Налоговая система РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 14:42, курсовая работа

Описание

Переход к рыночной экономике – сложнейшая социально- экономическая проблема, решение которой требует принципиальных изменений во всех сферах жизни общества. Активное использование в интересах экономического развития стихийных сил рынка и конкуренции невозможно без обоснованного установления определенных ограничивающих и регулирующих условий в целях предотвращения негативного воздействия рынка на экономику. Именно такой подход реализуется в странах с развитой рыночной экономикой. И здесь на первое место выдвигается регулирующая роль государства, осуществляемая различными методами, среди которых важное место занимает налоговое регулирование.

Содержание

Введение 3
1. Понятие налоговой системы 5
1.1 Понятие налоговой системы 5
1.2 Основные элементы налоговой системы 6
2. Налоговая система Республики Беларусь 15
2.1 Формирование и структура национальной налоговой системы в
Республике Беларусь 15
2.2 Виды налогов, сборов (пошлин), действующих на территории Республики Беларусь, их динамика 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
Список использованных источников 29

Работа состоит из  1 файл

налоги курсач2.docx

— 73.37 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

Введение            3

1. Понятие налоговой системы        5

1.1 Понятие  налоговой системы       5

1.2 Основные  элементы налоговой системы     6

2. Налоговая система Республики Беларусь      15

2.1 Формирование  и структура национальной налоговой  системы в

Республике  Беларусь          15

2.2 Виды  налогов, сборов (пошлин), действующих  на территории      Республики  Беларусь, их динамика        19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ           25

Список  использованных источников       29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Переход к рыночной экономике – сложнейшая социально- экономическая проблема, решение которой требует принципиальных изменений во всех сферах жизни общества. Активное использование в интересах  экономического развития стихийных  сил рынка и конкуренции невозможно без обоснованного установления определенных ограничивающих и регулирующих условий в целях предотвращения негативного воздействия рынка  на экономику. Именно такой подход реализуется  в странах с развитой рыночной экономикой. И здесь на первое место  выдвигается регулирующая роль государства, осуществляемая различными методами, среди которых важное место занимает налоговое регулирование.

Наиболее  важным фактором высоких темпов экономического роста и повышение уровня социально-экономического развития большинства европейских  стран является система налогообложения.

Налоги  служат не только главным источником пополнения государственных доходов, но и одним из  основных рычагов  воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса, регулируется внешнеэкономическая  деятельность, включая привлечение  иностранных инвестиций. Поэтому  создание эффективной системы налогообложения  является одной из важнейших задач  любой страны.

Развитие  и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием  налоговой системы.

Налоговая система Республики Беларусь не совершенна и нуждается в доработке и  преобразовании, поэтому данная тема в настоящее время является актуальной.

Целью данной работы является рассмотрение и изучение этапов формирования и структуры  национальной налоговой системы, налогового законодательства нашей страны, виды налогов и сборов, их динамику, выявление  проблем и выработка предложений  по совершенствованию налоговой  системы  и в целях снижения налоговой нагрузки.

Нестабильность  наших налогов, постоянный пересмотр  ставок, количества налогов, льгот и  т.д. несомненно, играет отрицательную  роль, особенно в период перехода белорусской  экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям  как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы  на сегодняшний день – главная  проблема реформы налогообложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие налоговой системы

1.1 Понятие налоговой системы

Налоговая система представляет собой  совокупность налогов и обязательных платежей, принципов, форм и методов  их установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, а также форм и методов  налогового контроля и ответственности  за нарушение налогового законодательства [24, с.54].

Задачами налоговой системы  является: обеспечение государства  финансовыми ресурсами с помощью  перераспределения национального  дохода; противодействие спаду производства; создание благоприятных условий  для развития предпринимательства; реализация социальных программ.

Главная функция налоговой системы  – фискальная (формирование доходной части государственного бюджета). Прочие функции – ослабление дифференциации общества по доходам; воздействие на структуру и объем производства через механизм спроса и предложения; стимулирование научно-технического прогресса; регулирование внешнеэкономической  деятельности [22].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Основные элементы налоговой  системы

Экономическая и юридическая наука выделяют следующие общие характеристики налоговой системы:

- порядок  установления и ввода в действие  налогов;

-виды  налогов и система налогов;  классификация налогов в соответствии  с национальной бюджетной классификацией;

-порядок  распределения налогов между  звеньями бюджетной системы;

-налоговые  органы;

-права  и обязанности налогоплательщиков;

-права  и обязанности налоговых органов;

-ответственность  участников налоговых отношений;

-защита  прав и интересов налогоплательщиков;

-налоговое  законодательство.

Каждое государство имеет свою систему налогов, или перечень законодательно установленных налогов. Их количество варьирует в зависимости от многих обстоятельств экономического и  исторического характера. В целях  сравнимости и достижения многообразия в построении налоговой системы, к чему обязывают интеграционные процессы и нормы международного финансового права, все налоги подразделяются по критериям бюджетной классификации [1].

В практике налогообложения используются следующие обязательные элементы налогов:

-субъект налога (плательщик) –  юридическое или физическое лицо, которое в соответствии с законодательством  обязано платить налог;

-объект налога – то, что подлежит  налогообложению: имущество, ресурсы,  доходы, прибыль, выручка от реализации  и т.п.;

-источники уплаты налога –  доход субъекта (заработная плата,  прибыль, доходы, проценты), из которого уплачивается налог. Он может совпадать с объектом обложения (прибыль, заработная плата, доходы), в других случаях – нет (доходы юридических и физических лиц, но не прямо, а посредством увеличения издержек обращения или цены реализованных товаров и услуг);

-ставка налога – фиксированная  величина изъятия налога, установленная  законодательно в абсолютном  или относительном измерении;

-срок уплаты налога – срок, в который уплачивается налог,  устанавливается в соответствии  законодательством;

-льготы по налогу – полное  или частичное освобождение от  уплаты налогов через снижение  ставок или исключение отдельных  оборотов, объектов из налогообложения  (могут быть постоянными или  временными);

-денежные санкции – мера  наказания плательщиков за нарушение  налогового законодательства;

-административные санкции применяются  к ответственным лицам (руководителям,  бухгалтерам, предпринимателям) в  случае нарушения порядка постановки  на налоговый учет в государственных  налоговых инспекциях; занятия запрещенной  деятельностью; занижения или  сокрытия доходов, других объектов  обложения; неправильного ведения  бухгалтерского учета; несвоевременной  сдачи балансов, отчетов, расчетов  по налогам;

-финансовые санкции применяются  непосредственно к плательщикам (предприятиям, организациям, частным  предпринимателям) за сокрытие или  занижение фактически полученных  доходов или других объектов  обложения; занятие запрещенной  деятельностью; несвоевременное  представление расчетов по авансовым  платежам, деклараций по доходам  и другие нарушения налогового  законодательства [14, c.17-18].

Налогоплательщики и виды налогооблагаемой деятельности.

Плательщик налога является основополагающим элементом, по отношению к которому строится вся налоговая система  в комплексе. Все последующие  функциональные элементы налога (объекты  налогообложения, ставки, льготы и др.) используются уже в рамках конкретного  плательщика [14,c.18].

Налоговым агентом признается лицо, на которое  налоговым законодательством возлагаются  обязанности по исчислению, удержанию  у налогоплательщика и перечислению в бюджет налогов, сборов и пошлин.

Представитель налогоплательщика – это юридическое  или физическое лицо, действующее  от имени или по поручению официального налогоплательщика. Представителем юридического лица является руководитель предприятия, главный бухгалтер и иные уполномоченные лица этого предприятия.

Предметом налогообложения признается экономическая  и неэкономическая деятельность. Под экономической деятельностью  понимается всякая деятельность по производству и реализации продукции (работ, услуг), а также любая иная деятельность, которая влечет или может повлечь  получение доходов (прибыли).

Субъектами  экономической деятельности и носителями налогов выступают предприятия  и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования  юридического лица.

Неэкономическая деятельность характеризует деятельность, имеющую своей целью не получение дохода, а достижение определенных социальных или моральных эффектов. Субъектами неэкономической деятельности являются бюджетные организации, общественные фонды, ассоциации, сообщества, содружества, религиозные, благотворительные организации и т.п. Их доходы формируются преимущественно за счет бюджетных ассигнований, добровольных взносов физических или юридических лиц и не облагаются налогами, если используются в соответствии с зарегистрированным уставом на обусловленные в нем цели. Налогоплательщиками указанные субъекты становятся в том случае, если они параллельно занимаются и экономической деятельностью. [14,c.20-22].

Объекты налогообложения и источники  уплаты налогов. Перечень всех объектов налогообложения и полная характеристика каждого из них устанавливаются  Налоговым кодексом государства, а  при его отсутствии – Законом  о данном налоге. Выбор объектов налогообложения является важнейшим  элементом проводимой правительством налоговой политики и существенно  влияет на экономическое развитие страны.

В решении  вопроса об установлении объектов налогообложения  проявляется приоритет фискальной или стимулирующей функции налогов.

Развитие  налоговых систем всех государств шло по линии использования для формирования бюджетов наиболее продуктивных объектов налогообложения, которые можно классифицировать в следующие группы:

-доход;

-имущество  (земля, капитал, прочая недвижимость, предметы роскоши);

-передача  имущества (наследство и дарение,  сделки купли-продажи и др.);

-потребление  (акцизы, налог с продаж, налог  на добавленную стоимость);

-ввоз и  вывоз товаров (пошлины на экспортные  и импортные товары).

Обоснованное  сочетание различных объектов налогообложения  позволяет максимально соблюсти принципы равенства и справедливости налогов по отношению ко всем налогоплательщикам.

Существует  два источника, за счет которых может  быть уплачен налог – доход  и капитал. Капитал в качестве источника уплаты используется только в исключительных случаях, например, при стихийных бедствиях или  в других ситуациях, когда возникает  угроза существования предприятия. При этом должны приниматься меры к восстановлению изъятых средств  за счет увеличения доходов. Следовательно, единственным реальным источникам может  служить чистый доход.

Доходом признаются средства, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления экономической  деятельности. К ним относятся:

-дивиденды  и приравненные к ним доходы;

-прибыль,  распределяемая между участниками  налогового партнерства;

-процентный  доход от долговых обязательств  любого вида; премии, выплачиваемые  при погашении ценных бумаг,  ранее реализованных с дисконтом;  страховые премии; штрафы и пени  за нарушение договорных или  долговых обязательств;

-доходы от  использования авторских прав, патентов, компьютерных программ, свидетельств, торговых марок и т.п.;

-доходы от  сдачи в аренду имущества;

-доходы от  прироста стоимости имущества,  полученные в результате реализации  недвижимого имущества, акций,  облигаций, других ценных бумаг;

-вознаграждения  за выполнение трудовых обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу;

-пенсии, пособия,  стипендии и другие доходы.

Объект  налогообложения и его источник могут совпадать или не совпадать  между собой. Например, выручка от реализации продукции, работ, услуг  является и объектом и источником исчисления и уплаты косвенных налогов; прибыль служит объектом и источником налога на прибыль, транспортного сбора  и других местных налогов и  сборов [14, c. 22-25].

Методы  построения налоговых ставок. В теории и практике налогообложения важное значение имеют методы построения налоговых ставок. Различают четыре метода исчисления ставок: твердые (или равные), пропорциональные и регрессивные ставки.

Информация о работе Налоговая система РБ