Налоговая система РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 14:42, курсовая работа

Описание

Переход к рыночной экономике – сложнейшая социально- экономическая проблема, решение которой требует принципиальных изменений во всех сферах жизни общества. Активное использование в интересах экономического развития стихийных сил рынка и конкуренции невозможно без обоснованного установления определенных ограничивающих и регулирующих условий в целях предотвращения негативного воздействия рынка на экономику. Именно такой подход реализуется в странах с развитой рыночной экономикой. И здесь на первое место выдвигается регулирующая роль государства, осуществляемая различными методами, среди которых важное место занимает налоговое регулирование.

Содержание

Введение 3
1. Понятие налоговой системы 5
1.1 Понятие налоговой системы 5
1.2 Основные элементы налоговой системы 6
2. Налоговая система Республики Беларусь 15
2.1 Формирование и структура национальной налоговой системы в
Республике Беларусь 15
2.2 Виды налогов, сборов (пошлин), действующих на территории Республики Беларусь, их динамика 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
Список использованных источников 29

Работа состоит из  1 файл

налоги курсач2.docx

— 73.37 Кб (Скачать документ)

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на субъект либо объект налога (например, ставка за определенный объем  ввозимых подакцизных товаров в  натуральном выражении).

Пропорциональные  ставки устанавливаются в процентах  к облагаемому доходу либо стоимости  имущества. Они одинаковы для  всех плательщиков с единицы обложения (например, ставки по налогу на прибыль, на недвижимость и т.п.).

Прогрессивные ставки – это ставки, которые  увеличиваются с ростом объекта  по установленной шкале (например, подоходный налог с граждан взимается  по прогрессивным ставкам в диапазоне  от 9 до 30 процентов в зависимости  от дохода плательщика).

Прогрессия  бывает двух видов – простая и  сложная: простая прогрессия означает рост ставки налога и распространение  его на всю сумму облагаемого  дохода; сложная прогрессия означает, что возросшая ставка относится  к определенной сумме, которая превысила  границы предыдущей ставки (объект налога разбивается на части, для каждой из которых применяется своя ставка).

Регрессивные  ставки – это ставки, которые  понижаются по мере роста объекта  налога.

Ставка  налога должна быть оптимальной, так  как существует зависимость между  ставками налога и налоговыми поступлениями [14,c. 25-27].

Американский  экономист Артур Лаффер показал, что не всегда повышение ставки налога ведет к росту налоговых доходов государства.

Главной переменной у Лаффера являются предельные ставки налогов, которые, воздействуя па выбор и распределение ресурсов, непосредственно влияют на цены, стимулы, экономическое поведение и решения, осуществлять дополнительные инвестиции, расширять производство или нет. Если налоговая ставка выше предельного уровня, то сокращаются стимулы для предпринимательской деятельности и инвестирования, снижается прибыль, расширяется практика уклонения от уплаты налогов. В конечном счете снижаются и общие налоговые поступления. Сокращение налоговых ставок, напротив, активизирует частную инициативу, стимулирует экономический рост и тем самым способствует расширению базы налогообложения и поступлению в бюджет дополнительных доходов.

По мнению Лаффера, сокращение налогов для экономики может дать тройной эффект:

во-первых, способствует преодолению дефицита государственного бюджета в связи со снижением масштаба уклонения и неплатежа налогов, повышением стимулов к производству и увеличению занятости, уменьшением правительственных трансфертных платежей (например, на пособия по безработице);

во-вторых, обеспечивает расширение налоговой  базы вследствие увеличения предложения рабочей силы и капитала, т.е расширения объемов производства;

в-третьих, обусловливает перевод капитала в высокоприбыльную сферу хозяйственной деятельности в связи с более эффективным распределением ресурсов по сферам экономики.

В соответствии с рассматриваемой  теорией оптимальная ставка для изъятия налогов в бюджет, в границах которой происходит рост налоговых поступлений, - 30 % доходов. Как свидетельствует мировой опыт, если средний уровень изъятия превышает 35 - 37% доходов, это ведет не только к потере интереса к предпринимательской деятельности, но и за счет сокращения собственного инвестиционного потенциала - к нарушению расширенного воспроизводственного цикла и в конечном счете к стагнации или спаду производства [25, c. 40-41].

Методы  налогообложения, способы исчисления и сроки уплаты налогов.

Наряду  с признаками налоговая система  включает способы и методы взимания налогов. В налогообложении действуют  три способа взимания налогов: декларационный; кадастровый; административный.

Первый  способ предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы официального заявления – декларации – о  величине объекта обложения, в которую, как правило, включают данные о доходах  и расходах плательщика, источниках доходов, налоговых льготах и  порядке исчисления суммы налога. Этот способ создает условия для  уклонения от уплаты налогов, поскольку  контроль финансовых органов за субъектом  ослабевает.

Производственные  объединения, предприятия, а также  собственники капитала уплачивают налоги на основе предъявленных ими деклараций. Налоги с лиц наемного труда взимаются  при выплате им заработной платы.

Второй  способ предполагает использование  кадастра, содержащего перечень типичных сведений об оценке и средней доходности объекта обложения, которые применяются  при исчислении соответствующего налога.

Третий  способ предполагает исчисление и изъятие  налога у источника образования  объекта обложения, обычно осуществляемые бухгалтерией предприятия или другим органом, который уплачивает налог. В данном случае налог удерживается бухгалтерией до выплаты дохода, что  исключает возможность уклонения  от уплаты налога. Сумма изъятого налога переводится сборщиком- предприятием в бюджет. В современных условиях этот способ часто сопровождается последующей подачей декларации в налоговые органы [14, с.26-28].

Применяются следующие методы уплаты налога:

-наличный  платеж, когда плательщик вносит  в казну определенную сумму  наличных денег;

-безналичный  платеж путем перечисления средств  через банк со счета клиента  на счет бюджета;

-гербовыми  марками, покупаемыми плательщиком  и наклеиваемыми на официально  признанный документ [1].

Налоговые льготы. Налоговой льготой называется предоставление отдельным категориям налогоплательщиков при наличии  оснований, установленных законодательством, возможности не уплачивать налог  или уплачивать его в меньшем  по сравнению с другими налогоплательщиками  размере. Налоговые льготы весьма разнообразны и могут выступать в различных  формах. Наиболее характерными льготами являются: полное освобождение от уплаты налога отдельных категорий плательщиков; изъятия или выведения из-под  налогообложения отдельных объектов; установления необлагаемого минимума; скидки или сокращения налоговой  базы на сумму определенных законом  расходов налогоплательщика; снижение ставки налога; перенесение сроков исполнения налогвого обязательства в виде отсрочки платежа и т.д.

К важным характеристикам  налоговых систем относится также соотношение прямых и косвенных налогов. По механизму взимания и контроля косвенные налоги являются более простыми, чем прямые. Они не требуют развитого налогового аппарата и изощренной системы расчетов. Поэтому в менее развитых странах доля косвенных налогов, как правило, выше.

Среди параметров налоговых  систем необходимо отметить и структуру прямых налогов, которая зависит от отношений собственности и соответствующих им распределительных отношений [25, c.38].

Выделяют  следующие признаки несовершенной  налоговой системы:

- неясное  определение налоговой базы в  законодательстве; множество нормативных  актов, поправок, разъяснений. Такое  явление свойственно современному  белорусскому и российскому законодательствам;

- множество  налогов, взимаемых с одной  налоговой базы;

- сложность  распределения налоговых поступлений  по бюджетам различных уровней;

- отсутствие  прогрессивного обложения прибыли,  доходов;

-нарушение  системы ценообразования путем  исключения отдельных субъектов  и товаров из обложения налогом  на добавленную стоимость;

- множество  льгот и вычетов, способствующие уклонению от налогов;

- индивидуальные  льготы [1].

Обобщая итоги развития налоговой системы, можно констатировать, что структура  налоговой системы определяется следующими факторами:

- уровень  экономического развития (развития  производительных сил);

- общественно-экономическое  устройство общества (сочетание  рынка и государства);

- господствующая  в обществе экономическая доктрина (нейтральность налоговой системы  или активное вмешательство);

- государственное  устройство стран (федеративное  или унитарное государство) [25].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Налоговая система республики беларусь

2.1 Формирование и структура  национальной налоговой системы  в

Республике  Беларусь

Первоначальный этап формирования национальной налоговой системы  можно охарактеризовать как переход  к системе налогообложения, предусматривающий  введение новых, ранее не применяемых  видов и форм, используемых в развитых странах [15, c.17].

Налоговая система Беларуси формировалась на классических принципах налогообложения, с учетом разработанных налоговой практикой других стран принципов налогообложения. В силу сложных условий переходного периода не все они легли в основу нашей налоговой системы, другие дополнены и уточнены положениями, вытекающими из практической необходимости.

В основу налоговой системы  Республики Беларусь положены следующие принципы:

- однократность обложения, то есть  один и тот же объект одного  вида налогов облагается только  один раз за определенный законом период;

- оптимальное сочетание прямых  и косвенных налогов;

- одинаковый подход ко всем  хозяйствующим субъектам обложения;

- установленный порядок введения  и отмены органами власти разного уровня налогов, их ставок, налоговых льгот;

- четкая классификация налогов,  взимаемых на территории страны, в основу которой положена компетенция соответствующей власти;

- обоснование и точное распределение  налоговых доходов между бюджетами разных уровней;

- стабильность  ставок налога в течение довольно  длительного периода и простота исчисления платежа.

Налоговое законодательство формировалось в условиях, когда  страны Центральной и Восточной  Европы закончили первоначальный этап налоговых реформ. Это позволило  учесть как  национальную специфику,   так и позитивные и негативные результаты проведения в этих странах  мероприятий по реформированию налогообложения. Это позволило учесть как национальную специфику, так и позитивные и негативные результаты проведенных в этих странах мероприятий по реформированию налогообложения.

На специфику  построения национальных налоговых  систем существенное влияние оказывают  основные экономические параметры (ВВП, уровень инфляции, среднедушевой  доход и т.п.), формирующие базу и условия для налогообложения.

Самая высокая степень  развития налогообложения в отдельных  странах не дает основания считать  данную систему применимой в других странах, поскольку отличаются основные производственные отношения, отношения  собственности. Налогообложение основывается на смене форм собственности. Там, где  есть разнообразие форм собственности, и они существуют на паритетных условиях, можно говорить о полнокровном налоговом  механизме. Если же государственная  собственность преобладает над  всеми остальными формами собственности, ограничены экономические свободы  граждан и свобода предпринимательства, то налоговый механизм превращается в систему директивного изъятия  доходов в ущерб экономическому развитию. Это является причиной частых корректировок положений налоговых  законов. Такая налоговая система  становится обременительной для  плательщика, тормозит инвестиционные процессы.

Нами не наработан тот  вековой опыт, который есть у западных государств, давно исповедующих принципы рыночной экономики, а механическое перенесение чужого опыта на нашу почву может быть еще более  губительным, чем длинная эволюция. Каждая страна шла к построению хорошей  налоговой системы, ориентируясь на практику. В тоже время ориентация на хорошую и качественную систему, при которой налогов платится мало, берутся они с широкой  налогооблагаемой базы, а механизм взимания прост и понятен, при  формировании государственной экономической  политики сохраняется [40].

Так, налоговая система  зависит от структуры экономики  и методов управления ею.

Основу налоговой системы  Беларуси составляют Общая часть  Налогового  кодекса Республики Беларусь, которая вступила в силу с 01.01. 2004 г. и особенная часть Налогового Кодекса, которая вступила в силу с 1.01.2010 г.

Налоговый кодекс регламентирует порядок введения, изменения, отмены республиканских налогов, сборов, пошлин, процедуру установления местных  налогов и сборов, определяет права, обязанности, ответственность налогоплательщиков и налоговых органов, объекты  налогообложения, ставки, льготы, сроки  платежа.

 Налоговый кодекс республики декларирует принципы эффективного, равного и справедливого налогообложения объектов экономической деятельности с учетом предельно допустимых норм налоговой нагрузки. Налоги, сборы, пошлины не могут устанавливаться либо различно применяться исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных, этических или иных подобных критериев.

Информация о работе Налоговая система РБ