Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 04:15, курсовая работа
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. В современном цивилизованном обществе налоги - основной источник доходов государства.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………....3 Общая характеристика налоговой системы таджикистана
1.1 Особенности налогообложения в Республике Таджикистан………..5
1.2 Общегосударственные налоги Таджикистана………………………..8
1.3 Местные налоги Таджикистана……………………………………...14
2 Характеристика налогового администрирования республики таджикистан
2.1 Принципы создания нормативно-правовой базы в сфере налогового регулирования………………. …………………………………………………..18
2.2 Органы, осуществляющие контроль и регулирование налогов в Таджикистане……………………………………………………...……………..21
2.3 Порядок организации налогового контроля в Таджикистане…...…25
3 Применение международного опыта в сфере налогообложения
3.1 Особенности налогообложения нерезидентов Таджикистана……..33
3.2 Применение международных соглашений в области налогообложения………………………………………………………………..37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...………43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………….………..46
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.1 Особенности налогообложения в Республике Таджикистан………..5
1.2 Общегосударственные налоги Таджикистана………………………..8
1.3 Местные налоги Таджикистана………
2 Характеристика
налогового администрирования
2.1 Принципы создания нормативно-
2.2 Органы, осуществляющие
контроль и регулирование налогов в Таджикистане………………………………………………
2.3 Порядок организации налогового контроля в Таджикистане…...…25
3 Применение международного опыта в сфере налогообложения
3.1 Особенности налогообложения
нерезидентов Таджикистана……..
3.2 Применение международных
соглашений в области налогообложения………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………….………..46
ВВЕДЕНИЕ
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. В современном цивилизованном обществе налоги - основной источник доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Совокупность
налогов, сборов, пошлин и других платежей,
взимаемых в установленном
Налоговая система Таджикистана складывается под влиянием различных экономических, политических и социальных условий. Ее задачи - обеспечение государства финансовыми ресурсами с помощью перераспределения национального дохода; противодействие спаду производства, создание благоприятных условий для развития предпринимательства; реализация социальных программ.
В настоящее время налоговая система Республики включает в себя два направления:
Данная тема актуальна, так как на примере модели налоговой политики Таджикистана можно понять, к чему необходимо стремиться и чего избегать.
Основной целью данной курсовой работы является изучение системы налогообложения Таджикистана. Исходя из цели, можно сформулировать ряд задач:
Предметом исследования в курсовой работе является механизм функционирования налоговой системы Республики Таджикистан.
Методологической основой исследования является системный подход к предмету исследования, реализуемый посредством таких общенаучных методов, как метод научной абстракции, анализ, сравнение, моделирование.
Информационной базой данной работы послужили различные учебные пособия по предметам: налоги и налогообложение, налоговые системы зарубежных государств; статьи периодических изданий; налоговый кодекс Республики Таджикистан.
1 Общая характеристика налоговой системы таджикистана
1.1 Особенности налогообложения в республике Таджикистан
Налоги в настоящее время представляют важнейший источник или средство для удовлетворения общих потребностей государства. [3]
Налоги являются одним
из признаков государства. Денежные
средства, полученные посредством взимания
налогов, позволяют государству
осуществлять поставленные перед ним
задачи и функции, независимо от формы
государственного устройства, правления
или политического режима.
Важной опорой любого как развивающегося,
так и развитого государства является
формирование его собственной налоговой
системы.
После перехода к рыночным
отношениям процесс формирования налоговой
системы и налоговых
Определяющее значение для формирования налоговой политики, системы налогов и налоговой службы Таджикистана имеет введение в действие с 1 января 1999 года Налогового кодекса. Этот документ регламентирует общие положения налоговой системы Республики Таджикистан, перечень действующих налогов и сборов, порядок их введения, исчисления, взимания и отмены, а также весь комплекс взаимоотношений государства с налогоплательщиками и их агентами.
Поступления от общегосударственных
налогов распределяются между республиканским
и местным бюджетами, а также
государственными фондами. Платежи
по местным налогам поступают
в соответствующие местные
В Республике Таджикистан, так
же как и в большинстве стран
СНГ, сложилась двухуровневая
Рисунок 1 – Налоговая система Таджикистана
В рамках первого Налогового кодекса были объединены в один документ все основные административные положения, а также все конкретные налоги, которые администрировались в Республике Таджикистан. В ходе шестилетней практики применения в первый Налоговый кодекс было внесено множество поправок, что затрудняло его практическое использование.
Второй, новый, Налоговый
кодекс был принят в ноябре 2004 г.
и вступил в силу с 1 января 2005
г. На основе этого Кодекса были установлены
15 республиканских и 4 местных, всего
19 видов налогов. Хотя согласно названному
Кодексу были введены различные
виды налогов, последние три года
в доходах государственного бюджета
Таджикистана основную долю составляли
налог на добавленную стоимость
(НДС) (от 30 до 35%), налог на прибыль (от
25 до 32%), акцизный налог (от 5,4 до 9,0%) и
налог с населения (от 5,4 до 9,0%). Если
принять налоговые поступления
за 100%, то на долю выше указанных четырех
видов налогов приходилось
Происходящие коренные изменения
в политической, социально-экономической
и иных сферах жизни Республики Таджикистан,
связанные с формированием
Согласно ст. 3 Налогового
кодекса Республики Таджикистан
налоговая система Республики Таджикистан
представляет собой совокупность предусмотренных
настоящим Кодексом налогов, принципов,
форм и методов их установления,
изменения и отмены, уплаты и применения
мер по обеспечению их уплаты, а
также форм и методов налогового
контроля и ответственности за нарушение
налогового законодательства.
Налоги, сборы, пошлины и другие обязательные
платежи, взимаемые в установленном законодательном
порядке, являются источниками формирования
республиканского и местных бюджетов.
Согласно ст. 5 Налогового кодекса Республики Таджикистан налогом является платеж в государственный бюджет, носящий обязательный и индивидуально безэквивалентный характер. [5]
Несмотря на то что налоговое законодательство Республики Таджикистан, в отличие от законодательства других государств о налогах и сборах , содержит понятие "налоговая система", для реализации требований данного нормативного акта необходима активность субъектов финансовой деятельности государства. [6]
Нынешний этап - это этап
совершенствования налоговой
Таким образом, в нынешних условиях суверенного Таджикистана необходимо существование развитой и устойчивой налоговой системы, которая эффективно и справедливо служила бы интересам национального государства. Для достижения этой цели необходимо в первую очередь знание теории правового регулирования налоговых платежей и иных государственных сборов, а также практически эффективных и справедливых методов налогообложения.
1.2 Общегосударственные налоги Таджикистана
Общегосударственные налоги действуют на территории всей страны и формируют основу доходной части государственного бюджета.
Поступления от общегосударственных налогов распределяются между республиканским бюджетом и местными бюджетами в соответствии с бюджетным законодательством Республики Таджикистан.
Налоги исчисляются в денежном выражении и уплачиваются в национальной валюте Республики Таджикистан, если иное не установлено законодательством Республики Таджикистан. [5]
Общегосударственные налоги Республики Таджикистан представлены на рисунке – 2.
Рисунок 2 – Общегосударственные налоги Республики Таджикистан
С учетом части 7 статьи 2 настоящего Кодекса, освобождение от любого общегосударственного налога или изменение налоговой ставки, предусмотренных настоящим Кодексом, может осуществляться путем внесения изменений и дополнений в настоящий Кодекс. [5]
Плательщиками налога на добавленную стоимость являются все предприятия и организации вне зависимости от видов деятельности, форм собственности, ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм, численности работающих и т.д. Налогоплательщиками являются также индивидуальные, семейные, фермерские, частные предприятия, осуществляющие реализацию товаров, работ и услуг, облагаемых данным налогом, предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность на территории Республики, а также международные объединения и иностранные юридические лица, осуществляющие эту деятельность на территории Таджикистана.
Объектами обложения НДС являются налогооблагаемые операции и налогооблагаемый импорт. Согласно таджикскому налоговому законодательству налогооблагаемыми операциями являются поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг (кроме освобождённых от НДС). Стоимость налогооблагаемой операции определяется на основе суммы (стоимости, в том числе в натуральной форме), которую получает или имеет право получить налогоплательщик от клиента или от любого другого лица, включая любые пошлины, налоги и (или) другие сборы, но без учёта НДС.
Ставка НДС составляет 20% налогооблагаемого оборота и (или) налогооблагаемого импорта.
Налогоплательщиками акцизного налога являются все юридические и физические лица, осуществляющие производство подакцизных товаров на территории Таджикистана и импорт подакцизных товаров.
Объектом налогообложения
в отношении подакцизных
Механизм взимания налога на прибыль юридических лиц в Таджикистане во многом схож с механизмами его взимания в странах СНГ. Однако в Республике имеются определённые особенности в обложении данным налогом. В качестве плательщиков данного налога выступают предприятия и организации резидентные и иностранные. Ставки налога представлены на рисунке 3.
Рисунок 3 – Ставки налога на доходы организаций
В качестве объекта налогообложения
выступает разница между
Налог с продаж (хлопка-волокна и алюминия) имеет ограниченный круг применения. Плательщиками данного налога являются юридические и физические лица, осуществляющие поставки на внутренний и внешний рынки хлопкового волокна и алюминия первичного. Введение данного вида налога обусловлено тем, что хлопок и алюминий являются для Таджикистана стратегически важным экспортным сырьевым ресурсом и составляют одну из основных статей поступления государственного бюджета Республики.