Налоговая политика Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:23, курсовая работа

Описание

Республика Беларусь вступила на путь рыночных преобразований, что потребовало адекватных изменений механизма государственного регулирования развития народного хозяйства. Среди методов непрямого воз¬действия на экономику важнейшая роль принадле¬жит налогам, которые позволяют государству ре¬гулировать деятельность предприятий, не ограни¬чивая их хозяйственной самостоятельности.

Содержание

Введение 3
1. Налоговая политика: понятие, сущность, основные цели и задачи 5
2. Методы и инструменты налоговой политики 13
3. Налоговая политика Республики Беларусь на современном этапе, основные направления и пути её совершенствования 23
Заключение 32
Список использованной литературы 34

Работа состоит из  1 файл

Налоговая политика Республики Беларусь.docx

— 42.13 Кб (Скачать документ)

 Вторым  методом сдерживающей фискальной  политики является повышение  налогов. 

 Рост  налогов вызывает мультипликационный  эффект совокупного спроса и  позволяет осуществлять контроль  над уровнем цен. 

 Таким  образом, целью дискреционной  фискальной политики является  погашение колебаний экономического  цикла и достижение высокой  занятости без инфляции цен.  В условиях недостаточных инвестиций  в экономику и высокого уровня  безработицы правительство путем  изменения налогов и увеличения  государственных расходов стимулирует  частные инвестиции для достижения  стабильной полной занятости.  В условиях, когда частные инвестиции  растут, повышаются цены, и увеличивается  конкуренция рабочей силы, правительство  проводит политику высоких налогов  и уменьшения государственных  расходов. Занятость рабочей силы  повышается, а инфляция падает. [1, c.50-51]

 Мы рассмотрели  инструменты фискальной дискреционной  политики, осуществляемой правительством.

 Однако  дискреционная фискальная политика  помогает стабилизировать экономику,  только если правительство своевременно  определит тенденции в развитии  экономики и быстро примет  меры по регулированию закупок  и налогов. Как же обеспечивается  экономическая стабильность? В рыночной  экономике существуют механизмы  автоматической стабилизации, независимо  от действий правительства в  этом направлении. 

 Современная  фискальная система включает, наряду  с дискреционной политикой, недискреционные элементы автоматической стабилизации экономики. Существует механизм автоматического изменения величины поступаемых налогов и расходов государства прямо пропорционально изменению величины ВВП.

 Недискреционная фискальная политики включает следующие автоматические, или встроенные, стабилизаторы экономики:

1) автоматическое  изменение налоговых поступлений; 

2) выплаты  пособий по безработице и другие  социальные выплаты; 

3) программы  помощи фермерам;

4) сбережения  корпораций и личные сбережения.

 Рассмотрим  действие механизмов автоматической  стабильности. Автоматическое изменение  налоговых поступлений. В условиях  подъема в экономике, активизации  инвестиций и увеличения объема  производства на предприятиях  растут доходы, что приводит к  увеличению выплат налогов в  бюджет без принятия правительством  решении о повышении налоговых  ставок. В результате повышения  налоговых платежей сдерживается  рост ВВП. В период инфляционного  роста возникает превышение доходов  над расходами, что позволяет  избежать «перепева экономики»  и наступления фазы спада производства  в промышленном цикле. 

 В условиях  депрессии, сокращения производства  на предприятиях, высвобождения  рабочей силы, происходит уменьшение  ВВП и падение доходов. В  результате поступление налогов  в бюджет уменьшается без принятия  решения правительством о снижении  ставок налогов. Это приводит  к созданию бюджетного дефицита, когда расходы государства превышают  доходы. Правительство увеличивает  расходы для стимулирования инвестиций, выхода предприятий из депрессии  и вхождения экономики в фазу  подъема в промышленном цикле.  Следовательно, действие налоговой  системы является мощным фактором  стабилизации экономики и смягчения  колебаний промышленного цикла. 

 Выплаты  пособий по безработице и другие  социальные выплаты. Фонд пособий  по безработице формируется за  счет налогов. В условиях экономического  подъема резко возрастают выплаты  в резервный фонд средств, что  не допускает слишком больших  расходов и повышения инфляции, приводит к замедлению роста  ВВП. При спаде производства  в периоды низкой занятости,  когда увеличивается количество  безработных, выплаты из фонда  пособий по безработице увеличиваются. 

 Следовательно,  резервный фонд пособий по  безработице приводит к сдерживанию  роста производства в фазе  подъема промышленного цикла.  В фазе спада промышленного  цикла пособия по безработице  вызывают увеличение доходов  людей, а также стимулируют  производство предметов потребления,  что смягчает последствия спада.  В результате формирования резервного  фонда и выплат пособий по  безработице, а также других  социальных выплат, происходит повышение  уровня доходов населения и  уменьшение колебаний промышленного  цикла. 

 

 Программы  помощи фермерам.

 В период  после второй мировой войны  производство сельскохозяйственной  продукции во всех развитых  странах дотируется государством. Это вызвано ростом сельскохозяйственного  производства в условиях НТР,  снижением цен на сельскохозяйственную  продукцию и падением доходов  фермеров. При снижении цен на  фермерскую продукцию автоматическая  стабилизация достигается путем  доплат фермерам к рыночной  цене на сельхозпродукцию и  закупок излишков продукции государством. При росте цен государство  уменьшает выплаты фермерам и  выбрасывает на рынок сельхозпродукцию. В результате в фазе спада  промышленного цикла программы  помощи фермерам стимулируют  рост производства и рост доходов  фермеров, в фазе подъема промышленного  цикла, инфляционного роста цен,  происходит ограничение производства  и доходов фермеров, смягчается  уровень колебаний производства  в условиях промышленного цикла. 

 Сбережения  корпораций и личные сбережения. Стремление корпораций сохранить  уровень выплачиваемых дивидендов  выступает стабилизирующим фактором  при изменении доходов корпораций, т.к. не позволяет значительно увеличивать выплаты при росте прибыли или уменьшать выплаты при падении прибыли. Аналогичным образом автоматическим стабилизатором выступают и личные сбережения. При росте доходов семьи стремятся часть дохода сберегать, что препятствует росту ВВП. При ухудшении экономической конъюнктуры семьи начинают использовать личные сбережения, что стимулирует развитие производства. Следовательно, сбережения корпораций и личные сбережения выполняют роль автоматических стабилизаторов в экономике и оказывают влияние на колебания ВВП в условиях промышленного цикла.

 Таковы  автоматические, или встроенные, стабилизаторы  экономики. В периоды экономических  подъемов они автоматически увеличивают  налоговые поступления, сдерживают  рост ВВП, способствуют созданию  бюджетных излишков. В периоды  спадов и сокращения ВВП они  автоматически уменьшают налоговые  поступления, стимулируют рост  совокупных расходов и смягчают  экономический спад, создают излишки  бюджета. 

 При этом, чем выше уровень прогрессивного возрастания ставок налогов с ростом дохода, тем больше степень достижения стабильности экономики. [14, c.27-28]

 Однако  при рассмотрении фискальной  политики мы должны обратить  внимание на следующее. 

 Встроенных  стабилизаторов недостаточно для  того, чтобы обеспечить полную  стабильность экономики. Изымание  налогов уменьшает действие мультипликатора,  т.к. уменьшает размеры инвестиций  фирм и размеры личного дохода, увеличивает склонность людей  не потреблять, а сберегать. Кроме  того, дискреционная фискальная  политика, проводимая государством, позволяет осуществлять финансирование  народного хозяйства, изменять  ставки налогов, выполнять социальные  программы. 

 Внутренние  стабилизаторы направлены на  частичное уменьшение колебаний  экономики, но для поддержания  полной стабильности государство  должно проводить политику государственных  расходов и налогов. Для этого  правительство формирует государственный  бюджет за счет налогов и  других поступлений, а затем  использует бюджет для развития  экономики и перераспределения  доходов населения. [13, c.58-59]

 Таким  образом, можно сделать вывод  о том, исходя из методов  дискреционной политики, регулирование  экономики может осуществляться  на основе бюджетного дефицита  или бюджетных излишков. В зависимости  от состояния экономики, от  целей, которые на данном этапе  развития экономики государство  считает приоритетными, используются  различные методы осуществления  налоговой политики. В мировой  практике преимущественно используется  метод бюджетного дефицита –  превышения правительственных расходов  над налогами. Были рассмотрены  методы налоговой политики, выбор  которых зависит от целей, которые  ставит перед собой государство  посредством реализации налоговой  политики.

 

 Налоговая  политика Республики Беларусь  на современном этапе, основные  направления и пути её совершенствования 

 В данном  вопросе мы более подробно  рассмотрим особенности налоговой  политики Республики Беларусь  в условиях рыночных преобразований. Как во всех странах рыночной  экономики, в Республике Беларусь осуществляется налоговая политика для обеспечения роста ВВП, высокого уровня занятости и умеренных темпов инфляции.

 Главным  элементом финансовой системы  является государственный бюджет, который отражает экономические  отношения государства с юридическими  лицами и населением при использовании  средств для финансирования хозяйства, социального обеспечения, развития науки, культуры, образования, обеспечения обороны страны и управления обществом. [9, c.38-39]

 Первый  самостоятельный бюджет республики  был составлен на 1991 г. Бюджет 1991 г. был утвержден Верховным  Советом БССР 21 декабря 1990 г. как  закон Белорусской ССР, и с  этого времени не включался  в состав никакого другого  бюджета. Республиканский бюджет  Белорусской ССР составил по  доходам 6,9 млрд. руб., по расходам - 8,5 млрд- руб., предельный размер дефицита- 1,6 млрд руб.

 В бюджете  на 1991 г. еще отражались взаимоотношения  с бюджетом СССР по поводу  передачи в него части налога  на прибыль предприятий (22 %), налога  с продажи (30 %), других неналоговых  поступлений. Однако налог с  оборота и подоходный налог  были полностью зачислены в  бюджет республики. Это явилось  результатом сокращения передаваемых  центру функций и принятия  правительством мер по укреплению  доходов государственного бюджета  Белорусской ССР. 

 Начиная  с 1992 г., формирование доходов  бюджета Республики Беларусь  осуществляется на основе собственного  налогового законодательства, введенного  в действие с 1 января 1992 г. В  условиях рыночных отношений  механизм налогообложения основывается  на применении косвенных налогов,  включающих налог на добавленную  стоимость и акцизы.

 Формирование  бюджета Республики Беларусь  законодательно закреплено в  новой Конституции Республики  Беларусь, Законе "О бюджетной  системе Республики Беларусь  и государственных внебюджетных  фондах". Законе "О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь", Законе " О бюджетной классификации Республики Беларусь", налоговом законодательстве. На основе этих законов принимается закон '" О бюджете Республики Беларусь" на каждый год, который регулирует экономические отношения по формированию и использованию государственного бюджета, проведению фискальной политики в условиях социально ориентированной рыночной экономики.

 В доходах  бюджета находят выражение экономические  отношения, которые возникают  между плательщиками и государством. Они складываются при совершении  платежей в виде налогов и  сборов, направленных на формирование  бюджетного фонда государства.  Создание рыночной экономики  требует использования налогов  как основного метода формирования  доходов государства. 

 Как свидетельствуют  данные, основную долю поступлений  в бюджет составляют налоги  на прибыль и доходы; налог  на добавленную стоимость; акцизы. В 1996 г. общий удельный вес  этих налогов в бюджете составил 56,0 %; в 2003 г. равнялся 54,4 %. При этом  происходило изменение соотношения  налогов. С 1996 г. по 2003 г. уменьшился удельный вес налога на прибыль и доходы с 19,2 % до 14,2 % и вырос удельный вес налога на добавленную стоимость с 25,3 % до 30,1 %. Уменьшение доли налогообложения прибыли и доходов свидетельствует о стимулировании предприятий разных форм собственности в увеличении выпуска продукции и создании более благоприятных условий хозяйствования.

 Новым  направлением увеличения доходов  бюджета являются поступления  от свободных экономических зон  в Республике Беларусь.

 Важным источником формирования доходов государства являются доходы целевых бюджетных фондов, которые были созданы в Республике Беларусь в 1997 г. Поступления в эти фонды составили в 1998 г. 12,5 % доходов бюджета, а в 2002 г. выросли до 20 %. При этом в 1998 г. и в 2000 г. основные платежи поступали в Республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки; в 2002 г. основные поступления направлялись в Республиканский дорожный фонд. [14, c.13-14]

 Таким  образом, основными путями формирования  доходов бюджета в Республике  Беларусь являются взимание прямых  и косвенных налогов, поступления  от свободных экономических зон,  а также поступления средств  от субъектов хозяйствования  в целевые бюджетные республиканские  фонды. 

 Расходование  государственного бюджета - это  экономические отношения, которые  возникают в процессе распределения  бюджетных средств на нужды  хозяйства и на выполнение  функций государства. 

 В налоговой  политике государства в Республике  Беларусь происходит изменение  структуры расходов бюджета. Основными  направлениями расходов являются  государственное управление, правоохранительная  и судебная деятельность, национальная  оборона, предупреждение и ликвидация  чрезвычайных ситуаций, финансирование  народного хозяйства, социальная  политика. В условиях рыночных  преобразований возрастает деятельность  государства по стимулированию  увеличения объема национального  производства и занятости, развитию  социальной инфраструктуры.

Информация о работе Налоговая политика Республики Беларусь