Налоговая система России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 22:27, контрольная работа

Описание

Исходя из цели в работе поставлены следующие задачи:

раскрыть сущность налогов, принципы налогообложения;
рассмотреть основные виды и функции налогов;
проанализировать современное состояние экономики России.

Содержание

Введение... 2

1. Понятие и сущность налогов и сборов 4

2. Структура налоговой системы РФ 5

3. Участники налоговых отношений 8

4. Эволюция налоговой системы РФ 18

Заключение 19

Задача 1 22

Задача 2 27

Задача 3 31

Список использованной литературы 35

Работа состоит из  1 файл

кр по налогам 2010.doc

— 189.50 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования РФ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

  ИНСТИТУТ 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  дисциплине «Налоги и налогообложение»

на тему:

Налоговая система России 

             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
 
 

Архангельск

2010

    СОДЕРЖАНИЕ 

Введение... 2

1. Понятие и сущность налогов и сборов 4

2. Структура  налоговой системы РФ 5

3. Участники  налоговых отношений 8

4. Эволюция налоговой системы РФ 18

 Заключение 19

Задача 1 22

Задача 2 27

Задача 3 31

Список  использованной литературы  35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Налоги  являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

     В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа. На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Очень часто оно прибегает к помощи откупщиков. На втором этапе (XVI - начало XIX вв.) в стране возникает сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство берет часть функций на себя: устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамками. Роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика. И, наконец, третий, современный, этап - государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов, ибо правила обложения успели выработаться. Региональные органы власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.

     Налоги  всегда были и продолжают оставаться одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства.

     Налоговые отношения регулируются не только принятыми  главами Кодекса, но и более чем 20 федеральными законами, а также  десятком постановлений федерального правительства, многочисленными инструкциями, методическими рекомендациями и письмами Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ, Министерства РФ по налогам и сборам. Кроме того, в каждом субъекте Федерации продолжает существовать большое число законодательных и нормативных актов, регулирующих порядок начисления и уплаты региональных и местных налогов.

     Исходя  из цели в работе поставлены следующие  задачи:

    • раскрыть сущность налогов, принципы налогообложения;
    • рассмотреть основные виды и функции налогов;
    • проанализировать современное состояние экономики России.

     1. Понятие и сущность налогов и сборов

     Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

     Налог собирают в бюджет на основе:

  1. обязанности уплаты налога всеми лицами, определенными в качестве субъектов налогообложения;
  2. индивидуальности определения величины налога в отношении каждого налогоплательщика;
  3. безвозмездности уплачиваемых сумм;
  4. отчуждения доли денежных средств, принадлежащих организации или физическому лицу.

     Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств.

     Налоги  выполняют три важнейшие функции:

     1. Обеспечение финансирования государственных  расходов (фискальная функция),

     2. Поддержание социального равновесия  путем изменения соотношения  между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция),

     3. Государственное регулирование  экономики (регулирующая функция).

     Наиболее  последовательно реализуемой функцией налогов является фискальная. Она  проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Посредством осуществления фискальной функции образуется централизованный денежный фонд государства, становится возможным перераспределение части стоимости национального дохода в пользу определенных групп общества.

     Таким образом, фискальная функция создает  объективные условия для вмешательства  государства в экономику, которое  реализуется посредствам регулирующей функции налогообложения.

     Регулирующая  функция налогов заключается в следующем:

     1. Установление и изменение системы  налогообложения,

     2. Определение налоговых ставок, их  дифференциация,

     3. Предоставление налоговых льгот.

     Регулирующая  функция налогов в современных  условиях не только в том, чтобы максимально освободить прибыль и доходы от налогов, сколько в стремлении создать жесткую количественную зависимость между размерами налоговых льгот, предоставляемых хозяйствующему субъекту, и его конкретными хозяйственными акциями.

     2. Структура налоговой системы РФ

     Совокупность  предусмотренных законодательством  налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а так  же принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, уплаты, взимания и контроля образует налоговую систему.

     Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке на территории страны. При формировании налоговой системы исходят из следующего ряда принципов:

     1. Виды налогов, порядок их расчетов, сроки уплаты и ответственность за уклонение от налогов имеют силу закона.

     2. Сочетание стабильности и гибкости  налоговой системы должны обеспечить  соблюдение экономических интересов  участников общественного производства. Правила применения налогов должны  быть стабильны: ставки, виды, элементы налоговой системы должны меняться при изменении экономических условий редко, т.к это позволяет планировать деятельность.

     3. Обязателен механизм защиты от  двойного налогообложения.

     4. Налоги должны быть разделены  по уровням изъятия.

     5. Ставки налогообложения должны быть едиными для всех предприятий. Равные доходы при равных условиях их получения должны облагаться одинаковыми по величине налогами. С равных доходов при разных условиях их получения должны взиматься разные налоги.

     6. Единая налоговая ставка должна дополняться системой налоговых льгот, носящей целевой и адресный характер, связанный с социальной сферой, стимулированием НТП, защитой окружающей среды. Как правило, обязательна активная поддержка предпринимательства.

     7. Система налогообложения должна быть комплексной при умелом сочетании разных способов налогообложения. Объекты налогообложения разнообразны: психологически легче платить много маленьких налогов, чем один большой.

     8. Обязательны простота, равномерность,  точность, удобство по форме, экономность сбора, избежание чрезмерной тяжести. Налоги по способу взимания бывают прямыми и косвенными. Прямые налоги взимаются государством непосредственно с доходов и имущества налогоплательщиков. Объектом налога выступает доход (зарплата, прибыль, процент и т.п.) и стоимость имущества налогоплательщиков (земля, основные средства и т.п.)

     Построение  налоговой системы характеризуется  наиболее значимыми функциональными  внутренними взаимосвязями между  ее элементами. Одним из основных условий  эффективного функционирования любой системы является требование о том, что поведение каждого элемента может повлиять на функционирование ее в целом, но не может сделать это независимо от других элементов. Данное условие реализуется в налоговой системе в полной мере.

     Налогоплательщики могут в некоторой степени  оказывать обратное воздействие  на другие элементы налоговой системы, в частности обжаловать решения  налоговых администраций, через  избирательное право косвенно влиять на законодательство, трактовать все законодательные неясности в свою пользу, но они, безусловно, занимают наиболее подчиненное положение. Это обусловливается основным признаком налога - его обязательностью и доминирующей функцией налогового платежа - фискальной.

     Наиболее  значительное обратное влияние на законодательную базу оказывает налоговое администрирование, которое в процессе функционирования выявляет несоответствия и нестыковки налогового законодательства.

     Налоговая система подвержена постоянному  изменению под действием как  внутри-, так и внешнесистемных факторов (воздействий), т.е. она является не статической, а динамической системой.

     Налоговая система РФ строится по территориальному принципу и состоит из трех уровней  в зависимости от уровня управления процессом налогообложения: федеральный (на уровне РФ), региональный (на уровне республик в составе РФ, краев, областей, городов федерального значения) и местный (на уровне муниципальных образований).

     По  своей общей структуре, принципам  построения и перечню налоговых  платежей российская налоговая система в основном соответствует системам налогообложения юридических и физических лиц, действующим в странах с рыночной экономикой.

     В первую очередь систему налогов  Российской Федерации необходимо характеризовать  как совокупность федеральных, региональных и местных налогов. Первой частью НК РФ установлено в целом четырнадцать видов налогов и сборов, в том числе девять федеральных, три региональных и два местных налогов. Кроме того, НК РФ предусмотрена возможность применения специальных налоговых режимов, при которых устанавливаются соответствующие федеральные налоги с одновременным освобождением от уплаты отдельных федеральных, региональных и местных налогов. В настоящее время в российской налоговой системе установлены четыре вида таких налогов.

     Особое место в российской налоговой системе занимает единый социальный налог, поступления по которому зачисляются как в бюджетную систему страны, так и в соответствующие государственные внебюджетные социальные фонды.

     При этом важно подчеркнуть, что перечень региональных и местных налогов стал исчерпывающим, т.е. ни один орган законодательной власти субъекта Федерации и представительный орган местного самоуправления не имеют права ввести ни одного налога, не предусмотренного НК РФ. Это качественно изменило условия хозяйствования для предприятий, достаточно резко повысило их уверенность в незыблемости налоговой системы.

     Российская  система налогообложения в части  соотношения косвенного и прямого  налогообложения задумывалась исходя из того, что фискальную задачу должны выполнять преимущественно косвенные налоги, в то время как прямые налоги - роль экономического регулятора доходов корпораций и физических лиц. Одновременно налоговую систему России по обеспечению доходной части государственного бюджета с момента ее образования и на протяжении всего периода формирования принято считать системой с преобладанием косвенного налогообложения.

Информация о работе Налоговая система России