Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 20:05, курсовая работа
Целью курсовой работы является более подробное изучение налоговой системы России и выработка предложений по ее совершенствованию в интересах всех участников налоговых отношений.
Объект исследования - налоговая система РФ.
Предметом исследования – направления совершенствования налоговой системы России.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
- раскрыть сущность налогов и налоговой системы;
- дать характеристику принципам налогообложения;
- рассмотреть виды налогов;
- охарактеризовать трансформацию налогообложения в России;
- сформулировать направления по совершенствованию налоговой системы России.
Введение …………………………………………………………………………с.3
1 Налоговая система: общая характеристика……………………………....с.5
1.1 Сущность налогов и налоговой системы…………………………….с.5
1.2 Принципы налогообложения……………………………………….....с.9
1.3 Виды налогов…………………………………………………………..с.13
2 Особенности налоговой системы в России………………………………...с.20
2.1 Трансформация налогообложения в России…………………………с.20
2.2 Основные направления совершенствования налоговой
системы России…………………………………………………………….с.24
Заключение ………………………………………………………………………с.29
Список использованных источников и литературы……
В налоговой политике государства реализуются две из трех функций налога: фискальная, или распределительная и регулирующая — с ее стимулирующей и сдерживающей подфункциями. Фискально-распределительная функция выражается в уровне налогового бремени экономики, который определяется долей валового внутреннего продукта, изымаемой в бюджетную систему посредством действующей системы налогообложения. Регулирующая функция проявляется через механизм налоговых льгот и освобождений, специальных налоговых режимов, призванных способствовать предпринимательской и трудовой активности граждан, инвестиционной и инновационной активности хозяйствующих субъектов.
Реформирование налоговой системы в течение последних девяти лет обеспечило заметное снижение налогового бремени экономики, особенно в обрабатывающих производствах, строительстве, на транспорте и в сфере услуг. В выигрыше остаются организации и предприниматели, а также физические лица в качестве наемных работников, совокупная доля которых в структуре ВВП увеличивается.
По данным АО «Консультант Плюс», в 2008 году был принят 21 федеральный закон с поправками в Налоговый кодекс РФ. Из них 13 принимались в последние 3 месяца года и прямо предусматривали противодействие экономическому кризису. (6, С. 47) В 2009 году вступили в силу более сотни существенных изменений налогового законодательства, 90% которых улучшали положение налогоплательщиков.
Полученную налоговую экономию следует рассматривать как потенциальный дополнительный источник экономического роста, проявляющийся через потребление, или дополнительный потребительский спрос и увеличение инвестиций в основной капитал, и как фактор стимулирования совокупного спроса и расширения валового внутреннего продукта.
В условиях ограниченных возможностей снижения налогового бремени экономики возрастающее значение приобретают регулирующая, или стимулирующая функция налоговой политики, определение приоритетов в структуре налогообложения, выбор элементов налога, подлежащих обновлению и стимулирующих потребительский спрос, инвестиционную активность, сужение ненаблюдаемой экономики и теневых доходов. Последнее станет возможным при одновременном усилении налогового администрирования, в котором реализуется контрольная функция налогов. Так, снижение ставки единого социального налога с 35,6 до 26,0% с 1 января 2005 года не дало ожидаемого эффекта в части расширения налоговой базы за счет выведения заработной платы из тени в свет.
В конечном счете совокупное номинальное налогообложение труда: налоги на заработную плату в течение 2000-2008 годов снизилось примерно с 55 до 39% (21, С. 48), что для работодателя означало сокращение налоговых расходов на рабочую силу. Но относительно дешевый труд, как известно, не способствует внедрению научно-технических достижений, обеспечивающих высвобождение рабочей силы.
Сложившийся налоговый механизм регулирования инвестиционной и инновационной деятельности не обеспечивает регулирующего воздействия на процессы в рассматриваемой сфере. Необходимы качественные изменения в системе налогообложения, направленные на активизацию регулирующей роли того сегмента системы, который обеспечит повышенную для хозяйствующих субъектов инвестиционную привлекательность инноваций.
Корректировки национальных налоговых систем, производимые в отдельных странах в условиях и в связи с мировым экономическим кризисом, предусматривают дифференцированные инструменты поддержки граждан с низкими доходами. Так, во Франции физические лица, у которых доходы находятся в пределах нижнего диапазона и облагаются по минимальной ставке 5,5%, с 1 января 2009 года могут уплатить лишь треть суммы налога на доходы за год. В Греции в марте 2009 года объявлено об увеличении налоговой нагрузки на состоятельных граждан в целях поддержки граждан с низкими доходами. Физические лица, получившие в 2007 году более 60 тыс. евро в год, должны дополнительно платить по 1 тыс. евро в год, а тех, у кого доход составил более 250 тыс. евро, - по 5 тыс. евро в год. (5, С. 46)
В
Бюджетном послании, с которым
выступил Президент России, в рамках
финансово-экономической
Налоговая политика должна быть нацелена на решение двух основных задач - модернизацию российской экономики и обеспечение необходимого уровня доходов бюджетной системы. Вся система налоговых мер должна ориентировать предпринимательство на усиление инвестиционной активности и технологическое развитие производства на базе инноваций.
При этом не упускается из виду и решение задачи наполнения казны доходами, учитывая, во-первых, определяющее значение в них налоговых источников и, во-вторых, что в кризисный период происходит снижение уровня доходов бюджетной системы. Но необходимо определить, возможно ли снижение налоговой нагрузки, чтобы компенсировать налогоплательщикам потери от увеличения страховых взносов в системе пенсионного и медицинского страхования.
В Основных направлениях налоговой политика на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годы, одобренных 25 мая 2009 года федеральным правительством, отмечается, что большая часть решений была принята властями в качестве антикризисных мер, приоритеты в области налоговый политики на очередную трехлетку сохраняются и состоят они в создании эффективной налоговой системы при сохранении сложившейся налоговой нагрузки на экономику.
Всю совокупность основных мер налоговой политики можно сгруппировать в три блока:
- в налоговом администрировании: уточнить правовые основы и механизм использования отсрочки, или рассрочки по уплате налогов, инвестиционного налогового кредита; создать институт консолидированной налоговой отчетности по налогу на прибыль организаций; усовершенствовать налоговый контроль за использованием трансфертных цен для целей налогообложения;
-
в совершенствовании
- в упорядочении специальных налоговых режимов для малого и среднего бизнеса: повысить начиная с 2010 года и сроком на три года порог предельной величины доходов, позволяющих организации применять упрощенную систему налогообложения до 60 млн. руб. в год с отменой механизма увеличения предельного размера дохода, рассчитываемого с применением коэффициента-дефлятора; разработать прядок определения базовой доходности по видам предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход.
Таким
образом, процесс точечной настройки
налоговой системы Российской Федерации
продолжается в эволюционном духе. Когда
мир выйдет из финансово-экономического
кризиса, между странами начнется новая
конкуренция за привлечение капитала,
и налоговая политика станет важным фактором
конкурентоспособности.
Заключение
Итак,
одним из важнейших инструментов
осуществления экономической
Налоговая
система Российской Федерации уже
в течение более чем полутора
десятков лет находится на стадии
реформирования. Изменения затрагивают
практически все стороны
Реформирование
налоговой системы
Проводимая налоговая реформа является основным из важнейших факторов обеспечения экономического роста, развития предпринимательской активности, ликвидации теневой экономики, привлечения в Россию полномасштабных иностранных инвестиций.
Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.
Одной
из главных задач в сфере
В
целях сохранения и некоторого повышения
объема доходов бюджетной системы
при снижении налогового бремени
– совершенствование
Укрепление
доходной базы государства достигается
во всем мире в форме широкомасштабных
или частичных налоговых
На
сегодняшний день существует огромный,
причем теоретически обобщенный и осмысленный,
опыт взимания и использования налогов
в странах Запада. Но ориентация
на их практику весьма затруднена, поскольку
было бы совершенно неразумно не уделять
первостепенное внимание специфике экономических,
социальных и политических условий сегодняшней
России, ищущей лучшие пути реформирования
своего народного хозяйства.
Список
использованных источников
и литературы
Информация о работе Налоговая система России и основные пути её совершенствования