Налоговая нагрузка на предприятие и способы ее снижения в условиях рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 01:24, курсовая работа

Описание

Целью написания курсовой работы является рассмотреть методы снижения налоговой нагрузки организаций в современных условиях хозяйствования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий комплекс взаимосвязанных задач:
- раскрыть теоретические основы налоговой нагрузки как объекта налогового планирования на предприятии;
- рассмотреть налоговое бремя в зарубежных странах;
- рассмотреть существующие методики оценки налогового бремени на предприятии;
- оценить налоговое бремя российской экономики в целом и Курской области в частности;
- выработать пути оптимизации налоговой нагрузки предприятий Российской Федерации.

Содержание

Введение
3
Теоретические основы налоговой нагрузки

1.1. Реформирование налоговой системы РФ
5
1.2 Налоговое бремя в России и в зарубежных странах
8
1.3. История изучения налоговой нагрузки
11
2. Методологические и практические основы расчета налоговой нагрузки российских предприятий в современных экономических условиях
26
2.1. Способы расчета налогового бремени юридического лица
16
2.2. Оценка налоговой нагрузки в РФ
21
3. Совершенствование налоговой системы РФ с целью снижения налогового бремени на российские предприятия

3.1. Основные направления реформирования налоговой системы РФ
26
3.2. Налоговая оптимизация как фактор экономического роста
29
3.3 Снижение налоговой нагрузки с помощью оптимизации налога на прибыль организаций и налога на добавленную стоимость

33
Заключение
37
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 86.27 Кб (Скачать документ)

Одним из способов оптимизации  налога на прибыль организаций является приобретение основных средств с помощью лизинга, из-за возможности применения ускоренной амортизации с коэффициентом до 3. Некоторые организации выбирают для себя этот способ оптимизации налога на прибыль в части учета основных средств. Их выгода состоит в том, что за довольно короткий срок можно списать расходы по стоимости производственных фондов. Ко всему прочему нет необходимости платить налог на имущество организации. Предмет лизинга, переданный лизингополучателю по договору лизинга, учитывается на балансе лизингодателя или лизингополучателя по взаимному соглашению. Стороны договора лизинга имеют право по взаимному соглашению применять ускоренную амортизацию предмета лизинга. [29, с. 171] Смысл лизинговой сделки заключается в том, что фирма покупает дорогостоящее имущество через лизинговую компанию. Сумму его стоимости передают лизингодателю, после чего последний производит покупку. Цена покупки будет немного выше, так как придется заплатить комиссионное вознаграждение лизингодателю. Но, несмотря на это, данный способ выгоден компании. Тем более что по окончании договора фирма может выкупить основное средство за ничтожно малую стоимость, которую стороны в нем установили. А увеличить лизинговые платежи законодательство не запрещает. Средства, передаваемые лизингодателю на покупку имущества, можно оформить договором займа. В нем не следует указывать, на что именно предоставляют деньги. Для того чтобы связь между договором займа и лизингом не была прослежена, можно «пропустить» его через третье лицо или установить небольшой процент. Также в пользу сыграет временной промежуток между заключением этих двух контрактов.

Российское законодательство дает возможности использовать для  оптимизации налоговой нагрузки другие налоги, например, НДС.

НДС является одним из самых  сложных для оптимизации. В принципе, российское налоговое законодательство предусматривает множество случаев, когда этот налог можно не платить. Однако большинство организаций  воспользоваться налоговыми льготами не могут. Оптимизация НДС возможна в рамках холдинга, в том случае, если разделить финансовые потоки с  НДС и без НДС. Часть своей  продукции холдинг реализует  покупателям, не нуждающимся во «входящем» НДС. Это те, кто перешел на упрощенную систему налогообложения или ЕНВД, освобожден от обязанностей плательщика НДС (ст. 145 НК РФ) либо имеет льготы по этому налогу. Также это физические лица, организации бюджетной сферы и любые покупатели, которые не приходуют у себя продукцию официально. Даже минимального процента доходов от таких покупателей достаточно для получения частичной экономии или отсрочки уплаты налога на длительный срок. Упрощенный режим налогообложения может эффективно использоваться в холдинге и с целью минимизации ЕСН. Сотрудников с их согласия увольняют путем перевода в организации, применяющие УСН. В результате налоговая база частично уменьшается.

В поисках способов оптимизации  налогов налогоплательщики часто  балансируют на грани законного  и незаконного. Используя налоговое  планирование в своей деятельности, надо все досконально просчитать и основательно подготовиться к  возможным неблагоприятным последствиям. Помимо рисков, связанных с доначислениями налоговых платежей и взысканием штрафов, над налогоплательщиками  висит угроза привлечения к уголовной  ответственности. Необходимо учитывать  и изменение позиции налоговых  органов к налоговому планированию на откровенно враждебную. Налоговые органы в стремлении собрать как можно больше денег в бюджет готовы на всевозможные уловки и ухищрения. Налоговый кодекс не может дать однозначного ответа на многие вопросы. Этим нередко пользуются налоговики, трактующие ту или иную норму НК в свою пользу.

Недавно Федеральная налоговая  служба разослала по всем своим подразделениям описание 16 типовых схем по уходу  от налогов. Судя по этому документу, больше всего инспекторов заботит  уклонение от НДС и налога на прибыль организаций. Если налоговики начнут отказывать в возмещении НДС или уменьшении налогооблагаемой прибыли на произведенные расходы, используя эту методичку, то компании ждут многочисленные судебные процессы и доначисления налогов. ФНС России призывает автоматически наказывать компании за определенные операции, пусть даже сам налог поступил в итоге в бюджет. Можно ожидать в ближайшее время увеличения количества налоговых споров, связанных с применением налогового планирования. [39]

Добросовестные фирмы  существенную часть своих доходов  направляют на уплату налогов. Высокие  налоговые ставки вынуждают компании искать способы снижения платежей в  бюджет. Разрабатывая различные механизмы  налогового планирования необходимо учитывать, что уход от налогов является как административно, так и уголовно наказуемым преступлением (ст. 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации»). Налоговое планирование применительно к конкретному виду деятельности или определенной организационно-правовой форме позволяет сократить налоговые платежи. Освобожденные средства можно инвестировать в развитие бизнеса.

Таким образом, оптимизация  налогообложения возможна многими  законными способами. Проблемой  является незнание налогоплательщиком законодательства о налога и сборах.

 

 

 

 

Заключение

 

Сегодня, в проводимой в  нашей стране налоговой политике, остаются в силе (в ущерб экономическому и социальному развитию) две основные тенденции налогообложения: концентрация налоговых сборов в сфере материального  производства и несправедливое распределение  общего налогового бремени между  получателями особо низких и особо  высоких доходов. В этом отношении  налоговые органы Российской Федерации  заметно отходят от западной модели налогообложения, которая носит  ярко выраженный социальный характер и сохраняет акцент на повышенном обложении «незаработанных» и «непроизводственных» доходов.

Таким образом, тяжесть налогового бремени для каждого хозяйствующего субъекта носит индивидуальный характер и требует учета не только экономических, но порой и политических факторов. Проведенный анализ методик расчета  налоговой нагрузки хозяйствующего субъекта показывает, что, несмотря на различия в подходах, данные, полученные исследователями в результате применения рассмотренных методик, можно использовать для проведения мероприятий по налоговому планированию и налоговой оптимизации как налогоплательщиками, так и государством.

Если при расчете макроэкономического  показателя в части определения  сумм налогов проблем практически  не существует (берется вся совокупность поступающих в бюджеты всех уровней налогов и сборов), то на уровне предприятия такая проблема есть. Суть ее состоит в том, включать ли в сумму налогов ту ее часть, которая представляет собой уплачиваемые работниками предприятия налог на доходы физических лиц (НДФЛ), а также единый социальный налог и косвенные налоги (НДС, акцизы).

Подводя итог, отметим, что  налоговое бремя для предприятия  не является определяющим фактором и  существенно не затрудняет платежеспособность, финансовую устойчивость и другие экономические  показатели.

Государство всеми доступными для него способами, в том числе  и с помощью силовых методов, стремится получить от налогоплательщика  все, что положено по закону, а также  закрыть лазейки, с помощью которых  налогоплательщик минимизирует свои налоговые  платежи. Отсюда многочисленные ежегодные  поправки в налоговые и бюджетные  законы.

Ряд этих поправок принят в  форме федеральных законов.

Весь смысл налоговой  реформы сводится к следующим  позициям. Это снижение налоговой  нагрузки на товаропроизводителей, сокращение числа налогов, уменьшение количества и упорядочение налоговых льгот. Реформа подразумевает изменение  принципов построения налоговой  системы: оптимизация соотношения  между прямыми и косвенными налогами, а также гармонизацию федеральных, региональных и местных налогов, призванную обеспечить баланс интересов  РФ, ее субъектов и муниципальных  образований. Налоговая реформа  должна далее нацеливаться если не на ликвидацию, то хотя бы на сокращение теневого оборота, по некоторым оценкам  составляющего в экономике России 40%.

Приходиться с сожалением констатировать, что и в проведении вышеупомянутых довольно ограниченных преобразований не просматривается  какая-либо четкая идеология. А она  нужна, ибо любая истинная реформа, тем более налоговая, не может  и не должна проводиться ради самой  себя. Налоговые преобразования призваны обеспечить не только приток в казну  дополнительных финансовых средств, но и возможность для налогоплательщиков хорошо зарабатывать.

Подлинная налоговая реформа  немыслима вне проведения эффективной  налоговой политики государства, которая  должна вырабатываться совместными  усилиями всех ветвей власти, прежде всего  законодательной.

Комплексные преобразования, направленные на упорядочение и рационализацию налоговой системы, являются в настоящее  время общепризнанной необходимостью. Их успешная реализация будет.

Налоговая система должна ориентироваться не только на решение  тактических, но и долгосрочных стратегических задач, связанных с экономическим  развитием, охватывающим как повышение  темпов роста экономики, так и  качества жизни.

 

Список использованных источников

 

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая: Официальный текст, действующая редакция.- М: Издательство I «Экзамен», 2007.-416 с. (Российская  Федерация).
  2. Медведев, В. А. Как планировать налоговые платежи. Практическое руководство для предпринимателей [Текст] / В. А. Медведев. - М.: ИНФРА-М, 1996.-192 с
  3. Миляков, Н. В. Налоги и налогообложение. Курс лекций [Текст] / Н. В.  Миляков. - М.: ИНФРА-М, 2001
  4. Ю.Налоги и налоговое право [Текст]: Уч. пособ. для студ. вуз./ Под ред.  Брызгалина А.В. - М.: Аналитика - Пресс. 1998
  5. Налоги и налогообложение. Учебное пособие для вузов [Текст] / Под рук. И. Г. Русаковой, В. А. Кашина. - М.: ЮНИТИ, 1998 |
  6. Налоговая система зарубежных стран [Текст] / Под ред. В. Г. Князева. М.: ЮНИТИ, 1997
  7. Налоговое планирование [Текст] / Е. С. Вылкова, М. В. Романовский. СПб.: Питер, 2004. - 634с.
  8. М. Пансков, В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации [Текст]: учебник для вузов / В.Г. Пансков. - Изд. 4-е, доп. и перераб. - М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2006. - 640с.
  9. Поляк, Г. Б. Налоги и налогообложение [Текст]. - М.: ИНФРА-М, 2002
  10. Юткина, Т.Ф. Налоги и налогообложение [Текст]: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.:ИНФРА-М, 2002. - 576с.
  11. Брызгалин, А. В. Методы налоговой оптимизации [Текст] / А. В. Брызгалин, В. Р. Берник / Под ред. А. В. Брызгалина. - М.: Аналитика-Пресс, 2001.С.9
  12. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Практикум.-3-е изд., перераб. и доп.- М: ИНФРА-М,2003.-380 с.
  13. Налоги: Учеб. пособие.- 5-е изд., перераб. и доп./Под ред. Д.Г. Черника.-М: Финансы и статистика, 2001 .-656 с.
  14. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка, проф. А.Н. Романова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 399с.
  15. Налоги и налогообложение. 4-е изд./ Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской.- СПб.: Питер, 2005.-576 с.
  16. Налоги и налогообложение: Учебник/ Д.Г. Черник.- 2-е изд., доп. и перераб.- М.: ИНФРА-М, 2004.-328 с.
  17. Букина, Г. И. Организация и методы налогового планирования [Текст] / Г.И. Букина // ЭКО. 2008. №7. С. 46-61
  18. Все о налогах 2007 года. Правовой и бухгалтерский аспекты., предисловие Директора Департамента налоговой и таможенной политики М. А. Моторина. Комментарии, советы, рекомендации налогового консультанта М. А. Климовой [Текст] / М.А. Моторин, М. А. Климова // Библиотечка «Российской газеты». Выпуск №4. 2005.- 192 с.
  19. Герасименко, Н. В. Правовые проблемы оптимизации системы региональных налогов и сборов [Текст] Н. В. Герасименко Законодательство и экономика. 2003. №1. с.34-3
  20. Горский, И. В. Методические аспекты налогового бремени предприятий [Текст] / и. В. Горский // Налоговый вестник. 2000.№1. С.28-29
  21. Горшков, Д. А. Сбор налогов как инструмент управления региональной экономикой [Текст] /Д.А. Горшков // Налоговый вестник. 2002. №4. С. 3-6
  22. Дадашев, А. 3. Налоговая политика: цели, структура, перспективы [Текст] А. 3. Дадашев//Все для бухгалтера. 2006. №16. с. 18-31.
  23. Динес, И. Ю. Налоговая реформа: проблемы остаются [Текст] / И. Ю. Динес// Финансы. 2003. №1. С. 32-34
  24. Едронова В. Н. Гарахина И. В. Оценка распределения налоговой нагрузки по видам налогов // Финансы и кредит. 2009. №9. с. 53–62.
  25. Карахотин, С. Н. Инвестиционные стимулы в условиях налогового реформирования: зарубежный опыт и оценка изменения в российском законодательстве [Текст] /С. Н. Карахотин// Законодательство и экономика. 2005. №10. с.22-31.
  26. Кашин, В. А. Налоговая политика России на современном этапе [Текст] / В. А. Кашин // Финансы. 2002. №9. С. 38-40.
  27. Малис Н. И. Кризис: налоги реформируются // Налоговый вестник. №5. с. 11–17.
  28. Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение. Курс лекций: Учеб. пособие. Издание 2-е, доп. и испр. - М.: Омега-Л, 2003. - 296с.
  29. www.nalog.ru – сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации.
  30. www.minfin.ru – сайт Министерства финансов Российской Федерации.
  31. www.nalog.ru – сайт Управления Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Курской области

 

 


Информация о работе Налоговая нагрузка на предприятие и способы ее снижения в условиях рыночной экономики