Налоговая политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 08:18, курсовая работа

Описание

Основной целью курсовой работы является изучение сущности и совершенствования налоговой политики государства на современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
Изучить сущность и значение налоговой политики государства;
Выделить возможные пути совершнествования налоговой политики;
Проанализировать стратегию эффективность налоговой политики.
Объектом изучения курсовой работы является налоговая политика государства; а предметом сущность и совершенствование налоговой политики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретические основы государственной налоговой политики….........4
Сущность и значение налоговой политики………………………………….4
Инструменты и типы налоговой политики………………………………….9
Глава 2 Эффективность налоговой политики………………………………….18
2.1 Критерии эффективности налоговой политики……………………………18
2.2 Характерные особенности действующей налоговой политики…………..21
2.3 Налоговая политика Ставропольского края………………………………..26
Глава 3 Пути совершенствования налоговой политики РФ на современном этапе………………………………………………………………………………30
Заключение……………………………………………………………………….36
Приложения………………………………………………………………………37
Список используемой литературы……………………………………………...42

Работа состоит из  1 файл

Введение.doc

— 624.50 Кб (Скачать документ)

    Основная  часть доходов консолидированного бюджета сформирована за счет поступлений  четырех видов налогов. Так, поступления налога на доходы физических лиц составили 7874,9 млн. рублей или 24,2% от общего объема поступлений, налога на добавленную стоимость – 6510,9 млн. рублей или 20,0%, налога на прибыль – 7657,4 млн. рублей или 23,5%, платежей за пользование природными ресурсами – 3372,5 млн. рублей или 10,4 %. Перечисленные четыре вида налогов в совокупности обеспечили 25415,7 млн. рублей, или 78,1% от общего объема поступлений в консолидированный бюджет. (См. Приложение - Таблица 1).

    

    Рисунок 1 – Структура поступлений основной части консолидированного бюджета

    В федеральный бюджет за 2008 год поступило  налогов и сборов 12561,7 млн. рублей, или 127,7% к соответствующему периоду 2007 года (9839,3 млн. рублей).

    Структура налоговых поступлений федерального бюджета несколько отличается от структуры поступлений консолидированного бюджета. Так, налог на добавленную стоимость обеспечил 51,8% поступлений налогов и сборов в федеральный бюджет, платежи за пользование природными ресурсами – 25,6%, налог на прибыль организаций – 10,5 %.

    За 2008 год поступления ЕСН (без учета  расходов на нужды государственного социального страхования) составили 12144,5 млн. руб., в т.ч. в федеральный  бюджет – 2763,8 млн. руб., в федеральные  внебюджетные фонды – 9380,7 млн. рублей. В Территориальный фонд обязательного медицинского страхования поступило 893,8 млн. рублей.

    Поступления социальных платежей (без учета расходов на нужды государственного социального  страхования) за январь-декабрь 2006 года в сравнении с соответствующим периодом прошлого года увеличилось на 2175,3 млн. рублей или 21,8 %.

    За 2009 год в бюджетную систему РФ поступило 53755,5 млн. рублей, доходов администрируемых налоговыми органами, что на 19,7% больше поступлений прошлого года.

    В федеральный бюджет поступило 17145,7 млн. рублей, или 111,9% к соответствующему периоду 2008 года (15325,5млн. рублей).

    Основная  доля поступлений федерального бюджета (92,1%) состоит из четырех видов  налогов. Так, налог на добавленную  стоимость обеспечил – 43,6% поступлений налогов и сборов в федеральный бюджет, единый социальный налог – 19,9%, платежи за пользование природными ресурсами – 19,2%, налог на прибыль организаций – 9,4 %. (См. Приложение – Таблица 2). 

    

    Рисунок 2 – Структура поступлений основной части доходов федерального бюджета

    За  январь-февраль 2010 года в бюджетную систему РФ поступило 7791,1 млн. рублей, доходов администрируемых налоговыми органами, что на 24,3% больше поступлений прошлого года.

    В федеральный бюджет поступило 2618,1 млн. рублей, или 108,0% к соответствующему периоду 2009 года (2425,0млн. рублей).

    Основная  доля поступлений федерального бюджета (88,9%) состоит из четырех видов  налогов. Так, налог на добавленную  стоимость обеспечил – 32,9% поступлений налогов и сборов в федеральный бюджет, платежи за пользование природными ресурсами – 30,6%, единый социальный налог – 18,8%, налог на прибыль организаций – 6,6 %. (См. Приложение – Таблица 3)

    

    Рисунок 3 – Структура поступлений основной части доходов федерального бюджета

    Основные  направления налоговой политики на 2009-2011 годы должны позволить в среднесрочной перспективе снизить налоговую нагрузку на экономику на 221,5 миллиарда рублей. По расчетам Минфина, уже в 2009 году планируемые меры позволят снизить налоговую нагрузку на 204,2 миллиарда рублей.

    В 2010 – 2011 годах снижение налоговой нагрузки должно составить 17,3 миллиарда рублей. В том числе поступления в федеральный бюджет, как планируется, уменьшатся на 15 миллиардов рублей, в региональные бюджеты – на 2,3 миллиарда рублей. [15]

    В общем же с 2001 года внесены существенные изменения в налоговое законодательство, в результате чего общее сокращение налогового бремени на экономику  составило 7% ВВП. Вместе с тем, и это  было отмечено в выступлении замминистра финансов Сергея Шаталова, повышение конкурентоспособности российской экономики и повышение качества институтов неизбежно требуют внесения изменений в налоговое законодательство. В частности предлагается снижать нагрузку на экономических агентов за счет проведения структурных преобразований налоговой системы: повышения качества налогового администрирования, нейтральности и эффективности основных налогов.

      2.3 Налоговая политика по Ставропольскому краю

    За  двенадцать месяцев 2006 года в бюджет Ставропольского края (краевой, региональный) поступило 14319,3 млн. рублей, или 137,1% к поступлениям соответствующего периода прошлого года.

    Доля  поступлений налоговых и неналоговых  платежей в краевой бюджет за 2006 год составила 44,0% от общего объема поступлений во все уровни бюджета, что на 1,2 процентных пункта выше аналогичного показателя 2005 года (42,8 процента).

    

    Рисунок 4 – Динамика поступлений налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации по Ставропольскому краю за 12 месяцев 2006 и 2005 г.

    

    Рисунок 5– Структура поступлений основной части доходов краевого бюджета  за 2006 г.

    Основная  часть доходов краевого бюджета  была сформирована за счет налога на прибыль организаций –6283,1 млн. руб. (43,9% от общего объема поступлений в краевой бюджет), налога на доходы физических лиц – 4234,1 млн. руб. (29,6%), налога на имущество организаций 2516,8 млн. руб. (17,6%), акцизов 956,9 (6,7 процента). Наибольший темп роста поступлений сложился по налогу на прибыль организаций (170,4%) и по налогу на имущество организаций (150,5 процента) (См. Приложение – Таблица 4).

    За 2007 год в бюджет Ставропольского  края (краевой) поступило 16324,4 млн. рублей, или 114,0% к поступлениям соответствующего периода прошлого года.

    Доля  поступлений налоговых и неналоговых  платежей в краевой бюджет составила 30,4% от общего объема поступлений во все уровни бюджета, что на 1,5 процентный пункт ниже аналогичного показателя 2006 года (31,9 %).

    Основная  часть доходов краевого бюджета (89,9%) была сформирована за счет налога на прибыль организаций – 7006,5 млн. руб. (42,9% от общего объема поступлений  в краевой бюджет), налога на доходы физических лиц – 5173,1 млн. руб. (31,7%), налога на имущество организаций 2505,3 млн. руб. (15,3 %).

    

    Рисунок 6 – Структура поступлений основной части дохода краевого бюджета за 2007г.

    По  всем выше перечисленным доходам сложились значительные темпы роста: по налогу на имущество организаций (124,1 %), по налогу на доходы физических лиц (122,2 %), по налогу на прибыль организаций (111,5 %) (См. Приложение – Таблица 5).

    За  январь-март 2008 год в бюджет Ставропольского края (краевой) поступило 4776,7 млн. рублей, или 153,8% к поступлениям соответствующего периода прошлого года.

    Доля  поступлений налоговых и неналоговых  платежей в краевой бюджет составила 36% от общего объема поступлений во все уровни бюджета, что на 6,8 процентных пункта выше аналогичного показателя 2007 года (29,2 %).

    Основная  часть доходов краевого бюджета (94,6%) была сформирована за счет налога на прибыль организаций – 2567,2 млн. руб. (53,7% от общего объема поступлений  в краевой бюджет), налога на доходы физических лиц – 1396,2 млн. руб. (29,2%), налога на имущество организаций – 402,4 млн. руб. (8,4%), акцизов – 155,9 млн. руб. (3,3 %).  

    

    Рисунок 7 – Структура поступлений основной части доходов краевого бюджета за январь – март 2008г.

    По  всем вышеперечисленным доходам  сложились значительные темпы роста: так поступления по налогу на имущество  организаций и по налогу на прибыль  организаций возросли в 1,7 раза, по налогу на доходы физических лиц на 44,8 процента (См. Приложение – Таблица 6). [16] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3 Пути совершенствования  налоговой политики РФ на современном  этапе

    Влияние мирового финансово-экономического кризиса  на российскую экономику выявило ряд проблем в налоговой системе РФ. Особенность современного мирового экономического кризиса - одновременное развитие финансового и экономического кризисов, негативные последствия которых взаимно усиливают кризисные тенденции и во многом обусловливают усугубление друг друга. В этой связи возрастает роль национальной налоговой системы в межстрановой конкуренции за инвестиционные ресурсы.

    Необходимо  отметить, что налоговая система  в первую очередь является инструментом мобилизации доходов в бюджеты всех уровней. Одним из существенных последствий кризисных явлений в российской экономике является уменьшение налогооблагаемой базы по основным налогам, что привело к сокращению налоговых поступлений государству (особенно заметно по налогу на добавленную стоимость (НДС), налогу на прибыль организаций, налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ)). Сократился объем валютной выручки. В настоящее время наблюдается некоторое оживление мировой экономики. Растут цены на сырьевые товары, что стимулирует рост доходов российских нефтегазовых компаний и, соответственно, запускает мультипликативный механизм в смежных отраслях промышленности. Но эксперты расходятся в оценках продолжительности данных тенденций. Многие предрекают российской экономике вторую волну кризиса и дальнейший спад.

    Российская  налоговая система должна учитывать  национальную специфику экономики  страны, способствовать достижению целей  социально-экономического развития. В  настоящее время налоговая система  имеет выраженную фискальную направленность, не учитывает налоговый потенциал регионов.

    Основные  предпринятые антикризисные меры налогового характера:

    1. Снижена ставка по налогу на  прибыль организаций с 24 до 20%.

    2. Увеличена амортизационная премия  с 10 до 30% от первоначальной стоимости  амортизируемого имущества.

    3. Сокращены экспортные пошлины  на нефть и продукты ее переработки.  Сокращен период мониторинга  и определения цен для целей  исчисления НДПИ по нефти и  экспортных пошлин с 2 до 1 мес.

    4. Разработаны меры, которые должны  способствовать сокращению сроков возмещения НДС промышленным предприятиям и сокращению издержек на налоговое администрирование.

    5. Регионам предоставлено право  существенно снижать величину  налогов для малого бизнеса  (примерно втрое).

    6. Повышена величина социальных  и имущественных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц.[5]

    В период 2011 - 2013 годов будет продолжена реализация целей и задач, предусмотренных "Основными направлениями налоговой  политики на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов" и "Основными направлениями налоговой политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов".

    Также ожидается принятие федеральных  законов, разработанных в рамках реализации Основных направлений налоговой  политики, одобренных в предыдущие годы, проекты которых уже были внесены Правительством Российской Федерации в Государственную Думу или концепция которых уже согласована Правительством Российской Федерации.

    Предлагаемые  меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в 2011 году и в плановом периоде 2012 и 2013 годов, учитывают необходимость долгосрочной сбалансированности доходов и расходов бюджетов бюджетной системы.

    Величина  налоговой нагрузки в Российской Федерации, рассчитанная как соотношение  поступления налогов, иных обязательных платежей и валового внутреннего продукта, в 2000 - 2008 гг. находилась на уровне 35 - 36% ВВП. Эта величина сопоставима со средней величиной нагрузки в странах, входящих в Организацию экономического содружества и развития (далее - ОЭСР). Однако факторный анализ по результатам международных сопоставлений уровня налоговой нагрузки в странах ОЭСР и Российской Федерации показал, что с учетом значений факторов, характеризующих уровень экономического развития в странах ОЭСР, и зависимости налоговой нагрузки от этих факторов теоретическое значение налоговой нагрузки составляет от 28,2% ВВП до 29,3% ВВП (в зависимости от применяемой методологии). Такой результат факторного анализа означает, что фактический уровень налоговой нагрузки в Российской Федерации превышает тот уровень, который сложился бы в стране в существующих условиях с учетом взаимосвязей между уровнем экономического развития и уровнем налоговой нагрузки в странах ОЭСР.

Информация о работе Налоговая политика России