Налоговая политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 08:18, курсовая работа

Описание

Основной целью курсовой работы является изучение сущности и совершенствования налоговой политики государства на современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
Изучить сущность и значение налоговой политики государства;
Выделить возможные пути совершнествования налоговой политики;
Проанализировать стратегию эффективность налоговой политики.
Объектом изучения курсовой работы является налоговая политика государства; а предметом сущность и совершенствование налоговой политики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретические основы государственной налоговой политики….........4
Сущность и значение налоговой политики………………………………….4
Инструменты и типы налоговой политики………………………………….9
Глава 2 Эффективность налоговой политики………………………………….18
2.1 Критерии эффективности налоговой политики……………………………18
2.2 Характерные особенности действующей налоговой политики…………..21
2.3 Налоговая политика Ставропольского края………………………………..26
Глава 3 Пути совершенствования налоговой политики РФ на современном этапе………………………………………………………………………………30
Заключение……………………………………………………………………….36
Приложения………………………………………………………………………37
Список используемой литературы……………………………………………...42

Работа состоит из  1 файл

Введение.doc

— 624.50 Кб (Скачать документ)

    Вместе  с тем, поскольку доходы бюджетной  системы Российской Федерации в  значительной степени зависят от объема экспорта сырьевых товаров, налоговая нагрузка на экономику включает в себя значительную конъюнктурную составляющую, обусловленную динамикой мировых цен на энергоносители и вкладом прочих факторов (в том числе государственной политики, настроения инвесторов и населения и т.д.).

    Таким образом, если уровень налоговой  нагрузки в экономике Российской Федерации в 2007 г. в целом составил 36,8% ВВП, то, по имеющимся оценкам, конъюнктурная  компонента нагрузки (обусловленная  благоприятной ценовой конъюнктурой) составила 8,3% ВВП, а структурная компонента (нагрузка, которая бы при прочих равных условиях имела место при фиксации цен на нефть на среднем многолетнем уровне) - 28,5% ВВП.

    Иными словами, уровень налоговой нагрузки в Российской Федерации без учета ее конъюнктурной составляющей значительно ниже, чем в странах ОЭСР, и соответствует теоретическому значению налоговой нагрузки, определенному по результатам международных сопоставлений и факторного анализа.

    В долгосрочной перспективе достигнутый  уровень нагрузки в Российской Федерации может оказаться ниже экономически оправданного уровня в связи со следующими долгосрочными вызовами.

    Во-первых, необходимо учитывать, что объем  расходных обязательств бюджетной  системы Российской Федерации в  социальной сфере (в частности, в сфере образования и здравоохранения), обусловленный более высоким уровнем государственных гарантий, а также в сфере обороны и безопасности находится на более высоком уровне по сравнению с другими странами, имеющими сопоставимый уровень ВВП на душу населения.

    Во-вторых, необходимо принять во внимание перспективу  старения населения, приводящего к  несбалансированности российской пенсионной системы в долгосрочной перспективе.

    Указанные причины, свидетельствующие в пользу более высокого по сравнению со сложившимся в настоящее время уровнем налоговой нагрузки в Российской Федерации, являются объективными и не могут быть устранены в долгосрочной перспективе. Более того, высокий уровень государственных гарантий в сфере образования и здравоохранения является существенным фактором повышения конкурентоспособности российской экономики в современных условиях.

    Анализ  структурной и конъюнктурной  составляющей налоговой нагрузки в  странах ОЭСР и Российской Федерации  показал, что в Российской Федерации  наиболее чувствительным по отношению к колебаниям конъюнктуры мировых рынков сырья и энергоносителей из несырьевых налогов является налог на прибыль организаций (налог на добычу полезных ископаемых, уплачиваемый при добыче нефти и вывозные таможенные пошлины на нефть являются способом изъятия природной ренты), а наименее чувствительным - НДС. Таким образом, в последние годы уровень налоговой нагрузки в экономике Российской Федерации в значительной степени определялся конъюнктурной составляющей нагрузки (в первую очередь, налогом на прибыль организаций), обусловленной высоким уровнем мировых цен на нефть. Соответственно, принимая во внимание высокую волатильность нефтяных цен, изменение ставки налога на прибыль организаций затрагивает структурную составляющую поступлений в отличие от НДС в меньшей степени.

    Межотраслевые сопоставления налоговой нагрузки в российской экономике позволяют  сформулировать основные выводы:

    - после проведенной налоговой  реформы в 2002 - 2004 гг. уровень налоговой  нагрузки для всех отраслей  экономики, кроме добычи топливно-энергетических полезных ископаемых, снизился. Однако в 2007 - 2008 годах рост налоговой базы по налогу на прибыль организаций и налогам на фонд оплаты труда (единый социальный налог и налог на доходы физических лиц), обусловленный улучшением внешнеэкономической конъюнктуры, стал причиной увеличения налоговой нагрузки в большинстве отраслей экономики;

    - налоговая система обладает достаточно  высокой степенью нейтральности,  поскольку различие уровня налоговой  нагрузки в различных отраслях экономики практически не оказывает влияния на соотношение доходности в указанных отраслях, рассчитанной до уплаты налогов и после уплаты налогов. Этот вывод, в частности, подтверждается тем, что при достаточно высоком (как на фоне иностранных компаний, так и других отраслей экономики Российской Федерации) уровне налоговой нагрузки в нефтедобывающем секторе доходность после уплаты налогов у российских нефтяных компаний сопоставима либо даже выше аналогичных показателей для иностранных компаний.

    Вместе с тем, поскольку необходимым условием успешного посткризисного развития российской экономики является, прежде всего, технологическое обновление, модернизация производства товаров и услуг, новый этап налоговой реформы должен быть нацелен на поддержку инноваций во всех секторах экономики.

    Внесение  изменений в законодательство о  налогах и сборах планируется  по следующим направлениям.

    1. Налоговое стимулирование инновационной  деятельности.

    2. Налог на прибыль организаций.

    3. Налог на добавленную стоимость.

    4. Акцизное налогообложение.

    5. Введение налога на недвижимость.

    6. Налогообложение имущества (в  том числе земельных участков).

    7. Налог на добычу полезных ископаемых.

    8. Водный налог.

    9. Налогообложение в рамках специальных  налоговых режимов.

    10. Налоговое администрирование.

    11. Создание налоговых условий для  деятельности по добыче полезных  ископаемых на континентальном  шельфе Российской Федерации  и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.[3] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Подводя итоги проделанной работы считаем необходимым сделать следующие выводы:

     1. Необходимы  серьезные  изменения  в налоговой политике государства,  способные сделать налоговую  систему  эффективно выполняющей  свои  функции.

     2. Необходима дифференциация налоговых  ставок ( в  первую очередь налога  на прибыль) с установлением минимально возможной ставки для приоритетных отраслей экономики и  максимальной для предприятий торговли, снабжения и посреднических организаций.  

     3. Одновременно с этим законодательно  установленную ставку налога на прибыль следовало бы увеличивать или уменьшать  в  зависимости от роста (снижения) объема производства в сопоставимых ценах. 

     4. Серьезному анализу должен быть  подвергнут налог на добавленную  стоимость (НДС). 

    В поисках выхода из тупика,  в котором сегодня оказалось народное хозяйство России,  нельзя разумеется, уповать только  на налоговую политику . Сама по себе она все проблемы решить не  в состоянии вообще, а в нынешней острокризисной ситуации - тем более. Нужна комплексная программа вывода  экономики  из  кризиса, охватывающая структурную перестройку экономики,  налаживание хозяйственных связей  и расчетов  между предприятиями, резкое снижение темпов инфляции,  поддержку малого бизнеса. Но  эта программа не даст положительных результатов,  если оставит в стороне налоговую систему,  ее существенную корректировку. В то же время не стоит рассчитывать на  значительный  эффект  от  мер, касающихся обособленно взятых налоговых стимуляторов. Налоговая политика - неотъемлемый элемент той социально-экономической политики, взятой в целом,  которую проводит государство. Ведь только оно определяет структуру и объемы расходов бюджета страны и уж под них затем "подгоняются" налоги:  устанавливаются и уточняются ставки и льготы, вводятся новые платежи, отменяются старые.

    Приложения

    Таблица 1. Формирование доходов консолидированного бюджета за 2005 - 2006 гг., млн. руб.

    Виды налогов и  платежей     Фактически  поступило     Темп  роста, %
    2007     2009
    1     2     3     4
    В С Е Г О:     24415,5     32555,6     133,3
    в том числе:     Х     Х     Х
    Налоговые доходы     24377,6     32440,9     133,1
    из  них:     Х     Х     Х
    НДС     5343,3     6510,9     121,9
    Налог на прибыль организаций     4891,8     7657,3     156,5
    Налог на доходы физических лиц     6130,3     7874,9     128,5
    Платежи за пользование природными ресурсами     2265,5     3372,5     148,9
 
 
 
 
 
 

    Таблица 2. Формирование доходов консолидированного бюджета за 2008 - 2009 гг., млн. руб.

    Виды налогов и  платежей 
    
    Фактически  поступило     Темп  роста, %
    Январь-декабрь 2006     Январь-декабрь 2007
    1     2     3     4
    В С Е Г О:     15325,5     17145,7     111,9
    в том числе:     Х     Х     Х
    НДС     6510,9     7482,1     114,9
    Платежи за пользование природными ресурсами     3220,0     3292,5     102,3
    Акцизы     291,0     22,8     7,8
    Налог на прибыль организаций     1313,8     1609,0     122,5
    ЕСН     2763,8     3416,7     123,6
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Таблица 3

    Формирование  доходов консолидированного бюджета за 2009 - нач. 2010 гг., млн. руб.

    Виды налогов и  платежей     Фактически  поступило     Темп  роста, %
    Январь-февраль 2007     Январь-февраль 2008      
          2     3     4
    В С Е Г О:     2425,0     2618,1     108,0
    в том числе:     Х     Х     Х
    НДС     912,5     860,2     94,3
    Платежи за пользование природными ресурсами     557,5     802,2     143,9
    Налог на прибыль организаций     128,9     172,7     134,0
    ЕСН     381,5     491,9     128,9
 

    Таблица 4

    Формирование  доходов краевого бюджета за 200-2006 гг., млн. руб.

    Виды налогов и  платежей     Фактически  поступило     Темп  роста, %
    2005 год     2006 год
    1     2     3     4
    В С Е Г О:     10443,5     14319,3     137,1
    в том числе:     Х     Х     Х
    Налоговые доходы     10437,1     14312,9     137,1
    Из  них:     Х     Х     Х
    НДС     Х     Х     Х
    Акцизы     767,1     956,9     124,7
    Налог на прибыль организаций     3688,0     6283,1     170,4
    Налог на доходы физических лиц     3541,7     4234,1     119,5
    Налог на имущество организаций     1341,7     2516,8     187,6

Информация о работе Налоговая политика России