Налоговая система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 17:35, контрольная работа

Описание

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа.docx

— 59.29 Кб (Скачать документ)

     Начиная с 30-х годов роль и значение налогов в СССР резко уменьшаются, налоги выполняют несвойственные им функции. Налоги используются как орудие политической борьбы с кулаками и частными сельхозпроизводителями. Постепенно, в связи с изменением и ужесточением внутренней политики СССР, свертывания НЭПа, индустриализацией и коллективизацией, система налогообложения была заменена административными методами изъятия прибыли предприятий и перераспределением финансовых ресурсов через бюджет страны. Фискальная функция налога практически утрачивает свое значение.

     В 1930-1932 г.г. в СССР была проведена кардинальная налоговая реформа, в результате которой была полностью упразднена система акцизов, а все налоговые платежи предприятий были унифицированы в двух основных платежах - налоге с оборота и отчислениях от прибыли. Были объединены некоторые налоги с населения и значительное их число отменено. Вся прибыль промышленных и торговых предприятий, за исключением нормативных отчислений на формирование фондов, изымалась в доход государства. Таким образом, доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий валового национального продукта, производимых на основе государственной монополии.  
Существование налогов в этой ситуации теряло свой смысл. Существующие налоги с населения не имели большого значения в бюджете государства. Однако в связи с началом Великой Отечественной войны были введен военный налог (отменен в 1946 году). Основным налоговым платежом того периода выступал налог с оборота, своего рода акциз на товары народного потребления - хрусталь, мебель, кофе, автомобили, спиртное и т.д. Достаточно сказать, что в 1954 году поступления от налога с оборота составляли 41 % в составе всей доходной части бюджета.

     Смена высшего руководства страны  и проведение тех или иных  политических компаний непосредственно  отражалась на советских налогах.  Программа Н. Хрущева по "активному  строительству коммунизма" привела  к отмене в мае 1960 года налога  с заработной платы рабочих  и служащих. В третьей Программе  КПСС, принятой на XXII съезде КПСС 31 октября 1961 года предполагалась  полная отмена налоговых платежей  с населения.

     К началу реформ середины 80-х  годов более чем 90 % Государственного  бюджета Советского Союза, как  и его отдельных республик  формировалось за счет поступлений  от народного хозяйства. Налоги  с населения (прямые) занимали  незначительный удельный вес,  примерно 7-8 % всех поступлений бюджета.

     Эпоха перестройки и постепенного переход на новые условия хозяйствования с середины 80-х годов объективно вызвала возрождение отечественного налогообложения. Уже в конце 80-х годов предпринимается серьезная попытка повысить налоговые ставки на прибыль кооперативов. 14 июля 1990 года был принят Закон СССР "О налогах с предприятий, объединений и организаций" - первый унифицированный нормативный акт, урегулировавший многий налоговые правоотношения в стране.

     Августовские события 1991 года ускорили процесс распада СССР и становления России как политически самостоятельного государства. Молодому российскому государству срочно было необходимо создать свою систему формирования доходной части бюджета. Именно в этот период была осуществлена широкомасштабная комплексная налоговая реформа, были подготовлены и приняты основополагающие налоговые законы: Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "О налоге на прибыль предприятий и организаций"11 (далее - Закон о налоге на прибыль), Закон Российской Федерации от 6 декабря 1991 года "О налоге на добавленную стоимость"12 (далее - Закон о налоге на добавленную стоимость), Закон Российской Федерации от 7 декабря 1991 года "О подоходном налоге с физических лиц"13 (далее - Закон о подоходном налоге).

     В декабре 1991 года налоговая  система России в основном  была сформирована. К настоящему  времени в эти законы были  внесены и постоянно вносятся  изменения и дополнения. 

    Система налогов и сборов в Российской Федерации

  • Основны законодательства о налогах и сборах

     Важно  определить  основные принципы налогообложения. Как правило, они заключаются в следующем:  

1. Уровень  налоговой  ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика,  т.  е. уровня доходов.

2. Необходимо  прилагать все усилия,  чтобы  налогообложение доходов носило  однократный характер. Многократное  обложение дохода или капитала  недопустимо. 

3.Обязательность  уплаты налогов. Налоговая система  не должна оставлять  сомнений  у  налогоплательщика в неизбежности  платежа (принцип обязательности).

4. Система  и  процедура  выплаты  налогов должны быть простыми, понятными и  удобными  для  налогоплательщиков  и экономичными для учреждений, собирающих налоги (принцип подвижности).

5. Налоговая система должна быть гибкой и легко  адаптируемой к   меняющимся   общественно-политическим  потребностям (принцип эффективности).

6.  Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого  ВВП  и  быть  эффективным  инструментом государственной экономической  политики.

     Исходя из федеративного устройства Российской Федерации и в соответствии с конституционным принципом разделения властей в ст.1 Налогового Кодекса устанавливает понятие и состав законодательства о налогах и сборах.

     В этой связи необходимо учитывать, что установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

     Ст.1 Налогового Кодекса определяет  четыре уровня системы законодательства о налогах и сборах, которые осуществляют основное правовое регулирование отношений в сфере налогообложения в Российской Федерации:

  • Налоговый кодекс РФ (кодифицированный акт высшей юридической силы);
  • федеральные законы о налогах и сборах, принятые в соответствии с Налоговым кодексом;
  • законы и иные нормативные акты законодательных (представительных) органов субъектов федерации;
  • нормативные акты представительных органов местного самоуправления

     Согласно ст. 3 Налогового Кодекса часть 1, каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

     Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

     Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

     Не допускается устанавливать  налоги и сборы, нарушающие  единое экономическое пространство  Российской Федерации и, в частности,  прямо или косвенно ограничивающие  свободное перемещение в пределах  территории Российской Федерации  товаров (работ, услуг) или финансовых  средств, либо иначе ограничивать  или создавать препятствия не  запрещенной законом экономической  деятельности физических лиц  и организаций.

     При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

     Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). 

  • Понятие налогов и сборов

      Согласно ст. 8 Налогового Кодекса часть 1, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

     Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). 

  • Виды  налогов и сборов

     Согласно  ст. 12  Налогового Кодекса  РФ в  Российской Федерации,  части 1 устанавливаются следующие  виды налогов и сборов: федеральные,  региональные и местные.

     В Российской Федерации" введена трехуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физических лиц.

     Первый уровень — это федеральные  налоги России. Они действуют  на территории всей страны  и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

     Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены Налоговым Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

    К федеральным налогам и сборам относятся:

    1) налог на добавленную стоимость;

    2) акцизы;

    3) налог на доходы физических  лиц;

    4) единый социальный налог;

    5) налог на прибыль организаций;

    6) налог на добычу полезных ископаемых;

    7) налог на наследование или  дарение;

    8) водный налог;

    9) сборы за пользование объектами  животного мира и за пользование  объектами водных биологических  ресурсов;

    10) государственная пошлина. 

     Второй уровень — налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов (региональные налоги).

     Региональными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

     Региональные налоги вводятся  в действие и прекращают действовать  на территориях субъектов Российской  Федерации в соответствии с  НК РФ и законами субъектов  Российской Федерации о налогах.

     При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.

     Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым Кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

    К региональным налогам относятся:

    1) налог на имущество организаций;

    2) налог на игорный бизнес;

    3) транспортный налог.

     Третий уровень — местные налоги, то есть налоги городов, районов, поселков и т.д. В понятие "район" с позиций налогообложения не входит район внутри города. Представительные органы (городские Думы) городов Москвы и Санкт-Петербурга имеют полномочия на установление как региональных, так и местных налогов.

Информация о работе Налоговая система Российской Федерации