Налоговая политика Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:23, курсовая работа

Описание

Республика Беларусь вступила на путь рыночных преобразований, что потребовало адекватных изменений механизма государственного регулирования развития народного хозяйства. Среди методов непрямого воз¬действия на экономику важнейшая роль принадле¬жит налогам, которые позволяют государству ре¬гулировать деятельность предприятий, не ограни¬чивая их хозяйственной самостоятельности.

Содержание

Введение 3
1. Налоговая политика: понятие, сущность, основные цели и задачи 5
2. Методы и инструменты налоговой политики 13
3. Налоговая политика Республики Беларусь на современном этапе, основные направления и пути её совершенствования 23
Заключение 32
Список использованной литературы 34

Работа состоит из  1 файл

Налоговая политика Республики Беларусь.docx

— 42.13 Кб (Скачать документ)

 Важной  закономерностью использования  государственных средств выступает  финансирование деятельности государства,  обеспечение безопасности и правопорядка. Расходы на национальную оборону  за 1996 -2002 гг. снизились с 6,0 % до 5,5 %. Для сравнения отметим, что  финансирование национальной обороны  в Российской Федерации в 1996г., составляло 18,1 % расходов бюджета,  в США в 1993г. достигло 21,0 % федерального  бюджета, 

 Большое  значение, в Республике Беларусь  имеет деятельность по предупреждению  и ликвидации чрезвычайных ситуаций  и, прежде всего, последствий  катастрофы на Чернобыльской  атомной электростанции. На эти  цели в 1996г. направлялось 10,9 % бюджета, 2002г. - 6,3 %..

 Республика  Беларусь является участницей  Организации Объединенных Наций  и 58 других международных организаций,  таких как Всемирная организация  здравоохранения, ЮНЕСКО, ОБСЕ, Совет  Европы, Международная организация  уголовной полиции Интерпол", Международная организация по  стандартизации. Международная организация  труда. Европейская энергетическая  хартия и многих других. В республиканском  бюджете предусматриваются расходы  на взносы в международные  организации системы ООН и  другие. Кроме того, из республиканского  бюджета уплачиваются взносы  в международные финансовые организации  - в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции  и развития, и другие.

 В результате  расширения международного представительства  Республики Беларусь предусмотрено  использование средств бюджета  на международную деятельность. Важной составной частью международных  расходов республики является  финансирование интеграционных процессов Беларуси и России, отчисления в бюджет Союзного государства. Общие затраты на международную деятельность составляют около 2 % республиканского бюджета.

 Значительный  удельный вес в бюджете занимает  обслуживание государственного  долга. На эти цели выделяется  свыше 3 % средств. Увеличение расходов  связано с выпуском и обслуживанием  с 1999 г. государственных краткосрочных  облигаций. 

 Следовательно,  важным направлением налоговой  политики государства является  использование средств бюджета  на обеспечение деятельности  государства и безопасности страны.

 Вместе  с тем на этапе рыночных  преобразований в Республике  Беларусь происходит изменение  приоритетов налоговой политики. Основной целью деятельности  государства по использованию  бюджетных средств дискреционной  фискальной политике выступает  финансирование народного хозяйства  и осуществление социальной политики. [12, c.27-29]

 В Республике  Беларусь в условиях социально  ориентированной рыночной экономики  задача государства состоит в  регулировании рыночных преобразований  в экономике и осуществлении  социальной защиты людей. Программой  перехода к рыночной экономике  предусмотрено создание современного  высокоразвитого рыночного хозяйства  и обеспечение социальной справедливости  в обществе.

 В этих  условиях республика осуществляет  курс на повышение эффективности  производства на основе развития  наукоемких отраслей, инвестиций  капитала, создания свободы предпринимательства  и конкуренции. Решение поставленных  задач требует усиления финансирования  государством развития науки  и отраслей народного хозяйства. 

 Реализация  научно-технического потенциала  республики вызывает необходимость  увеличения затрат на финансирование  научных исследований. В Республике  Беларусь в 1992 г. эти затраты  составили 1,4 % расходов бюджета,  в 2002 г. повысились до 2,4 %.

 Важнейшим  условием подъема экономики, роста  ВВП, занятости и благосостояния  являются инвестиции капитала  в производство. Правительство Республики  Беларусь осуществляют целенаправленную  политику увеличения инвестиций, стимулирования развития народного  хозяйства. Государственные инвестиции  направляются в приоритетные  отрасли экономики, создание производственной  инфраструктуры, ускорение научно-технического  прогресса. 

 Налоговая  политика государства направлена  на обеспечение роста национального  производства. Анализ расходов бюджета  Республики Беларусь показывает, что государство в условиях  рыночной экономики увеличивает  расходы на финансирование отраслей  народнохозяйственного комплекса. 

 Таким  образом, одним из приоритетных  направлений налоговой политики  государства в Республике Беларусь  в современных условиях является  финансирование отраслей народнохозяйственного  комплекса. Другим важнейшим направлением  деятельности государства в области  налоговой политики выступает  финансирование социальной инфраструктуры  и мероприятий по социальной  защите населения. 

 Расходы  на образование и здравоохранение,  культуру увеличивают человеческий  потенциал, способствуют повышению  уровня трудовых ресурсов. Через  бюджетные фонды осуществляется  система социальных выплат, которые обеспечивают перераспределение доходов и сохранение стабильности общества. На образование и здравоохранение расходуются значительные средства бюджета.

 Важнейшее  значение в условиях социально  ориентированной рыночной экономики  имеет проведение политики социальной  защиты. Государство осуществляет  социальную помощь, выплату пенсий, пособий, финансирование специальных  социальных программ, выплату социальных  пособий гражданам и семьям, имеющим  детей. В 2002 г. эти расходы  составили 7,6 % средств бюджета,  а в 2005 этот показатель возрос  до 9,8%.

 Всего  на цели социальной политики  в 1996 г. было расходовано 11,4 трлн руб., или 27 % средств бюджета, в 2003 г. 1 трлн деноминированных рублей, или 23,6 % бюджета. [14, c.18-19]

 Таким  образом, мы выяснили, что источником  проведения налоговой политики  являются поступления налогов  в доход бюджета и использование  средств расходной части бюджета  государством. При осуществлении  стимулирующей фискальной политики  расходы бюджета превышают доходы, создается дефицит бюджета, при  сдерживающей фискальной политике  доходы бюджета превышают расходы,  создается излишек бюджета. В  развитых странах мира на настоящем  этапе применяется преимущественно  метод дефицита бюджета. 

 В Республике  Беларусь экономическая политика  государства основывается на  применении стимулирующей фискальной  политики, дефицитного финансирования  экономики. 

 Дефицит  бюджета Республики Беларусь  покрывается за счет внутреннего  и внешнего финансирования. Основными  источниками возмещения дефицита  являются кредиты Национального  Банка Республики Беларусь, государственные  краткосрочные обязательства, внешние  кредиты и займы. 

 Следовательно,  в финансировании дефицита бюджета  Республики Беларусь основными  направлениями выступают повышение  роли кредитов Национального  банка и привлечение внешних  займов в виде кредитов правительств  иностранных государств и чистых  кредитов международных финансовых  организаций. 

 Таким  образом, налоговая политика является  важным инструментом экономической  политики государства. В Республике  Беларусь в условиях формирования  рыночной экономики задачей является  рост национального продукта  на основе развития и совершенствования  производства, сокращение безработицы  и повышение благосостояния населения.  За последние годы в Республике  Беларусь были приняты реальные  шаги, направленные на устранение  диспропорций в налоговом законодательстве:

 • Введена  в действие с 1 января 2004 г. Общая  часть Налогового кодекса –  основного правового документа,  регламентирующего сферу налоговых  отношений; 

 • Сокращено  значительное число индивидуальных  налоговых льгот и преференций; 

 • Снижена  ставка основного бюджетообразующего налога – НДС до 18%;

 • Ведется  постепенное снижение ставок  оборотных налогов и налогов  на фонд оплаты труда и упрощается  механизм их исчисления и уплаты; [5, c.19]

 Что касается  совершенствования налоговой политики  Республики Беларусь, то здесь  необходимо выделить следующие  основные направления: 

 Создание  налоговой системы, адекватной  потребностям социально ориентированной  экономики, должно предусматривать  комплексность и целенаправленность  в формировании как системы налоговых платежей, так и прочих неналоговых и целевых изъятий, базирующихся на единой правовой основе.

 Налоги  используются как фискальный  инструмент и как инструмент  экономической политики в целом. 

 Основные  направления реформирования системы  налогообложения в соответствии  с новым переходным этапом  экономического развития национальной  экономики можно определить следующим  образом: 

 • Снижение  общего уровня централизации  в бюджете финансовых ресурсов  для дальнейшей стабилизации  экономических процессов и экономического роста;

 • Оптимизация  структуры налоговой системы  за счет сокращения целевых  платежей, отчислений в целевые  бюджетные фонды, уменьшения налоговой  нагрузки косвенными налогами  с целью создания благоприятного  налогового климата для инновационных  и инвестиционных процессов и  снижения уровня инфляции;

 • Реформирование  системы подоходного и социального  налогообложения как реального  фактора улучшения благосостояния  населения; 

 • Ориентация  методов налогового регулирования  на создание инновационной экономики; 

 Предстоит серьезная реформа не только всей системы применяемых налогов и сборов, но и законодательных основ налогообложения в рамках подготовки к введению в действие Налогового кодекса Республики Беларусь, унифицированного с Налоговым кодексом Российской Федерации и направленного на создание единого правового пространства и равных условий налогообложения для юридических и физических лиц Беларуси и России. [5, c.20]

 Таким  образом, из всего вышесказанного  можно сказать, что Республика  Беларусь находится на этапе  сложных экономических преобразований  в сфере налогообложения. Уже  заложены основы стабильной и  эффективной налоговой системы:  издан Налоговый кодекс РБ, что  свидетельствует о наличии правовых  основ, сокращено некоторое количество  налоговых льгот и т.д. 

 Однако  за это время было положено  лишь начало всех преобразований, большинство из которых Республике  Беларусь еще предстоит пройти. В частности, предстоит перестройка  существующей налоговой системы  в соответствии с долгосрочными  задачами путем ориентации налоговой  системы на стабильность, ориентирование  налоговой системы на оказание  поддержки другим рыночным экономическим  реформам.

 

 Заключение 

 

 В 21 век  наша страна вступила со своей  стратегией развития, которая определена  ведущими политиками и учеными  и базируется на Национальной  стратегии устойчивого развития  Республики Беларусь, Концепции  социально-экономического развития  Республики Беларусь до 2015 г. И  Основных направлениях социально-экономического  развития страны на период  до 2010 г. 

 Обеспечение  устойчивого экономического роста  органично связано с преобразованием  в финансовой системе, включая  бюджетно-налоговую, кредитно-денежную  и ценовую политику. В связи  с этим, наряду с другими методами  государственного регулирования,  налоговая политика должна соответствовать  основным направлениям социально-экономического  развития республики и обеспечить  устойчивый экономический рост, расширение экспорта и повышение  конкурентоспособности белорусских  товаров на внешних рынках, рост  реальных денежных доходов населения,  социальную стабильность.

 Одномоментно решить весь комплекс задач по достижению намеченной цели не представляется реальным. Поэтому в налоговой политике следует ориентироваться на поэтапное получение резуль¬татов.

 Программа  разработки и реализации налоговой  политики в Республике Беларусь  должна включать:

1. Концепцию  поэтапного реформирования на¬логовой системы.

2. Разработку  механизма налогового регулирова¬ния на каждом этапе.

3. Моделирование  принимаемых решений с целью  прогнозирования их последствий  для госу¬дарственного бюджета и для налогоплательщиков.

Информация о работе Налоговая политика Республики Беларусь