Налоговая проверка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 08:21, контрольная работа

Описание

Целью контрольной работы является закрепление теоретических навыков по дисциплине «Налоги и налогообложение» и применение их на практике к тем примерам, которые рассматриваются в данной работе.
Постановка данной цели обусловила необходимость решения следующих задач.
Задачами контрольной работы на первом этапе являются:
исследование понятия и сущности камеральных налоговых проверок, а также методов их проведения;
определение порядка и сроков проведения камеральных налоговых проверок;
рассмотрение порядка усовершенствования процедур проведения камеральных проверок;

Содержание

Введение…………………………………………………………...……………..3
Налогообложение: теоретические вопросы и основные понятия…….…..6
Камеральная налоговая проверка…………………………………..……….9
Сущность и значение камеральных проверок………………...………..9
Основные этапы камеральных налоговых проверок…………….….11
Оформление результатов камеральной налоговой проверки. ……………………………………………………………………….….19
Совершенствование порядка проведения камеральных проверок на современном этапе развития налоговой системы России…….……...….21
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности…………………………………….….24
Сущность единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности……………..…………………………………………..……..24
Виды предпринимательской деятельности, охваченные ЕНВД….…25
Краткая характеристика основных элементов системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход………....26

Заключение……………………………………………………………..…….29
Список использованной литературы………………………….……………33

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа налоги мой вариант.docx

— 67.87 Кб (Скачать документ)

     По  месту проведения налоговые проверки разграничиваются на камеральные и  выездные. Камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа, в то время как выездная - по месту  нахождения проверяемого лица, то есть на его территории. Если в ходе камеральной  проверки возникает необходимость  произвести контрольные мероприятия  по месту нахождения налогоплательщика, требуется назначить выездную налоговую  проверку; проведение таких мероприятий  в рамках камеральной проверки недопустимо. В статье 88 Налогового кодекса Российской Федерации содержится лишь перечень квалифицирующих признаков данной категории, которые и позволяют  определить ее содержание[3, с.202].

     Во-первых, камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа. Во-вторых, она проводится на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком и служащих основанием для исчисления и уплаты налога в трехмесячный срок со дня представления. В-третьих, камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения налогового органа. В-четвертых, она проводится на основе анализа документов - как представленных налогоплательщиком, так и других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. И в-пятых, правом проводить мероприятия налогового контроля, в число которых входят и камеральные налоговые проверки, наделены лишь те органы, которым данное правомочие предоставлено законодательством о налогах и сборах [11, с.80].

     Надлежащая  организация камеральной налоговой  проверки создает правовую основу для  последующей реализации налоговыми органами своих полномочий по применению мер ответственности к виновным лицам за совершение ими налоговых  или административных правонарушений. Кроме того, надлежащие документирование является гарантией соблюдения прав и законных интересов налогоплательщиков, в том числе при рассмотрении жалоб вышестоящим налоговым  органом или судом.

     Камеральная проверка является наиболее эффективной, действенной формой предупреждения правонарушений и преступлений, направленных против государственной финансовой безопасности и стабильности. В результате этой деятельности образуются правовые последствия между государством в лице налогового органа и налогоплательщиком по вопросам своевременности и полноты перечисления в бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов и сборов. Камеральная налоговая проверка – это плановый, повседневный контроль за деятельностью налогоплательщиков. Это форма оперативного регулирования, направленная в первую очередь на предупреждение и пресечение правонарушений и преступлений в налоговой сфере на их начальной стадии

     В последнее время налоговые органы все больше вниманию уделяют повышению  эффективности камеральных налоговых  проверок. Это объясняется, во –  первых, тем, что по итогам камеральных  налоговых проверок увеличиваются  суммы доначисления в бюджет. Во-вторых, камеральным проверкам, в отличии  от выездных, подвергаются практически  все налогоплательщики, сдающие налоговую отчетность. В-третьих, с точки зрения налогоплательщика, именно камеральная проверка является более удобным по срокам и по форме проведения видом проверки [15, с. 6]. 

      2.2 Основные этапы камеральных налоговых проверок. 

     С определённой долей условности в  камеральной налоговой проверке можно выделить несколько этапов.

     1) проверка представления налоговой  отчётности;

     2) визуальный контроль отчётности;

     3) контроль своевременности представления  отчётности;

     4) проверка правильности арифметического  подсчёта;

     5) проверка правомерности применения  налоговых ставок и льгот; 

     6) проверка правильности исчисления  налоговой базы;

     7) оценка отчётности в целом. 

     Первым  этапом является проверка представления  налоговой от чётности. Отделы камеральных  проверок формируют реестры налоговых  деклараций, исходя из налога с указанием  даты принятия налоговой от чётности, даты составления реестров и даты передачи их в отдел учёта и  отчётности. Вместе с этими реестрами  в отдел учёта и отчётности передаются и налоговые декларации с целью отражения в лицевых  счетах сумм начисленных налогов  по данным налогоплательщика. В дальнейшем (после осуществления требуемых  операций) реестры и декларации возвращаются в отделы камеральных проверок.

     После истечения установленного законом  срока для представления налоговой  отчётности отделы камеральных проверок осуществляют проверку числа состоящих  на учёте налогоплательщиков и налогоплательщиков, представивших отчётность. Налогоплательщикам, не предоставившим или не полностью представившим отчётность, направляются соответствующие уведомления.

     Однако  на данном этапе за непредставление  в установленный срок налоговой  декларации невозможно привлечь налогоплательщика  к налоговой ответственности, так  как размер штрафных санкций, предусмотренных  ст. 119 НК РФ, напрямую увязан с суммой налога, подлежащей уплате на основании  данной декларации, а также продолжительностью задержки представления декларации. Следовательно, меры налоговой ответственности, предусмотренные ст. 119, могут быть применены только после фактического представления отчётности.

     Следующим этапом является визуальный контроль отчётности. В начале ещё раз проверяется  представление отчётности и визуально  оценивается правильность её оформления с целью обнаружения тех ошибок, которые не были замечены при приёме отчётности.

     Если  обнаруживается непредставление какой - либо отчётной фор мы либо грубое нарушение установленных правил оформления (которые не позволяют идентифицировать представленные документы как документы отчётности), налогоплательщику направляется уведомление (об этом упоминалось выше) о неисполнении им обязанности по представлению налоговой отчётности..

     Третьим этапом является контроль своевременности  представления отчётности. Своевременность  представления отчётности контролируется одновременно с проверкой полноты  её представления и правильности оформления.

     Важным  в данной ситуации является то, что  если налогоплательщик сдавал отчётность лично, то датой её представления  считается дата поступления в  налоговый орган (которая проставляется  на каждом отчётном документе), если налогоплательщик отправлял её по почте – то дата оправки заказного письма с описью вложения, в случае же представления  отчётности на носителях, допускающих  компьютерную обработку, такой датой  является дата её представления на бумажных носите лях (кроме случаев  представления отчётности на носителях, допускающих компьютерную обработку, прямо установленных законом).

     В случае обнаружения нарушения срока  представления налоговой декларации, составляется проект постановления  о привлечении организации налогоплательщика к налоговой ответственности в соответствии со ст. 119 НК РФ. Данная статья предусматривает штраф в размере: – 5% подлежащей уплате на основе данной декларации суммы налога за каждый полный или неполный месяц просрочки, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 рублей, если декларация была представлена в течение 180 дней включительно со дня установленного срока её представления (п. 1 ст. 119 НК РФ);

     – 30% подлежащей уплате на основе данной декларации суммы налога плюс 10% указанной  суммы за каждый полный или неполный месяц просрочки начиная со 181го дня, если декларация была представлена в срок, превышающий 180 дней (п. 2 ст. 119 НК РФ).

     Применение  мер налоговой ответственности  согласно НК РФ возможно только с учётом степени вины. Отсюда возникает необходимость  выявления смягчающих либо отягчающих вину обстоятельств. Для этого при  составлении проекта постановления о привлечении к налоговой от ветственности необходимо получить объяснения налогоплательщика. Для исключения возможности возникновения ситуаций, которые могут быть основанием для обвинений в нарушении прав налогоплательщика, подобные объяснения должны быть затребованы и получены в письменном виде или запротоколированы с подписанием протокола полномочным должностным лицом налогоплательщика. В связи с тем, что перечень смягчающих обстоятельств, приведённый в ст. 112 НК РФ, является открытым, при изложении обстоятельств совершения правонарушения в проекте постановления о привлечении к налоговой ответственности необходимо отразить все объяснения налогоплательщика. Квалификация обстоятельств и признание их смягчающими осуществляется лицом, принимающим решение, а если дословно следовать п. 4 ст. 112, то только судом.

     Единственным  отягчающим вину обстоятельством согласно п. 2,3 ст. 119 НК РФ является повторное  привлечение к налоговой ответственности  за аналогичное правонарушение (т.е. за правонарушение, предусмотренное  той же статьёй (частью, пунктом статьи) НК РФ, по которой осуществляется повторное (и более) привлечение лица к налоговой  ответственности). Правонарушение считается  повторным только в том случае, если за предыдущее правонарушение с  налогоплательщика была взыскана налоговая  санкция, и с момента вступления решения о взыскании санкции  прошло не более 12 месяцев. Налоговый  орган определяет наличие отягчающего  вину обстоятельства на основании материалов по данному налогоплательщику, имеющихся  у налогового органа. Отражение наличия  отягчающего вину обстоятельства в  проекте постановления о привлечении  к налоговой ответственности  обязательно.

     При наличии отягчающих вину обстоятельств, предусмотренная НК РФ сумма штрафа удваивается, а в случае наличия  хотя бы одного смягчающего вину обстоятельства сумма штрафа уменьшается не менее  чем в два раза (п. 3, 4 ст. 114 НК РФ).

     При совершении одним лицом двух и  более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение отдельно, при  этом более строгая санкция не поглощает менее строгую (п. 5. ст. 114 НК РФ). То есть, в случае несвоевременного представления нескольких налоговых  деклараций штрафные санкции исчисляются  от дельно по каждой из деклараций. Однако это не означает необходимость принятия отдельного постановления о привлечении  к налоговой ответственности  по каждому правонарушению, просто обстоятельства всех правонарушений, а также суммы санкций отдельно по каждому правонарушению указываются  в одном постановлении.

     На  следующем этапе камеральной  налоговой проверки проверяется  правильность произведённого налогоплательщиком арифметического подсчёта итоговых сумм налогов и сборов в представленных налоговых декларациях и обоснованность применения налоговых ставок и льгот.

     Если  в арифметическом подсчёте находят  ошибки, то об этом не позднее трёх рабочих  дней сообщается налогоплательщику  вместе с требованием внести в  представленную отчётность исправления. Исправления вносятся в срок, установленный  налоговым органом (как правило, этот срок не превышает пяти дней). Одновременно налоговым органом может быть выставлено требование об уплате доначисленных  сумм налога и пени. Согласно п. 3 ст. 78 НК РФ, налоговый орган, в случае обнаружения излишней уплаты налога и излишне уплаченной суммы, обязан сообщить об этом налогоплательщику  не позднее одного месяца со дня  обнаружения подобного факта. Таким  образом, налоговый орган обязан извещать налогоплательщика в случае обнаружения арифметических ошибок, как при неполной, так и излишней уплаты налогов.

     Помимо  Налогового Кодекса, возврат или  зачёт излишне уплаченной (взысканной) суммы федерального налога, сбора, а  также пеней регулирует письмо Минфина  РФ и МНС РФ от 17 ноября 2000 г. № 030112/07437, ФС609/880, а порядок учёта процентов, начисленных за не своевременный  возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы налога (сбора), а также процентов, начисленных за несвоевременное  возмещение сумм налога на добавленную стоимость регулирует приказ МНС РФ и Минфина РФ от 12 сентября 2001 г. №№ БГ310/345, 74н.

     Пятым этапом является проверка правомерности  применения налоговых ставок и льгот. Проверка правомерности применения льгот производится отдельно по каждому  налогу, исходя из действующего по этому  налогу законодательства.

     Основания, по которым могут представляться льготы по отдельным налогам, а также  дополнительные условия для предоставления льгот, в самом общем виде приведены  ниже.

     Если  организация относится к льготной категории налогоплательщиков по критерию среднесписочной численности работников или по их составу (например, по удельному  весу инвалидов или пенсионеров  в среднесписочной численности), то правомерность применения льготы в каждом отчётном периоде должна подтверждаться соответствующим расчётом среднесписочной численности нарастающим  итогом с начала года.

     Зачастую  дополнительным условием предоставления льгот является принадлежность организации  к определённой отрасли (например, организации  сферы материального производства) или преимущественное осуществление  ими определённых видов деятельности (исходя из критерия удельного веса выручки или прибыли организации). Право на льготу в этом случае также  подтверждается отдельным расчётом, который прилагается к расчёту  по налогу на прибыль в каждом отчётном периоде.

     Начиная с этого этапа должностные  лица, проводящие камеральную проверку, могут (а при наличии каких - либо сомнений в правомерности применения льготы должны) воспользоваться правом истребования дополнительных сведений и документов, подтверждающих правильность исчисления налогов (ст. 88 НК РФ).

     Необходимо  отметить, что на данном этапе обязательна  проверка соблюдения всех без исключения условий предоставления льгот, установленных  налоговым законодательством. Например, при проверке правомерности применения льготы по инвестициям, полученным от иностранных инвесторов и использованным на финансирование капитальных вложений производственного назначения (п. 14 ст. 251 НК РФ), необходимо помимо целевого использования средств, проверить также и срок использования этих средств. Предоставление льготы невозможно, если средства не были использованы в течение одного календарного года с момента их получения. Однако следует отметить, что предоставление льгот считается неправомерным только в случае несоблюдения условий, которые прямо установлены налоговым законодательством. Несоблюдение условий, не установленных налоговым законодательством, но установленных для данного вида деятельности или данного вида продукции иными законодательными актами (к примеру, наличие лицензии на осуществление данного вида деятельности, наличие сертификата на данного вида продукцию и т.д.), строго говоря, не может являться основанием для отказа в предоставлении льготы [19].

Информация о работе Налоговая проверка