Налоговая система России и основные пути её совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 20:05, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является более подробное изучение налоговой системы России и выработка предложений по ее совершенствованию в интересах всех участников налоговых отношений.
Объект исследования - налоговая система РФ.
Предметом исследования – направления совершенствования налоговой системы России.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
- раскрыть сущность налогов и налоговой системы;
- дать характеристику принципам налогообложения;
- рассмотреть виды налогов;
- охарактеризовать трансформацию налогообложения в России;
- сформулировать направления по совершенствованию налоговой системы России.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………с.3
1 Налоговая система: общая характеристика……………………………....с.5
1.1 Сущность налогов и налоговой системы…………………………….с.5
1.2 Принципы налогообложения……………………………………….....с.9
1.3 Виды налогов…………………………………………………………..с.13
2 Особенности налоговой системы в России………………………………...с.20
2.1 Трансформация налогообложения в России…………………………с.20
2.2 Основные направления совершенствования налоговой
системы России…………………………………………………………….с.24
Заключение ………………………………………………………………………с.29
Список использованных источников и литературы……

Работа состоит из  1 файл

Налоговая система России и основные направления ее совершенс.doc

— 241.00 Кб (Скачать документ)

     Налог называется пропорциональным, если при налогообложении применяется единая налоговая ставка. Она неизменна, не зависит от величины дохода, от масштаба объекта налогообложения. В этом случае иногда говорят о твердых налоговых ставках на единицу объекта. К примеру, если ставка налога на прибыль составляет 24% прибыли и не изменяется в зависимости от значения прибыли, то налог — пропорциональный. (30, С. 184) Название налога подчеркивает, что его общая величина прямо пропорциональна объему налогообложения объекта - дохода, прибыли, имущества. Пропорциональное налогообложение сохраняет неравенство в доходах. Получающий более высокий доход и после вычета налога будет иметь больший доход.

     При прогрессивном налоге налоговая ставка повышается по мере возрастания величины объекта налогообложения и сохраняет неравенство в экономическом положении. К примеру, доход в размере минимальной зарплаты может вообще не облагаться налогом, доход в размере 10 минимальных зарплат — 12%-м налогом, а доход, превышающий 10 минимальных зарплат, — 20%-м налогом. Воспользуемся известной кривой Лоренца, характеризующей степень неравномерности распределения доходов населения. Построенная применительно к данной ситуации кривая показывает, что прогрессивные налоги делают распределение посленалоговых доходов более равным, чем распределение до вычета налога – см. рис. 1. (34, С. 129) 
 

 

Рис. 1. Влияние  прогрессивных налогов на распределение доходов населения 

     Целесообразно выделять два типа прогрессивных  шкал налогообложения: построенные  по принципу простой и сложной  прогрессии. При простой прогрессии повышенная ставка налога применяется ко всей более высокой сумме дохода. Сложная прогрессия предполагает ступенчатое налогообложение, то есть по более высокой ставке взимается налог с разницы между всей суммой облагаемого дохода и предельным значением суммы дохода, облагаемого по более низкой ставке. Таким образом, общая (средняя) ставка становится средневзвешенной по суммам дохода, к которым применялись различные ставки.

Шкалы, построенные по принципу сложной  прогрессии, распространены в мире. В России по сложной прогрессивной шкале взимался налог на доходы физических лиц до 2001 года. (11, С. 42)

     Ставки  регрессивного налога наоборот понижаются по мере увеличения объекта налогообложения - например, дохода; и неравенство в доходах после налогообложения возрастает. Регрессивный налог вводится с целью стимулирования роста дохода, прибыли, имущества, облагаемых налогом. Регрессивный характер могут носить в основном косвенные налоги, которые непосредственно по отношению к доходу не устанавливаются.

     Налог может взиматься в форме натуральной или денежной оплаты. Если налог взимается в виде процента от стоимости объекта налогообложения, то его называют адвалорным.

     В зависимости от того, кто взимает налог и в какой бюджет он поступает, налоги делятся на государственные и местные. В свою очередь, при федеральном устройстве государства государственные налоги разделяются на федеральные налоги и налоги субъектов федерации, именуемые еще республиканскими.

     Количество  уровней управления и перечень налогов, взимаемых на каждом уровне, в разных странах различны. Это зависит от типа внутреннего административно-территориального устройства, от уровня промышленного развития страны, а также от местной специфики.

     Если  в качестве классификационного признака налогов рассматривается, кто есть налогоплательщик, то есть субъект налогообложения, то различают налоги на юридических и физических лиц.

     В зависимости от использования налоги бывают общие и специфические, или целевые. Общие налоги используются на финансирование расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. Специальные налоги имеют целевое назначение: отчисления на социальные нужды, на медицинское страхование, транспортный налог и другое

     В принципе следует отличать собственно налоги, представляющие непосредственно изъятия, не связанные с предоставляемыми налогоплательщику в настоящем или будущем ресурсами, благами, услугами, и налоговые платежи, сборы, отчисления, изымаемые в качестве компенсации за использование налогоплательщиком природных ресурсов, за предоставление ему благ и услуг в настоящем или будущем времени, а также целевые сборы на нужды тех же налогоплательщиков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Особенности налоговой системы в России 

2.1 Трансформация налогообложения  в России 

     Как это ни странно на первый взгляд, но при планово-директивной системе хозяйствования граждане практически не декларировали, за редкими исключениями, ни свои совокупные денежные доходы, ни имущество. Налоги с граждан взимались в основном по месту работы в виде подоходного налога с заработной платы работника, да еще в виде профсоюзных и партийных взносов. Оригинальной сталинской формой налогообложения была принудительная подписка на государственные займы. Любопытно, что государство предпочитало брать налоги в основном с предприятий, что менее заметно для работников, подоходный налог на заработную плату которых составлял примерно 10% общего налогового бремени. (24, С. 371) Однако, и перестройка, и рыночные реформы на своем первом этапе не внесли существенных изменений в эту налоговую пропорцию.

     В период господства административной системы количество налогов, взимаемых с юридических лиц - предприятий, было весьма ограниченным. Необходимую государству сумму налогов оно получало за счет высоких налоговых ставок или прямого изъятия денежных средств предприятий. Основными видами налогов на юридических лиц были налог с оборота, налог на прибыль, таможенные пошлины и гербовый сбор. Однако кроме этих налогов государство изымало в бюджет почти всю сверхплановую прибыль, а в конце года — неиспользованные средства на счетах государственных предприятий. Правда, по мере расширения зоны действия хозяйственного расчета неналоговое изъятие денежных средств предприятий стало терять силу.

     Одной из важных целей налогообложения  того периода была перекачка денег  рентабельно работающих предприятий в дотации нерентабельным.

     Что касается налогов с физических лиц, то они сводились в основном к  подоходному налогу и налогу на сельскохозяйственную продукцию. Ставка подоходного налога была фиксированной, а сам налог соответственно пропорциональным. Как уже было отмечено ранее, налоговая система России стала формироваться в ее современном виде с 1991 года в результате принятия закона «Об основах налоговой системы в РФ». Принятие этого закона знаменовало намерение положить в основу построения российской налоговой системы два основных принципа: (3, С. 167)

     а) всеохватность субъектов налогообложения, то есть охват налогами всех хозяйствующих субъектов;

     б) однократность обложения одного вида дохода одним и тем же налогом  за один и тот же период времени.

     Первый  принцип реализуется посредством  обязательной регистрации юридических лиц в налоговой инспекции. Без отметки налоговой инспекции на учредительных документах регистрируемой новой организации банки не вправе открывать ей расчетный счет и тем самым она не может проводить официальные финансовые операции.

     Второй  принцип реализуется таким построением  системы налогов, которая позволяет  избежать двойного налогообложения. В реальной практике элементы двойного налогообложения наблюдаются и в скрытой, и в явной формах.

     Теоретически  налоговой системе должен быть присущ принцип стабильности, согласно которому изменения видов налогов и налоговых ставок следует осуществлять не чаще одного раза в год, за 2—3 месяца до начала наступающего финансового года. Такие изменения до введения их в действие решениями законодательных и исполнительных органов необходимо гласно обсуждать и своевременно доводить до сведения налогоплательщиков, чтобы они могли заранее уверенно планировать финансовую деятельность на предстоящий год. Принцип стабильности заложен в основу принятого в 2001 году Налогового кодекса Российской Федерации, но реально такая стабильность еще не достигнута.

     Если  говорить в целом о развитии системы  налогообложения в России, то нужно  указать на присущие ей следующие свойства:

     1)  наличие минимальной суммы дохода, вообще не облагаемого подоходным  налогом;

     2)  изменение величины налога, измеряемой в абсолютном выражении или в процентах к доходу, в зависимости от величины дохода;

     3)  наличие и величина предельной, самой высокой ставки налога;

     4)  сведение разных видов дохода  одного гражданина в единый  общий доход;

     5)  налоговые льготы и освобождение  от налога определенных категорий  граждан и видов доходов;

     6)  санкции за сокрытие доходов и неуплату налогов;

     7)  организация учета и контроля  доходов, взимания налогов. 

     Рассмотрим  совокупность наиболее характерных  применяемых в России видов налогов, разделенную - как уже было отмечено ранее - на федеральные, субъектов федерации и местные – см. приложение Б. (19, С. 206)

     Дополним  эту схему кратким комментарием. Среди федеральных налогов основными по величине являются НДС, налог на прибыль предприятий, налог с доходов физических лиц, акцизные сборы, таможенные пошлины. Ощутимый вклад в государственный бюджет стали вносить налог на операции с ценными бумагами и социальный налог.

     Есть  основания полагать, что повышается роль федеральных налогов в виде платежей за пользование природными ресурсами и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Очевидно, что ресурсные платежи должны стать одним из перспективных источников увеличения налоговых поступлений. Это подтверждается тем, что в России объем изымаемых в области природопользования в доходы бюджетов средств существенно ниже, чем в большинстве ресурсодобывающих зарубежных стран. Так, в России относительный вклад в доходы нефтегазовых отраслей ниже, чем в Мексике, Венесуэле, Индонезии, Нигерии, Норвегии.

     Для формирования доходной части республиканских  бюджетов субъектов федерации определяющее значение имеет налог на имущество предприятий.

     В совокупности местных налогов весомая  роль принадлежит земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, сбору за право торговли, целевым сборам с населения и предприятий всех организационно-правовых форм на содержание милиции, на обустройство городов и населенных пунктов, на поддержание и развитие системы образования.

     Возникает вопрос: сколько видов налогов  следует применять? На этапе перехода к рынку в России использовалось более 100 разновидностей налогов, после принятия Налогового кодекса остается около 30. Американская федеральная налоговая статистика содержит 10 основных названий налогов, еще 4 основных вида добавлены в штатах и местных самоуправлениях. (26, С. 57)

     С введением в России Налогового кодекса произошла определенная стабилизация параметров налогообложения, но система налогов и налоговых ставок все еще имеет тенденцию к изменению.

     Безусловно, что по мере продвижения российской экономики к развитым формам рыночных отношений все возрастающую роль станут играть местные налоги, служащие основой формирования доходов местных бюджетов. Именно местные бюджеты должны принять на себя основную тяжесть расходов, содержать многочисленные муниципальные службы.

     В системе налогообложения юридических лиц - предприятий России в переходный период сложилась определенная структура, совокупность видов налогов, которыми облагаются юридические лица.

     Совокупное  налоговое бремя на юридических  лиц в основном складывается из следующих  видов налогов, налоговых отчислений, платежей: (10, С. 36)

     а) налоги, включаемые в себестоимость продукции:

     - отчисления во внебюджетные фонды: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования;

     - плата за землю;

     - налог на автотранспортные средства;

     б) налоги, уплачиваемые из прибыли предприятия:

     - налог на прибыль;

     - платежи за ресурсы;

     - налог на имущество юридических лиц;

     - отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

     - местные налоги.

     Естественно, что эту структуру нельзя считать окончательной и устоявшейся, предстоят дальнейшие ее изменения. 

     2.2 Основные направления совершенствования налоговой системы России 

     В России за счет налоговых доходов  формируется более 90% доходов федерального бюджета, что соответствует общемировым показателям: во Франции налоги приносят 95% доходов государственного бюджета, в США свыше 90%, в ФРГ около 80%, в Японии 75%. (2, С. 31)

Информация о работе Налоговая система России и основные пути её совершенствования