Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 14:42, курсовая работа
Переход к рыночной экономике – сложнейшая социально- экономическая проблема, решение которой требует принципиальных изменений во всех сферах жизни общества. Активное использование в интересах экономического развития стихийных сил рынка и конкуренции невозможно без обоснованного установления определенных ограничивающих и регулирующих условий в целях предотвращения негативного воздействия рынка на экономику. Именно такой подход реализуется в странах с развитой рыночной экономикой. И здесь на первое место выдвигается регулирующая роль государства, осуществляемая различными методами, среди которых важное место занимает налоговое регулирование.
Введение 3
1. Понятие налоговой системы 5
1.1 Понятие налоговой системы 5
1.2 Основные элементы налоговой системы 6
2. Налоговая система Республики Беларусь 15
2.1 Формирование и структура национальной налоговой системы в
Республике Беларусь 15
2.2 Виды налогов, сборов (пошлин), действующих на территории Республики Беларусь, их динамика 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
Список использованных источников 29
Содержание
Введение 3
1. Понятие налоговой системы 5
1.1 Понятие налоговой системы 5
1.2 Основные
элементы налоговой системы
2. Налоговая система Республики Беларусь 15
2.1 Формирование
и структура национальной
Республике Беларусь 15
2.2 Виды налогов, сборов (пошлин), действующих на территории Республики Беларусь, их динамика 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
Список использованных источников 29
Введение
Переход
к рыночной экономике – сложнейшая
социально- экономическая проблема,
решение которой требует
Наиболее важным фактором высоких темпов экономического роста и повышение уровня социально-экономического развития большинства европейских стран является система налогообложения.
Налоги
служат не только главным источником
пополнения государственных доходов,
но и одним из основных рычагов
воздействия государства на общественное
производство, его динамику и структуру,
на состояние научно-технического прогресса,
регулируется внешнеэкономическая
деятельность, включая привлечение
иностранных инвестиций. Поэтому
создание эффективной системы
Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.
Налоговая система Республики Беларусь не совершенна и нуждается в доработке и преобразовании, поэтому данная тема в настоящее время является актуальной.
Целью данной
работы является рассмотрение и изучение
этапов формирования и структуры
национальной налоговой системы, налогового
законодательства нашей страны, виды
налогов и сборов, их динамику, выявление
проблем и выработка
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д. несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода белорусской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день – главная проблема реформы налогообложения.
1.1 Понятие налоговой системы
Налоговая система представляет собой совокупность налогов и обязательных платежей, принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства [24, с.54].
Задачами налоговой системы
является: обеспечение государства
финансовыми ресурсами с
Главная функция налоговой системы
– фискальная (формирование доходной
части государственного бюджета). Прочие
функции – ослабление дифференциации
общества по доходам; воздействие на
структуру и объем производства
через механизм спроса и предложения;
стимулирование научно-технического прогресса;
регулирование
1.2 Основные элементы налоговой системы
Экономическая и юридическая наука выделяют следующие общие характеристики налоговой системы:
- порядок
установления и ввода в
-виды
налогов и система налогов;
классификация налогов в
-порядок распределения налогов между звеньями бюджетной системы;
-налоговые органы;
-права
и обязанности
-права
и обязанности налоговых
-ответственность
участников налоговых
-защита
прав и интересов
-налоговое законодательство.
Каждое государство имеет свою
систему налогов, или перечень законодательно
установленных налогов. Их количество
варьирует в зависимости от многих
обстоятельств экономического и
исторического характера. В целях
сравнимости и достижения многообразия
в построении налоговой системы,
к чему обязывают интеграционные
процессы и нормы международного
финансового права, все налоги подразделяются
по критериям бюджетной
В практике налогообложения используются следующие обязательные элементы налогов:
-субъект налога (плательщик) –
юридическое или физическое
-объект налога – то, что подлежит
налогообложению: имущество,
-источники уплаты налога – доход субъекта (заработная плата, прибыль, доходы, проценты), из которого уплачивается налог. Он может совпадать с объектом обложения (прибыль, заработная плата, доходы), в других случаях – нет (доходы юридических и физических лиц, но не прямо, а посредством увеличения издержек обращения или цены реализованных товаров и услуг);
-ставка налога –
-срок уплаты налога – срок,
в который уплачивается налог,
устанавливается в
-льготы по налогу – полное
или частичное освобождение от
уплаты налогов через снижение
ставок или исключение
-денежные санкции – мера
наказания плательщиков за
-административные санкции
-финансовые санкции
Налогоплательщики и виды налогооблагаемой деятельности.
Плательщик налога является основополагающим элементом, по отношению к которому строится вся налоговая система в комплексе. Все последующие функциональные элементы налога (объекты налогообложения, ставки, льготы и др.) используются уже в рамках конкретного плательщика [14,c.18].
Налоговым
агентом признается лицо, на которое
налоговым законодательством
Представитель
налогоплательщика – это
Предметом
налогообложения признается экономическая
и неэкономическая
Субъектами экономической деятельности и носителями налогов выступают предприятия и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица.
Неэкономическая деятельность характеризует деятельность, имеющую своей целью не получение дохода, а достижение определенных социальных или моральных эффектов. Субъектами неэкономической деятельности являются бюджетные организации, общественные фонды, ассоциации, сообщества, содружества, религиозные, благотворительные организации и т.п. Их доходы формируются преимущественно за счет бюджетных ассигнований, добровольных взносов физических или юридических лиц и не облагаются налогами, если используются в соответствии с зарегистрированным уставом на обусловленные в нем цели. Налогоплательщиками указанные субъекты становятся в том случае, если они параллельно занимаются и экономической деятельностью. [14,c.20-22].
Объекты налогообложения и источники уплаты налогов. Перечень всех объектов налогообложения и полная характеристика каждого из них устанавливаются Налоговым кодексом государства, а при его отсутствии – Законом о данном налоге. Выбор объектов налогообложения является важнейшим элементом проводимой правительством налоговой политики и существенно влияет на экономическое развитие страны.
В решении
вопроса об установлении объектов налогообложения
проявляется приоритет
Развитие налоговых систем всех государств шло по линии использования для формирования бюджетов наиболее продуктивных объектов налогообложения, которые можно классифицировать в следующие группы:
-доход;
-имущество
(земля, капитал, прочая
-передача
имущества (наследство и
-потребление (акцизы, налог с продаж, налог на добавленную стоимость);
-ввоз и
вывоз товаров (пошлины на
Обоснованное сочетание различных объектов налогообложения позволяет максимально соблюсти принципы равенства и справедливости налогов по отношению ко всем налогоплательщикам.
Существует два источника, за счет которых может быть уплачен налог – доход и капитал. Капитал в качестве источника уплаты используется только в исключительных случаях, например, при стихийных бедствиях или в других ситуациях, когда возникает угроза существования предприятия. При этом должны приниматься меры к восстановлению изъятых средств за счет увеличения доходов. Следовательно, единственным реальным источникам может служить чистый доход.
Доходом признаются средства, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления экономической деятельности. К ним относятся:
-дивиденды и приравненные к ним доходы;
-прибыль,
распределяемая между
-процентный
доход от долговых
-доходы от использования авторских прав, патентов, компьютерных программ, свидетельств, торговых марок и т.п.;
-доходы от сдачи в аренду имущества;
-доходы от
прироста стоимости имущества,
полученные в результате
-вознаграждения
за выполнение трудовых
-пенсии, пособия, стипендии и другие доходы.
Объект налогообложения и его источник могут совпадать или не совпадать между собой. Например, выручка от реализации продукции, работ, услуг является и объектом и источником исчисления и уплаты косвенных налогов; прибыль служит объектом и источником налога на прибыль, транспортного сбора и других местных налогов и сборов [14, c. 22-25].
Методы построения налоговых ставок. В теории и практике налогообложения важное значение имеют методы построения налоговых ставок. Различают четыре метода исчисления ставок: твердые (или равные), пропорциональные и регрессивные ставки.