Важной
закономерностью использования
государственных средств выступает
финансирование деятельности государства,
обеспечение безопасности и правопорядка.
Расходы на национальную оборону
за 1996 -2002 гг. снизились с 6,0 % до 5,5
%. Для сравнения отметим, что
финансирование национальной обороны
в Российской Федерации в 1996г.,
составляло 18,1 % расходов бюджета,
в США в 1993г. достигло 21,0 % федерального
бюджета,
Большое
значение, в Республике Беларусь
имеет деятельность по предупреждению
и ликвидации чрезвычайных ситуаций
и, прежде всего, последствий
катастрофы на Чернобыльской
атомной электростанции. На эти
цели в 1996г. направлялось 10,9 % бюджета,
2002г. - 6,3 %..
Республика
Беларусь является участницей
Организации Объединенных Наций
и 58 других международных организаций,
таких как Всемирная организация
здравоохранения, ЮНЕСКО, ОБСЕ, Совет
Европы, Международная организация
уголовной полиции Интерпол",
Международная организация по
стандартизации. Международная организация
труда. Европейская энергетическая
хартия и многих других. В республиканском
бюджете предусматриваются расходы
на взносы в международные
организации системы ООН и
другие. Кроме того, из республиканского
бюджета уплачиваются взносы
в международные финансовые организации
- в Международный валютный фонд,
Международный банк реконструкции
и развития, и другие.
В результате
расширения международного представительства
Республики Беларусь предусмотрено
использование средств бюджета
на международную деятельность.
Важной составной частью международных
расходов республики является
финансирование интеграционных процессов
Беларуси и России, отчисления в бюджет
Союзного государства. Общие затраты на
международную деятельность составляют
около 2 % республиканского бюджета.
Значительный
удельный вес в бюджете занимает
обслуживание государственного
долга. На эти цели выделяется
свыше 3 % средств. Увеличение расходов
связано с выпуском и обслуживанием
с 1999 г. государственных краткосрочных
облигаций.
Следовательно,
важным направлением налоговой
политики государства является
использование средств бюджета
на обеспечение деятельности
государства и безопасности страны.
Вместе
с тем на этапе рыночных
преобразований в Республике
Беларусь происходит изменение
приоритетов налоговой политики.
Основной целью деятельности
государства по использованию
бюджетных средств дискреционной
фискальной политике выступает
финансирование народного хозяйства
и осуществление социальной политики.
[12, c.27-29]
В Республике
Беларусь в условиях социально
ориентированной рыночной экономики
задача государства состоит в
регулировании рыночных преобразований
в экономике и осуществлении
социальной защиты людей. Программой
перехода к рыночной экономике
предусмотрено создание современного
высокоразвитого рыночного хозяйства
и обеспечение социальной справедливости
в обществе.
В этих
условиях республика осуществляет
курс на повышение эффективности
производства на основе развития
наукоемких отраслей, инвестиций
капитала, создания свободы предпринимательства
и конкуренции. Решение поставленных
задач требует усиления финансирования
государством развития науки
и отраслей народного хозяйства.
Реализация
научно-технического потенциала
республики вызывает необходимость
увеличения затрат на финансирование
научных исследований. В Республике
Беларусь в 1992 г. эти затраты
составили 1,4 % расходов бюджета,
в 2002 г. повысились до 2,4 %.
Важнейшим
условием подъема экономики, роста
ВВП, занятости и благосостояния
являются инвестиции капитала
в производство. Правительство Республики
Беларусь осуществляют целенаправленную
политику увеличения инвестиций,
стимулирования развития народного
хозяйства. Государственные инвестиции
направляются в приоритетные
отрасли экономики, создание производственной
инфраструктуры, ускорение научно-технического
прогресса.
Налоговая
политика государства направлена
на обеспечение роста национального
производства. Анализ расходов бюджета
Республики Беларусь показывает,
что государство в условиях
рыночной экономики увеличивает
расходы на финансирование отраслей
народнохозяйственного комплекса.
Таким
образом, одним из приоритетных
направлений налоговой политики
государства в Республике Беларусь
в современных условиях является
финансирование отраслей народнохозяйственного
комплекса. Другим важнейшим направлением
деятельности государства в области
налоговой политики выступает
финансирование социальной инфраструктуры
и мероприятий по социальной
защите населения.
Расходы
на образование и здравоохранение,
культуру увеличивают человеческий
потенциал, способствуют повышению
уровня трудовых ресурсов. Через
бюджетные фонды осуществляется
система социальных выплат, которые обеспечивают
перераспределение доходов и сохранение
стабильности общества. На образование
и здравоохранение расходуются значительные
средства бюджета.
Важнейшее
значение в условиях социально
ориентированной рыночной экономики
имеет проведение политики социальной
защиты. Государство осуществляет
социальную помощь, выплату пенсий,
пособий, финансирование специальных
социальных программ, выплату социальных
пособий гражданам и семьям, имеющим
детей. В 2002 г. эти расходы
составили 7,6 % средств бюджета,
а в 2005 этот показатель возрос
до 9,8%.
Всего
на цели социальной политики
в 1996 г. было расходовано 11,4
трлн руб., или 27 % средств бюджета, в 2003
г. 1 трлн деноминированных рублей, или
23,6 % бюджета. [14, c.18-19]
Таким
образом, мы выяснили, что источником
проведения налоговой политики
являются поступления налогов
в доход бюджета и использование
средств расходной части бюджета
государством. При осуществлении
стимулирующей фискальной политики
расходы бюджета превышают доходы,
создается дефицит бюджета, при
сдерживающей фискальной политике
доходы бюджета превышают расходы,
создается излишек бюджета. В
развитых странах мира на настоящем
этапе применяется преимущественно
метод дефицита бюджета.
В Республике
Беларусь экономическая политика
государства основывается на
применении стимулирующей фискальной
политики, дефицитного финансирования
экономики.
Дефицит
бюджета Республики Беларусь
покрывается за счет внутреннего
и внешнего финансирования. Основными
источниками возмещения дефицита
являются кредиты Национального
Банка Республики Беларусь, государственные
краткосрочные обязательства, внешние
кредиты и займы.
Следовательно,
в финансировании дефицита бюджета
Республики Беларусь основными
направлениями выступают повышение
роли кредитов Национального
банка и привлечение внешних
займов в виде кредитов правительств
иностранных государств и чистых
кредитов международных финансовых
организаций.
Таким
образом, налоговая политика является
важным инструментом экономической
политики государства. В Республике
Беларусь в условиях формирования
рыночной экономики задачей является
рост национального продукта
на основе развития и совершенствования
производства, сокращение безработицы
и повышение благосостояния населения.
За последние годы в Республике
Беларусь были приняты реальные
шаги, направленные на устранение
диспропорций в налоговом законодательстве:
• Введена
в действие с 1 января 2004 г. Общая
часть Налогового кодекса –
основного правового документа,
регламентирующего сферу налоговых
отношений;
• Сокращено
значительное число индивидуальных
налоговых льгот и преференций;
• Снижена
ставка основного бюджетообразующего
налога – НДС до 18%;
• Ведется
постепенное снижение ставок
оборотных налогов и налогов
на фонд оплаты труда и упрощается
механизм их исчисления и уплаты;
[5, c.19]
Что касается
совершенствования налоговой политики
Республики Беларусь, то здесь
необходимо выделить следующие
основные направления:
Создание
налоговой системы, адекватной
потребностям социально ориентированной
экономики, должно предусматривать
комплексность и целенаправленность
в формировании как системы налоговых
платежей, так и прочих неналоговых и целевых
изъятий, базирующихся на единой правовой
основе.
Налоги
используются как фискальный
инструмент и как инструмент
экономической политики в целом.
Основные
направления реформирования системы
налогообложения в соответствии
с новым переходным этапом
экономического развития национальной
экономики можно определить следующим
образом:
• Снижение
общего уровня централизации
в бюджете финансовых ресурсов
для дальнейшей стабилизации
экономических процессов и экономического
роста;
• Оптимизация
структуры налоговой системы
за счет сокращения целевых
платежей, отчислений в целевые
бюджетные фонды, уменьшения налоговой
нагрузки косвенными налогами
с целью создания благоприятного
налогового климата для инновационных
и инвестиционных процессов и
снижения уровня инфляции;
• Реформирование
системы подоходного и социального
налогообложения как реального
фактора улучшения благосостояния
населения;
• Ориентация
методов налогового регулирования
на создание инновационной экономики;
Предстоит
серьезная реформа не только всей системы
применяемых налогов и сборов, но и законодательных
основ налогообложения в рамках подготовки
к введению в действие Налогового кодекса
Республики Беларусь, унифицированного
с Налоговым кодексом Российской Федерации
и направленного на создание единого правового
пространства и равных условий налогообложения
для юридических и физических лиц Беларуси
и России. [5, c.20]
Таким
образом, из всего вышесказанного
можно сказать, что Республика
Беларусь находится на этапе
сложных экономических преобразований
в сфере налогообложения. Уже
заложены основы стабильной и
эффективной налоговой системы:
издан Налоговый кодекс РБ, что
свидетельствует о наличии правовых
основ, сокращено некоторое количество
налоговых льгот и т.д.
Однако
за это время было положено
лишь начало всех преобразований,
большинство из которых Республике
Беларусь еще предстоит пройти.
В частности, предстоит перестройка
существующей налоговой системы
в соответствии с долгосрочными
задачами путем ориентации налоговой
системы на стабильность, ориентирование
налоговой системы на оказание
поддержки другим рыночным экономическим
реформам.
Заключение
В 21 век
наша страна вступила со своей
стратегией развития, которая определена
ведущими политиками и учеными
и базируется на Национальной
стратегии устойчивого развития
Республики Беларусь, Концепции
социально-экономического развития
Республики Беларусь до 2015 г. И
Основных направлениях социально-экономического
развития страны на период
до 2010 г.
Обеспечение
устойчивого экономического роста
органично связано с преобразованием
в финансовой системе, включая
бюджетно-налоговую, кредитно-денежную
и ценовую политику. В связи
с этим, наряду с другими методами
государственного регулирования,
налоговая политика должна соответствовать
основным направлениям социально-экономического
развития республики и обеспечить
устойчивый экономический рост,
расширение экспорта и повышение
конкурентоспособности белорусских
товаров на внешних рынках, рост
реальных денежных доходов населения,
социальную стабильность.
Одномоментно
решить весь комплекс задач по достижению
намеченной цели не представляется реальным.
Поэтому в налоговой политике следует
ориентироваться на поэтапное получение
резуль¬татов.
Программа
разработки и реализации налоговой
политики в Республике Беларусь
должна включать:
1. Концепцию
поэтапного реформирования на¬логовой
системы.
2. Разработку
механизма налогового регулирова¬ния
на каждом этапе.
3. Моделирование
принимаемых решений с целью
прогнозирования их последствий
для госу¬дарственного бюджета и для
налогоплательщиков.