Налоговая нагрузка на предприятие и способы ее снижения в условиях рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 01:24, курсовая работа

Описание

Целью написания курсовой работы является рассмотреть методы снижения налоговой нагрузки организаций в современных условиях хозяйствования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий комплекс взаимосвязанных задач:
- раскрыть теоретические основы налоговой нагрузки как объекта налогового планирования на предприятии;
- рассмотреть налоговое бремя в зарубежных странах;
- рассмотреть существующие методики оценки налогового бремени на предприятии;
- оценить налоговое бремя российской экономики в целом и Курской области в частности;
- выработать пути оптимизации налоговой нагрузки предприятий Российской Федерации.

Содержание

Введение
3
Теоретические основы налоговой нагрузки

1.1. Реформирование налоговой системы РФ
5
1.2 Налоговое бремя в России и в зарубежных странах
8
1.3. История изучения налоговой нагрузки
11
2. Методологические и практические основы расчета налоговой нагрузки российских предприятий в современных экономических условиях
26
2.1. Способы расчета налогового бремени юридического лица
16
2.2. Оценка налоговой нагрузки в РФ
21
3. Совершенствование налоговой системы РФ с целью снижения налогового бремени на российские предприятия

3.1. Основные направления реформирования налоговой системы РФ
26
3.2. Налоговая оптимизация как фактор экономического роста
29
3.3 Снижение налоговой нагрузки с помощью оптимизации налога на прибыль организаций и налога на добавленную стоимость

33
Заключение
37
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 86.27 Кб (Скачать документ)

На сегодняшний день существует достаточно много альтернативных проектов рационализации налогообложения, выдвигаемых  учеными, государственными структурами, представителями бизнеса. Они отличаются как по степени «разности» рассматриваемых  аспектов модернизации, уровню радикализма, так и по степени проработанности [20, с. 52].

Рассмотрим 3 проекта.

Проект 1. Перенос акцента  в налогообложении на доходы физических лиц. Такой подход отвечал бы интересам  инвестиционной политики предприятий, экономического роста (в полном соответствии с налоговой концепцией Риккардо) и соответствовал бы налоговой практике развитых стран. Однако это именно тот  случай, когда копировать чужой опыт недопустимо. Такой подход явно не отвечает особенностям социально-экономического положения современной Росси, где  уровень средних доходов примерно в 20-30 раз ниже, чем в развитых странах, и даже в 4 раза ниже, чем  в ряде постсоциалистических стран  Центральной и Восточной Европы. Крайне неудачно проведенная в Росси приватизация привела к тому, что основной формой доходов продолжает оставаться зарплата, доходы же от капитала сконцентрированы в рамках узкой группы олигархов.

Проект 2. Неоднократно вносились  предложения о переносе акцента  на поимущественное налогообложение  предприятий и имущества физических лиц. Данный налог в большей степени  беспокоит те предприятия, которые  в силу каких-либо причин имеют или  вынуждены накапливать существенные товарно-материальные запасы (сезонность производства, непропорциональный рост издержек по какой-либо сырьевой позиции). Обладающие большим имуществом, но получающие относительно малую прибыль, попадут под налоговый «пресс». Тем самым нарушится нейтральность налоговой системы.

Рассматриваемый подход неадекватен  российским условиям еще по двум обстоятельствам. С одной стороны, техническая  база большинства российских предприятий  физически и морально устарела, требует  обновления и модернизации, чтобы  выйти на конкурентные позиции с  зарубежными фирмами. Однако поимущественное  налогообложение будет «антистимулировать» рост фондовооруженности. С другой стороны, будет стимулироваться «переток» капитала в посредническую деятельность, не требующую большого имущественного обеспечения. И то и другое не соответствует стратегическим интересам прогресса российской экономики.

Что же касается обложения  имущества физических лиц, то здесь  имеются основания для повышения  его уровня (особенно это касается супердорогой недвижимости, элитных  автомобилей, яхт, катеров и т.п.). Но коснуться это должно всего, что  выше предельного минимума, т.е. бизнес-элиты, части государственных служащих.

Проект 3. Адекватной состоянию  российской экономики модернизацией  налоговой системы представляется усиление роли платежей за природные  ресурсы. Специфика современной  экономики России – наличие огромных природных богатств при относительно низкой конкурентоспособности продукции обрабатывающей промышленности. В связи с этим при условии существенного роста налогов за пользование природными ресурсами становится возможным снижение числа и уменьшение ставок всех других российских налогов, следовательно, формирование предпосылок для устойчивого экономического роста России.

Проект 4. Считается, что целесообразно  при реализации местной налоговой  политики придерживаться модели радикального сокращения числа налогов (до 6-8). В  обосновании можно выдвинуть  несколько аргументов. Первый: около 77% консолидированного бюджета РФ за последние годы составляли поступления  от четырех налогов: НДС, акцизы, налог  на прибыль организаций, подоходный налог с физических лиц. Все остальные  оговоренные в структуре налоговой  системы налоги давали лишь около 23% налоговых поступлений. Следовательно, налоговая система громоздка  и неэффективна. Второй аргумент –  подобная мера могла бы сделать налогообложение  более экономным. Однако подобное предложение  противоречит как теории необходимости  множественности налогов Смита, так и практике всех развитых стран.

По мнению ряда российских экономистов, доходная часть государственного бюджета должна формироваться преимущественно  или почти полностью за счет платежей за природные ресурсы.

Предлагаемые изменения  и дополнения в бюджетную и  налоговую политику Российской Федерации  направлены на продолжение налоговой  реформы в части построения на территории Российской Федерации стабильной и эффективной налоговой системы  путем снижения налоговой нагрузки на налогоплательщиков, сокращения количества налогов и унификации режимов  их исчисления и уплаты, улучшения  налогового администрирования, повышения  уровня собираемости налогов.

 

 

 

 

    1. Налоговая оптимизация как фактор экономического роста

 

Под налоговой  оптимизацией понимают уменьшение размера  налоговых обязательств посредством  целенаправленных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов.

Оптимизация налогообложения  — это реализация закрепленного  в части первой Налогового кодекса Российской Федерации положения о том, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, осуществляемая посредством специфических форм планирования деятельности, найма рабочей силы и размещения финансовых средств налогоплательщика для максимального снижения возникающих при этом налоговых обязательств [27, с.36].

Оптимизировать  налогообложение можно путем:

а) воздержания  от совершения тех сделок, исполнение по которым ведет к необходимости платить налоги;

б) получения дохода в тех формах, по которымустановлены льготы;

в) выезда налогоплательщика  из страны для изменения налогового резидентства;

г) выбора (при  возможности) таких сделок, г которые влекут меньшие налоговые последствия.

Схемы, используемые налогоплательщиками  для оптимизации налоговых платежей и страховых взносов в государственные  внебюджетные фонды, можно разделить  на две группы.

1. «Простые» схемы, реализация  которых не требует целенаправленных затрат, а также оформления специальных документов или договоров. К этой группе следует отнести и те случаи, когда налогоплательщик вправе выбрать из двух и более вариантов периодичности уплаты налога или размера льготы и т.д. Большинство предпринимателей решают вопрос об использовании той или иной схемы оптимизации еще на стадии планирования коммерческого проекта.

2. «Сложные» схемы, требующие  для их реализации материальных  затрат, например по их обслуживанию, составлению специальных документов, договоров, с помощью которых  реально имеющиеся правоотношения заменяются другими, что влечет за собой частичное или полное избежание уплаты налогов и сборов. К этой группе относятся также схемы по изменению налоговой юрисдикции, использование оффшорных зон.

Легальное уклонение  от уплаты налогов — весьма сложное  явление, в котором находят свое отражение многие проблемы и противоречия современных рыночных экономических систем. Так, по некоторым оценкам, в России от 20 и более 40% всех налоговых вступлений теряется из-за применения предпринимателями современных методов оптимизации налогов.

Таким образом, налогоплательщик имеет право лишь на действия, которые не запрещены законодательством. Отсюда вытекает основной предел налогового планирования — налогоплательщик имеет право только на законные методы уменьшения налоговых обязательств. В противном случае вместо налоговой экономии возможны огромные финансовые потери налогоплательщика, банкротство или лишение свободы.

Государство, строящее свою экономику на принципах рынка, не может не предпринимать активные меры к пополнению своего бюджета (от этого зависит реализация любых  социальных программ, обороноспособность и проч.)

Вместе с тем любой  хозяйствующий субъект, и это  вполне закономерно, стремится к  рационализации своей хозяйственной  деятельности. В числе направлений  по минимизации расходов налоговая  сфера имеет весомое значение вследствие того, что при строгом  следовании всем предписаниям государства  уровень налогообложения может  превысить все фактические доходы экономической единицы.

В связи с указанным  сложность заключается в необходимости  решить проблему так называемых трех "С":

  1. соответствие интересов субъектов хозяйствования;
  2. соответствие интересам государства;
  3. соответствие формальным требованиям закона.

Методов уменьшить налоговые  выплаты, используя гражданско-правовые средства, формально не нарушая закон, выработано достаточно много. Они фактически детерминированы отсутствием органической взаимосвязи между различными отраслями  права, в основном финансового и  гражданского. По данным МВД РФ ущерб  для российского бюджета в 2007 г. только от одной разновидности  налоговой оптимизации - трансфертных цен составил примерно 1,3 трлн. руб.

Налоговое планирование - это  деятельность финансового менеджмента  хозяйствующего субъекта, в том числе  по своевременному и полному использованию  предусмотренных законодательством  налоговых льгот и иных преференций. Осуществление налогового планирования - неотъемлемая часть любой предпринимательской  деятельности. Вместе с тем такая  деятельность не должна быть обусловлена  только одной целью - уменьшением  налоговых обязательств путем формального  изменения правового состояния  или вида осуществляемой предпринимательской деятельности.

Оптимизационное налоговое  планирование в качестве системного подхода не может быть реализовано  без анализа и планирования, то есть сбора и целенаправленной переработки  информации с использованием некоторых  основных экономических показателей  конкретного бизнеса.

Особенно это  относится к предприятиям, чья деятельность имеет разносторонний характер. Для таких предприятий очень важно разделить материальные и финансовые потоки, финансовые и налоговые показатели для каждого вида деятельности. Управленческий учет очень внимательно рассматривает расходы и доходы так называемых центров ответственности предприятия. Для целей налогового планирования эти самые центры необходимо рассматривать и как центры по формированию налоговых платежей.

Финансовое планирование в рамках предприятия использует несколько методов, в том числе расчетно-аналитический, балансовый, нормативный и оптимизации. Оптимизация реализуется при выборе лучшего из нескольких существующих вариантов. Фактически этот же метод используется и при оптимизационном налоговом планировании.

Оптимизационное налоговое  планирование представляет собой разработку некоторых экономических действий, налоговых схем и их документального  оформления, направленную на минимизацию  налогов в рамках законной деятельности предприятия [15, с.44].

При этом очень важно определиться с соотношением постоянных и переменных экономических показателей. Постоянные показатели зависят как от внутренних условий хозяйствования предприятии (стоимость сырья, величина зарплаты и т.д.), так и от внешних условий (необходимость лицензирования и подчинения установленным правилам, мнение контрольных органов, воплощенное в нормативных актах, специфика регионов и т. д). К переменным показателям можно отнести организационно-правовую форму предприятия, вид и качество реализуемой продукции (работ, услуг), формы взаиморасчетов и т.п.

Значение налогового планирования как фактора экономического роста предприятий обусловлено следующими факторами:

— экономическая  нестабильность и часто вносимые поправки в налоговое законодательство делают более конкурентоспособными те предприятия, которые оперативно реагируют на вносимые изменения, а сделать это могут, как правило, только хозяйствующие субъекты, занимающиеся многовариантными расчетами налоговой оптимизации;

  • налоговая экономия является резервом для увеличения чистой прибыли организации и позволяет осуществить модернизацию, техническое перевооружение, закупку нового оборудования и т.д., т.е. служит источником финансирования инвестиционных долгосрочных программ и создает основу для финансовой значимости хозяйствующего субъекта;
  • максимизация чистой прибыли создает условия для роста дивидендных выплат и соответственно стоимости акции и роста капитализации (цены) организации.

 

 

    1. Снижение налоговой нагрузки с помощью оптимизации налога на прибыль организаций и налога на добавленную стоимость

 

Тот факт, что Налоговый  кодекс дает возможности оптимизировать налоговую нагрузку на предприятие, не является секретом для бухгалтеров. Однако, как выбрать из всего многообразия единственно верный способ является самым главным вопросом.

Зачастую оптимизация  налоговой нагрузки на предприятие  осуществляется за счет планирования налога на прибыль.

Существуют способы экономии налога на прибыль, в зависимости  от метода работы предприятия.

Кассовый метод (ст. 273 НК РФ) могут использовать не все. Он разрешен только тем организациям, у которых  в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без  учета налога на добавленную стоимость  не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал (при превышении этого  лимита необходимо перейти на метод  начисления). У кассового метода есть свои плюсы и минусы. К положительным  моментам, несомненно, относится то, что учитывают лишь выручку, которая  оплачена покупателем. Минус появляется в моменте признания расходов, ведь они уменьшают налогооблагаемую прибыль только после оплаты. Именно по этой причине многие считают для  себя неприемлемым использовать данный способ.

Информация о работе Налоговая нагрузка на предприятие и способы ее снижения в условиях рыночной экономики