Налоговая система России и основные пути её совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 20:05, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является более подробное изучение налоговой системы России и выработка предложений по ее совершенствованию в интересах всех участников налоговых отношений.
Объект исследования - налоговая система РФ.
Предметом исследования – направления совершенствования налоговой системы России.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
- раскрыть сущность налогов и налоговой системы;
- дать характеристику принципам налогообложения;
- рассмотреть виды налогов;
- охарактеризовать трансформацию налогообложения в России;
- сформулировать направления по совершенствованию налоговой системы России.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………с.3
1 Налоговая система: общая характеристика……………………………....с.5
1.1 Сущность налогов и налоговой системы…………………………….с.5
1.2 Принципы налогообложения……………………………………….....с.9
1.3 Виды налогов…………………………………………………………..с.13
2 Особенности налоговой системы в России………………………………...с.20
2.1 Трансформация налогообложения в России…………………………с.20
2.2 Основные направления совершенствования налоговой
системы России…………………………………………………………….с.24
Заключение ………………………………………………………………………с.29
Список использованных источников и литературы……

Работа состоит из  1 файл

Налоговая система России и основные направления ее совершенс.doc

— 241.00 Кб (Скачать документ)

     4. Каждый налог должен быть так  задуман и разработан, чтобы он  брат и удерживал из кармана  народа возможно меньше сверх  того, что он приносит казначейству государства.

     Как видно из приведенного текста, Смит исходил из следующих принципов налогообложения: (17, С. 85)

     - равномерность, то есть равнонапряженность налоговых изъятий, единство требований государства к налогоплательщикам, всеобщность налоговых правил;

     - определенность, означающая четкость, ясность, стабильность основополагающих характеристик налоговой системы, их неизменность в течение длительного периода времени - это касается в первую очередь перечня взимаемых налогов и уровня налогового изъятия;

     - простота и удобство, понимаемые в прямом смысле этих слов;

     - неотягощенность, то есть умеренность налогов, относительно невысокий уровень налоговых сумм, уплата которых не ложится тяжким бременем на налогоплательщика.

     В рационально построенной системе  налогообложения проявляется стремление соблюдать эти принципы, однако на практике последние два принципа реализуются не всегда. Поскольку налоги используются как инструмент экономической и структурной политики, уровень налогового бремени, определяемый как отношение суммы налоговых платежей к величине налогооблагаемого или общего дохода налогоплательщиков, устанавливается в зависимости от конкретных задач государственного регулирования и особенностей экономической ситуации.

     Однако, хотя налоги во всяком обществе имеют обязательный характер, тем не менее одностороннее рассмотрение налогового инструментария как прямой производной властных, административных полномочий государства явно недостаточно. Формирование налоговой системы происходит на стыке взаимодействия рыночных механизмов и механизмов административно-распорядительных. Поэтому, с одной стороны, установление и взимание налогов есть прерогатива власти, а с другой — формирование перечня налогов и установление уровня налогового бремени на организации и население диктуется условиями рынка и уровнем развития экономики.

     Перечисленные выше исторически сложившиеся принципы оказались применимыми и к  современному налогообложению. Однако по мере развития регулирующей функции государства в сфере налогообложения пришлось расширить их перечень. В ходе формирования нынешней российской налоговой системы было проявлено стремление использовать следующие принципы: (9, С. 327)

     - всеобщность — охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы, и части субъектов, владеющих имуществом;

     - стабильность — устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени;

     - равнонапряженность (платежеспособность) — взимание налогов по идентичным для всех налогоплательщиков ставкам, в доле от дохода/прибыли с тем, чтобы относительная налоговая нагрузка была примерно равной для субъектов с разными уровнями доходов;

     - обязательность — принудительность налога, неизбежность его выплаты;

     - социальная справедливость — установление налоговых ставок и налоговых льгот таким образом, чтобы они ставили всех в примерно равные условия в отношении налоговой нагрузки и оказывали щадящее воздействие на низкодоходные организации и группы населения;

     - горизонтальная справедливость — находящиеся в равном положении по уровню доходов должны трактоваться налоговыми законами одинаково;

     - вертикальная справедливость — находящиеся в неравном положении по уровню доходов должны трактоваться налоговыми законами неодинаково.

     Легко видеть, что наряду с заимствованием давно установленных принципов предпринята и попытка их модернизации. Вместе с тем представляется, что современные принципы налогообложения должны предусматривать еще по крайней мере три пункта.

     Во-первых, налоги не должны подавлять и тем более убивать заинтересованность коллективов и работников в повышении дохода и прибыли.

     Во-вторых, налоги должны обладать сбалансированностью  в том смысле, что их величина вместе с другими поступлениями в бюджет должна уравновешивать государственные расходы, которые в противном случае надо уменьшать.

     В-третьих, налогообложение не должно приводить к снижению реальных доходов граждан ниже предельно допустимого уровня, определяемого величиной прожиточного минимума.

     Естественно, что построить систему налогообложения, отвечающую всем перечисленным принципам, крайне нелегко. Многие из требований, диктуемых ими, трудносовместимы, противоречивы. В этом наряду с экономической нестабильностью, недостаточностью средств государственного и муниципального бюджетов состоит причина постепенно преодолеваемой неустойчивости российского налогового законодательства, изменения видов налогов и налоговых ставок.

     Впрочем, динамичность налогов свойственна большинству государственных систем. Все дело в том, что налоги представляют собой ядро налоговой политики государства, а сама налоговая политика — часть экономической политики и социально-политического курса страны в целом. Так что колебания политического, экономического, социального курсов способны порождать изменения в системе налогообложения. К тому же следует иметь в виду, что на долю налогов приходится 80—90% поступлений в государственный бюджет (29, С. 38), поэтому любое крупное регулирование бюджета, связанное прежде всего с возникновением, усилением или ослаблением бюджетного дефицита, не может не коснуться налогов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Виды налогов 

     Налоги  весьма разнообразны по видам и образуют довольно разветвленную совокупность. Попытки унифицировать налоги, уменьшить количество их видов пока не имели успеха. Из истории известно имя американского ученого Генри Джорджа, предлагавшего свести все налоги к одному — налогу на землю. И хотя уже более 100 лет последователи Г. Джорджа, в числе которых были Лев Толстой, Уинстон Черчилль, Сунь Ятсен, настоятельно проповедуют его учение, количество видов налогов не уменьшается, а увеличивается. Возможно, это происходит потому, что правительствам удобнее вместо одного большого налога взимать множество не столь больших, в этом случае налоговые поборы становятся менее заметными и не столь чувствительными для населения.

     Налоги  делятся на разнообразные группы по многим признакам. Они классифицируются:

     - по характеру налогового изъятия: прямые и косвенные;

     - по уровням управления: федеральные, региональные, местные, муниципальные – см. приложение Б; (19, С. 206)

     - по субъектам налогообложения: налоги с юридических и физических лиц;

     - по объектам налогообложения:  налоги на товары и услуги, налоги на доходы, прибыль, прирост рыночной стоимости капиталов, налоги на недвижимость и имущество и так далее;

     - по целевому назначению налога: общие, специальные.

     Проанализируем  прежде всего разделение налогов  на прямые и косвенные.

     Прямые  налоги взимаются непосредственно по ставке или в фиксированной сумме с дохода или имущества налогоплательщика, так что он ощущает их как видимые, очевидные, прямые потери вследствие уменьшения своего дохода на величину налоговых изъятий либо в связи с необходимостью вносить налог, например, на имущество из других собственных источников. К прямым налогам относятся подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций, имущественные налоги, налоги с наследств и дарений, земельный налог, налоги, регулирующие процессы природопользования, и ряд других.

     Косвенные налоги изымаются иным, менее заметным образом, посредством введения надбавок к ценам на товары и услуги, уплачиваемых покупателем и поступающих в государственный бюджет. К косвенным налогам могут быть отнесены акцизные налоги, таможенные пошлины - налоги на экспорт и импорт, налог с продаж, налог с оборота, налог на добавленную стоимость. Косвенные налоги именуют еще безусловными в связи с тем, что они не связаны непосредственно с доходом налогоплательщика и взимаются вне зависимости от конечных результатов деятельности, получения прибыли.

     Прямые  налоги распространяются на стадии производства и реализации продукции, косвенные — в большей степени регулируют процессы распределения и потребления. Поэтому если прямые налоги — это налоги на доходы и богатство, то косвенные можно в определенном смысле считать налогами на расходы, подчеркивая тем самым, что они в большей мере относятся к стадии потребления.

     Представляется  целесообразным относить налоги к прямым или косвенным на основе признака совпадения или несовпадения объекта и источника налогообложения. В соответствии с таким подходом прямые налоги — это такие налоги, для которых источник и объект налогообложения идентичны, а косвенные — те, для которых источник и объект не совпадают.

     Идентифицируем  основные виды налогов, следуя указанным  признакам.

     К прямым налогам относят: (13, С. 178)

     1. Налог на доходы физических лиц. Источник и объект совпадают непосредственно.

     2. Налог на прибыль корпораций. И объект, и источник—облагаемая прибыль.

     3. Налог на доходы от денежных капиталов. Источник и объект налогообложения один и тот же: дивиденды, проценты от облигаций, проценты, получаемые по вкладам в банках.

     К косвенным налогам относят:

     1. Поземельный налог. Исчисление налога на землю практически повсеместно осуществляется в абсолютных суммах, взимаемых с единицы земельной площади. Источником уплаты налога являются денежные средства собственника земли, а объектом — земельная площадь в натуральном выражении.

     2. Поимущественный налог. Объектом налогообложения является имущество юридического или физического лица в стоимостном выражении, то есть овеществленный прошлый доход налогоплательщика, а источником — его наличные денежные средства.

     3. Налог с наследств и дарений. Объект налогообложения — имущество, передаваемое в наследство или в дар, а источник уплаты налога — деньги субъекта налогообложения. В РФ этот налог отменен.

     4. Налог на ценные бумаги. Конструкция налога внутренне противоречива, поскольку он состоит из двух разнородных частей: (12, С. 191)

     а) налога на эмиссию акций, облигаций  и других ценных бумаг, взимаемого с акционерных компаний;

     б) налога на биржевые сделки, взимаемого при переходе права собственности на ценные бумаги.

     В первом случае объектом налогообложения  является стоимость ценных бумаг - доход от продажи акций, так что источник совпадает с объектом, и налог является прямым. Налог на биржевые сделки — это скорее аналог имущественного налога, уплачиваемого всякий раз при переуступке права собственности. Объектом является стоимость ценных бумаг, а источником — текущие средства субъекта налогообложения. Такой налог следует считать косвенным.

     5. Акциз. Представляет собой классический налог на цену товара. Объектом налогообложения является цена или облагаемый оборот. Источник уплаты акцизов — средства потребителей, покупателей. Источник и объект не совпадают.

     6. Налог с оборота. Объектом налогообложения является облагаемый оборот товаров в денежном исчислении. Источником могут служить как средства потребителей, так и доходы производителей. Объект и источник не совпадают. В РФ не применяется.

     7. Налог на добавленную стоимость. Объект налогообложения — добавленная стоимость на каждой стадии производства и реализации товаров, работ, услуг. Источником могут быть как средства потребителя, так и доходы производителя в зависимости от результатов перераспределения налогового бремени.

     8. Налог на вмененный доход предпринимателя. Объектом налогообложения служит предполагаемый, ожидаемый, расчетный доход предпринимателя, именуемый вмененным. По замыслу это прямой налог, но если реальный доход меньше вмененного, то налог становится косвенным.

     Виды  налогов различаются также в зависимости от характера налоговых ставок. Напомним, что налоговой ставкой называют процент или долю подлежащих уплате средств, а еще точнее — размер налога в расчете на единицу налогообложения: на рубль дохода, на автомобиль, на собаку, на гектар земли. В зависимости от налоговых ставок налоги делятся на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Информация о работе Налоговая система России и основные пути её совершенствования