Налоговая политика Республики Беларусь
Содержание
Введение
3
1. Налоговая
политика: понятие, сущность, основные
цели и задачи 5
2. Методы
и инструменты налоговой политики
13
3. Налоговая
политика Республики Беларусь
на современном этапе, основные
направления и пути её совершенствования
23
Заключение
32
Список
использованной литературы 34
Введение
Республика
Беларусь вступила на путь
рыночных преобразований, что потребовало
адекватных изменений механизма
государственного регулирования
развития народного хозяйства.
Среди методов непрямого воз¬действия
на экономику важнейшая роль принадле¬жит
налогам, которые позволяют государству
ре¬гулировать деятельность предприятий,
не ограни¬чивая их хозяйственной самостоятельности.
Эф¬фективное использование налогового
механизма уп¬равления входит в число
наиболее сложных задач, от правильного
решения которых зависят экономи¬ческий
прогресс и благосостояние общества. Его
разработка требует всесторонних обоснований,
включая теоретический аспект, определение
осново¬полагающей концепции проведения
налоговой поли¬тики и, в конечном итоге,
принятие практических решений по формированию
результативной налого¬вой системы.
Важным
звеном в цепи неотложных проблем
является обоснование налоговой
политики. Ее стратегической целью
на макроуровне должен стать вывод
экономики из кризиса, формирование конкурентоспособной
рыночной системы, интегрирование Республики
Беларусь в мировое хозяйство. На микроуровне
необходимо обеспечение технического
прогресса, роста инвестиций, ликвидации
безработицы.
Перед
Республикой Беларусь стоит задача
разра¬ботки эффективной налоговой политики
и постро¬ения налоговой системы, обеспечивающей
обще¬ственный прогресс.
Целью
написания данной работы является
рассмотрение налоговой политики
как одного из важнейших косвенных
методов государственного регулирования,
а также как важнейшего инструмента
при реализации государством
своих функций.
При изучении
данной темы считается необходимым
рассмотреть и изучить следующие
моменты: понятие, сущность, цели
и задачи налоговой политики,
её основные формы. Важно также
выделить методы и инструменты
налоговой политики, обратить внимание
на принципы ее формирования.
И, наконец, необходимо проанализировать
сложившуюся ситуацию в Республике
Беларусь на современном этапе,
выделить основные проблемы, с
которыми сталкивается государство
при формировании налоговой политики,
а также определить основные
направления реформирования и
совершенствования национальной
налоговой системы.
При написании
данной работы использовались
такие источники, как книга
В.А. Стасенко «Налоговая политика и
создание оптимальной налоговой системы
Республики Беларусь». В этом источнике
дается полное представление о сущности
и содержании налоговой политики государства
как косвенного метода регулирования
экономики, изложены основные принципы
формирования налоговой политики. Также
использовалась книга «Фискальная политика
государства в условиях рыночных преобразований
в Республике Беларусь». В этом источнике
рассмотрены основные методы и инструменты
, которые могут быть использованы при
формировании налоговой политики в трансформационный
период.
Также
при рассмотрении данной темы
использованы периодические издания,
такие как журналы «Главный
бухгалтер», «Финансы, учет, аудит»
«Директор», «Вестник Министерства
по налогам и сборам». В данных
периодических изданиях описывается
реально сложившаяся ситуация
в Республике Беларусь по поводу
формирования и обоснования налоговой
политики, проводится анализ уже
достигнутых результатов, а также
излагаются основные направления
реформирования системы налогообложения
в соответствии с новым переходным
этапом экономического развития
национальной экономики.
При написании
работы была использована информация
сайтов Министерства Финансов
Республики Беларусь и Министерства
по налогам и сборам Республики
Беларусь.
Налоговая
политика: понятие, сущность, основные
цели и задачи
Налоговая
политика является важнейшим
инструментом государства в реализации
поставленных целей. Налоговая
политика влияет практически
на все социально-экономические
сферы страны и неразрывно
связана со многими элементами
государственного управления, такими
как: кредитно-денежная по¬литика,
ценообразование, структурная реформа
эконо¬мики, торгово-промышленная политика
и другие. Манипулируя налоговой политикой,
государство сти¬мулирует экономическое
развитие или сдерживает его. Однако главным
направлением налоговой политики в конечном
итоге является обеспечение экономического
роста. Именно с экономическим ростом
связываются показатели развития производства
и его эффективнос¬ти, возможности повышения
материального уровня и качества жизни.
Налоговая
политика относится к косвенным
мето¬дам государственного регулирования,
так как она лишь обеспечивает условия
экономической заинтересованно¬сти или
незаинтересованности в деятельности
юриди¬ческих и физических лиц и не строится
на базе властно-распорядительных отношений.
Одновременно налоговая политика как
косвенный метод государственного регулирования
более гибко воспринимается экономикой
и поэтому более широко применяется в
рыночных системах, чем методы прямого
государственного регулирования.[14, с.17]
Современная
система налогообложения выполняет
следующие функции:
1 - фискальную,
т.е. поступление денежных средств в государственный
бюджет и обеспечение финансирования
государственных расходов;
2 - регулирующую,
т.е. стимулирование развития отдельных
отраслей путем дифференцированных налоговых
ставок;
В свою
очередь регулирующая функция
делится на распределительную и стимулирующую.
Первая функция предполагает перераспределение
доходов юридических и физических лиц
в соответствии с принятыми в обществе
критериями целесообразности и социальной
справедливости, вторая функция реализуется
посредством представления льгот и привилегий
для развития в нужном Правительству направлении.
При этом
основная функция налогов - фискальная
по обеспечению пополнения государственной
казны, (от латинского слова fiscus
- государственная казна).
Фискальная
функция - основная, характерная
изначально для всех государств.
С ее помощью образуются государственные
денежные фонды,
т. е.
материальные условия для функционирования
государства. Именно эта функция
обеспечивает реальную возможность
перераспределения части стоимости
национального дохода в пользу
наименее обеспеченных социальных
слоев общества .
Выполнение
государством своих экономических
функций посредством налоговой
политики требует формирования
государственных денежных средств
путем налоговых поступлений.
Налоги
представляют собой обязательные
платежи, взимаемые государством
на основе принимаемых законов.[13,
c.34-35]
Налоги
возникли в глубокой древности,
при появлении товарного производства
и государства, и выражают изъятие
государством части валового
внутреннего продукта для удовлетворения
потребностей общества.
Одной
из главных задач налоговой
политики на всех этапах ее
становления является создание
условий для научно-технического
прогресса.
Государство,
устанавливая налоги, стремится прежде
всего обеспечить себе необходимую материальную
базу для осуществления возложенных на
него задач.
Налоговая
политика — это целенаправленное
регулирование государственных
расходов и налоговых поступлений
для обеспечения полной занятости,
стабильного уровня цен и экономического
роста.
Налоговая
политика проявляется в совокупности
государственных мероприятий по
организации управления финансовыми
ресурсами государства и их
использованию для решения социально-экономических
проблем страны. Налоговая политика
предусматривает привлечение государством
денежных средств, их распределение и
использование для воздействия на процесс
воспроизводства.[7, c.67-68]
Цели
налоговой политики не являются
чем-то застывшим и неподвижным.
Они формируются под воздействием
целого ряда факторов, важнейшими
из которых являются экономическая
и социальная ситуа¬ция в стране,
расстановка социально-политических сил
в обществе. Цели налоговой политики в
значительной мере обусловлены также
социально-экономическим строением общества,
стратегическими задачами разви¬тия экономики
страны, международными финансовыми обязанностями
государства. Поэтому при выработке налоговой
политики государство преследует следующие
цели:
ü Экономические
ü Фискальные
ü Социальные
ü Международные
Экономические
- повышение уровня развития эко¬номики,
оживление деловой активности, стимулирование
хозяйственной деятельности, ликвидация
диспропорций.
Фискальные
- обеспечение потребностей всех
уров¬ней власти в финансовых ресурсах,
достаточных для проведения экономической
и социальной политики, а также для выполнения
соответствующими органами власти и управления
возложенных на них функций.
Социальные
- обеспечение государственной политики
регулирования доходов, перераспределение
нацио¬нального дохода в интересах определенных
соци¬альных групп, сглаживание неравенства.
Международные
- выполнение международных финансовых
обязательств государства, укрепление
экономических связей с другими
государствами. [13, c.45-46]
Формирование
налоговой политики должно строиться
на соблюдении следующих принципов:
• стабильности
налоговой системы;
• одинакового
налогообложения производителей
независимо
• от
отраслевой принадлежности предприятия
(фирмы) и формы собственности;
• равенства
налогового бремени для различных
категорий плательщиков с равным
уровнем дохода;
• одинаковых
условий налогообложения для
предпринимателей, занятых в производстве,
и потребителей. [8, c.69-70]
В каждой
стране налоговые системы подвержены
непрерывному процессу совершенствования,
оказывая влияние на экономические
и социальные условия раз¬вития,
и приспосабливаясь к ним. Создавая налоговую
систему страны, государство стремится
использовать ее в целях определенной
финансовой политики. В связи с этим она
становится относительно самостоятельным
направлением - налоговой политикой.
В основном
формы и методы налоговой политики
определяются политическим строем,
национальными интересами и целями,
административно-территориаль¬ным устройством,
отсутствием или наличием и характером
взаимодействия разных форм собственности
и некоторыми другими положениями. [1, c.112-113]
Налоговая
политика представляет собой
совокупность экономических, финансовых
и правовых мер го¬сударства по
формированию налоговой системы стра¬ны
в целях обеспечения финансовых потребностей
го-сударства, отдельных социальных групп
общества, а также развития экономики
страны за счет перераспределения финансовых
ресурсов. Проводя налоговую по¬литику,
государство опирается на налоговые функции,
и использует их для проведения активной
налоговой политики.[4, c.83-84]
Налоговая
политика, как и любая другая
политика государства, имеет свое
содержание, которое характеризуется
последовательными действиями государства
по выработке научно-обоснованной
концепции разви¬тия налоговой системы,
по определению важнейших направлений
использования налогового механизма,
а также по практическому внедрению налоговой
систе¬мы и контролю за ее эффективностью.
В зависимости
от состояния экономики, от
целей, которые на данном этапе
развития экономики государство
считает приоритетными, используются
различные методы осуществления
налоговой политики. Будучи составной
частью экономической и финансовой
политики, налоговая политика во
многом зависит также от форм
и методов экономической и
финансовой политики государства.
[14, c.35-36]
Рассмотрим
формы налоговой политики:
• Политика
максимальных налогов
• Политика
экономического развития
• Политика
разумных налогов
Одной
из форм налоговой политики
выступает по¬литика максимальных
налогов. В этом случае государство устанавливает
достаточно высокие налоговые ставки,
сокращает налоговые льготы и вводит большое
число налогов, стараясь получить от своих
граждан как можно больше финансовых ресурсов,
не особенно заботясь о последствиях такой
политики. Естественно, что подобный метод
налоговой политики не оставляет каждому
налогоплательщику и обществу в целом
практически никаких надежд на экономическое
развитие. Поэтому такая политика проводится
государством, как правило, в экстраординарные
моменты его развития, такие как экономический
кризис, война. Вместе с тем эконо¬мических,
социальных и политических предпосылок
для проведения политики максимальных
налогов может не существовать, вследствие
чего подобная политика может привести
к резко негативным последствиям, суть
которых будет состоять в следующем.