Во-первых,
у налогоплательщиков после уплаты
налогов практически не остается
финансовых ресурсов, что делает
невозможным расширенное воспроизводство.
Экономика страны с каждым
годом все сильнее сползает
в пропасть кризиса, падают
темпы роста производства во
всех отраслях.
Во-вторых,
широкие масштабы приобретает
массовое уклонение от налогообложения,
приводящее к тому, что по большинству
налогов государство собирает
чуть больше половины причитающихся
доходов. Практика уклонения от
уплаты налогов фактически ставит
под со¬мнение целесообразность функционирования
налоговой системы.
В-третьих,
массовый характер приобретает
так называемая "теневая экономика",
уровень производства в которой
может достигать от 25 до 40%. Но
укрываемые от налогообло¬жения
финансовые ресурсы не идут, как правило,
на развитие производства, а переводятся
на счета в за-рубежных банках и "работают"
на экономику других стран.
Все это
в итоге может стать одной
из главных причин острого
финансового кризиса, последствием
которого станут изменившаяся
нало-говая политика и усиление регулирующей
роли госу¬дарства в развитии экономики
через более активное использование рыночных
механизмов, в том числе и налогов.
Другой
формой проявления налоговой
политики является политика экономического
развития, когда государство в
максимально возможных размерах
нало¬гового бремени учитывает не только
фискальные интересы, но и интересы налогоплательщиков.
В этом случае государство, ослабляя налоговый
пресс для предпринимателей одновременно
сокращает свои расходы, в первую очередь,
на социальные программы. Цель дан¬ной
политики, как следует из названия, состоит
в том, чтобы обеспечить приоритетное
расширение капитала, стимулирование
инвестиционной активности за счет обеспечения
наиболее благоприятного налогового кли-мата.
Такая политика проводится в то время,
когда намечается стагнация экономики,
грозящая перейти в экономический кризис.
Подобные методы налоговой политики были
использованы, в частности, в США в начале
80-х гг. XX в., получившей название "рейганомика".
Третья
форма налоговой политики - политика
ра¬зумных налогов представляет собой
нечто среднее между первой и второй. Суть
ее состоит в установлении до¬статочно
высокого уровня налогообложения как
юри-дических, так и физических лиц при
одновременной реальной социальной защите
граждан, наличии значи¬тельного числа
государственных социальных программ.
Таким
образом, мы рассмотрели понятие
налоговой политики, её сущность.
Исходя из этого можно сделать вывод о
том, что налоговая политика является
косвенным методом государственного регулирования,
а также посредством её реализации государство
способно выполнять поставленные перед
ним задачи.
Также
были рассмотрены цели, функции,
задачи и формы налоговой политики.
Исходя из вышеизложенного следует,
что основными функциями налоговой политики
являются фискальная и регулирующая функции.
[12, c.42-44]
При реализации
налоговой политики государство
преследует фискальные, экономические,
социальные и международные цели.
Основными
формами являются политика максимальных
налогов, политика экономического
развития и политика разумных
налогов. Однако следует заметить,
что при применении той или
иной формы налоговой политики
необходимо учитывать показатели
экономического развития государства,
т.к. необдуманные действия могут
привести к экономическому кризису.
В данной
главе налоговая политика рассмотрена
как косвенный метод государственного
регулирования. Одновременно она
характеризуется совокупностью
экономических, финансовых и правовых
мер государства по формированию
налоговой системы. Раскрывается
сущность налоговой политики
посредством подробного анализа
содержания и различных форм
налоговой политики.
Методы
и инструменты налоговой политики
В основном
формы и методы налоговой политики
определяются политическим строем,
национальными интересами и целями,
административно-территориаль¬ным устройством,
отсутствием или наличием и характером
взаимодействия разных форм собственности
и некоторыми другими положениями.
Методы
осуществления налоговой политики
зависят от тех целей, которые
стремится достичь государство, проводя
налоговую политику. В современной мировой
практике наиболее широкое распространение
по-лучили такие методы, как изменение
налоговой нагрузки на налогоплательщика,
замена одних способов или форм налогообложения
другими, изменение сферы распространения
тех или иных налогов или же всей системы
налогообложения, введение или отмена
налоговых льгот и преференций, введение
дифференцированной системы налоговых
ставок. [4, c.88-89]
Рассмотрим
фискальную политику как важный
инструмент экономической политики
государства.
Фискальная
экономическая политика государства
включает дискреционную и недискреционную
политику.
Дискреционная
(проводимая по усмотрению) фискальная
политика представляет собой
использование правительством государственных
расходов и налогов для изменения
реального ВВП и уровня занятости,
уменьшения инфляции и стимулирования
экономического роста.
Дискреционная
(дискретная) политика означает, что
она вырабатывается государством
в определенные периоды времени
для того, чтобы сдерживать колебания
экономического цикла, поддерживать
в растущей экономике высокую
занятость при умеренной инфляции.
Фискальная политика является
мощным методом воздействия на
производство в масштабе страны
и используется правительством
для регулирования деловой активности.
Экономическая
политика государства проводится
в условиях циклического развития
экономики, в периоды подъемов
и спадов производства. В связи
с этим существуют стимулирующая
и сдерживающая фискальная политика.
Стимулирующая
фискальная политика осуществляется
в период спада и направлена
на экономический рост.
В условиях
спада происходит значительное
сокращение инвестиционных расходов
и совокупного спроса. В результате
реальный ВВП уменьшается, падение
производства сопровождается ростом
циклической безработицы. [2, c.12-13]
Государство
осуществляет стимулирующую фискальную
политику следующими методами:
1 - путем
увеличения государственных расходов;
2 - путем
уменьшения налогов;
3 - путем
сочетания данных методов.
Стимулирующая
фискальная политика направлена
на создание бюджетного дефицита,
т.е. превышения государственных
расходов над налоговыми поступлениями.
Первым
методом стимулирующей фискальной
политики является рост государственных
расходов.
При росте
государственных расходов в период
спада в экономике происходит
увеличение совокупного спроса,
предприятия увеличивают инвестиции
капитала в производство, повышается
спрос на рабочую силу, растет
объем национального продукта, сокращается
безработица в масштабе страны.
При этом важной закономерностью
рыночной экономики является
мультипликационный, т.е. множительный,
эффект. Это означает, что объем
ВВП возрастает на величину
большую, чем произошло увеличение
государственных расходов.
Эффект
мультипликатора состоит в следующем:
Если
правительство в период спада
повышает государственные расходы,
это означает, что растут закупки
правительством товаров и услуг.
Предприятия для производства
этих товаров увеличивают инвестиции
капитала в производство, нанимают
рабочую силу. Одновременно с
этим происходит рост объема
производства в других отраслях.
В экономике растет спрос на
станки, машины, оборудование, современные
технологии, ноу-хау, т.е. на товары
производственного назначения. Это
вызывает расширение объема производства
в отраслях, выпускающих данные
товары. Рост инвестиций приводит
к росту спроса и на кредиты
банков, расширяется сфера банковских
услуг.
Кроме
этого, увеличение спроса со
стороны предприятий на рабочую
силу вызывает рост доходов
работников, а, следовательно, увеличивает
спрос на товары потребления.
Это приводит к расширению
производства продукции в отраслях,
выпускающих предметы потребления.
В результате в экономике происходит
ввод новых производственных
мощностей, увеличение производственного
потенциала и объема ВВП.
Мультипликатор
государственных расходов (МС) выражает
изменение реального ВВП при
изменении расходов государства
и рассчитывается по формуле:
Изменение
реального ВВП
МС= ———————————————————
Изменение
государственных расходов
Мультипликатор
МС представляет собой числовой
коэффициент, показывающий рост
объема реального ВВП на единицу
роста государственных расходов
в экономике.
Вторым
методом стимулирующей фискальной
политики в условиях спада
является снижение налогов.
При уменьшении
налоговых ставок в масштабе
экономики растет заинтересованность
предприятий и населения в
увеличении деловой активности,
увеличиваются инвестиции капитала,
занятость рабочей силы, повышается
объем реального ВВП.
Однако
сокращение ставок налогов вызывает
повышение заинтересованности в
сбережениях, а не в потреблении.
Поэтому при использовании этого
метода фискальной политики необходимо
снижать налоги на сумму большую,
чем увеличивать государственные
расходы. В результате государство
для достижения роста объема
национального производства должно
снижать налоги в большей степени,
чем для этих же целей увеличивать
государственные расходы.
Мультипликатор
налогов Мп показывает изменение
реального ВВП при изменении
налогов:
Изменение
реального ВВП
Мп= —————————————
Изменение
налогов
Мультипликатор
- одна из главных составляющих
теории современной макроэкономики.
В действительности, если мультипликатор
воздействует на систему с
неиспользуемыми мощностями и
безработицей, то увеличение общих
расходов в стране приведет
к росту реального объема производства.
Однако мультипликатор правительственных
расходов и мультипликатор налогов
действуют в разных направлениях:
если закупки правительства падают,
а налоги остаются прежними, ВВП
будет сокращаться. При этом
налоговый мультипликатор действует
менее интенсивно в сторону
уменьшения, чем мультипликатор
расходов в сторону повышения.
Правительственные
расходы на товары и услуги
имеют ключевое влияние на
уровень объема производства
и занятости. Если правительственные
расходы высоки, итоговый объем
национального продукта будет
выше на величину мультипликатора.
Поэтому регулирование величины
правительственных расходов может
оказать стабилизирующее воздействие
на движение ВВП за время
экономического цикла. [1, c.47-48]
Сдерживающая,
или ограничительная, фискальная
политика осуществляется в условиях
высокого уровня совокупного
спроса, инфляционного роста цен.
Увеличение совокупного спроса
в экономике может быть вызвано
резким ростом инвестиционных
расходов или ростом чистого
экспорта.
Государство
выполняет сдерживающую фискальную
политику следующими методами:
1 - путем
сокращения государственных расходов;
2 - путем
повышения налогов;
3 - путем
сочетания данных методов.
Сдерживающая
фискальная политика направлена
на создание бюджетного избытка,
т.е. превышения налоговых поступлений
над государственными расходами.
Первым
методом сдерживающей фискальной
политики является снижение государственных
расходов для замедления темпов
инфляции.
Снижение
расходов государства вызывает
сокращение совокупного спроса
и уменьшение инвестиций. Цены
опускаются до низкого уровня.
Эффект мультипликатора проявляется
в том, что совокупный спрос
сокращается на большую величину,
чем правительство снизило свои
расходы.