Налоговая политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 08:18, курсовая работа

Описание

Основной целью курсовой работы является изучение сущности и совершенствования налоговой политики государства на современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
Изучить сущность и значение налоговой политики государства;
Выделить возможные пути совершнествования налоговой политики;
Проанализировать стратегию эффективность налоговой политики.
Объектом изучения курсовой работы является налоговая политика государства; а предметом сущность и совершенствование налоговой политики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретические основы государственной налоговой политики….........4
Сущность и значение налоговой политики………………………………….4
Инструменты и типы налоговой политики………………………………….9
Глава 2 Эффективность налоговой политики………………………………….18
2.1 Критерии эффективности налоговой политики……………………………18
2.2 Характерные особенности действующей налоговой политики…………..21
2.3 Налоговая политика Ставропольского края………………………………..26
Глава 3 Пути совершенствования налоговой политики РФ на современном этапе………………………………………………………………………………30
Заключение……………………………………………………………………….36
Приложения………………………………………………………………………37
Список используемой литературы……………………………………………...42

Работа состоит из  1 файл

Введение.doc

— 624.50 Кб (Скачать документ)

    Содержание

    Введение…………………………………………………………………………...3

    Глава 1 Теоретические основы государственной  налоговой политики….........4

    1. Сущность и значение налоговой политики………………………………….4
    2. Инструменты и типы налоговой политики………………………………….9

    Глава 2 Эффективность налоговой политики………………………………….18

    2.1 Критерии  эффективности налоговой политики……………………………18

    2.2 Характерные  особенности действующей налоговой  политики…………..21

    2.3 Налоговая  политика Ставропольского края………………………………..26

    Глава 3 Пути совершенствования налоговой политики РФ на современном этапе………………………………………………………………………………30

    Заключение……………………………………………………………………….36

    Приложения………………………………………………………………………37

    Список  используемой литературы……………………………………………...42 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Введение

    Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

    Все важнейшие направления развития государства невозможны без соответствующего финансирования, следовательно, необходима развитая экономика для более полного выполнения государством своих функций. Основным финансовым ресурсом государства являются налоги, поэтому эффективное управление налогами можно считать основой государственного управления вообще.

    Развитая  экономика возможна при развитой системе органов государственной власти, грамотной и продуманной налоговой политике. В нашей стране период становления налоговой системы не закончился, и о грамотной налоговой политике говорить пока тоже рано. Ввиду этого актуальность данной работы бесспорна.

    Основной целью курсовой работы является изучение сущности и совершенствования налоговой политики государства на современном этапе.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:

  • Изучить сущность и значение налоговой политики государства;
  • Выделить возможные пути совершнествования налоговой политики;
  • Проанализировать стратегию эффективность налоговой политики.

    Объектом  изучения курсовой работы является налоговая  политика государства; а предметом  сущность и совершенствование налоговой  политики.  
 
 

    Глава 1 Теоретические основы государственной налоговой политики

    1.1 Сущность и значение  налоговой политики

    Рыночная  экономика вовсе не значит, что государство отстраняется от процессов управления и регулирования. Весь вопрос в том, что эти процессы не должны представлять собой непосредственного вмешательства в производственно-финансовую деятельность хозяйствующих субъектов. Государство должно создать необходимые условия для функционирования рыночных механизмов и с помощью этих механизмов, одним из которых являются налоги, регулировать экономические процессы.

    В разных странах даже с примерно одинаковыми  условиями экономического развития степень государственного регулирования  экономики различна. Наибольшее влияние  государства имеет место в  Швеции, в меньшей степени государство занято регулированием в Германии и Японии, а также в США. Налоги выступают одним из важнейших элементов государственного регулирования экономики, являясь одновременно составной частью финансово-экономической системы воздействия на экономику. Можно сказать, что, создавая налоговую систему страны, государство стремится использовать ее в целях определенной финансовой политики. В связи с этим она становится относительно самостоятельным направлением - налоговой политикой.

    Налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов. В этой деятельности государство опирается на функции, присущие налогам, и использует эти функции для проведения активной налоговой политики.

    В зависимости от состояния экономики, от целей, которые на данном этапе развития экономики государство считает приоритетными, используются различные методы осуществления налоговой политики. Будучи составной частью экономической политики, она во многом зависит также от форм и методов экономической политики государства.

    Одним из методов налоговой политики выступает политика максимальных налогов. В этом случае государство устанавливает достаточно высокие налоговые ставки, сокращает налоговые льготы и вводит большое число налогов, стараясь получить от своих граждан как можно больше финансовых ресурсов, не особенно заботясь о последствиях такой политики. Естественно, что подобный метод налоговой политики не оставляет каждому налогоплательщику и обществу в целом практически никаких надежд на экономическое развитие. Поэтому такая политика проводится государством, как правило, в экстраординарные моменты его развития, такие как экономический кризис, война. Подобная налоговая политика проводилась в России с самого начала экономических реформ, с первого дня введения налоговой системы в стране в 1992 г. Вместе с тем экономических, социальных и политических предпосылок для проведения политики максимальных налогов в это время не существовало, вследствие чего подобная политика привела к резко негативным последствиям, суть которых состояла в следующем. [14]

    Во-первых, у налогоплательщиков после уплаты налогов практически не оставалось финансовых ресурсов, что делало невозможным  расширенное воспроизводство. Экономика  страны с каждым годом все сильнее  сползала в пропасть кризиса, падали темпы роста производства во всех отраслях.

    Во-вторых, широкие масштабы приобрело массовое укрывательство от налогообложения, приведшее  к тому, что государство собирало по большинству налогов чуть более  половины причитающихся средств. При  этом каждый третий легальный налогоплательщик, стоящий на учете в налоговом органе, налогов вообще не платил, практически каждый второй - налогов платил меньше, чем положено по закону, и только один из шести налогоплательщиков исправно и в полном объеме рассчитывался по своим обязательствам с государством.

    В-третьих, массовый характер приобрела так  называемая "теневая экономика", уровень производства в которой, по разным оценкам, достигал от 25% (по официальным данным Госкомстата России) до 40% (по экспертным оценкам). Но укрываемые от налогообложения финансовые ресурсы не шли, как правило, на развитие производства, а переводились на счета в зарубежных банках и "работали" на экономику других стран.

    Все это стало одной из главных  причин разразившегося в августе 1998 г. острого финансового кризиса в стране, последствием которого стали изменившаяся налоговая политика и усиление регулирующей роли государства в развитии экономики через более активное использование рыночных механизмов, в том числе и налогов.

    Другой  формой проявления налоговой политики является политика экономического развития. В этом случае государство ослабляет налоговый пресс для предпринимателей, сокращает свои расходы в первую очередь на социальные программы. Цель данной политики состоит, как видно из названия, в том, чтобы обеспечить приоритетное расширение капитала, стимулирование инвестиционной активности. Такая политика проводится в то время, когда намечается стагнация экономики, грозящая перейти в экономический кризис. Проведение данной политики провозгласило российское Правительство на рубеже XXI века при подготовке второй части Налогового кодекса Российской Федерации и проекта федерального бюджета на 2002 г. Были сделаны важные шаги по сокращению числа налогов, снижению налоговой нагрузки.

    Налоговая политика государства, являясь отражением проводимой экономической политики, имеет все же относительно самостоятельное значение. Мало того, от результатов проводимой налоговой политики в значительной степени зависит и то, какие коррективы вынуждено вносить государство в свою экономическую политику.

    Имея  относительную самостоятельность, налоговая политика должна опираться  на научную теорию налогов. Без этого  она становится схоластичной, развивается  стихийно, методом проб и ошибок. [7]

    Налоги, как известно, являются одним из источников финансирования всех направлений деятельности государства и экономическим инструментом реализации государственных приоритетов. Налог - одно из проявлений суверенитета государства. Этим они отличаются от доходов с государственных имуществ и займов. Право взыскивать налоги всегда было одним из суверенных прав государства, так же, как чеканка монеты и отправление правосудия, следовательно налоги устанавливаются в одностороннем порядке, однако противоречие между согласием на установление налогов и принудительным характером их взыскания только внешнее. Налоги и их функции  отражают реальный базис, т.е. объективные закономерности движения налоговых отношений, используемых государством в налоговой политике.

    Положение налогового права служат отправным  моментом в осуществлении налоговой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти. Экономическая обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.

    В условиях высокоразвитых рыночных отношений  налоговая политика используется государством для перераспределения НД в целях  изменения структуры производства, территориального экономического развития, уровня доходности населения.

    Задачи  налоговой политики сводятся к:

  • обеспечению государства финансовыми ресурсами;
  • созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом;
  • сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.[13]

    Налоговая политика как совокупность научно обоснованных и экономически целесообразных тактических  и стратегических правовых действий органов власти и управления способна обеспечить потребности  воспроизводства  и рост общественного богатства. Исходной установкой при проведении налоговой политики служит не только обеспечение правового порядка взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей, но и проведение всесторонней оценки хозяйственно-экономических отношений, складывающихся под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая политика - это не автоматическое выполнение предписаний налоговых законов, а их совершенствование.

    Налоговая политика, проводимая с расчетом на перспективу, - это налоговая стратегия, а на текущий момент - налоговая  тактика. Тактика и стратегия незаменимы, если государство стремится к согласованию общественных, корпоративных и личных экономических интересов. Нередко тактические шаги, предпринимаемые руководством государства по координации налогообложения на текущий момент, экономически не обоснованы. Это не только препятствует реализации налоговой стратегии, но и деформирует весь экономический курс государства. Исходя из этого, с учетом прогнозов ученых, касающихся тенденций экономического развития, объективной действительности, состояния социального положения в обществе, разрабатываемая государством налоговая стратегия преследует следующие задачи:

  • экономические - обеспечение экономического роста, ослабление цикличности производства, ликвидация диспропорций в развитии, преодоление инфляционных процессов;
  • социальные - перераспределение НД в интересах определенных социальных групп путем стимулирования роста прибыли и недопущения  падения доходов населения;
  • фискальные - повышение доходов государства;
  • международные - укрепление экономических связей с другими странами, преодоление неблагоприятных условий для платежного баланса.

Информация о работе Налоговая политика России