Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 14:42, курсовая работа
Переход к рыночной экономике – сложнейшая социально- экономическая проблема, решение которой требует принципиальных изменений во всех сферах жизни общества. Активное использование в интересах экономического развития стихийных сил рынка и конкуренции невозможно без обоснованного установления определенных ограничивающих и регулирующих условий в целях предотвращения негативного воздействия рынка на экономику. Именно такой подход реализуется в странах с развитой рыночной экономикой. И здесь на первое место выдвигается регулирующая роль государства, осуществляемая различными методами, среди которых важное место занимает налоговое регулирование.
Введение 3
1. Понятие налоговой системы 5
1.1 Понятие налоговой системы 5
1.2 Основные элементы налоговой системы 6
2. Налоговая система Республики Беларусь 15
2.1 Формирование и структура национальной налоговой системы в
Республике Беларусь 15
2.2 Виды налогов, сборов (пошлин), действующих на территории Республики Беларусь, их динамика 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
Список использованных источников 29
Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на субъект либо объект налога (например, ставка за определенный объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении).
Пропорциональные ставки устанавливаются в процентах к облагаемому доходу либо стоимости имущества. Они одинаковы для всех плательщиков с единицы обложения (например, ставки по налогу на прибыль, на недвижимость и т.п.).
Прогрессивные
ставки – это ставки, которые
увеличиваются с ростом объекта
по установленной шкале (например, подоходный
налог с граждан взимается
по прогрессивным ставкам в
Прогрессия бывает двух видов – простая и сложная: простая прогрессия означает рост ставки налога и распространение его на всю сумму облагаемого дохода; сложная прогрессия означает, что возросшая ставка относится к определенной сумме, которая превысила границы предыдущей ставки (объект налога разбивается на части, для каждой из которых применяется своя ставка).
Регрессивные ставки – это ставки, которые понижаются по мере роста объекта налога.
Ставка налога должна быть оптимальной, так как существует зависимость между ставками налога и налоговыми поступлениями [14,c. 25-27].
Американский экономист Артур Лаффер показал, что не всегда повышение ставки налога ведет к росту налоговых доходов государства.
Главной переменной у Лаффера являются предельные ставки налогов, которые, воздействуя па выбор и распределение ресурсов, непосредственно влияют на цены, стимулы, экономическое поведение и решения, осуществлять дополнительные инвестиции, расширять производство или нет. Если налоговая ставка выше предельного уровня, то сокращаются стимулы для предпринимательской деятельности и инвестирования, снижается прибыль, расширяется практика уклонения от уплаты налогов. В конечном счете снижаются и общие налоговые поступления. Сокращение налоговых ставок, напротив, активизирует частную инициативу, стимулирует экономический рост и тем самым способствует расширению базы налогообложения и поступлению в бюджет дополнительных доходов.
По мнению Лаффера, сокращение налогов для экономики может дать тройной эффект:
во-первых, способствует преодолению дефицита государственного бюджета в связи со снижением масштаба уклонения и неплатежа налогов, повышением стимулов к производству и увеличению занятости, уменьшением правительственных трансфертных платежей (например, на пособия по безработице);
во-вторых, обеспечивает расширение налоговой базы вследствие увеличения предложения рабочей силы и капитала, т.е расширения объемов производства;
в-третьих, обусловливает перевод капитала в высокоприбыльную сферу хозяйственной деятельности в связи с более эффективным распределением ресурсов по сферам экономики.
В соответствии с рассматриваемой теорией оптимальная ставка для изъятия налогов в бюджет, в границах которой происходит рост налоговых поступлений, - 30 % доходов. Как свидетельствует мировой опыт, если средний уровень изъятия превышает 35 - 37% доходов, это ведет не только к потере интереса к предпринимательской деятельности, но и за счет сокращения собственного инвестиционного потенциала - к нарушению расширенного воспроизводственного цикла и в конечном счете к стагнации или спаду производства [25, c. 40-41].
Методы налогообложения, способы исчисления и сроки уплаты налогов.
Наряду с признаками налоговая система включает способы и методы взимания налогов. В налогообложении действуют три способа взимания налогов: декларационный; кадастровый; административный.
Первый способ предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы официального заявления – декларации – о величине объекта обложения, в которую, как правило, включают данные о доходах и расходах плательщика, источниках доходов, налоговых льготах и порядке исчисления суммы налога. Этот способ создает условия для уклонения от уплаты налогов, поскольку контроль финансовых органов за субъектом ослабевает.
Производственные объединения, предприятия, а также собственники капитала уплачивают налоги на основе предъявленных ими деклараций. Налоги с лиц наемного труда взимаются при выплате им заработной платы.
Второй способ предполагает использование кадастра, содержащего перечень типичных сведений об оценке и средней доходности объекта обложения, которые применяются при исчислении соответствующего налога.
Третий
способ предполагает исчисление и изъятие
налога у источника образования
объекта обложения, обычно осуществляемые
бухгалтерией предприятия или другим
органом, который уплачивает налог.
В данном случае налог удерживается
бухгалтерией до выплаты дохода, что
исключает возможность
Применяются следующие методы уплаты налога:
-наличный платеж, когда плательщик вносит в казну определенную сумму наличных денег;
-безналичный
платеж путем перечисления
-гербовыми
марками, покупаемыми
Налоговые
льготы. Налоговой льготой называется
предоставление отдельным категориям
налогоплательщиков при наличии
оснований, установленных
К важным характеристикам налоговых систем относится также соотношение прямых и косвенных налогов. По механизму взимания и контроля косвенные налоги являются более простыми, чем прямые. Они не требуют развитого налогового аппарата и изощренной системы расчетов. Поэтому в менее развитых странах доля косвенных налогов, как правило, выше.
Среди параметров налоговых систем необходимо отметить и структуру прямых налогов, которая зависит от отношений собственности и соответствующих им распределительных отношений [25, c.38].
Выделяют следующие признаки несовершенной налоговой системы:
- неясное
определение налоговой базы в
законодательстве; множество нормативных
актов, поправок, разъяснений. Такое
явление свойственно
- множество налогов, взимаемых с одной налоговой базы;
- сложность
распределения налоговых
- отсутствие
прогрессивного обложения
-нарушение
системы ценообразования путем
исключения отдельных
- множество
льгот и вычетов,
- индивидуальные льготы [1].
Обобщая итоги развития налоговой системы, можно констатировать, что структура налоговой системы определяется следующими факторами:
- уровень экономического развития (развития производительных сил);
- общественно-экономическое устройство общества (сочетание рынка и государства);
- господствующая
в обществе экономическая
- государственное
устройство стран (
2. Налоговая система республики беларусь
2.1 Формирование и структура
национальной налоговой
Республике Беларусь
Первоначальный этап формирования национальной налоговой системы можно охарактеризовать как переход к системе налогообложения, предусматривающий введение новых, ранее не применяемых видов и форм, используемых в развитых странах [15, c.17].
Налоговая система Беларуси формировалась на классических принципах налогообложения, с учетом разработанных налоговой практикой других стран принципов налогообложения. В силу сложных условий переходного периода не все они легли в основу нашей налоговой системы, другие дополнены и уточнены положениями, вытекающими из практической необходимости.
В основу налоговой системы Республики Беларусь положены следующие принципы:
-
однократность обложения, то
- оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов;
-
одинаковый подход ко всем
хозяйствующим субъектам
-
установленный порядок
- четкая классификация налогов, взимаемых на территории страны, в основу которой положена компетенция соответствующей власти;
-
обоснование и точное
- стабильность
ставок налога в течение
Налоговое законодательство формировалось в условиях, когда страны Центральной и Восточной Европы закончили первоначальный этап налоговых реформ. Это позволило учесть как национальную специфику, так и позитивные и негативные результаты проведения в этих странах мероприятий по реформированию налогообложения. Это позволило учесть как национальную специфику, так и позитивные и негативные результаты проведенных в этих странах мероприятий по реформированию налогообложения.
На специфику построения национальных налоговых систем существенное влияние оказывают основные экономические параметры (ВВП, уровень инфляции, среднедушевой доход и т.п.), формирующие базу и условия для налогообложения.
Самая высокая степень
развития налогообложения в отдельных
странах не дает основания считать
данную систему применимой в других
странах, поскольку отличаются основные
производственные отношения, отношения
собственности. Налогообложение основывается
на смене форм собственности. Там, где
есть разнообразие форм собственности,
и они существуют на паритетных условиях,
можно говорить о полнокровном налоговом
механизме. Если же государственная
собственность преобладает над
всеми остальными формами собственности,
ограничены экономические свободы
граждан и свобода
Нами не наработан тот вековой опыт, который есть у западных государств, давно исповедующих принципы рыночной экономики, а механическое перенесение чужого опыта на нашу почву может быть еще более губительным, чем длинная эволюция. Каждая страна шла к построению хорошей налоговой системы, ориентируясь на практику. В тоже время ориентация на хорошую и качественную систему, при которой налогов платится мало, берутся они с широкой налогооблагаемой базы, а механизм взимания прост и понятен, при формировании государственной экономической политики сохраняется [40].
Так, налоговая система зависит от структуры экономики и методов управления ею.
Основу налоговой системы Беларуси составляют Общая часть Налогового кодекса Республики Беларусь, которая вступила в силу с 01.01. 2004 г. и особенная часть Налогового Кодекса, которая вступила в силу с 1.01.2010 г.
Налоговый кодекс регламентирует
порядок введения, изменения, отмены
республиканских налогов, сборов, пошлин,
процедуру установления местных
налогов и сборов, определяет права,
обязанности, ответственность
Налоговый кодекс республики декларирует принципы эффективного, равного и справедливого налогообложения объектов экономической деятельности с учетом предельно допустимых норм налоговой нагрузки. Налоги, сборы, пошлины не могут устанавливаться либо различно применяться исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных, этических или иных подобных критериев.