Налоговая система РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 14:42, курсовая работа

Описание

Переход к рыночной экономике – сложнейшая социально- экономическая проблема, решение которой требует принципиальных изменений во всех сферах жизни общества. Активное использование в интересах экономического развития стихийных сил рынка и конкуренции невозможно без обоснованного установления определенных ограничивающих и регулирующих условий в целях предотвращения негативного воздействия рынка на экономику. Именно такой подход реализуется в странах с развитой рыночной экономикой. И здесь на первое место выдвигается регулирующая роль государства, осуществляемая различными методами, среди которых важное место занимает налоговое регулирование.

Содержание

Введение 3
1. Понятие налоговой системы 5
1.1 Понятие налоговой системы 5
1.2 Основные элементы налоговой системы 6
2. Налоговая система Республики Беларусь 15
2.1 Формирование и структура национальной налоговой системы в
Республике Беларусь 15
2.2 Виды налогов, сборов (пошлин), действующих на территории Республики Беларусь, их динамика 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
Список использованных источников 29

Работа состоит из  1 файл

налоги курсач2.docx

— 73.37 Кб (Скачать документ)

С  принятием Общей  части Налогового кодекса Республики Беларусь выработаны принципы формирования налоговой политики. Налоговая политика должна учитывать особенности нынешнего  переходного периода и его  продолжительность, кризисное состояние  экономики, присутствие инфляционных процессов, нестабильность рыночных цен. Главной задачей является не пополнение бюджета, а стимулирование производства и привлечение инвестиций, расширение малого и среднего бизнеса, оживление  предпринимательской инициативы.

Система нормативных правовых актов, регулирующих вопросы налогообложения:

-Налоговый кодекс и принятые  в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения;

-декреты, указы и распоряжения  Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения;

-постановления Правительства Республики  Беларусь;

-нормативные правовые акты республиканских  органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления.

Интересы государства  в налоговых отношениях защищают государственные налоговые органы. Они могут действовать как  самостоятельные органы государственного управления, либо как структуры в  составе, как правило, Министерства финансов.

Установление, введение, изменение  и прекращение действия местных  налогов и сборов осуществляются в соответствии с Налоговым Кодексом Республики Беларусь, принятием нормативного правового акта (решения) местного Совета депутатов.

Налоговая база и налоговые  ставки по республиканским налогам, сборам (пошлинам) устанавливаются  законодательными актами, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Сроки уплаты налогов, сборов (пошлин) устанавливаются Налоговым  Кодексом, другими законами Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь либо решениями местных  Советов депутатов (в отношении  местных налогов и сборов) применительно  к каждому налогу, сбору (пошлине).

Налоговые органы являются государственными органами, обладающими  правами юридического лица, и в  пределах своей компетенции проводят государственную политику и осуществляют регулирование и управление в  сфере налогообложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Виды налогов, сборов (пошлин), действующих на территории      Республики Беларусь, их динамика

При разнообразии налогов правильная классификация, устанавливающая их различия и сходства, необходима не только для финансовой науки, но и для практики. Особые свойства отдельных групп налогов  требуют особых условий обложения  и взимания, соответствующих административно-финансовых мер.

Состав  налогов налоговой системы Республики Беларусь можно классифицировать определенным образом, объединив группы по классификационным  признакам: объект обложения, особенности  ставки, полнота прав соответствующих  бюджетов в использовании поступающих  налоговых сумм, методу установления, органу взимания, использованию, характеру  налоговых ставок, объекту и субъекту налогообложения и др. [46, c.192].

В зависимости  от органа, взимающего налоги, выделяются налоги:

- республиканские  (общегосударственные);

- местные;

- внебюджетные.

 В соответствии с  Налоговым Кодексом с изменениями  и дополнениями 29.12.2009 г. № 72-3 в  Республики Беларусь (статья 8) к  республиканским налогам, сборам (пошлинам) относятся: налог на  добавленную стоимость, акцизы, налог  на прибыль, налоги на доходы  иностранных организаций, не осуществляющих  деятельность в Республике Беларусь  через постоянное представительство,  подоходный налог с физических  лиц, экологический налог, налог  на добычу (изъятие) природных  ресурсов, налоги на недвижимость, земельный налог; сбор при ввозе  на территорию Республики Беларусь  озоноразрушающих веществ, сбор за выдачу разрешений на проезд автомобильных транспортных средств Республики Беларусь по территориям иностранных государств, сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь, таможенная пошлина и таможенные сборы, гербовый сбор, оффшорный сбор, консульский сбор, государственная пошлина, регистрационные и лицензионные сборы, патентные пошлины.

К местным налогам и  сборам относятся (в соответствии со статьей 9 Налогового Кодекса Республики Беларусь): налог за услуги, налог  за владение собаками, сбор на развитие территорий, курортный сбор, сбор с  заготовителей.

Налоговые платежи признаются республиканскими, если они установлены законодательными актами и являются обязательными  к уплате на всей территории Республики Беларусь.

Республиканские налоги зачисляются  в республиканский бюджет или  бюджеты областей и г. Минска и  являются источниками республиканского бюджета.

Местные налоги и сборы признаются в случаях, если они регулируются местными Советами депутатов и обязательны к  уплате на соответствующей территории.

Введение  в действие или изменение действующих  республиканских и местных налогов  и сборов, порядок распределения  поступающих средств и  зачисления их в республиканский  бюджет и  бюджеты областей  и г. Минска определяется Законом Республики Беларусь “О бюджете  Республики Беларусь”  на текущий финансовый год.

По фактическому плательщику выделяются две основные группы налогов:

- прямые;

- косвенные.

В зависимости  от объекта обложения прямые налоги подразделяются на: личные прямые и  реальные прямые.

В Республике Беларусь к личным прямым относят: подоходный налог, налог на прибыль и доходы, отчисления в местный бюджет и  др. К реальным прямым налогам -  налог  на землю (для физических лиц), налог  на недвижимость и др.

У личных прямых налогов объект обложения  и источник выплаты совпадают (ими  является прибыль или доход физического  лица). У реальных прямых налогов  объектом обложения является внешний  признак предмета.[46, c.194]

По характеру  взимания налоговых ставок выделяются следующие виды налогов:

-  прогрессивный  налог – такой вид, при котором  налоговая ставка повышается  по мере возрастания дохода (например, подоходный налог);

- регрессивный  налог – такой его вид, при  котором налоговая ставка понижается  по мере возрастания налогооблагаемой  базы (например, государственная пошлина  по делам имущественного характера,  рассматриваемым в судебных инстанциях);

- твердый  налог, величина которого исчисляется  от неизменяемой базы (например, базовая величина, минимальная заработная  плата) с учетом базовой ставки  и повышающего коэффициента;

-  пропорциональный  налог – такой вид налога, при  котором налоговая ставка остается  неизменной, а его величина растет  или сокращается в зависимости  от налогооблагаемой базы (налог  на добавленную стоимость, налог  на  прибыль).

По способу формирования источника выплаты налоги различают:

- налоги и отчисления, выплачиваемые  из выручки после реализации  продукции;

- налоги, сборы, пошлины, выплачиваемые  из прибыли;

- налоги и отчисления, выплачиваемые  из доходов физического лица (подоходный  налог, отчисления в пенсионный  фонд).

По принципу включения  в структуру цены налоги и неналоговые  платежи разделены на следующие  группы:

- включаемые в себестоимость  продукции (отчисления в фонд  социальной защиты населения,  платежи за землю, экологический  налог, отчисления в инновационный  фонд, налог на недвижимость);

- налоги уплачиваемые из дохода(налог  на игорный бизнес, налог на  доходы от осуществления лотерейной  деятельности, налог на доходы  от проведения электронных интерактивных  игр);

- включаемые в цену продукции  (Налог на добавленную стоимость,  налог на услуги, акцизы) [46, c.194-195].

Если  проанализировать взаимозависимость  и близость изменений темпов роста ВВП и налогов (доходов) бюджета , то можно сделать вывод об эластичности национальной налоговой системы и, как следствие, ее фискальной эффективности

Вводя новые или отменяя прежние  налоги и сборы, манипулируя ставками, используя систему льгот, пропагандируя принципы налоговой культуры и ответственности, государство не просто формирует бюджет, а создает в обществе соответствующую социально-экономическую базу и нравственную атмосферу.

Фискальный потенциал  прямых налогов непосредственно  зависит от доходов юридических  лиц и граждан. Именно поэтому  прямые налоги наиболее зависимы от экономической  конъюнктуры и могут стать  надежным и прогнозируемым источником поступления средств в бюджет только в условиях стабилизации экономики  в целом. В нашей республике прямые налоги пока не являются преобладающими, но их роль в формировании доходной части бюджета за последние годы стабилизируется на уровне 28-33%. Динамика косвенных налогов определяет рост их доли с 47-58% дохода бюджета. Удельный вес прочих налогов и сборов увеличился  с 4,7 до 16,2%.

Анализ налоговой системы  Республики Беларусь позволяет сделать  вывод о том, что в ней с  момента создания и до настоящего времени косвенные налоги играют значительную роль. Главной особенностью косвенных налогов, действующих  в нашей республике, является их целевая направленность.

Небезгранична и продуктивность фискального потенциала косвенных налогов. Возможность наращивать объем поступлений за счет косвенного налогообложения ограничена уровнем рыночных цен, которые сдерживаются низким платежеспособным спросом. Рыночный механизм формирования цен в нашей республике делает бесперспективным дальнейший упор на косвенные налоги, поскольку он способен привести лишь к новому витку инфляции, снижению конкурентоспособности продукции отечественных производителей и, соответственно, - потере завоеванных позиций на внутреннем и внешних рынках.

На текущий момент предприятия  уплачивают налоги и другие платежи, многие из которых рассчитываются от одной и той же налоговой базы, однако исчисляются по-разному. Из всей совокупности налогов и сборов, образующих налоговую систему, в качестве основных, зависящих от экономической деятельности налогоплательщиков, должны рассматриваться налоги на прибыль и добавленную стоимость.

Основанием для уплаты прочих налогов является либо соответствующая специфика деятельности, например, выпуск подакцизных или ввоз таких товаров на территорию страны, либо совершение налогоплательщиком или в пользу налогоплательщика определенных действий (например, уплата госпошлины). Некоторые налоги имеют четко выраженную направленность, например, экологический налог, стимулирующий рациональное использование природных ресурсов [1,c. 99-103].

На учете в налоговых органах  Республики Беларусь состоит свыше  трех миллионов плательщиков - физических и юридических лиц.

Основными доходными источниками  консолидированного бюджета были НДС, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы. Их доля в доходах консолидированного бюджета составила 45,1%. При этом 19,2% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 12,7% — налоговых доходов от внешнеэкономической  деятельности. Взносы на государственное  социальное страхование составили 25,2% всех доходов консолидированного бюджета.

Поступление отдельных налогов в 2008-2009 гг. показано на рисунке 1.

 

Рисунок 1-Динамика поступлений отдельных налогов в бюджет за период 2008-2009 гг.

В 2009 г. по сравнению с 2008 г. было уплачено налога на прибыль на 1 385,6 млрд.руб. и акцизов на 263,4 млрд.руб. меньше. А вот что касается налога на добавленную стоимость и подоходного налога, так там прослеживается рост поступлений: налога на добавленную стоимость на 683,9 млрд. руб. и подоходного налога на 122,4 млрд.руб. больше [15].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Налогообложение рассматривается как общественно-необходимый  процесс и представляет собой  совокупность экономико-правовых отношений, формирующихся при перераспределении  части созданной в производстве стоимости.

Методология налогообложения наполняет реальным содержанием все присущие налоговому платежу элементы: плательщики, объект обложения, ставки, сроки, льготы и др. Оно осуществляется в зависимости  от принятых законодательством видов  налогов и задач, стоящих перед  налоговой системой каждой страны. Первоначально происходит выработка  концептуальных основ налогообложения, которая опирается на внутренние экономические интересы страны. При  этом за основу берутся параметры  экономического роста, определяется возможный  налоговый потенциал, моделируются схемы возможного влияния выбранной  концепции налоговой системы  на экономический рост.

Налоговая система должна быть справедливой. Это может достигаться через  соблюдение правил горизонтальной справедливости (когда люди с одинаковым доходом  должны платить равные налоги) и  вертикальной (когда на неравные доходы должны налагаться неравные налоги).

Налоговая  система должна быть эффективной. Эффективными являются налоги, которые имеют минимальные  негативные последствия для распределения  ресурсов. Такой принцип достигается  через построение налоговых систем либо исходя из платежеспособности налогоплательщиков либо через налогообложение тех  субъектов, которые получают блага  от деятельности государства. На практике два подхода к построению налоговой  системы применяются одновременно.

Информация о работе Налоговая система РБ