Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 08:18, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является изучение сущности и совершенствования налоговой политики государства на современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
Изучить сущность и значение налоговой политики государства;
Выделить возможные пути совершнествования налоговой политики;
Проанализировать стратегию эффективность налоговой политики.
Объектом изучения курсовой работы является налоговая политика государства; а предметом сущность и совершенствование налоговой политики.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретические основы государственной налоговой политики….........4
Сущность и значение налоговой политики………………………………….4
Инструменты и типы налоговой политики………………………………….9
Глава 2 Эффективность налоговой политики………………………………….18
2.1 Критерии эффективности налоговой политики……………………………18
2.2 Характерные особенности действующей налоговой политики…………..21
2.3 Налоговая политика Ставропольского края………………………………..26
Глава 3 Пути совершенствования налоговой политики РФ на современном этапе………………………………………………………………………………30
Заключение……………………………………………………………………….36
Приложения………………………………………………………………………37
Список используемой литературы……………………………………………...42
Эффективным средством реализации налоговой политики являются налоговые льготы. Это связано с тем, что каждому физическому и юридическому лицу, отвечающему установленным требованиям, может быть предоставлено полное или частичное освобождение от налогообложения.
Предоставляя налогоплательщикам те или иные налоговые льготы, государство прежде всего активизирует воздействие налогового регулятора на различные экономические процессы. Формы и способы предоставления льгот в любом государстве постоянно изменяются. К наиболее типичным используемым формам налоговых льгот следует отнести: полное или частичное освобождение прибыли, дохода или другого объекта от налогообложения, перенос убытков, применение уменьшенной налоговой ставки, освобождение от налога (полное или частичное) определенного вида деятельности или дохода от такой деятельности, освобождение от налога отдельных социальных групп, отсрочка или рассрочка платежа и некоторые другие.
Специфика
института налоговых льгот
Другим важным инструментом государственного налогового регулирования экономики являются налоговые санкции. Их роль двойственна, так как, во-первых, они обеспечивают исполнение налогового законодательства (санкции применяются за ненадлежащее выполнение обязательств перед бюджетом или внебюджетными фондами), а во-вторых, они ориентируют хозяйствующие субъекты на использование в своей деятельности более эффективных форм хозяйствования. Вместе с тем нельзя не отметить, что действенность санкций зависит от эффективной работы контролирующих органов.
Важным
средством осуществления
Важная роль налоговой ставки для осуществления государственной политики состоит в возможности использования различного рода ставок налогов: пропорциональных, прогрессивных и регрессивных. Особенно существенное значение имеют прогрессивные и регрессивные ставки, с помощью которых регулируется не только уровень доходов различных категорий налогоплательщиков, но и формирование доходов бюджетов различных уровней.
Таким
образом, рассматривая основные инструменты
налогового регулирования можно
сказать, что по своему характеру
налоговое регулирование
Глава 2 Эффективность налоговой политики
2.1 Критерии эффективности налоговой политики
Экономическая политика правительства реализуется путем взаимодействия государственного бюджета и рыночных регуляторов. Государство оказывает регулирующее воздействие на экономических агентов с помощью системы налогообложения и налоговых льгот, субсидий и субвенций, государственных инвестиций и процентных ставок.
Налоговая политика является одной из основных макроэкономических политик любого государства. Обычно она исполняется правительством, но находится под контролем Парламента. В России налоговую политику осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и органы исполнительной власти, наделенные соответствующей компетенцией, Федеральная налоговая служба. Органом непосредственно ответственным за проведение единой налоговой политики на территории Российской Федерации является Министерство финансов РФ, а за ее выработку и осуществление - Министерство РФ по налогам и сборам.
При
осуществлении анализа
а)
Большую часть поступлений
б) Внутренние подоходные налоги не столь значительны (они составляют около 25% налоговых поступлений), причем компании были охвачены этими налогами в большей степени, чем частные лица. Это связано с удобством использования крупных (часто зарубежных) компаний в качестве источников доходов, а также с административными трудностями организации обложения эффективным подоходным налогом частных лиц.
В отличие от стран с низкими доходами, налоги на внешнеторговые операции в промышленно развитых странах играют незначительную роль, а главными источниками поступлений служат налоги с частных лиц и налоги, взимаемые в соответствии с программами социального страхования.
В оценке эффективности любой налоговой системы существует три критерия:
Критерии макроэкономической эффективности налоговой политики
а)
Возможность налоговой политики
концентрировать источники
Налоговые поступления классифицируются по категориям в зависимости от базы с которой взимается налог, либо от вида деятельности, которая порождает налоговые обязательства. Увеличение суммы поступлений является результатом автоматических или дискреционных изменений.
К автоматическим относят повышение суммы поступлений, вызванных расширением налоговой базы.
Дискреционный рост поступлений является результатом изменений в налоговой системе, таких как пересмотр налоговых ставок, введение нового налога, улучшение системы сбора налогов, то есть изменений в самой налоговой политике.
Система, обеспечивающая налоговые поступления при ограниченном числе налогов и ставок, может значительно снизить административные расходы и расходы на обеспечение соблюдения законодательства. Ограничение числа налогов может облегчить оценку влияния изменений в налоговой политике и избежать впечатления о чрезмерности налогообложения.
б) Способность налоговой политики определять приемлемую налоговую базу.
Широкая налоговая база дает возможность обеспечить налоговые поступления при относительно низких налоговых ставках. При значительном сужении налоговой базы необходимы гораздо более высокие ставки для того, чтобы обеспечить заданные налоговые поступления. В результате этого возрастает вероятность уклонения от уплаты налогов.
Большая часть стран-членов ОЭСР расширила налоговую базу, хотя кое-где происходили и обратные процессы (введение новых вычетов и повышение необлагаемого минимума). Расширение налоговой базы осуществляется путем включения новых форм дохода в налогооблагаемый доход (обычно, доходов по акциям и облигациям и доходов от прироста капитала). В настоящее время в большинстве стран пенсии и пособия по временной нетрудоспособности облагаются подоходным налогом, пособия по безработице включают в облагаемый доход.
в) Направленность налоговой политики на минимизацию задержек в уплате налогов.
При сильной инфляции реальная ценность налоговых поступлений может значительно снизиться в случае длительных задержек в уплате налогов. Для того, чтобы не имели места задержки, вызванные задолженностью по платежам, необходимо применять большие штрафы. Задержки в уплате налогов на капитал являются более вероятными, чем задержки в уплате налогов на доходы в виде заработной платы, вследствие чего могут возникнуть проблемы, связанные со справедливостью налогообложения.
г) Нейтральность налоговой политики в отношении стимулов.
Налоговая
система должна обеспечивать финансирование
государственной деятельности при
минимальных расходах и при минимальных
нарушениях характера производства,
а также характера получения
и использования доходов. Экономическая
деятельность, являющаяся наиболее прибыльной
до уплаты налогов, должна оставаться
наиболее привлекательной после их уплаты.[12]
2.2 Характерные особенности действующей налоговой политики
Теория и практика налогов свидетельствуют о многочисленных попытках установить границу налогов, но так как налоговый предел зависит от многих переменных показателей, каждое исследование характеризует конкретную ситуацию.
Оптимальный размер налогового бремени – центральная макроэкономическая проблема любого государства. В тоже время иногда как в специальной, так и публицистической литературе приходится сталкиваться с мнением о том, что чем ниже уровень налогового бремени, тем стремительней и динамичней развивается экономика государства. В качестве главного примера такого положения обычно приводят реформы президента США Рональда Рейгана, осуществившего в начале 1980-х гг. глобальные налоговые преобразования. Однако в настоящий момент даже в США к налоговым реформам «рейганомики» отношение неоднозначное, а в теории налогообложения постулат «низкие налоги – высокая экономика» до сих пор не доказан и не обоснован.
Наоборот, многие зарубежные экономисты убеждены, что снижение налогов может навести серьезный ущерб экономике. Так, несмотря на широкое снижение налоговых ставок, в 1980-е гг. в США резко возрос дефицит государственного бюджета. Норма сбережений в 1986 г. составляла всего 3,9% (самый низкий уровень этого показателя среди всех промышленных стран того периода).
Необходимо учитывать, что общепризнанной в теории налогообложения выступает кривая Лаффера (Laffer curve), показывающая связь между налоговыми ставками и объемом налоговых поступлений в бюджет. В тоже время повышение ставок после предельной точки влечет за собой сокращение налоговых доходов. Представляется, что именно этот аспект следует учитывать в первую очередь, рассматривая вопрос о влиянии размера налогов на темпы экономического развития, тогда как постановка во главу налогового реформирования непроверенных и спорных положений необоснованна.
Для характеристики изменения налоговых поступлений под влиянием определяющих экономических факторов (ВНП, доходов населения, уровня розничных цен и т.д.) в макроэкономике применяется такой показатель как коэффициент эластичности налогов (tax elasticity). Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов изменяется начальный уровень налоговых поступлений при изменении определяющего фактора на 1%.
Коэффициент эластичности рассчитывается по формуле
Kэ =∆X ∆Y
X Y
где Kэ – коэффициент эластичности;
X
– начальный уровень налоговых
поступлений (отдельного
∆X
– прирост налоговых
Y
– начальный уровень
∆Y
– прирост определяющего
Kэ может быть больше, равен или меньше 1. Если Kэ=1, то доля налоговых доходов государства в ВВП остается стабильной. В том случае, если Kэ (всех налогов) > 1, то налоговые доходы увеличиваются более быстрыми темпами, чем возрастает ВВП, и удельный вес налоговых доходов в ВВП возрастает. При Kэ < 1 доля налоговых поступлений в ВВП снижается.
За 2008 год во все уровни бюджета мобилизовано налоговых и других платежей 32555,6 млн. руб., что на 33,3% больше, чем за соответствующий период 2007 год. При этом темп роста поступлений налогов и сборов в 2008 году выше темпа роста аналогичного периода предыдущего года, который составлял 115,3% на 18,0 процентных пункта.