Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 08:18, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является изучение сущности и совершенствования налоговой политики государства на современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
Изучить сущность и значение налоговой политики государства;
Выделить возможные пути совершнествования налоговой политики;
Проанализировать стратегию эффективность налоговой политики.
Объектом изучения курсовой работы является налоговая политика государства; а предметом сущность и совершенствование налоговой политики.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретические основы государственной налоговой политики….........4
Сущность и значение налоговой политики………………………………….4
Инструменты и типы налоговой политики………………………………….9
Глава 2 Эффективность налоговой политики………………………………….18
2.1 Критерии эффективности налоговой политики……………………………18
2.2 Характерные особенности действующей налоговой политики…………..21
2.3 Налоговая политика Ставропольского края………………………………..26
Глава 3 Пути совершенствования налоговой политики РФ на современном этапе………………………………………………………………………………30
Заключение……………………………………………………………………….36
Приложения………………………………………………………………………37
Список используемой литературы……………………………………………...42
Основная
часть доходов
Рисунок 1 – Структура поступлений основной части консолидированного бюджета
В федеральный бюджет за 2008 год поступило налогов и сборов 12561,7 млн. рублей, или 127,7% к соответствующему периоду 2007 года (9839,3 млн. рублей).
Структура налоговых поступлений федерального бюджета несколько отличается от структуры поступлений консолидированного бюджета. Так, налог на добавленную стоимость обеспечил 51,8% поступлений налогов и сборов в федеральный бюджет, платежи за пользование природными ресурсами – 25,6%, налог на прибыль организаций – 10,5 %.
За 2008 год поступления ЕСН (без учета расходов на нужды государственного социального страхования) составили 12144,5 млн. руб., в т.ч. в федеральный бюджет – 2763,8 млн. руб., в федеральные внебюджетные фонды – 9380,7 млн. рублей. В Территориальный фонд обязательного медицинского страхования поступило 893,8 млн. рублей.
Поступления социальных платежей (без учета расходов на нужды государственного социального страхования) за январь-декабрь 2006 года в сравнении с соответствующим периодом прошлого года увеличилось на 2175,3 млн. рублей или 21,8 %.
За 2009 год в бюджетную систему РФ поступило 53755,5 млн. рублей, доходов администрируемых налоговыми органами, что на 19,7% больше поступлений прошлого года.
В федеральный бюджет поступило 17145,7 млн. рублей, или 111,9% к соответствующему периоду 2008 года (15325,5млн. рублей).
Основная
доля поступлений федерального бюджета
(92,1%) состоит из четырех видов
налогов. Так, налог на добавленную
стоимость обеспечил – 43,6% поступлений
налогов и сборов в федеральный бюджет,
единый социальный налог – 19,9%, платежи
за пользование природными ресурсами
– 19,2%, налог на прибыль организаций –
9,4 %. (См. Приложение – Таблица 2).
Рисунок 2 – Структура поступлений основной части доходов федерального бюджета
За январь-февраль 2010 года в бюджетную систему РФ поступило 7791,1 млн. рублей, доходов администрируемых налоговыми органами, что на 24,3% больше поступлений прошлого года.
В федеральный бюджет поступило 2618,1 млн. рублей, или 108,0% к соответствующему периоду 2009 года (2425,0млн. рублей).
Основная доля поступлений федерального бюджета (88,9%) состоит из четырех видов налогов. Так, налог на добавленную стоимость обеспечил – 32,9% поступлений налогов и сборов в федеральный бюджет, платежи за пользование природными ресурсами – 30,6%, единый социальный налог – 18,8%, налог на прибыль организаций – 6,6 %. (См. Приложение – Таблица 3)
Рисунок 3 – Структура поступлений основной части доходов федерального бюджета
Основные направления налоговой политики на 2009-2011 годы должны позволить в среднесрочной перспективе снизить налоговую нагрузку на экономику на 221,5 миллиарда рублей. По расчетам Минфина, уже в 2009 году планируемые меры позволят снизить налоговую нагрузку на 204,2 миллиарда рублей.
В 2010 – 2011 годах снижение налоговой нагрузки должно составить 17,3 миллиарда рублей. В том числе поступления в федеральный бюджет, как планируется, уменьшатся на 15 миллиардов рублей, в региональные бюджеты – на 2,3 миллиарда рублей. [15]
В
общем же с 2001 года внесены существенные
изменения в налоговое
За двенадцать месяцев 2006 года в бюджет Ставропольского края (краевой, региональный) поступило 14319,3 млн. рублей, или 137,1% к поступлениям соответствующего периода прошлого года.
Доля
поступлений налоговых и
Рисунок 4 – Динамика поступлений налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации по Ставропольскому краю за 12 месяцев 2006 и 2005 г.
Рисунок
5– Структура поступлений
Основная часть доходов краевого бюджета была сформирована за счет налога на прибыль организаций –6283,1 млн. руб. (43,9% от общего объема поступлений в краевой бюджет), налога на доходы физических лиц – 4234,1 млн. руб. (29,6%), налога на имущество организаций 2516,8 млн. руб. (17,6%), акцизов 956,9 (6,7 процента). Наибольший темп роста поступлений сложился по налогу на прибыль организаций (170,4%) и по налогу на имущество организаций (150,5 процента) (См. Приложение – Таблица 4).
За 2007 год в бюджет Ставропольского края (краевой) поступило 16324,4 млн. рублей, или 114,0% к поступлениям соответствующего периода прошлого года.
Доля
поступлений налоговых и
Основная часть доходов краевого бюджета (89,9%) была сформирована за счет налога на прибыль организаций – 7006,5 млн. руб. (42,9% от общего объема поступлений в краевой бюджет), налога на доходы физических лиц – 5173,1 млн. руб. (31,7%), налога на имущество организаций 2505,3 млн. руб. (15,3 %).
Рисунок
6 – Структура поступлений
По всем выше перечисленным доходам сложились значительные темпы роста: по налогу на имущество организаций (124,1 %), по налогу на доходы физических лиц (122,2 %), по налогу на прибыль организаций (111,5 %) (См. Приложение – Таблица 5).
За январь-март 2008 год в бюджет Ставропольского края (краевой) поступило 4776,7 млн. рублей, или 153,8% к поступлениям соответствующего периода прошлого года.
Доля
поступлений налоговых и
Основная
часть доходов краевого бюджета
(94,6%) была сформирована за счет налога
на прибыль организаций – 2567,2 млн.
руб. (53,7% от общего объема поступлений
в краевой бюджет), налога на доходы
физических лиц – 1396,2 млн. руб. (29,2%), налога
на имущество организаций – 402,4 млн. руб.
(8,4%), акцизов – 155,9 млн. руб. (3,3 %).
Рисунок 7 – Структура поступлений основной части доходов краевого бюджета за январь – март 2008г.
По
всем вышеперечисленным доходам
сложились значительные темпы роста:
так поступления по налогу на имущество
организаций и по налогу на прибыль
организаций возросли в 1,7 раза, по налогу
на доходы физических лиц на 44,8 процента
(См. Приложение – Таблица 6). [16]
Глава 3 Пути совершенствования налоговой политики РФ на современном этапе
Влияние мирового финансово-экономического кризиса на российскую экономику выявило ряд проблем в налоговой системе РФ. Особенность современного мирового экономического кризиса - одновременное развитие финансового и экономического кризисов, негативные последствия которых взаимно усиливают кризисные тенденции и во многом обусловливают усугубление друг друга. В этой связи возрастает роль национальной налоговой системы в межстрановой конкуренции за инвестиционные ресурсы.
Необходимо отметить, что налоговая система в первую очередь является инструментом мобилизации доходов в бюджеты всех уровней. Одним из существенных последствий кризисных явлений в российской экономике является уменьшение налогооблагаемой базы по основным налогам, что привело к сокращению налоговых поступлений государству (особенно заметно по налогу на добавленную стоимость (НДС), налогу на прибыль организаций, налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ)). Сократился объем валютной выручки. В настоящее время наблюдается некоторое оживление мировой экономики. Растут цены на сырьевые товары, что стимулирует рост доходов российских нефтегазовых компаний и, соответственно, запускает мультипликативный механизм в смежных отраслях промышленности. Но эксперты расходятся в оценках продолжительности данных тенденций. Многие предрекают российской экономике вторую волну кризиса и дальнейший спад.
Российская
налоговая система должна учитывать
национальную специфику экономики
страны, способствовать достижению целей
социально-экономического развития. В
настоящее время налоговая
Основные предпринятые антикризисные меры налогового характера:
1. Снижена ставка по налогу на прибыль организаций с 24 до 20%.
2.
Увеличена амортизационная
3.
Сокращены экспортные пошлины
на нефть и продукты ее
4. Разработаны меры, которые должны способствовать сокращению сроков возмещения НДС промышленным предприятиям и сокращению издержек на налоговое администрирование.
5. Регионам предоставлено право существенно снижать величину налогов для малого бизнеса (примерно втрое).
6. Повышена величина социальных и имущественных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц.[5]
В
период 2011 - 2013 годов будет продолжена
реализация целей и задач, предусмотренных
"Основными направлениями
Также ожидается принятие федеральных законов, разработанных в рамках реализации Основных направлений налоговой политики, одобренных в предыдущие годы, проекты которых уже были внесены Правительством Российской Федерации в Государственную Думу или концепция которых уже согласована Правительством Российской Федерации.
Предлагаемые меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в 2011 году и в плановом периоде 2012 и 2013 годов, учитывают необходимость долгосрочной сбалансированности доходов и расходов бюджетов бюджетной системы.
Величина налоговой нагрузки в Российской Федерации, рассчитанная как соотношение поступления налогов, иных обязательных платежей и валового внутреннего продукта, в 2000 - 2008 гг. находилась на уровне 35 - 36% ВВП. Эта величина сопоставима со средней величиной нагрузки в странах, входящих в Организацию экономического содружества и развития (далее - ОЭСР). Однако факторный анализ по результатам международных сопоставлений уровня налоговой нагрузки в странах ОЭСР и Российской Федерации показал, что с учетом значений факторов, характеризующих уровень экономического развития в странах ОЭСР, и зависимости налоговой нагрузки от этих факторов теоретическое значение налоговой нагрузки составляет от 28,2% ВВП до 29,3% ВВП (в зависимости от применяемой методологии). Такой результат факторного анализа означает, что фактический уровень налоговой нагрузки в Российской Федерации превышает тот уровень, который сложился бы в стране в существующих условиях с учетом взаимосвязей между уровнем экономического развития и уровнем налоговой нагрузки в странах ОЭСР.