Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 20:05, курсовая работа
Целью курсовой работы является более подробное изучение налоговой системы России и выработка предложений по ее совершенствованию в интересах всех участников налоговых отношений.
Объект исследования - налоговая система РФ.
Предметом исследования – направления совершенствования налоговой системы России.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
- раскрыть сущность налогов и налоговой системы;
- дать характеристику принципам налогообложения;
- рассмотреть виды налогов;
- охарактеризовать трансформацию налогообложения в России;
- сформулировать направления по совершенствованию налоговой системы России.
Введение …………………………………………………………………………с.3
1 Налоговая система: общая характеристика……………………………....с.5
1.1 Сущность налогов и налоговой системы…………………………….с.5
1.2 Принципы налогообложения……………………………………….....с.9
1.3 Виды налогов…………………………………………………………..с.13
2 Особенности налоговой системы в России………………………………...с.20
2.1 Трансформация налогообложения в России…………………………с.20
2.2 Основные направления совершенствования налоговой
системы России…………………………………………………………….с.24
Заключение ………………………………………………………………………с.29
Список использованных источников и литературы……
Содержание
Введение
…………………………………………………………………………с.
1
Налоговая система:
общая характеристика……………………………....
1.1 Сущность налогов и налоговой системы…………………………….с.5
1.2
Принципы налогообложения………………………………………
1.3
Виды налогов………………………………………………………….
2 Особенности налоговой системы в России………………………………...с.20
2.1 Трансформация налогообложения в России…………………………с.20
2.2 Основные направления совершенствования налоговой
системы
России…………………………………………………………….
Заключение
………………………………………………………………………с.
Список
использованных источников
и литературы………………………..с.31
Приложение А Функции налоговой системы……………………………………с.34
Приложение Б Виды налогов в Российской федерации по
принадлежности к уровню власти………………………………………………..с.35
Приложение В
Налоговые ставки: межстрановое сопоставление………………с.36
Введение
Вопросы налогообложения значимы для любого государства. Налоговые поступления служат источникам формирования доходной части бюджета, они необходимы для выполнения государством оборонных, экономических, социальных, экологических и других функций. В тоже время, налоговая система должна играть не только фискальную, но и стимулирующую роль. Посредством различных налоговых льгот, различий в уровне ставок, и тому подобных мерах государство может стимулировать инвестиционную активность в проблемных областях экономики, либо деятельность, направленную на решение социальных проблем.
Современное устройство большинства государств с развитой рыночной экономикой подразумевает необходимость выполнения государством оборонных - обеспечение существования нации, защита ее суверенитета, национальных границ; экономических - создание и управление государственным сектором в экономике, программирование и регулирование экономики; социальных - социальные выплаты или дотации населению, забота о малоимущих слоях общества; экологических и других функций.
Важную
роль, которую играет государство
в области экономического и социального
развития, приводит к необходимости
централизации в его
Значимость налогов для задач реализации государственного управления определяет высокую актуальность теоретических и прикладных проблем формирования налоговой системы Российской Федерации.
Целью курсовой работы является более подробное изучение налоговой системы России и выработка предложений по ее совершенствованию в интересах всех участников налоговых отношений.
Объект исследования - налоговая система РФ.
Предметом исследования – направления совершенствования налоговой системы России.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
- раскрыть сущность налогов и налоговой системы;
- дать характеристику принципам налогообложения;
- рассмотреть виды налогов;
- охарактеризовать трансформацию налогообложения в России;
- сформулировать направления по совершенствованию налоговой системы России.
В целом, можно отметить высокий уровень разработанности темы вопросов реформирования налоговой системы в РФ. В отношении уровня правового регулирования рассматриваемых вопросов можно отметить, что с принятием Налогового Кодекса, налоговая система России была существенно реформирована, снят ряд противоречий, урегулированы наиболее сложные и спорные вопросы налогового права, расширены права налогоплательщиков, более определенно сформулированы права и обязанности налоговых органов.
Источниками
информации при подготовке исследования
являлись законодательные и нормативные
акты, учебная и научная литература
по экономике и финансам, публикации
в специализированных периодических изданиях.
1
Налоговая система:
общая характеристика
1.1
Сущность налогов
и налоговой системы
Налоги и налоговая система — это не только источники бюджетных поступлений, но и важнейшие структурные элементы экономики рыночного типа. Очевидно, что без формирования рациональной налоговой системы, не угнетающей предпринимательскую деятельность и позволяющей проводить эффективную бюджетную политику, невозможны полноценные преобразования экономики России.
Налоги известны людям с глубокой древности, когда они фигурировали в форме дани, подати. Возникновение налогов связано с необходимостью содержания государства. Их неизбежность настолько очевидна, что еще в 1789 году Бенджамин Франклин, один из авторов Декларации независимости США, писал, что в этом мире ни в чем нельзя быть твердо уверенным, за исключением смерти и налогов.
Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами государственной власти с юридических и физических лиц и поступающие в бюджеты различных уровней. (8, С. 171) Существование налогов экономически оправдано постольку, поскольку экономически оправдано существование государства. Налоги — это экономическая база содержания государственного аппарата, армии, непроизводственной сферы.
Первоначально роль налогов сводилась только к реализации фискальных полномочий. В дальнейшем, с усложнением экономической деятельности и возникновением необходимости государственного регулирования, у государства появляются специфические экономические функции. Поэтому способы воздействия налогов на экономическую жизнь постепенно дифференцировались, становились более разносторонними.
Налоги сегодня являются главным инструментом перераспределения доходов и финансовых ресурсов. Такое перераспределение осуществляют государственные органы в целях обеспечения средствами тех лиц, предприятий, программ, секторов и сфер экономики, которые испытывают потребность в ресурсах, но не в состоянии обеспечить ее из собственных источников. Другими словами, налоговое регулирование доходов ставит своей основной задачей сосредоточение в руках государства денежных средств, необходимых для решения проблем социального, экономического, научно-технического развития страны, региона или отрасли.
Таким образом, с юридической точки зрения налоговые отношения представляют собой систему специфических обязательств, в которых одной стороной является государство, а другой — субъект налогообложения: юридическое или физическое лицо. С экономической точки зрения налоги представляют собой инструмент фискальной политики и одновременно метод косвенного регулирования экономических процессов на макроуровне. Соответственно можно выделить два направления регулирующей деятельности государства в области налогообложения. Одно из них заключается в аккумулировании налоговых платежей и формировании доходной части бюджета с целью выполнения государством задач по реализации общественных потребностей - фискальная функция налоговой системы– см. приложение А. (15, С. 306)
Другое состоит в стимулировании посредством налоговых рычагов определенных видов экономической деятельности или отраслей экономики - регулирующая функция налоговой системы.
Совокупность взимаемых в государстве налогов и других платежей: сборов, пошлин образует налоговую систему. Это понятие охватывает также и свод законов, регулирующих порядок и правила налогообложения, а также структуру и функции государственных налоговых органов. Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства. В своей совокупности они образуют в России Налоговый кодекс Российской Федерации. Законы устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют элементы налогов. Налоговая система включает также органы сбора налогов и надзора за их внесением в лице налоговой инспекции и налоговой полиции.
Далее определим некоторые понятия элементов налоговой системы.
Субъект налогообложения — юридическое или физическое лицо, являющееся номинальным плательщиком налога. (23, С. 129) Существуют определенные механизмы переложения налогового бремени с номинального плательщика на других лиц, поэтому специально выделяется такое понятие, как носитель налога.
Носитель налога — лицо, которое фактически уплачивает налог, несет налоговые расходы.
Объект налогообложения — доход/прибыль, имущество - материальные ресурсы, цена товара или услуги, добавленная стоимость, на которые начисляется налог. В настоящее время общей чертой большинства налоговых систем является материально-денежный, а не личностный характер объектов налогообложения. Использование в качестве объекта налогообложения физического лица - подушный налог, утратило свое значение, практически этот вид налога нигде не используется. Иначе говоря, человек платит налог не за свое существование, а за наличие у него доходов, имущества, за продажу и покупку товаров.
Объект налогообложения не всегда совпадает с источником взимания налога, то есть доходом, из которого выплачивается налог. Различие между налогами, для которых объект и источник совпадают, и налогами, для которых они отличаются, может служить квалификационным признаком при разделении налогов по видам.
Налоговая ставка, или норма налогообложения — это величина налога на единицу обложения: доход, имущество и другое. Различают предельную ставку, ставку обложения налогом дополнительной единицы дохода и среднюю, соотношение суммы налогов к величине доходов. Если предельная ставка растет вместе с доходом, то и средняя растет по мере роста доходов. Налоговая ставка, устанавливаемая в процентах к доходу, называется налоговой квотой.
Налоговая льгота представляет собой полное или частичное освобождение от налога.
Совокупность налоговых ставок и налоговых льгот составляет налоговый режим.
Налоговые
системы в разных странах отличаются
по видам налогов, уровню налоговых
ставок и по многим другим параметрам.
Налоговая система в России сформирована
в ее основных чертах осенью 1991 года для
обеспечения деятельности государства
в критических условиях. По своей структуре
и принципам построения российская налоговая
система, сложившаяся к середине 1990-х годов,
в основном соответствует общераспространенным
в мировой практике налоговым системам,
однако она оказалась недостаточно эффективной,
в связи с чем подвергалась и все еще подвергается
реформированию. Итогом реформ стал принятый
в 2003 году Налоговый кодекс (31, С. 40), в котором
закреплены контуры российской налоговой
системы, соответствующей экономике рыночного
типа. Однако установленные Налоговым
кодексом РФ виды налогов, налоговые ставки,
налоговые льготы, другие условия налогообложения
все еще подвержены дискуссиям и изменениям.
1.2
Принципы налогообложения
Не всякий обязательный платеж может считаться налогом. Специфика налогов заключается в их соответствии определенным принципам. Впервые принципы налогообложения были сформулированы Адамом Смитом в работе «Исследования о природе и причинах богатства народов» в 1776 году. (27, С. 184) Он предложил рассматривать три источника налога: ренту, прибыль и заработную плату. Приведем общие воззрения А. Смита на эту проблему, так как они и сегодня интересны.
1.
Подданные государства должны
по возможности,
2. Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа — все это должно быть ясно и определенно для плательщика и всякого другого лица.
3. Каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобней всего платить его.
Информация о работе Налоговая система России и основные пути её совершенствования