Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 11:39, контрольная работа
Актуальность темы контрольной работы заключается в том, что проблемам налогов и современной налоговой политики Российской Федерации сегодня уделяется огромное внимание. Задачи налоговой политики сводятся к обеспечению государства финансовыми ресурсами, созданию условий для регулирования хозяйства страны, сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ 3
1.1 СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ 3
1.2. ЗАДАЧИ И ТИПЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ 4
ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РФ 5
2.1. НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5
2.2 НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 6
2.3 НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ 7
ГЛАВА 3. МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ И ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ В РФ 8
3.1 НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ 8
3.2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2011 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2012 И 2013 ГОДОВ 11
3.3 НАЛОГОВЫЕ РЕФОРМЫ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Иными словами, уровень налоговой нагрузки в Российской Федерации без учета ее конъюнктурной составляющей значительно ниже, чем в странах ОЭСР, и соответствует теоретическому значению налоговой нагрузки, определенному по результатам международных сопоставлений и факторного анализа.
В долгосрочной перспективе достигнутый уровень нагрузки в Российской Федерации может оказаться ниже экономически оправданного уровня в связи со следующими долгосрочными вызовами.
Во-первых, необходимо учитывать, что объем расходных обязательств бюджетной системы Российской Федерации в социальной сфере (в частности, в сфере образования и здравоохранения), обусловленный более высоким уровнем государственных гарантий, а также в сфере обороны и безопасности, находится на более высоком уровне по сравнению с другими странами, имеющими сопоставимый уровень ВВП на душу населения.
Во-вторых, необходимо принять во внимание перспективу старения населения, приводящего к несбалансированности российской пенсионной системы в долгосрочной перспективе.
Указанные причины, свидетельствующие в пользу более высокого по сравнению со сложившимся в настоящее время уровнем налоговой нагрузки в Российской Федерации, являются объективными и не могут быть устранены в долгосрочной перспективе. Более того, высокий уровень государственных гарантий в сфере образования и здравоохранения является существенным фактором повышения конкурентоспособности российской экономики в современных условиях.
Вместе с тем, поскольку необходимым условием успешного посткризисного развития российской экономики является, прежде всего, технологическое обновление, модернизация производства товаров и услуг, новый этап налоговой реформы должен быть нацелен на поддержку инноваций во всех секторах экономики.
Внесение изменений в законодательство о налогах и сборах планируется по следующим направлениям:
1. Налоговое
стимулирование инновационной
2. Налог на прибыль организаций.
3. Налог на добавленную стоимость.
4. Акцизное налогообложение.
5. Введение налога на недвижимость.
6. Налогообложение
имущества (в том числе
7. Налог на добычу полезных ископаемых.
8. Водный налог.
9. Налогообложение в рамках специальных налоговых режимов.
10. Налоговое администрирование.
11. Создание
налоговых условий для
Роль налоговой системы в поддержке инновационной активности заключается в создании условий для спроса на инновационную продукцию, для модернизации, то есть для инвестиций в новые технологии. Также налоговая система не должна создавать препятствий для предложения инноваций – деятельности налогоплательщиков, направленной на внедрение в производственные процессы результатов научных исследований и опытно-конструкторских работ, приводящих к увеличению производительности труда. При этом целесообразно говорить не о новых налоговых льготах, а о корректировке механизма налогообложения, настройке налоговой системы с учетом современных вызовов, а также потребностей инновационных предприятий. Речь идет об уточнении налогообложения сделок с интеллектуальной собственностью и некоторыми видами имущества, упрощении процедур администрирования налогов, в том числе при экспорте, изменении подходов к налоговому администрированию в целом. Часть мероприятий будет реализована в ближайшей перспективе, часть – запланирована к реализации в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
В последние годы налоговая политика в Российской Федерации последовательно двигалась в указанном направлении. В результате, законодательство о налогах и сборах уже сегодня содержит большое количество инструментов, направленных на поддержку инноваций, включая поддержку активности налогоплательщиков в области осуществления научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок (далее – НИОКР). Ниже приведен лишь краткий перечень мер поддержки, принятых в последние годы:
сокращен до 1 года срок принятия к вычету расходов на НИОКР при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций;
отменено ограничение по списанию расходов на НИОКР, не давших положительного результата. Ранее расходы на безрезультатные НИОКР не уменьшали базу налога на прибыль организаций;
увеличен до 1,5% от выручки (втрое по сравнению с действовавшим ранее) норматив расходов на НИОКР, осуществляемых в форме отчислений на формирование Российского фонда технологического развития и других отраслевых фондов;
введен повышающий коэффициент, позволяющий учесть в расходах по налогу на прибыль организаций в 1,5 раза больше затрат на НИОКР, чем было фактически осуществлено; при этом утвержден перечень из более чем 120-ти направлений исследований, затраты на которые принимаются с повышающим коэффициентом;
введена возможность ускоренной амортизации основных средств с помощью «амортизационной премии» – немедленного списания на расходы до 10% (30% – для 3-7 амортизационных групп) первоначальной стоимости основных средств;
предоставлена возможность применения нелинейного (ускоренного) метода начисления амортизации, позволяющего отнести на расходы до 50% первоначальной стоимости основных средств в течение первой четверти срока их полезного использования;
разрешен перенос убытков на будущее для организаций, применяющих общий и специальные налоговые режимы;
установлены льготные условия деятельности для фондов целевого капитала, созданных с целью финансирования деятельности некоммерческих организаций;
действуют льготы по НДС, налогу на прибыль организаций, налогу на имущество организаций, земельному налогу и страховым взносам для резидентов особых экономических зон;
существует возможность применения инвестиционного налогового кредита, в том числе при проведении НИОКР, технического перевооружения, осуществлении внедренческой или инновационной деятельности;
расширены условия для принятия в расходы затрат на профессиональную подготовку и переподготовку работников;
освобождена от НДС передача исключительных прав и прав на основе лицензионного договора на изобретения, промышленные образцы, программы для ЭВМ, ноу-хау;
освобожден от НДС и таможенных пошлин ввоз технологического оборудования, аналоги которого не производятся в Российской Федерации;
сняты ограничения для срока принятия к вычету НДС, уплаченного поставщикам и подрядчикам при капитальном строительстве;
введена возможность возмещения НДС в заявительном порядке (до завершения камеральной налоговой проверки) для крупнейших налогоплательщиков либо при представлении банковской гарантии.
Работа по повышению эффективности налогового администрирования призвана создать баланс прав и обязанностей налогоплательщиков и государства в лице налоговых органов с тем, чтобы, с одной стороны, избавить налогоплательщиков от излишнего административного воздействия, с другой – сохранить за налоговыми органами достаточные полномочия по контролю над соблюдением законодательства.
Одной из важнейших мер в области налоговой
политики будет являться внесение изменений
Кодекс в целях противодействия использованию
международных налоговых соглашений в
неблаговидных целях, а также в целях создания
налоговых стимулов для перехода организаций
из оффшорных зон в юрисдикцию Российской
Федерации. В частности, предполагается,
что льготы и преференции, предусмотренные
действующими международными договорами,
участником которых является Российская
Федерация, не будут применяться в тех
случаях, когда конечными бенефициарами
таких льгот и преференций не являются
резиденты стран – участников таких договоров.
Фактически предлагаемое к внесению в
Кодекс положение основано на соответствующей
статье Модели конвенции об избежании
двойного налогообложения, рекомендуемой
Организацией экономического сотрудничества
и развития. Во многом такая норма предназначена
для того, чтобы создать правовую основу
для действий Минфина России как компетентного
органа по применению международных соглашений
Российской Федерации об избежании двойного
налогообложения.
3.3 Налоговые реформы
Система налоговых сборов и платежей в России до 1990 года развивалась под преобладающим влиянием государственного монополизма в сфере распределительных отношений. Главной целью налоговой системы советского периода было привлечение в бюджет в запланированных объёмах финансовых поступлений в виде отчислений от доходов хозяйственной деятельности государственных, кооперативных, общественных организаций и населения.
Кардинальные преобразования в политической и экономической жизни России на рубеже 1980-1990-х годов. Начиная с 1990 года, в России началось полномасштабное строительство новой налоговой системы. Так, в апреле 1990 года был принят Закон «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства». В июне 1990 года принят ещё один важный Закон «О налогах с предприятий, объединений и организаций».
Однако основы существующей в настоящее время российской налоговой системы были заложены в конце 1991 года с принятием Закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (закон установил перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определил плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов) и соответствующих законов по конкретным видам налогов, которые вступили в действие с 1 января 1992 года.
Таким образом, действующая ныне налоговая система России практически была введена с 1992 года и основывалась на более чем 20 законодательных актах. 21 ноября 1992 года указом президента Российской Федерации была образована самостоятельная Государственная налоговая служба РФ (раннее она входила в состав министерства финансов), на которую были возложены основные функции по разработке и реализации налоговой политики в стране.
Налоговая система Российской Федерации периода 1992 года включала 4 группы налогов:
Состав налогов и сборов периодически менялся по решению соответствующих органов.
В 1997 году на территории России действовало более 40 налогов и сборов, уплачиваемых физическими и юридическими лицами. К этому периоду уже сформировалась трёхуровневая налоговая система, которая включала:
Общегосударственные налоги (федеральные), взимаемые на всей территории РФ по единым ставкам (около 13):
налог на добавленную стоимость;
акцизы;
подоходный налог с банков;
подоходный налог со страховой деятельности;
налог с биржевой деятельности;
налог на операции с ценными бумагами;
таможенная пошлина;
государственная пошлина;
подоходный налог (или налог на прибыль) предприятий;
подоходный налог с физических лиц;
налоги и платежи за использование природных ресурсов;
налоги на транспортные средства;
налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения и др.
Республиканские
налоги и налоги национально-государственных
и административно-
налог на имущество предприятий;
лесной доход;
плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем и др.