налоговым инспекторам. Это повлечет за собой только уменьшение платежей по налогу на прибыль. Неопределенное толкование понятий чаще всего приводит к его расширенной интерпретации.
  2. В законе прямого действия отсутствует четкое определение отдельных видов имущества и условий использования этого имущества. Так, в соответствии с п.З ст.257 Налогового Кодекса РФ в качестве нематериального актива указано «владение «ноу-хау», секретной формулой или процессом, информацией в отношении промышленного, коммерческого или научного опыта». Однако в Налоговом Кодексе РФ отсутствует определение этих терминов, что может привести к несовпадению мнений налогоплательщиков и налоговых органов по данному вопросу.

Информация о работе Налогообложение прибыли