Налоговая нагрузка на предприятие и способы ее снижения в условиях рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 01:24, курсовая работа

Описание

Целью написания курсовой работы является рассмотреть методы снижения налоговой нагрузки организаций в современных условиях хозяйствования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий комплекс взаимосвязанных задач:
- раскрыть теоретические основы налоговой нагрузки как объекта налогового планирования на предприятии;
- рассмотреть налоговое бремя в зарубежных странах;
- рассмотреть существующие методики оценки налогового бремени на предприятии;
- оценить налоговое бремя российской экономики в целом и Курской области в частности;
- выработать пути оптимизации налоговой нагрузки предприятий Российской Федерации.

Содержание

Введение
3
Теоретические основы налоговой нагрузки

1.1. Реформирование налоговой системы РФ
5
1.2 Налоговое бремя в России и в зарубежных странах
8
1.3. История изучения налоговой нагрузки
11
2. Методологические и практические основы расчета налоговой нагрузки российских предприятий в современных экономических условиях
26
2.1. Способы расчета налогового бремени юридического лица
16
2.2. Оценка налоговой нагрузки в РФ
21
3. Совершенствование налоговой системы РФ с целью снижения налогового бремени на российские предприятия

3.1. Основные направления реформирования налоговой системы РФ
26
3.2. Налоговая оптимизация как фактор экономического роста
29
3.3 Снижение налоговой нагрузки с помощью оптимизации налога на прибыль организаций и налога на добавленную стоимость

33
Заключение
37
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 86.27 Кб (Скачать документ)

3) налог на доходы физических  лиц = 0,13 х (1 - 35,6/ 135,6) х КЗП х ДС;

4) налог на прибыль  (20%) = 0,20 х (1 - НДС - Кзп - КАМ) х ДС = 0,20 х (0,833 - Кзп - КАМ) х ДС.

Сложение всех перечисленных  налогов и обязательных платежей позволяет получить следующее выражение  отчисляемой государству доли добавленной  стоимости:

Сторонницей мультипликативного метода расчета налогового бремени  выступает также Е. А. Кирова, предлагающая различать абсолютную и относительную  налоговую нагрузку. По ее мнению, абсолютная налоговая нагрузка - это налоги и взносы, подлежащие перечислению в бюджет и во внебюджетные фонды, т. е. абсолютная величина налоговых  обязательств хозяйствующих субъектов. В этот показатель включаются фактически внесенные в бюджет налоговые  платежи и перечисленные во внебюджетные фонды обязательные взносы, а также недоимка по данным платежам. В расчет абсолютной налоговой нагрузки не включается налог на доходы физических лиц и косвенные налоги, что уже критически рассмотрено нами выше.

Е. А. Кирова предлагает исчислять  относительную налоговую нагрузку путем соотнесения налоговых  платежей и отчислений на социальные нужды (абсолютной нагрузки) к вновь  созданной стоимости, которая определяется путем вычета из добавленной стоимости  амортизации.

На уровне отдельной организации, вновь созданную стоимость предлагается исчислить следующим образом:

ВСС = В-МЗ-А+ВД-ВР;

или ВСС = ОТ+СО + П + НП,

где ВСС - вновь созданная  стоимость; В - выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг; МЗ - материальные затраты; А - амортизация; ВД - внереализационные  доходы; ВР - внереализационные расходы (без учета налоговых платежей); ОТ - оплата труда; СО - отчисления на социальные нужды; П — прибыль предприятия; НП - налоговые платежи.

Относительную налоговую  нагрузку можно определить по следующей формуле:

Таким образом, подход Е. А. Кировой  не учитывает показатели фондоемкости, материалоемкости, трудоемкости продукции и доходность производства.

Достоинства методики заключаются  в том, что она позволяет сравнивать налоговую нагрузку на конкретные предприятия, а также на индивидуальных предпринимателей, независимо от их отраслевой принадлежности. Положительным моментом предлагаемой методики является предложение учитывать  в расчете недоимку по налогам.

Критическое осмысление имеющихся  в экономической литературе подходов к определению содержания и обоснованию  методики расчета налогового бремени, а также рассмотрение основных факторов, влияющих на уровень налоговой нагрузки, позволило нам предложить свою мультипликативную модель расчета налогового бремени хозяйствующего субъекта. Для этого необходимо ввести следующие обозначения:

НП — ставка налога на прибыль;

Нндс — ставка НДС;

ННСП — ставка налога с продаж;

НЕСН— ставка единого социального налога;

НДФЛ — ставка налога на доходы физических лиц;

НДН — ставка дорожного налога;

НИ — ставка налога на имущество;

НДИВ — ставка налог на дивиденды;

ВБ — выручка брутто, т. е. включающая косвенные налоги. Ее схематически можно представить следующим образом:

ВБ= МЗ + АМ+РП + НД + НИ+ЗП+ЕСН + П + НДС + НСП,


ДС

где МЗ — материальные затраты; AM— сумма амортизационных отчислений; РП — сумма прочих расходов; НД — сумма дорожного налога; НИ — сумма налога на имущество; ЗП — расходы на оплату труда, учитываемые для целей налогообложения прибыли; ЕСН ~ сумма единого социального налога; Я — прибыль; НДС — сумма НДС; НСП — сумма налога с продаж; ДС — добавленная стоимость, которая включает НДС.

Далее необходимо ввести следующие  показатели:

ВН — выручка-нетто, т. е. не включающая налог с продаж и соответственно состоящая из материальных затрат и добавленной стоимости;

КО — коэффициент, показывающий удельный вес добавленной стоимости выручке-нетто. Он рассчитывается, как:

КЗП — коэффициент, показывающий удельный вес отчислений на оплату труда в добавленной стоимости. Он рассчитывается, как:

КАМ — коэффициент, показывающий удельный вес амортизационных отчислений в добавленной стоимости:

КРП — коэффициент, показывающий удельный вес прочих расходов в добавленной стоимости:

НБДС — это налоговое бремя хозяйствующего субъекта по отношению к добавленной стоимости.

Мы поставили перед  собой задачу, чтобы показатель мультипликативного налогового бремени был аддитивен, т. е. показатели налогового бремени  по различным налогам можно было бы как суммировать между собой, так и исключать из расчета. Для  расчета НБДС в числитель последовательно  ставятся налоги, ставки которых перечислены  выше, а в знаменатель — добавленная  стоимость. Так как сумма налогов  получается путем умножения коэффициентов  на ДС, то ДС в числителе и знаменателе  сокращается, и формула приобретает  следующий вид:

Для того чтобы рассчитать налоговое бремя хозяйствующего субъекта не по отношению к ДС, а  по отношению к выручке-брутто, необходимо учесть в знаменателе материальные затраты и налог с продаж.

 

 

2.2. Оценка налоговой нагрузки  в РФ

 

Рассчитаем налоговую нагрузку по видам налогов в 2007г. и 2008 г. в целом по Российской Федерации.

В целом по Российской Федерации  показатели налоговой нагрузки в процентах к валовому внутреннему продукту (ВВП) в разрезе видов налогов показаны в таблице 1 и 2 Приложения.

 

 

Отрасль

Налог на прибыль

НДС

Социальные фонды

Прочие

Совокупные платежи

Металлургия

5,7

10,1

6,9

13,4

36,1

Машиностроение

4,7

13,2

11,6

7,9

37,4

Химическая и нефтехимическая промышленность

 

2,7

 

16,7

 

9,6

 

6,8

 

35,4

Промышленность строительных материалов

 

5,1

 

21,3

 

14,8

 

10,3

 

51,5

Лесная, деревообрабатывающая

и целлюлознобумажная промышленность

 

4,0

 

11,3

 

11,4

 

18,6

 

45,3

Легкая промышленность

1,6

6,9

7,6

5,6

21,7

Пищевая промышленность

6,2

16,1

8,7

14,0

45,0


 

Таблица 1 – Сумма фактических фискальных платежей в 2007 г. (в % к стоимости годового объема выпуска по отраслям обрабатывающей промышленности)

Валовой внутренний продукт  в 2007 году составил 33113,5 млрд. руб., в 2008 – 41540,4 млрд. руб.

Распределение налоговой нагрузки по видам налогов консолидированного бюджета РФ в 2008 году в порядке его убывания в валовом внутреннем продукте следующее:

– налог на прибыль организаций - 6,0 %;

– налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами — 4,19%;

– налог на доходы физических лиц — 4,0 %;

– налог на добавленную стоимость — 2,5 %;

– единый социальный налог — 1,22 %;

– налоги на имущество — 0,8 %;

– акцизы – 0,75%;

– налоги на совокупный доход — 0,21 %.

Сравнительный анализ структуры налоговой нагрузки на национальную экономику по видам налогов дает возможность сделать следующие выводы:

1. наибольший удельный вес в ВВП в 2008 г. занимал налог на прибыль организаций (6,6 %) и налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами, наименьший — налог на совокупный доход (0,4 %);

2. далее по доле в ВВП находится налог на доходы физических лиц — 4,0 %

3. примерно одинаковую долю в ВВП занимают налог на доходы физических лиц (4,0%) и налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами (4,19%);

4. в объеме ВВП сравнительно невелик удельный вес таких налогов, как акцизы – 0,75 %, налог на имущество- 0,8%, единый социальный налог-1,22%.

Таким образом, по сравнению  с 2007 г. налоговая нагрузка на национальную экономику выросла в 2008 г. на 0,48% или 19 939 248 млрд. руб.

Рассмотрим поступление  налоговых доходов в консолидированный  бюджет Курской области.

Как видно из данных рисунка 1 наибольшее увеличение налоговых  доходов в общей сумме доходов  наблюдалось в 2005 г. В 2006 и 2007 годах  доля налоговых доходов в общем  объеме доходов составляла 56,4% и 55,86%. В 2008 наблюдается значительное увеличение этой доли (на 13,12%) 68,98%. Это увеличение связано с увеличение ставок на подакцизные  товары с 2008 года.

 

Показатель, тыс. руб.

2004

2005

2006

2007

2008

Всего доходов Консолидированном  бюджете Курской области

11523234

17364372

21382632

28450416

30600034

Налоговые доходы

8219120

16438240

12051615

15892169

21108694


 

Таблица 2– Консолидированные доходы бюджета Курской области

 

Рисунок 1 – Доля налоговых  доходов в доходах консолидированного бюджета Курской области в 2004–2008 г.г.

 

Поступление налогов в  бюджет Курской области на 01.08 2009 г. составило:

–налог на добавленную стоимость (администрируемый ФНС) — 206391 тыс.руб.;

– налог на прибыль организаций – 2484809 тыс. руб.;

– налог на доходы физических лиц — 3824868 тыс. руб.;

– налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами — 64630 тыс. руб.;

– единый социальный налог — 2103447 тыс. руб.;

– налог на имущество — 2395002 тыс. руб.;

– акцизы – 206391 тыс. руб.;

– транспортный налог – 322669 тыс. руб.;

– земельный налог – 828915 тыс. руб.;

– налог на игорный бизнес – 6104 тыс. руб.;

Задолженность по налоговым  платежам, налоговым санкциям и пеням  в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2008 год снизилась на 3,6 млрд. руб., или на 31,8% и по состоянию на 01.01.2009 года составила 7,7 млрд. рублей.

В результате принятых налоговыми органами мер по принудительному  взысканию задолженности в консолидированный  бюджет и во внебюджетные фонды за 2008 год поступило  2,7 млрд. рублей.

За 2008 год от налогоплательщиков Курской области поступило в  бюджеты всех уровней 27,3 млрд. руб. налогов, сборов и иных обязательных платежей (на 29,7% больше поступлений, сложившихся  за  2007 год), в том числе в  консолидированный бюджет области  – 20,4 млрд. руб. (на 34,2% больше поступлений  прошлого года).

Удельный вес поступлений  в бюджет области составляет 74,7% от общего объема поступлений налоговых  платежей в бюджеты всех уровней.

В федеральный бюджет мобилизовано 6,9 млрд. руб. или 25,3% от общего объема поступлений  налоговых платежей в бюджеты  всех уровней, что на  18,0% больше поступлений  2007 года.

Основная доля - 92,8% (6,4 млрд. руб.) всех налоговых доходов в федеральный бюджет обеспечена: налогом на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации - 58,0% (4,0 млрд. руб.) и налогом на прибыль организаций - 34,8% (2,4 млрд. рублей).

Таким образом, налоговая  нагрузка изучалась с момента  появления и оформления налоговой  системы. В Российской Федерации  налоговая нагрузка по сравнению  с западными странами находится  в пределах нормы, но постепенно снижается, что является весьма положительной тенденцией.

 

    1. Совершенствование налоговой системы РФ с целью снижения налогового бремени на российские предприятия

 

3.1. Основные направления реформирования налоговой системы

 

Методология рационализации налогообложения должна исходить, во-первых, из классических налоговых теорий и концепций; во-вторых, учитывать прогрессивный опыт мировой практики налогообложения; в-третьих, базироваться на жизненных реалиях, целях и задачах российской экономики. Налоговая система должна быть адекватна современному состоянию экономики и социальной сферы России.

Предлагаемая Правительством РФ рационализация налоговой системы, усиление защищенности налогоплательщиков должны способствовать возврату в легальную  сферу капиталов, ушедших в безналоговый оборот или вывезенных в последние  годы за границу.

Информация о работе Налоговая нагрузка на предприятие и способы ее снижения в условиях рыночной экономики