Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 01:24, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является рассмотреть методы снижения налоговой нагрузки организаций в современных условиях хозяйствования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий комплекс взаимосвязанных задач:
- раскрыть теоретические основы налоговой нагрузки как объекта налогового планирования на предприятии;
- рассмотреть налоговое бремя в зарубежных странах;
- рассмотреть существующие методики оценки налогового бремени на предприятии;
- оценить налоговое бремя российской экономики в целом и Курской области в частности;
- выработать пути оптимизации налоговой нагрузки предприятий Российской Федерации.
Введение
3
Теоретические основы налоговой нагрузки
1.1. Реформирование налоговой системы РФ
5
1.2 Налоговое бремя в России и в зарубежных странах
8
1.3. История изучения налоговой нагрузки
11
2. Методологические и практические основы расчета налоговой нагрузки российских предприятий в современных экономических условиях
26
2.1. Способы расчета налогового бремени юридического лица
16
2.2. Оценка налоговой нагрузки в РФ
21
3. Совершенствование налоговой системы РФ с целью снижения налогового бремени на российские предприятия
3.1. Основные направления реформирования налоговой системы РФ
26
3.2. Налоговая оптимизация как фактор экономического роста
29
3.3 Снижение налоговой нагрузки с помощью оптимизации налога на прибыль организаций и налога на добавленную стоимость
33
Заключение
37
Список использованных источников
3) налог на доходы физических лиц = 0,13 х (1 - 35,6/ 135,6) х КЗП х ДС;
4) налог на прибыль (20%) = 0,20 х (1 - НДС - Кзп - КАМ) х ДС = 0,20 х (0,833 - Кзп - КАМ) х ДС.
Сложение всех перечисленных налогов и обязательных платежей позволяет получить следующее выражение отчисляемой государству доли добавленной стоимости:
Сторонницей мультипликативного метода расчета налогового бремени выступает также Е. А. Кирова, предлагающая различать абсолютную и относительную налоговую нагрузку. По ее мнению, абсолютная налоговая нагрузка - это налоги и взносы, подлежащие перечислению в бюджет и во внебюджетные фонды, т. е. абсолютная величина налоговых обязательств хозяйствующих субъектов. В этот показатель включаются фактически внесенные в бюджет налоговые платежи и перечисленные во внебюджетные фонды обязательные взносы, а также недоимка по данным платежам. В расчет абсолютной налоговой нагрузки не включается налог на доходы физических лиц и косвенные налоги, что уже критически рассмотрено нами выше.
Е. А. Кирова предлагает исчислять
относительную налоговую
На уровне отдельной организации,
вновь созданную стоимость
ВСС = В-МЗ-А+ВД-ВР;
или ВСС = ОТ+СО + П + НП,
где ВСС - вновь созданная
стоимость; В - выручка от реализации
товаров, продукции, работ, услуг; МЗ - материальные
затраты; А - амортизация; ВД - внереализационные
доходы; ВР - внереализационные расходы
(без учета налоговых платежей)
Относительную налоговую нагрузку можно определить по следующей формуле:
Таким образом, подход Е. А. Кировой не учитывает показатели фондоемкости, материалоемкости, трудоемкости продукции и доходность производства.
Достоинства методики заключаются в том, что она позволяет сравнивать налоговую нагрузку на конкретные предприятия, а также на индивидуальных предпринимателей, независимо от их отраслевой принадлежности. Положительным моментом предлагаемой методики является предложение учитывать в расчете недоимку по налогам.
Критическое осмысление имеющихся в экономической литературе подходов к определению содержания и обоснованию методики расчета налогового бремени, а также рассмотрение основных факторов, влияющих на уровень налоговой нагрузки, позволило нам предложить свою мультипликативную модель расчета налогового бремени хозяйствующего субъекта. Для этого необходимо ввести следующие обозначения:
НП — ставка налога на прибыль;
Нндс — ставка НДС;
ННСП — ставка налога с продаж;
НЕСН— ставка единого социального налога;
НДФЛ — ставка налога на доходы физических лиц;
НДН — ставка дорожного налога;
НИ — ставка налога на имущество;
НДИВ — ставка налог на дивиденды;
ВБ — выручка брутто, т. е. включающая косвенные налоги. Ее схематически можно представить следующим образом:
ВБ= МЗ + АМ+РП + НД + НИ+ЗП+ЕСН + П + НДС + НСП,
ДС
где МЗ — материальные затраты; AM— сумма амортизационных отчислений; РП — сумма прочих расходов; НД — сумма дорожного налога; НИ — сумма налога на имущество; ЗП — расходы на оплату труда, учитываемые для целей налогообложения прибыли; ЕСН ~ сумма единого социального налога; Я — прибыль; НДС — сумма НДС; НСП — сумма налога с продаж; ДС — добавленная стоимость, которая включает НДС.
Далее необходимо ввести следующие показатели:
ВН — выручка-нетто, т. е. не включающая налог с продаж и соответственно состоящая из материальных затрат и добавленной стоимости;
КО — коэффициент, показывающий удельный вес добавленной стоимости выручке-нетто. Он рассчитывается, как:
КЗП — коэффициент, показывающий удельный вес отчислений на оплату труда в добавленной стоимости. Он рассчитывается, как:
КАМ — коэффициент, показывающий удельный вес амортизационных отчислений в добавленной стоимости:
КРП — коэффициент, показывающий удельный вес прочих расходов в добавленной стоимости:
НБДС — это налоговое бремя хозяйствующего субъекта по отношению к добавленной стоимости.
Мы поставили перед собой задачу, чтобы показатель мультипликативного налогового бремени был аддитивен, т. е. показатели налогового бремени по различным налогам можно было бы как суммировать между собой, так и исключать из расчета. Для расчета НБДС в числитель последовательно ставятся налоги, ставки которых перечислены выше, а в знаменатель — добавленная стоимость. Так как сумма налогов получается путем умножения коэффициентов на ДС, то ДС в числителе и знаменателе сокращается, и формула приобретает следующий вид:
Для того чтобы рассчитать налоговое бремя хозяйствующего субъекта не по отношению к ДС, а по отношению к выручке-брутто, необходимо учесть в знаменателе материальные затраты и налог с продаж.
2.2. Оценка налоговой нагрузки в РФ
Рассчитаем налоговую нагрузку по видам налогов в 2007г. и 2008 г. в целом по Российской Федерации.
В целом по Российской Федерации показатели налоговой нагрузки в процентах к валовому внутреннему продукту (ВВП) в разрезе видов налогов показаны в таблице 1 и 2 Приложения.
Отрасль |
Налог на прибыль |
НДС |
Социальные фонды |
Прочие |
Совокупные платежи |
Металлургия |
5,7 |
10,1 |
6,9 |
13,4 |
36,1 |
Машиностроение |
4,7 |
13,2 |
11,6 |
7,9 |
37,4 |
Химическая и нефтехимическая промышленность |
2,7 |
16,7 |
9,6 |
6,8 |
35,4 |
Промышленность строительных материалов |
5,1 |
21,3 |
14,8 |
10,3 |
51,5 |
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлознобумажная промышленность |
4,0 |
11,3 |
11,4 |
18,6 |
45,3 |
Легкая промышленность |
1,6 |
6,9 |
7,6 |
5,6 |
21,7 |
Пищевая промышленность |
6,2 |
16,1 |
8,7 |
14,0 |
45,0 |
Таблица 1 – Сумма фактических фискальных платежей в 2007 г. (в % к стоимости годового объема выпуска по отраслям обрабатывающей промышленности)
Валовой внутренний продукт в 2007 году составил 33113,5 млрд. руб., в 2008 – 41540,4 млрд. руб.
Распределение налоговой нагрузки по видам налогов консолидированного бюджета РФ в 2008 году в порядке его убывания в валовом внутреннем продукте следующее:
– налог на прибыль организаций - 6,0 %;
– налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами — 4,19%;
– налог на доходы физических лиц — 4,0 %;
– налог на добавленную стоимость — 2,5 %;
– единый социальный налог — 1,22 %;
– налоги на имущество — 0,8 %;
– акцизы – 0,75%;
– налоги на совокупный доход — 0,21 %.
Сравнительный анализ структуры налоговой нагрузки на национальную экономику по видам налогов дает возможность сделать следующие выводы:
1. наибольший удельный вес в ВВП в 2008 г. занимал налог на прибыль организаций (6,6 %) и налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами, наименьший — налог на совокупный доход (0,4 %);
2. далее по доле в ВВП находится налог на доходы физических лиц — 4,0 %
3. примерно одинаковую долю в ВВП занимают налог на доходы физических лиц (4,0%) и налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами (4,19%);
4. в объеме ВВП сравнительно невелик удельный вес таких налогов, как акцизы – 0,75 %, налог на имущество- 0,8%, единый социальный налог-1,22%.
Таким образом, по сравнению с 2007 г. налоговая нагрузка на национальную экономику выросла в 2008 г. на 0,48% или 19 939 248 млрд. руб.
Рассмотрим поступление
налоговых доходов в
Как видно из данных рисунка 1 наибольшее увеличение налоговых доходов в общей сумме доходов наблюдалось в 2005 г. В 2006 и 2007 годах доля налоговых доходов в общем объеме доходов составляла 56,4% и 55,86%. В 2008 наблюдается значительное увеличение этой доли (на 13,12%) 68,98%. Это увеличение связано с увеличение ставок на подакцизные товары с 2008 года.
Показатель, тыс. руб. |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
Всего доходов Консолидированном бюджете Курской области |
11523234 |
17364372 |
21382632 |
28450416 |
30600034 |
Налоговые доходы |
8219120 |
16438240 |
12051615 |
15892169 |
21108694 |
Таблица 2– Консолидированные доходы бюджета Курской области
Рисунок 1 – Доля налоговых
доходов в доходах
Поступление налогов в бюджет Курской области на 01.08 2009 г. составило:
–налог на добавленную стоимость (администрируемый ФНС) — 206391 тыс.руб.;
– налог на прибыль организаций – 2484809 тыс. руб.;
– налог на доходы физических лиц — 3824868 тыс. руб.;
– налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами — 64630 тыс. руб.;
– единый социальный налог — 2103447 тыс. руб.;
– налог на имущество — 2395002 тыс. руб.;
– акцизы – 206391 тыс. руб.;
– транспортный налог – 322669 тыс. руб.;
– земельный налог – 828915 тыс. руб.;
– налог на игорный бизнес – 6104 тыс. руб.;
Задолженность по налоговым платежам, налоговым санкциям и пеням в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2008 год снизилась на 3,6 млрд. руб., или на 31,8% и по состоянию на 01.01.2009 года составила 7,7 млрд. рублей.
В результате принятых налоговыми
органами мер по принудительному
взысканию задолженности в
За 2008 год от налогоплательщиков Курской области поступило в бюджеты всех уровней 27,3 млрд. руб. налогов, сборов и иных обязательных платежей (на 29,7% больше поступлений, сложившихся за 2007 год), в том числе в консолидированный бюджет области – 20,4 млрд. руб. (на 34,2% больше поступлений прошлого года).
Удельный вес поступлений в бюджет области составляет 74,7% от общего объема поступлений налоговых платежей в бюджеты всех уровней.
В федеральный бюджет мобилизовано 6,9 млрд. руб. или 25,3% от общего объема поступлений налоговых платежей в бюджеты всех уровней, что на 18,0% больше поступлений 2007 года.
Основная доля - 92,8% (6,4 млрд. руб.) всех налоговых доходов в федеральный бюджет обеспечена: налогом на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации - 58,0% (4,0 млрд. руб.) и налогом на прибыль организаций - 34,8% (2,4 млрд. рублей).
Таким образом, налоговая нагрузка изучалась с момента появления и оформления налоговой системы. В Российской Федерации налоговая нагрузка по сравнению с западными странами находится в пределах нормы, но постепенно снижается, что является весьма положительной тенденцией.
3.1. Основные направления реформирования налоговой системы
Методология рационализации налогообложения должна исходить, во-первых, из классических налоговых теорий и концепций; во-вторых, учитывать прогрессивный опыт мировой практики налогообложения; в-третьих, базироваться на жизненных реалиях, целях и задачах российской экономики. Налоговая система должна быть адекватна современному состоянию экономики и социальной сферы России.
Предлагаемая Правительством РФ рационализация налоговой системы, усиление защищенности налогоплательщиков должны способствовать возврату в легальную сферу капиталов, ушедших в безналоговый оборот или вывезенных в последние годы за границу.