Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 01:24, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является рассмотреть методы снижения налоговой нагрузки организаций в современных условиях хозяйствования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий комплекс взаимосвязанных задач:
- раскрыть теоретические основы налоговой нагрузки как объекта налогового планирования на предприятии;
- рассмотреть налоговое бремя в зарубежных странах;
- рассмотреть существующие методики оценки налогового бремени на предприятии;
- оценить налоговое бремя российской экономики в целом и Курской области в частности;
- выработать пути оптимизации налоговой нагрузки предприятий Российской Федерации.
Введение
3
Теоретические основы налоговой нагрузки
1.1. Реформирование налоговой системы РФ
5
1.2 Налоговое бремя в России и в зарубежных странах
8
1.3. История изучения налоговой нагрузки
11
2. Методологические и практические основы расчета налоговой нагрузки российских предприятий в современных экономических условиях
26
2.1. Способы расчета налогового бремени юридического лица
16
2.2. Оценка налоговой нагрузки в РФ
21
3. Совершенствование налоговой системы РФ с целью снижения налогового бремени на российские предприятия
3.1. Основные направления реформирования налоговой системы РФ
26
3.2. Налоговая оптимизация как фактор экономического роста
29
3.3 Снижение налоговой нагрузки с помощью оптимизации налога на прибыль организаций и налога на добавленную стоимость
33
Заключение
37
Список использованных источников
Действительно, в ряде западных
государств налоговая система
При этом налогами облагается только та часть заработанных доходов граждан, которая остается после удовлетворения основных жизненных потребностей работника и его семьи. В большинстве стран стоимость этих нужд оценивается примерно в 12 – 14 тыс. долл. США в год, что и установлено в качестве необлагаемого налогами прожиточного минимума.
Другим важнейшим принципом
западной налоговой системы, который
тоже игнорируется в России, является
приоритет производства перед интересами
бюджета (и представляющего его
налогового ведомства). Если же учесть,
что производство в этих странах
находится в основном в частных
руках, а бюджетом распоряжается
правительство, то это означает приоритет
фундаментальных частных
Для общества в целом гораздо
важнее обеспечить устойчивость и поступательность
развития национального производства,
чем сохранить у власти то или
иное правительство. В странах, прошедших
стимулирующие налоговые
Снижение налогового бремени должно сопровождаться, в том числе и снижением затрат на функционирование административной налоговой системы, а также развитием «социальной» и «регулирующей» функции налогов, а не «фискальной».
Следует отметить, что, несмотря
на то, что налоговый контроль и
налоговое администрирование в
Российской Федерации с каждым годом
улучшаются, многие потенциальные
Таким образом, неспособность
государства на протяжении многих лет
решать назревшие проблемы создания
справедливой налоговой системы
и реального облегчения налоговой
нагрузки на законопослушных
В современной экономической литературе сложилось мнение, что для понимания налогового бремени максимально подходящей базой является на макроуровне - валовой внутренний продукт, на уровне фирмы — добавленная стоимость.
На практике существует такое
понятие, как полная ставка налогообложения.
Под ней следует понимать параметр,
характеризующий налоговую
1) если полная ставка налогообложения 10-15%, то используется стандартный метод;
2) если полная ставка
налогообложения 20-35%, то — пассивные
элементы налогового
3)если полная ставка
налогообложения 40-50%, то используется
налоговое планирование
Базируясь на том, что в
современных условиях уровень налоговых
изъятий в большинстве стран
не превышает 40%, хозяйствующим субъектам
целесообразно прибегать к
Ученых давно волнует
вопрос об оптимальном, научно обоснованном
размере налогового бремени. Еще
в Пятикнижии Моисея написано: «И всякая
десятина на земле из семени и из
плодов дерева принадлежит Господу».
В Римской империи
Э. Селигман в 1924 г. сделал расчет относительного налогового бремени военного и послевоенного периода 1914-1917 гг. в разных странах в процентах к национальному доходу, признавая, что произведенные расчеты не всегда соответствуют реальной тяжести налогообложения. При этом он указывал, что высший предел в истории обложения подоходным налогом достигнут в 1917 г. — 67%, и лишь во время политических схваток в средневековой Италии во Флоренции он однажды достигал уровня 50%. Имеется анализ тяжести обложения довоенного и послевоенного времени для крестьянского населения в Новгородской губернии. Определенные расчеты по странам были сделаны также советским финансистом П. В. Микеладзе, который справедливо отмечал, что «ввиду условности подсчетов следует заранее оговорить и всемерно подчеркнуть приблизительный и иллюстративный характер цифр тяжести обложения». Авторы книги «Налоговое бремя в ССР и иностранных государствах (очерки по теории и методологии вопроса)» подчеркивали, что «статистическое исследование о тяжести обложения может служить в вопросе о налоговой политике и налоговых реформах не лучше, чем компас Колумба для 500 тыс. тонной "Мавритании" в вопросе достижения Нью-Йорка». В указанной книге содержится исследование В. Н. Строгого о тяжести налогообложения земледельческого населения в СССР в 1925-1926 гг., и П. В. Микеладзе о тяжести налогообложения неземледельческого населения в СССР в этих же годах. А. Соколов произвел расчеты тяжести обложения социальных групп населения в Советском Союзе в 1924-1929 гг.
Анализ перечисленных
публикаций позволяет сделать заключение
не только о приблизительности расчетов,
но и показывает, что в центре
внимания находились проблемы расчета
налогового гнета на уровне отдельной
страны или определенных групп населения,
а корпоративное налоговое
Цифровые значения налогового
бремени, содержащиеся в современной
отечественной экономической
2.1 Способы расчета налогового бремени юридического лица
В настоящее время в
отечественной экономической
1) включать ли в расчет
налогового бремени
2) учитывать или нет в расчете косвенные налоги, исходя из их «перелагаемости» на конечного потребителя? Считаем обязательным учет данных налогов, однако — в строгом соответствии с методикой их расчета. Именно поэтому в предлагаемой далее модели налог с продаж считается с общей суммы, включающей и НДС, а по НДС учитывается налоговый вычет. Следует отметить, что большинство отечественных авторов в своих формулах расчета налогового бремени не учитывают существование налоговых вычетов по НДС, что заведомо приводит к завышению уровня налогового бремени;
3) принципиальное значение
имеет решение вопроса по
Согласно методике М. Н. Крейниной, происходит сопоставление налога и источника его уплаты. Каждая группа налогов в зависимости от источника, за счет которого они уплачиваются, имеет свой критерий оценки тяжести налогового бремени. Общий знаменатель, к которому в соответствии с данным подходом можно привести сумму всех налогов, — чистая прибыль предприятия. Таким образом, определяется тяжесть налогового бремени, которая показывает, во сколько раз суммарная величина уплаченных налогов отличается от прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Предлагается исходить из ситуации, когда предприятия вообще не платят налогов, и сравнивать эту ситуацию с реальной.
Налоговое бремя М. Н. Крейнина предлагает рассчитывать по формуле:
×100%,
где В — выручка от реализации; Ср — затраты на производство реализованной продукции без учета налогов; Пr — фактическая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия за вычетом налогов, уплачиваемых за счет нее.
Данная модель явно недооценивает
влияние косвенных налогов (НДС,
налога с продаж, акцизов и таможенных
платежей) и предлагает в качестве
базы для расчета налогового бремени
показатель чистой прибыли, что на практике
явно будет приводить к
Крайне интересная модель расчета величины налоговой нагрузки на предприятия предлагается А. Кадушиным и Н. Михайловой. Налоговое бремя, по их мнению, следует определять по отношению к добавленной стоимости, которая является источником дохода предприятия и, соответственно, источником уплаты налогов. Ранее нами уже отмечалось, что такие налоги, как налог с продаж и налог на имущество, имеют своим источником более широкую базу, чем добавленная стоимость. Однако этот показатель позволяет «усреднить» оценку налоговой нагрузки для различных типов производства, т. е. обеспечивает сопоставимость налогового бремени для различных экономических структур, что является несомненным достоинством данной модели.
Валовая выручка представляется
в виде следующей структуры
Поскольку долевое распределение
представленных компонентов на различных
предприятиях различно, авторы вводят
следующие структурные
Ко — доля добавленной стоимости в валовой выручке,
Ко = ДС / В;
КЗП—доля затрат на оплату труда в добавленной стоимости (зарплата с начислениями): КЗП = ЗПо/ДС (коэффициент, учитывающий трудоемкость производства);
КАМ—доля амортизационных отчислений в добавленной стоимости: КАМ=AM/'ДС (коэффициент, учитывающий фондоемкость производства).
Итак, по расчетам А. Кадушина и Н. Михайловой, предприятие, согласно нынешней системе налогообложения, должно уплачивать следующие налоги:
1) налог на добавленную стоимость (НДС) = 18% / 118% х ДС;
2) начисления (платежи) к заработной плате = 35,6% / 135,6% х КЗП х ДС;