Налоговая система РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 14:42, курсовая работа

Описание

Переход к рыночной экономике – сложнейшая социально- экономическая проблема, решение которой требует принципиальных изменений во всех сферах жизни общества. Активное использование в интересах экономического развития стихийных сил рынка и конкуренции невозможно без обоснованного установления определенных ограничивающих и регулирующих условий в целях предотвращения негативного воздействия рынка на экономику. Именно такой подход реализуется в странах с развитой рыночной экономикой. И здесь на первое место выдвигается регулирующая роль государства, осуществляемая различными методами, среди которых важное место занимает налоговое регулирование.

Содержание

Введение 3
1. Понятие налоговой системы 5
1.1 Понятие налоговой системы 5
1.2 Основные элементы налоговой системы 6
2. Налоговая система Республики Беларусь 15
2.1 Формирование и структура национальной налоговой системы в
Республике Беларусь 15
2.2 Виды налогов, сборов (пошлин), действующих на территории Республики Беларусь, их динамика 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
Список использованных источников 29

Работа состоит из  1 файл

налоги курсач2.docx

— 73.37 Кб (Скачать документ)

Простота  и дешевизна налоговой системы. Этот принцип достигается через  создание четкого налогового законодательства и равнонапряженную налоговую систему с небольшим количеством социальных и инвестиционных льгот.

Для соответствия всем этим принципам современные налоговые  системы используют различные виды налогов.

 Развитие налоговой  системы, отвечающее государственной  стратегии развития, является одной  из наиболее актуальных проблем  теории и практики реформирования  национальной экономики.

Действующая в Республике Беларусь налоговая система сформировалась в самом начале трансформационного процесса. Национальное налогообложение  недостаточно отражало особенности  переходного периода, а также  необходимость осуществления системных  мероприятий по созданию условий  для постоянного экономического роста. При таких обстоятельствах  налоговая система была сориентирована на необходимость формирования бюджета, обеспечивающего финансирование всех государственных расходов и регулирование  макроэкономического равновесия путем  сдерживания бюджетного дефицита (не более 2-3% к ВВП).

Как следствие, налоговое законодательство характеризовалось  фискальной направленностью, нестабильностью.

За время функционирования национальная налоговая система  претерпела существенные изменения, выразившиеся в совершенствовании методик  исчисления основных видов налогов  и сборов и расширении базы налогообложения  с учетом новых видов хозяйственной  деятельности и в укреплении ее правовых основ.

В нашей республике прямые налоги пока не являются преобладающими, но их роль в формировании доходной части бюджета за последние годы стабилизируется на уровне 28-33%. Динамика косвенных налогов определяет рост их доли с 47-58% дохода бюджета. Удельный вес прочих налогов и сборов увеличился  с 4,7 до 16,2%.

В структуре косвенных  налогов лидирующие позиции принадлежат  налогу на добавленную стоимость (52,3%), платежам, исчисленным из выручки  от реализации продукции (20,9%), акцизам(20,1%).

Структура контролируемых МНС доходов в разрезе видов  плательщиков за анализируемый период в целом не претерпела ощутимых изменений. Наметилась тенденция уменьшения  доли доходов, поступающих от плательщиков государственного сектора в пользу плательщиков негосударственного сектора экономики.

На государственный сектор экономики ложится основное бремя  по уплате налогов и составляет 2/3 доходов бюджета, тогда как на негосударственный сектор приходится только 1/3 всех платежей.

В анализируемом  периоде наполняемость бюджета  характеризовалась нарастанием  концентрации налоговых платежей от организаций нефтеперерабатывающей  отрасли, электроэнергетики, а также  крупнейших импортеров нефти из Российской Федерации.

Основную часть налоговых  поступлений в консолидированный  бюджет обеспечивают юридические лица (96,1% всех платежей). За счет индивидуальных предпринимателей и физических лиц  сформировано  2,7 и 1,2% всех поступлений  соответственно.

Не следует забывать о социальной направленности бюджета белорусского государства. Высокая концентрация финансовых ресурсов в бюджете нашей  страны обусловлена широкомасштабным комплексом социальных гарантий. По этой причине параллели с некоторыми зарубежными странами, в том числе  и постсоветского пространства, выглядят некорректно.

При стремительно стареющем населении  и резком ухудшении баланса пенсионной системы к 2009-10гг. нагрузка на бюджет вырасла.

Нельзя сказать, что налоговая  система Республики Беларусь на сегодняшний  день является отлаженной и стабильной. Подвижки в отдельных элементах  налогового законодательства в этих условиях неизбежны, однако следует  заметить, что вносимые изменения  зачастую недостаточно хорошо апробированы и согласованы с существующими  налоговыми нормами. Пока еще не найдено  оптимальное сочетание распределяемого  между отдельными категориями плательщиков налогового бремени и приемлемых форм налоговых льгот.

Налоговая политика должна учитывать особенности нынешнего  переходного периода и его  продолжительность, кризисное состояние  экономики, присутствие инфляционных процессов, нестабильность рыночных цен. Во главу угла должна быть поставлена не фискальная задача пополнения бюджета, а всемерное стимулирование производства, привлечение инвестиций.

При проведении налоговых  реформ должна анализироваться взаимосвязь  всех видов налогов, обеспечиваться взаимная компенсация изменений  их влияния на экономическое поведение  потребителей и производителей, соблюдаться  интересы бюджета, а, следовательно, и  общества в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1.Адаменкова, С.И. Налоги и их применение в финансово-экономических расчетах, ценообразовании: (теория, практика): С.И.Иванов. – Минск: Элайда, 2005.

2.Адаменкова, С.И. Налоговая система Республики Беларусь: Учеб.пособие/ С.И. Адаменкова. – Минск: Тонпик, 2006.

3. Вешторт, В. Налогообложение. До идеала далеко/ В. Вешторг// Национальная экономическая газета. – 2005. – 29 марта. – С.6.

4. Главное требование к проекту бюджета на 2007год-его социальная направленность//[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http// www.president.gov.by/.

5. Головачев, А.С. Налогообложение: Учеб.пособие. / А.С. Головачев, Л.П. Пацкевич.– Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2007.

6. Дадалко В.А. Налогообложение в системе международных экономических отношений: Учеб. Пособие / В.А. Дадалко. – Минск: Армета – Маркетинг, 2008

7. Ермак, Д. Холодно, местами заморозки/ Д. Ермак// Национальная экономическая газета. – 2005. – 7 июня. – С.6.

8. О бюджете Республики Беларусь на 2004 год:Закон Респ.Беларусь от 29 дек.2004 г. № 259-3 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. –2004. – №3. –2/1008.

9. О бюджете Республики Беларусь на 2005 год: Закон Респ.Беларусь от 18 нояб.2004 г. № 339-з// Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. –2004. – №6. –2/1008.

10. О бюджете Республики Беларусь на 2006 год: Закон Респ.Беларусь  от 31.12.2005 г. № 81-3  // Нац. реестр правовых актов Респ.Беларусь. –2006. –№7. –2/1178.

11. О бюджете Республики Беларусь на 2007 год: Закон Респ.Беларусь  от29.12.2006 г. №191-3  // Наци. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2007. – №16.

12. Заяц, Н.А., Налог как экономическая категория/ Н.А. Заяц // Финансы. Учет. Аудит. – 2007. – №9.

13. Карякина, О.А. Налоги и налогообложение: курс лекций/ О.А.Карякина. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2006.

14. Киреева, Е., Киселев, С. Налоговая политика. Выбор форм и приоритетов/ Е.Киреев,С.Киселев//Финансы. Учет. Аудит. – 2006. – №13.

15. Киреева, Е. Пути реформирования национальной налоговой системы в условиях вхождения в региональные экономические союзы/ Е.Киреева// Финансы. Учет. Аудит. – 2007. – №20

16. Козырин, А.Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики: А.Н.Козырин. – М.: Манускрипт, 2003

17. Коновалов, Ю.В. Об упрощении и совершенствовании налоговой системы/ Ю.В. Коновалов// Вестник Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. –2007. – №1.

18. Курайши, Е.В. Итоги работы налоговой службы за январь-ноябрь 2005г./ Е.В. Курайши// Вестник Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. – 2006. – №2.

19. Мельникова, Н.А. Бюджетная и налоговые системы Республики Беларусь: Учеб.пособие/ Н.А.Мельникова.- Минск: БГУ, 2005

20. Мещерякова, О.В. Налоговые системы развитых стран мира: Справочник / О.В. Мещерякова.– М.: Фонд «Правовая культура»,2007.

21. Михайлов, А.А. Итоги работы налоговой службы за 2006г./ А.А. Михайлов// Вестник Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. – 2007. – №6

22. Муравьева, З.А. Налоги и налогообложение: учебно-методический комплекс/ З.А. Муравьева. – Минск: МИУ, 2006.

23. Муравьева, З.А. Финансово-кредитные системы зарубежных стран:Учеб.-метод.комплекс/ З.А. Муравьева. – Минск: МИУ, 2005.

24. Налоги: Учебник / Н.Е.Заяц, М.К.Фисенко, Т.И. Василевская[и др.];            под общ.ред. Н.Е.Заяц, Т.И.Василевской. – Минск: БГЭУ, 2008.

25. Налоги и налогообложение: Учебник/ Д.Г.Черник [и др.];под общ.ред.В.И.Кудашова. – Минск: ИНФРА-М, 2003.

26. Налоговый Кодекс Республики Беларусь (Общая часть и особенная части) от 29.12.2009г. №71-з (с изм. и доп.)// Вестник – ИНФО. Налоговое законодательство. – 2010- №1.

27. Налоговые системы зарубежных стран: Учебник/ под ред. Г.Черник, М.Иоффе. – М.: Закон и право: ЮНИТИ, 2007.

28. Об итогах работы налоговой службы за 2005 год[Электронный ресурс]: Режим доступа:  http://www.nalog.by/news/ arhnewsministries/mnsnews02-02-061.html.

29. О налоговых платежах и величине налоговой нагрузки в Республике Беларусь в 2006г. [Электронный ресурс]: Режим доступа: //www.nalog.by/ndok/use/article61.html.

30. Очерки экономики США: пер. с англ. – Б.м.,[2001].

31. Пансков, В.Г. Налоги и налогообложение: Учебник /В.Г. Пансков, В.Г. Князев.– М.: МЦФЭР, 2008.

33. Псолых , В. Проще не бывает, или Как упростить оптимальное/ В.Псолых// Национальная экономическая газета. – 2005.

34. Радюк, А. Снижение налогов предусматривается в Особенной части кодекса/ А.Радюк// Национальная экономическая газета. – 2005

35. Романчук, Я. Налогооблагалище/ Я.Романчук // Белгазета. Информационно - аналитический ежедневник. – 2007.

36. Рудый, К.В. Финансово-кредитные системы зарубежных стран: Учебник/К.В. Рудый. – М.: Новое знание, 2005.

37. Симонов, Г., Сложности упрощения и цели налогообложения/ Г.Симонов// Национальная экономическая газета. – 2007

38. Филатова, И. Акцизы в Беларуси: динамика сбора и спроса/ И.Филатова// Национальная экономическая газета. – 2006

39. Филиппович, Е. Управление налоговыми платежами – основа для эффективного формирования доходов бюджета/ Е. Филиппович //Финансы. Учет. Аудит. Июнь–  2006. – №6.

40. Финансовый менеджмент: Учебник/Н.Ф.Самсонов [и др.]; под.ред. Н.Ф.Самсонова. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008.

41. Финансы: Учеб. пособ./ под ред. В.В.Ковалева. М.: ТК Велби, 2003

42. Фридкин, Л. Налоговая нагрузка: надежда на лучшее/ Л.Фридкин// Национальная экономическая газета. – 2007.

43. Ханкевич, Л.А. Финансовое право Республики Беларусь: Практ. Пособ./Л.А.Ханкевич. – Минск: 2004.

44. Худяков, А.И. Основы налогообложения: Учеб. Пособие/ Л.А.Худяков. – СПб.: Изд-во "Европ. Дом", 2008

45.Шакутин, А. Налоговая система Республики Беларусь: где проходят пути упрощения/ А.Шакутин //[Электронный ресурс]. – Режим доступа: 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Налоговая система РБ