Налоговая система России и основные пути её совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 20:05, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является более подробное изучение налоговой системы России и выработка предложений по ее совершенствованию в интересах всех участников налоговых отношений.
Объект исследования - налоговая система РФ.
Предметом исследования – направления совершенствования налоговой системы России.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
- раскрыть сущность налогов и налоговой системы;
- дать характеристику принципам налогообложения;
- рассмотреть виды налогов;
- охарактеризовать трансформацию налогообложения в России;
- сформулировать направления по совершенствованию налоговой системы России.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………с.3
1 Налоговая система: общая характеристика……………………………....с.5
1.1 Сущность налогов и налоговой системы…………………………….с.5
1.2 Принципы налогообложения……………………………………….....с.9
1.3 Виды налогов…………………………………………………………..с.13
2 Особенности налоговой системы в России………………………………...с.20
2.1 Трансформация налогообложения в России…………………………с.20
2.2 Основные направления совершенствования налоговой
системы России…………………………………………………………….с.24
Заключение ………………………………………………………………………с.29
Список использованных источников и литературы……

Работа состоит из  1 файл

Налоговая система России и основные направления ее совершенс.doc

— 241.00 Кб (Скачать документ)

     В налоговой политике государства  реализуются две из трех функций налога: фискальная, или распределительная и регулирующая — с ее стимулирующей и сдерживающей подфункциями. Фискально-распределительная функция выражается в уровне налогового бремени экономики, который определяется долей валового внутреннего продукта, изымаемой в бюджетную систему посредством действующей системы налогообложения. Регулирующая функция проявляется через механизм налоговых льгот и освобождений, специальных налоговых режимов, призванных способствовать предпринимательской и трудовой активности граждан, инвестиционной и инновационной активности хозяйствующих субъектов.

     Реформирование  налоговой системы в течение  последних девяти лет обеспечило заметное снижение налогового бремени экономики, особенно в обрабатывающих производствах, строительстве, на транспорте и в сфере услуг. В выигрыше остаются организации и предприниматели, а также физические лица в качестве наемных работников, совокупная доля которых в структуре ВВП увеличивается.

     По  данным АО «Консультант Плюс», в 2008 году был принят 21 федеральный закон  с поправками в Налоговый кодекс РФ. Из них 13 принимались в последние 3 месяца года и прямо предусматривали противодействие экономическому кризису. (6, С. 47) В 2009 году вступили в силу более сотни существенных изменений налогового законодательства, 90% которых улучшали положение налогоплательщиков.

     Полученную  налоговую экономию следует рассматривать как потенциальный дополнительный источник экономического роста, проявляющийся через потребление, или дополнительный потребительский спрос и увеличение инвестиций в основной капитал, и как фактор стимулирования совокупного спроса и расширения валового внутреннего продукта.

     В условиях ограниченных возможностей снижения налогового бремени экономики возрастающее значение приобретают регулирующая, или стимулирующая функция налоговой политики, определение приоритетов в структуре налогообложения, выбор элементов налога, подлежащих обновлению и стимулирующих потребительский спрос, инвестиционную активность, сужение ненаблюдаемой экономики и теневых доходов. Последнее станет возможным при одновременном усилении налогового администрирования, в котором реализуется контрольная функция налогов. Так, снижение ставки единого социального налога с 35,6 до 26,0% с 1 января 2005 года не дало ожидаемого эффекта в части расширения налоговой базы за счет выведения заработной платы из тени в свет.

     В конечном счете совокупное номинальное налогообложение труда: налоги на заработную плату в течение 2000-2008 годов снизилось примерно с 55 до 39% (21, С. 48), что для работодателя означало сокращение налоговых расходов на рабочую силу. Но относительно дешевый труд, как известно, не способствует внедрению научно-технических достижений, обеспечивающих высвобождение рабочей силы.

     Сложившийся налоговый механизм регулирования инвестиционной и инновационной деятельности не обеспечивает регулирующего воздействия на процессы в рассматриваемой сфере. Необходимы качественные изменения в системе налогообложения, направленные на активизацию регулирующей роли того сегмента системы, который обеспечит повышенную для хозяйствующих субъектов инвестиционную привлекательность инноваций.

     Корректировки национальных налоговых систем, производимые в отдельных странах в условиях и в связи с мировым экономическим кризисом, предусматривают дифференцированные инструменты поддержки граждан с низкими доходами. Так, во Франции физические лица, у которых доходы находятся в пределах нижнего диапазона и облагаются по минимальной ставке 5,5%, с 1 января 2009 года могут уплатить лишь треть суммы налога на доходы за год. В Греции в марте 2009 года объявлено об увеличении налоговой нагрузки на состоятельных граждан в целях поддержки граждан с низкими доходами. Физические лица, получившие в 2007 году более 60 тыс. евро в год, должны дополнительно платить по 1 тыс. евро в год, а тех, у кого доход составил более 250 тыс. евро, - по 5 тыс. евро в год. (5, С. 46)

     В Бюджетном послании, с которым  выступил Президент России, в рамках финансово-экономической политики на ближайшие три года заложены и ориентиры по налоговой политике.

     Налоговая политика должна быть нацелена на решение двух основных задач - модернизацию российской экономики и обеспечение необходимого уровня доходов бюджетной системы. Вся система налоговых мер должна ориентировать предпринимательство на усиление инвестиционной активности и технологическое развитие производства на базе инноваций.

     При этом не упускается из виду и решение  задачи наполнения казны доходами, учитывая, во-первых, определяющее значение в них налоговых источников и, во-вторых, что в кризисный период происходит снижение уровня доходов бюджетной системы. Но необходимо определить, возможно ли снижение налоговой нагрузки, чтобы компенсировать налогоплательщикам потери от увеличения страховых взносов в системе пенсионного и медицинского страхования.

     В Основных направлениях налоговой политика на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годы, одобренных 25 мая 2009 года федеральным правительством, отмечается, что большая часть решений была принята властями в качестве антикризисных мер, приоритеты в области налоговый политики на очередную трехлетку сохраняются и состоят они в создании эффективной налоговой системы при сохранении сложившейся налоговой нагрузки на экономику.

     Всю совокупность основных мер налоговой  политики можно сгруппировать в три блока:

     - в налоговом администрировании: уточнить правовые основы и механизм использования отсрочки, или рассрочки по уплате налогов, инвестиционного налогового кредита; создать институт консолидированной налоговой отчетности по налогу на прибыль организаций; усовершенствовать налоговый контроль за использованием трансфертных цен для целей налогообложения;

     - в совершенствовании налогообложения организаций нефтегазодобывающего сектора экономики: ввести налоговые каникулы при добыче нефти на новых месторождениях в Черном и Охотском морях; ввести понижающие коэффициенты при расчете налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) при добыче нефти на малых месторождениях; установить пониженную ставку НДПИ по нефти, добываемой из нефтегазовых и нефтегазоконденсатных месторождений;

     - в упорядочении специальных налоговых режимов для малого и среднего бизнеса: повысить начиная с 2010 года и сроком на три года порог предельной величины доходов, позволяющих организации применять упрощенную систему налогообложения до 60 млн. руб. в год с отменой механизма увеличения предельного размера дохода, рассчитываемого с применением коэффициента-дефлятора; разработать прядок определения базовой доходности по видам предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход.

     Таким образом, процесс точечной настройки налоговой системы Российской Федерации продолжается в эволюционном духе. Когда мир выйдет из финансово-экономического кризиса, между странами начнется новая конкуренция за привлечение капитала, и налоговая политика станет важным фактором конкурентоспособности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Итак, одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги. Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

     Налоговая система Российской Федерации уже  в течение более чем полутора десятков лет находится на стадии реформирования. Изменения затрагивают  практически все стороны современной  налоговой системы нашей страны – изменяются ставки налогов, их состав, методики расчета, налоговое законодательство, система налогового администрирования и так далее.

     Реформирование  налоговой системы осуществляется посредством снижения налоговой  нагрузки на производителя и обеспечения  достаточной доходности бюджетной системы. В первом случае результатом может быть стимулирование производства и предпринимательства, а во втором, полнота доходной части бюджета, которая служит ресурсом инвестирования во все сферы экономики.

     Проводимая  налоговая реформа является основным из важнейших факторов обеспечения экономического роста, развития предпринимательской активности, ликвидации теневой экономики, привлечения в Россию полномасштабных иностранных инвестиций.

     Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.

     Одной из главных задач в сфере экономической  политики является совершенствование  налогового законодательства, обеспечение стабильной налоговой системы, повышению ее прозрачности и справедливости.

     В целях сохранения и некоторого повышения  объема доходов бюджетной системы  при снижении налогового бремени  – совершенствование законодательных  норм, регулирующих систему налогового администрирования, устранения имеющихся недостатков в этом вопросе, перекрытия каналов ухода от налогообложения, повышения экономической заинтересованности и ответственности налогоплательщиков в своевременном и полном исполнении налоговых обязательств.

     Укрепление  доходной базы государства достигается  во всем мире в форме широкомасштабных или частичных налоговых реформ, путем отмены старых и введения новых  налогов, изменения налоговой базы, изменения соотношения разных видов  налогов, манипуляцией с прогрессивным и пропорциональным обложением – в чем и достигается совершенствование налоговых доходов.

     На  сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов  в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников и литературы 

  1. Налоговый кодекс РФ ч.2. от 05.08.2000 №117-ФЗ принят ГД ФС РФ от 19.07.2000г. (ред. от 22.06.2009) // Правовая база «Консультант Плюс»
  2. Актуальные налоговые проблемы: взгляд с разных сторон [Текст] // Финансы. – 2008. - №8. – С.30-34.
  3. Бодрова, Т.В. Налоговый учет и формирование учетной политики для целей налогообложения [Текст] / Т.В. Бодрова. – М.: Дашков и К, 2008. – 260с.
  4. Боровикова, Е.В. Налоговое регулирование межбюджетных отношений в муниципальных образованиях [Текст] / Е.В. Боровикова // Финансы. – 2008. - №1. – С. 20-23.
  5. Горский, И.В. Налоговая составляющая бюджета в условиях экономического кризиса [Текст] / И.В. Горский // Финансы. – 2009. - №10. – С. 44-48.
  6. Дадашев, А. О стимулирующем потенциале налоговой политики [Текст] / А. Дадашев // Экономист. – 2009. - №8. – С. 45-50.
  7. Дмитриева, Н.Г. Налоги и налогообложение в РФ [Текст]: учебник для вузов / Н.Г. Дмитриева. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 512с.
  8. Иванова, Н.Г. Налоги и налогообложение [Текст] / Н.Г. Иванова. – СПб.: Питер, 2010. – 304с.
  9. Иохин, В.Я. Экономическая теория [Текст]: учебник / В.Я. Иохин. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 964с.
  10. Караваева, И.В. О тенденциях изменений в налоговой сфере [Текст] / И.В. Караваева // Финансы. – 2008. - №5. – С. 35-38.
  11. Кашин, В.А. Налоговая система: как её сделать более эффективной [Текст] / В.А. Кашин // Финансы. – 2008. - №10. – С. 39-43.
  12. Корсун, Т.И. Налогообложение коммерческой деятельности [Текст] / Т.И. Корсун. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 384с.
  13. Курс экономической теории [Текст] : учебник / под ред. М.Н. Чепурина. – СПб.: Питер, 2010. – 848с.
  14. Лобанов, А.В. О содержании и формах налогового контроля [Текст] / А.В. Лобанов // Финансы. – 2008. - №3. – С. 30-33.
  15. Лукаш, Ю.А. Налоги и налогообложение в РФ [Текст]: учебник для вузов / Ю.А. Лукаш. – М.: Книжный мир, 2008. – 848с.
  16. Лыкова, Л.Н. Налоги налогообложение в России [Текст] / Л.Н. Лукаш. – М.: Март, 2008. – 96с.
  17. Майбуров, И.А. Теория и история налогообложения [Текст]: учебник для вузов / И.А. Майбуров. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 495с.
  18. Налоги и налогообложение [Текст]: учебник / под ред. М. В. Романовского. – СПб.: Питер, 2009. – 528с.
  19. Налоги и налогообложение [Текст]: учебное пособие / под ред. Б.Х. Алиева. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 416с.
  20. Налогообложение [Текст]: учебник / под ред. И.К. Салитганова. – М.: Проспект, 2008. – 424с.
  21. Незмайкин, В.Н. Налоговая политика: состояние и перспективы [Текст] / В.Н. Незмайкин // Финансы. – 2009. - №12. – С. 35-40.
  22. Никиткова, У.О. Повышение роли налогов в обеспечении финансовой самостоятельности местных бюджетов [Текст] / У.О. Никиткова // Финансы. – 2009. - №10. – С. 25-29.
  23. Пансков, В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации [Текст]: учебник / В.Г. Пансков. – М.: Финансы м статистика, 2010. – 464с.
  24. Райзберг, Б.А. Курс экономики [Текст]: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 672с.
  25. Рыманов, А.Ю. Налоговая амнистия: замысел и результаты [Текст] / А.Ю. Рыманов // Финансы. – 2008. - №4. – С.27-30.
  26. Соколов, М. Налоговая нагрузка и ее регулирование [Текст] / М. Соколов // Экономист. – 2008. - №3. – С. 54-63.
  27. Станковская, И.К. Экономическая теория [Текст]: учебник / И.К. Станковская. – М.: Эксмо, 2009. – 448с.
  28. Тютюрюков, Н.Н. Региональные и местные налоговые доходы [Текст] / Н.Н. Тютюрюков // Финансы. – 2008. - №4. – С. 31-34.
  29. Цветков, И.В. Об эффективной модели взаимоотношений в налоговой сфере [Текст] / И.В. Цветков // Финансы. – 2008. - №8. – С. 38-40.
  30. Черник, Д.Г. Оптимизация налогообложения [Текст]: учебно-практическое пособие / Д.Г. Черник. – М.: ТК Велби, 2009. – 336с.
  31. Шмелев, Ю.Д. О налоговом механизме перераспределения доходов [Текст] / Ю.Д. Шмелев // Финансы. – 2008. - №8. – С. 38-42.
  32. Экономическая теория [Текст]: учебник / под ред. А.И. Добрынина. – СПб.: Питер, 2009. – 448с.
  33. Экономическая теория [Текст]: учебник для студентов вузов / под ред. В. Д. Камаева. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 192с.
  34. Юткина, Т.Ф. Налоги и налогообложение [Текст]: учебник. – М.: ИНФРА – М, 2008. – 429с.

Информация о работе Налоговая система России и основные пути её совершенствования