Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 20:53, курсовая работа
Целью работы является изучение теоретических аспектов налога на прибыль, его роли в формировании бюджета, рассмотрение перспектив его развития.
В соответствии с проблемой, целью и предметом исследования поставлены следующие задачи:
выявить актуальность темы;
рассмотреть теоретические основы налога на прибыль;
проанализировать основные проблемы функционирования налогообложения прибыли в РФ;
определить перспективы развития налога на прибыль предприятий или хозяйствующих субъектов в РФ.
Введение……………………………………………………………………..…...1
Глава 1. Характеристика налогообложения налогом на прибыль
1.1.Налог на прибыль как элемент налоговой системы…………....….3
1.2. Плательщики налога на прибыль………………………...……..…..4
1.3. Объекты налогообложения……………………………………...…..6
1.5. Налоговые льготы……………………………………………..……..7
1.6. Классификация доходов организации……………………...……....7
1.7. Классификация расходов организации………………………….…9
2. Методика расчета налога на прибыль организаций
2.1. Общие положения …………………………………………….…….17
2.2. Порядок исчисления налога на прибыль и авансовых платежей..18
2.3. Влияние размера дохода на уплату ежемесячных авансовых платежей…………………………………………………………………………19
2.4. Сроки и порядок уплаты налога на прибыль и авансовых платежей..21
2.5. Представление налоговой декларации по налогу на прибыль…22
3. Проблемы и перспективы развития налога на прибыль
3.1 Современные проблемы функционирования налога на прибыль организаций…………………………………………………………………....25
3.2. Совершенствование налогообложения прибыли организаций..32
Заключение……………………………………………………………………....41
Список использованной литературы………………………………………….44
Вторая группа проблем связана с порядком определения налоговой базы по налогу на прибыль. Данная группа проблем содержит в себе множество нюансов, с которыми сталкиваются налогоплательщики в процессе исчисления налога на прибыль.
Следующая группа проблем связана с организацией системы налогового учета. Обязанность ведения налогового учета для исчисления налога на прибыль организациями - налогоплательщиками установлена статьей 313 Налогового Кодекса РФ. Налогоплательщики должны исчислять налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета, если статьями главы 25 НалоговогоКодекса РФ предусмотрен порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения, отличный от порядка группировки и отражения в бухгалтерском учете, установленного правилами бухгалтерского учета. При этом если порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения, предусмотренный статьями главы 25 Налогового Кодекса РФ, соответствует порядку группировки и отражения в бухгалтерском учете, данные налогового учета могут быть получены из регистров бухгалтерского учета.
Система налогового учета должна раскрывать порядок формирования налоговой базы отчетного периода. Целью системы ведения налогового учета является формирование достоверной информации о порядке учета операций для целей налогообложения на предприятии.
Обоснованием данных налогового учета служат первичные документы, аналитические регистры налогового учета и расчеты налоговой базы.
Организация устанавливает порядок ведения налогового учета самостоятельно в учетной политике для целей налогообложения. Учет налоговых данных может быть организован как на счетах бухгалтерского учета, так и с использованием отдельных регистров налогового учета. На практике большинство организаций используют данные бухгалтерского учета для формирования выручки и внереализационных доходов для целей налогообложения. Вместе с тем для учета отдельных групп расходов, связанных с производством и реализацией, организации выделяют отдельные налоговые регистры. При этом важно отметить, что налоговым органам запрещено вводить для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета. Поэтому выбор источника информации и места хранения данных о хозяйственных операциях для системы налогового учета остается за организацией.
Проблемы, связанные с неэффективной системой контроля за начислением и сбором налога со стороны государства являются важными для решения задачи усиления администрирования налога на прибыль организаций. Данная категория проблем с одной стороны вытекает напрямую из предыдущей группы проблем - разделение бухгалтерского и налогового учета привело к ситуации, когда предоставляемые в налоговую инспекцию бухгалтерская отчетность и налоговые декларации не могут быть сопоставлены друг с другом и проверены в момент камеральной проверки. Ранее, когда расчет налога на прибыль производился из корректировки данных бухгалтерского учета, можно было сразу провести формальную проверку стыковки данных Отчета о финансовых результатах и расчета налога от фактической прибыли. Теперь у инспектора нет возможности проверить такие данные на момент сдачи отчетности, только при детальной проверке. Это приводит к массе ошибок со стороны налогоплательщиков.
Отсутствие унифицированных налоговых регистров (как это сделано в бухгалтерском учете) приводит к тому, что при недостаточной квалификации работников налоговых органов и самостоятельно разработанных налоговых регистрах налогоплательщиков, могут возникнуть случаи ошибок при проведении проверок. Таким образом, в настоящее время в механизме формирования налоговой базы, определенной главой 25 Налогового Кодекса РФ, существует масса неточностей и недоработок, которые необходимо устранить в целях построения эффективной системы налогообложения прибыли.
Система налогового учета
организуется налогоплательщиком самостоятельно.
При этом законодательно установлено,
что налоговые и иные органы не
вправе устанавливать для
Следует отметить, что в целях сближения бухгалтерского и налогового учета в статью 313 Кодекса было внесено изменение, согласно которому налогоплательщик вправе использовать для целей налогового учета регистры бухгалтерского учета, дополняя их, в случае необходимости, дополнительными реквизитами, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.
Соответственно, действующее законодательство о налогах и сборах не препятствует ведению налогового учета на основе регистров бухгалтерского учета. При этом необходимость налогового учета определена исключительно обязанностью налогоплательщика исчислять налоговую базу по налогу на прибыль организаций в порядке, установленном главой 25 Кодекса.
Различия между регистрами бухгалтерского и налогового учета, и, соответственно, финансовым результатом, рассчитанным на основании данных бухгалтерского учета, и показателем налоговой базы по налогу на прибыль организаций обусловлены, главным образом, такими элементами действующего налогового механизма, как налоговые преференции и ограничения в отношении признания в целях налогообложения отдельных видов расходов (представительские, рекламные расходы, расходы на уплату процентов и др.).
Так, например, применение амортизационной премии в целях налогообложения прибыли организаций приводит к несоответствию показателей амортизации, начисленной в налоговом и бухгалтерском учете. При этом обязанность налогоплательщика вести отдельный учет сумм начисленной амортизации в бухгалтерском и налоговом учете или ежемесячно корректировать суммы амортизации, начисленные в бухгалтерском учете, обусловлена применением налогоплательщиком амортизационной премии и может быть отменена только одновременно с отменой указанной налоговой преференции.
Учитывая изложенное, упрощение порядка подготовки налоговой отчетности по налогу на прибыль организаций может быть достигнуто путем внесения изменений в главу 25 Кодекса, направленных на сближение правил бухгалтерского и налогового учета. При этом отмена налогового учета и установление порядка определения налоговой базы на основании данных бухгалтерской отчетности и налоговых корректировок в соответствии с действующими правилами налогообложения прибыли организаций является формальным решением указанной проблемы. Реализация данной меры потребует от налогоплательщиков ведения непрерывного учета отклонений показателей бухгалтерского учета от показателей, используемых для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций, равнозначного по сложности его ведения существующему налоговому учету.
Следует отметить, что в рамках реализации налоговой политики последовательно осуществляются меры, направленные на сближение правил бухгалтерского и налогового учета.
Так, Федеральным законом "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" внесены изменения, позволяющие начиная с 2005 года формировать в бухгалтерском и налоговом учете единый перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).
В соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" для целей налогообложения прибыли организаций действуют правила учета авансов, выраженных в иностранной валюте, аналогичные правилам, предусмотренным в бухгалтерском учете.
Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов, одобренными Правительством Российской Федерации 7 июля 2011 года, предусмотрено приведение порядка налогового учета доходов от реализации имущества, права на которые подлежат государственной регистрации, в соответствие с правилами, действующими в бухгалтерском учете.
3.2. Совершенствование
налогообложения прибыли
В предыдущей части главы были перечислены общие проблемы, касающиеся налогообложения прибыли организаций. Теперь же необходимо более подробно рассмотреть какие были предприняты законодательные меры совершенствования налоговой системы.
В 2011 году были приняты следующие решения, связанные с изменением порядка исчисления и уплаты налога на прибыль организаций.
1. Был урегулирован порядок
признания затрат на
2. Для организаций - резидентов
технико-внедренческой особой
3. Для организаций - резидентов
особой экономической зоны
Этой нормой смогут воспользоваться организации, являющиеся резидентами технико-внедренческих особых экономических зон на момент вступления в силу федерального закона о создании технико-внедренческих особых экономических зон, а также организации, зарегистрированные в период его действия.
Действие положений
Уточнение доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций
С 1 января 2011 г. действует подпункт 3.4 пункта 1 статьи 251 Кодекса, согласно которому не учитываются в целях налогообложения прибыли, в частности, доходы в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав в размере их денежной оценки, которые переданы хозяйственному обществу или товариществу в целях увеличения чистых активов соответствующими акционерами или участниками.
Фактически приведенная
норма позволяет коммерческим организациям
получать от своих акционеров или
участников любое имущество, имущественные
права или неимущественные
Наличие данной нормы в Кодексе формально легализует в целях налогообложения дарение между коммерческими организациями.
Такой подход противоречит
сути предпринимательской
Кроме того, действует подпункт 11 пункта 1 статьи 251 Кодекса, касающийся освобождения от налогообложения доходов в виде безвозмездно полученного имущества, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей (передающей) стороны более чем на 50 процентов состоит из вклада (доли) передающей (получающей) организации.
Анализ норм показывает, что норма подпункта 3.4 пункта 1 статьи 251 Кодекса в отношении чистых активов носит расширительный характер и позволяет практически без ограничений передавать коммерческим организациям имущество, имущественные и неимущественные права, в том числе денежные средства, создавая возможности для избежания налогообложения.
При таких обстоятельствах
следует исключить норму
Уточнение порядка
признания отдельных видов
В соответствии подпунктом 17 пункта 1 статьи 265 Кодекса в состав внереализационных расходов включаются в виде не подлежащих компенсации из бюджета расходы на проведение работ по мобилизационной подготовке, включая затраты на содержание мощностей и объектов, загруженных (используемых) частично, но необходимых для выполнения мобилизационного плана.
Мерами по подготовке производства в целях выполнения мобилизационных заданий и планов могут быть как поддержание в надлежащем техническом состоянии и модернизация существующих мобилизационных объектов, так и создание новых мобилизационных объектов, предназначенных для выполнения мобилизационного задания.
Представляется необходимым
изменение в законодательном
порядке сложившейся
Экономически обоснованной
является позиция, согласно которой
приобретенные основные средства, в
отношении которых
Пунктом 1 статьи 259.3 Кодекса предусмотрено, что налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 2, в отношении амортизируемых основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности. Сложившаяся практика свидетельствует о злоупотреблении налогоплательщиками предоставленным правом на применение повышающего коэффициента амортизации. Так, в состав основных средств, амортизируемых с применением специального коэффициента, включаются все основные средства, находящиеся не только в непосредственном контакте с агрессивной средой (в том числе: нефтегазопродуктами, электрической проводкой, нефтегазораспределительной инфраструктурой, бытовыми электронагревательными приборами, емкостями для хранения нефтегазопродуктов и т.п.), но и любые основные средства, находящиеся на территории опасного производственного объекта. Иными словами, фактически любое здание, строение, сооружение и находящееся в них имущество, соответствующее критерию основного средства, находится в агрессивной среде, что позволяет применять при амортизации таких основных средств специальный повышающий коэффициент 2.
С учетом принятых мер по
совершенствованию