Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 01:24, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является рассмотреть методы снижения налоговой нагрузки организаций в современных условиях хозяйствования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий комплекс взаимосвязанных задач:
- раскрыть теоретические основы налоговой нагрузки как объекта налогового планирования на предприятии;
- рассмотреть налоговое бремя в зарубежных странах;
- рассмотреть существующие методики оценки налогового бремени на предприятии;
- оценить налоговое бремя российской экономики в целом и Курской области в частности;
- выработать пути оптимизации налоговой нагрузки предприятий Российской Федерации.
Введение
3
Теоретические основы налоговой нагрузки
1.1. Реформирование налоговой системы РФ
5
1.2 Налоговое бремя в России и в зарубежных странах
8
1.3. История изучения налоговой нагрузки
11
2. Методологические и практические основы расчета налоговой нагрузки российских предприятий в современных экономических условиях
26
2.1. Способы расчета налогового бремени юридического лица
16
2.2. Оценка налоговой нагрузки в РФ
21
3. Совершенствование налоговой системы РФ с целью снижения налогового бремени на российские предприятия
3.1. Основные направления реформирования налоговой системы РФ
26
3.2. Налоговая оптимизация как фактор экономического роста
29
3.3 Снижение налоговой нагрузки с помощью оптимизации налога на прибыль организаций и налога на добавленную стоимость
33
Заключение
37
Список использованных источников
На сегодняшний день существует достаточно много альтернативных проектов рационализации налогообложения, выдвигаемых учеными, государственными структурами, представителями бизнеса. Они отличаются как по степени «разности» рассматриваемых аспектов модернизации, уровню радикализма, так и по степени проработанности [20, с. 52].
Рассмотрим 3 проекта.
Проект 1. Перенос акцента
в налогообложении на доходы физических
лиц. Такой подход отвечал бы интересам
инвестиционной политики предприятий,
экономического роста (в полном соответствии
с налоговой концепцией Риккардо)
и соответствовал бы налоговой практике
развитых стран. Однако это именно тот
случай, когда копировать чужой опыт
недопустимо. Такой подход явно не отвечает
особенностям социально-экономического
положения современной Росси, где
уровень средних доходов
Проект 2. Неоднократно вносились
предложения о переносе акцента
на поимущественное
Рассматриваемый подход неадекватен
российским условиям еще по двум обстоятельствам.
С одной стороны, техническая
база большинства российских предприятий
физически и морально устарела, требует
обновления и модернизации, чтобы
выйти на конкурентные позиции с
зарубежными фирмами. Однако поимущественное
налогообложение будет «
Что же касается обложения
имущества физических лиц, то здесь
имеются основания для
Проект 3. Адекватной состоянию
российской экономики модернизацией
налоговой системы
Проект 4. Считается, что целесообразно
при реализации местной налоговой
политики придерживаться модели радикального
сокращения числа налогов (до 6-8). В
обосновании можно выдвинуть
несколько аргументов. Первый: около
77% консолидированного бюджета РФ за
последние годы составляли поступления
от четырех налогов: НДС, акцизы, налог
на прибыль организаций, подоходный
налог с физических лиц. Все остальные
оговоренные в структуре
По мнению ряда российских экономистов, доходная часть государственного бюджета должна формироваться преимущественно или почти полностью за счет платежей за природные ресурсы.
Предлагаемые изменения
и дополнения в бюджетную и
налоговую политику Российской Федерации
направлены на продолжение налоговой
реформы в части построения на
территории Российской Федерации стабильной
и эффективной налоговой
Под налоговой оптимизацией понимают уменьшение размера налоговых обязательств посредством целенаправленных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов.
Оптимизация налогообложения — это реализация закрепленного в части первой Налогового кодекса Российской Федерации положения о том, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, осуществляемая посредством специфических форм планирования деятельности, найма рабочей силы и размещения финансовых средств налогоплательщика для максимального снижения возникающих при этом налоговых обязательств [27, с.36].
Оптимизировать налогообложение можно путем:
а) воздержания от совершения тех сделок, исполнение по которым ведет к необходимости платить налоги;
б) получения дохода в тех формах, по которымустановлены льготы;
в) выезда налогоплательщика из страны для изменения налогового резидентства;
г) выбора (при возможности) таких сделок, г которые влекут меньшие налоговые последствия.
Схемы, используемые налогоплательщиками
для оптимизации налоговых
1. «Простые» схемы, реализация
которых не требует целенаправл
2. «Сложные» схемы, требующие
для их реализации
Легальное уклонение от уплаты налогов — весьма сложное явление, в котором находят свое отражение многие проблемы и противоречия современных рыночных экономических систем. Так, по некоторым оценкам, в России от 20 и более 40% всех налоговых вступлений теряется из-за применения предпринимателями современных методов оптимизации налогов.
Таким образом, налогоплательщик имеет право лишь на действия, которые не запрещены законодательством. Отсюда вытекает основной предел налогового планирования — налогоплательщик имеет право только на законные методы уменьшения налоговых обязательств. В противном случае вместо налоговой экономии возможны огромные финансовые потери налогоплательщика, банкротство или лишение свободы.
Государство, строящее свою экономику на принципах рынка, не может не предпринимать активные меры к пополнению своего бюджета (от этого зависит реализация любых социальных программ, обороноспособность и проч.)
Вместе с тем любой
хозяйствующий субъект, и это
вполне закономерно, стремится к
рационализации своей хозяйственной
деятельности. В числе направлений
по минимизации расходов налоговая
сфера имеет весомое значение
вследствие того, что при строгом
следовании всем предписаниям государства
уровень налогообложения может
превысить все фактические
В связи с указанным
сложность заключается в
Методов уменьшить налоговые
выплаты, используя гражданско-правовые
средства, формально не нарушая закон,
выработано достаточно много. Они фактически
детерминированы отсутствием
Налоговое планирование - это
деятельность финансового менеджмента
хозяйствующего субъекта, в том числе
по своевременному и полному использованию
предусмотренных
Оптимизационное налоговое планирование в качестве системного подхода не может быть реализовано без анализа и планирования, то есть сбора и целенаправленной переработки информации с использованием некоторых основных экономических показателей конкретного бизнеса.
Особенно это относится к предприятиям, чья деятельность имеет разносторонний характер. Для таких предприятий очень важно разделить материальные и финансовые потоки, финансовые и налоговые показатели для каждого вида деятельности. Управленческий учет очень внимательно рассматривает расходы и доходы так называемых центров ответственности предприятия. Для целей налогового планирования эти самые центры необходимо рассматривать и как центры по формированию налоговых платежей.
Финансовое планирование в рамках предприятия использует несколько методов, в том числе расчетно-аналитический, балансовый, нормативный и оптимизации. Оптимизация реализуется при выборе лучшего из нескольких существующих вариантов. Фактически этот же метод используется и при оптимизационном налоговом планировании.
Оптимизационное налоговое
планирование представляет собой разработку
некоторых экономических
При этом очень важно определиться с соотношением постоянных и переменных экономических показателей. Постоянные показатели зависят как от внутренних условий хозяйствования предприятии (стоимость сырья, величина зарплаты и т.д.), так и от внешних условий (необходимость лицензирования и подчинения установленным правилам, мнение контрольных органов, воплощенное в нормативных актах, специфика регионов и т. д). К переменным показателям можно отнести организационно-правовую форму предприятия, вид и качество реализуемой продукции (работ, услуг), формы взаиморасчетов и т.п.
Значение налогового планирования как фактора экономического роста предприятий обусловлено следующими факторами:
— экономическая нестабильность и часто вносимые поправки в налоговое законодательство делают более конкурентоспособными те предприятия, которые оперативно реагируют на вносимые изменения, а сделать это могут, как правило, только хозяйствующие субъекты, занимающиеся многовариантными расчетами налоговой оптимизации;
Тот факт, что Налоговый кодекс дает возможности оптимизировать налоговую нагрузку на предприятие, не является секретом для бухгалтеров. Однако, как выбрать из всего многообразия единственно верный способ является самым главным вопросом.
Зачастую оптимизация налоговой нагрузки на предприятие осуществляется за счет планирования налога на прибыль.
Существуют способы экономии налога на прибыль, в зависимости от метода работы предприятия.
Кассовый метод (ст. 273 НК РФ) могут использовать не все. Он разрешен только тем организациям, у которых в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета налога на добавленную стоимость не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал (при превышении этого лимита необходимо перейти на метод начисления). У кассового метода есть свои плюсы и минусы. К положительным моментам, несомненно, относится то, что учитывают лишь выручку, которая оплачена покупателем. Минус появляется в моменте признания расходов, ведь они уменьшают налогооблагаемую прибыль только после оплаты. Именно по этой причине многие считают для себя неприемлемым использовать данный способ.